Что такое сознание человека? Субъекты процесса сознания


Мировоззрение

05.08.2017

Снежана Иванова

Сознание представляет собой многоуровневую и многослойную систему, которая управляет деятельностью человека, его мыслями, поступками и действиями.

Что такое сознание человека? Мы привыкли вкладывать в это понятие очень многое: собственное мировосприятие, характеристики и свойства личности, умение управлять собой. На самом деле это понятие настолько широкое, что потребовалось бы много усилий, чтобы распределить «по полочкам» все составляющие, вникнуть в их сущность.

Сознание представляет собой многоуровневую и многослойную систему, которая управляет деятельностью человека, его мыслями, поступками и действиями. Человек — существо, наделенное разумом, а разум заставляет в полной мере работать сознание.

Личность невозможна вне общества. Именно по этой причине сознание способно меняться под воздействием социума. Как это происходит? Воспитываясь в обществе, человек никогда не может быть полностью от него свободен. На него влияют имеющиеся стереотипы и предрассудки. Нередко общество просто диктует индивиду свою волю, и он вынужден подчиниться мнению большинства. Так ломается индивидуальность и рождается социальная маска. Некоторые носят ее всю жизнь и, в конце концов, настолько сродняются с ней, что перестают замечать и понимать собственную бесконечную сущность.

Что включает в себя понятие и какими характеристиками оно обладает, расскажет данная статья.

Сознание отражает самооценку

Самооценка формируется еще в детстве. От того, какой она станет, во многом есть заслуга самого человека и, конечно, социума, который его окружает. Как часто мы в детстве слышим о себе нелестные отзывы или о том, что по какой – то неведомой причине уродились не такими хорошими, какими нас здесь ожидали увидеть. Если сознание сформировано в недостаточной степени, то человек будет стараться угодить мнению большинства, он фактически растворится в том, каким его видят другие и не сможет иметь собственного уникального голоса.

Самооценка личности складывается из нескольких составляющих: семья, окружение, друзья, социальные группы и объединения. Сознание при этом очень восприимчиво к тому, как все эти люди будут относиться к субъекту, какой опыт позволят ему получить.

Сознание формируется в семье

Роль родителей в формировании сознания ребенка очень велика и значительна. Это самые первые люди, которые закладывают в нас основы добра и зла, миропонимания в целом, учат быть индивидуальностью. Конечно, не во всех случаях происходит приобретение сугубо положительного опыта. Случается, что маленький человек замыкается в себе оттого, что не может найти свои уникальные, отличительные черты, не знает, кто он есть на самом деле. Сознанием ребенка, безусловно, можно руководить, направляя его развитие в нужное русло. Влияние семьи на сознание огромно. Можно как сделать из ребенка успешную личность, так и полностью сломать его индивидуальность.

Для ребенка важна и значительна поддержка родных, особенно на первых порах. Представьте, что вы начинаете какое – то серьезное дело. Вас, конечно же, одолевают тревоги, сомнения, различные беспокойства. Это и понятно: трудно двигаться в одиночку. Всегда хочется получить от близких людей хотя бы минимальную поддержку – она помогает поверить в то, что все получится. Если родители не оказывают такого воздействия на свое чадо, то сын ли дочка растут крайне неуверенными в себе. В будущем такой человек едва ли будет знать, чего он хочет на самом деле, он не сможет представить себе конечного результата.

Формирование сознания через отношение окружающих

Сознание всякого человека имеет прямую зависимость от того, каким его видят окружающие люди. Если отношение к нему достаточно лояльное или даже сугубо положительное, то личность прекрасно адаптируется в обществе, выражает себя и становится вполне себе счастливой. Тут многое зависит от того, какие планы и цели ставит перед собой человек. Отношение людей, находящихся рядом, может в определенный промежуток помочь личности, сделать ее твердой и самодостаточной. Научиться уважать собственную личность очень важно для человека. Пока мы не ценим и не любим себя не можем ожидать того же от окружающих. Почему? Да потому, что люди считывают нашу информацию о себе и именно так нас воспринимают, как мы сами о себе думаем. Здесь нет ничего удивительного, все закономерно.

Тот, кто доволен собственными достижениями, несомненно, будет вызывать уважение со стороны окружающих. Людям будет казаться, что перед ними в высшей степени успешная и неординарная личность. При этом реальные недостатки оппонента в этом случае остаются незаметными, невидимыми. И напротив, когда человек не может понять своего места в мире, сам не знает, что собой представляет его личность, то и окружающие учатся воспринимать его как нечто незначительное и несерьезное. Такой человек может быть весьма талантливым внутри себя, но до тех пор, пока он не обнаружит собственной ценности, его не смогут оценить окружающие. Сознание – это то, что формируется долгие годы. Здесь не может быть мелочей: важно абсолютно все, когда речь идет о становлении и развитии личности.

Мировоззрение отражает сознание

Сознание вмещает в себя множество граней нашей личности. Кто мы и зачем здесь находимся? Какие задачи должны решить? Представление о мире и о себе складывается из опыта, получаемого в течение всей жизни. Особенно важен и значим детский опыт. Впечатления маленького человека носят характер познающего сознания. Оно порой вмещает в себя так много, что не сразу удается понять, откуда взялись те или иные привычки, страхи, сомнения, неуверенность в себе или, напротив, желание доказывать собственную исключительность. А ведь каждый из нас хочет быть замеченным окружающими людьми. Иногда ради этой цели он готов на любые подвиги и свершения.

Сознание человека – это настолько глубокая ипостась, куда нельзя заглянуть и быстро что-то рассмотреть. Требуется огромная работа, чтобы только понять самого себя, суметь проработать свои зажимы и сомнения. Каким человек видит мир, так он относится и к самому себе. Данное утверждение уже давно доказано. Если человек не любит себя, всячески сомневается в своих талантах, способностях и вообще имеющейся возможности где – то в чем – то себя проявить, то и мир будет стараться выдвигать к нему самые жесткие требования. Такую личность, как правило, не замечают окружающие, она терпит множество несправедливо нанесенных обид. А все потому, что в сознание человека когда – то вошло негативное и неправильное представление о самом себе. И вот он привык ругать себя по всякому поводу, а не хвалить.

Тот, кто с самого детства знает себе цену, кому родители привили здоровое самоуважение, никогда не будет искать одобрения окружающих. Он и так знает, что достоин большего, чем даже то, что у него есть на данный момент. Такой человек не тратит лишнего времени на переживания, а сразу стремится к своей мечте, совершает необходимые шаги.

Наличие цели расширяет сознание

Цель обязательно должна быть как можно более конкретная. Без этого четкого выстраивания невозможно ничего достичь в жизни. Человек никогда не будет удовлетворен сторонней ролью и не согласится ее играть, будучи самодостаточной личностью. Имея цель, мы становимся дисциплинированнее и ответственнее. Наше сознание расширяется на самом деле, становится более восприимчивым и глубоким. Что дает наличие цели и как оно влияет на сознание человека? Попробуем разобраться.

Уверенность в себе

Это важная составляющая любого успешного человека. Без веры в себя не будет ничего: ни новых побед, ни значимых достижений. Уверенность в себе помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия и не верить неудачам. У каждого ведь случаются промахи и поражения. Чтобы не пасть духом, когда нам плохо, должна иметься большая воля и огромное желание стать сильнее. Понадобится много времени, пока действительно изменится сознание. Тогда человек научится мыслить по-другому, поступать иным способом, чем прежде.

Уверенность в себе оказывает значительное влияние на качество жизни и на сознание. Как это происходит? Прежде всего, мы учимся жить, будучи действительно довольными собственными успехами. Мало кто из людей на самом деле может этим похвастаться. Уверенный человек не ждет одобрения общества, он сам активно действует и достигает своих вершин. Ему приятно внимание окружающих, но это не самоцель, а следствие успешности. Уверенная личность, как правило, излучает состояние радости и позитива.

Как помочь себе стать уверенным? Такое качество характера не рождается за один день. Чаще всего, человеку приходится прикладывать значительное количество усилий, прежде чем он увидит первые удовлетворяющие его результаты. Действовать следует не торопясь и осторожно. Сначала нужно научиться принимать себя таким, какой ты есть на самом деле. Затем начать развивать индивидуальные способности, а с ними будет расти и самоуважение.

Целеустремленность

Имея в голове определенную задачу, которую нужно решить, человек становится собранней, организованней. Он уже не позволит себе тратить время впустую. В таком случае личность начинает искать всевозможные способы и варианты, чтобы добиться желаемого с максимальной для себя выгодой и минимальными потерями. Как только появляется ответственность перед самим собой, человек и перед обществом никогда не выставит себя в невыгодном свете. Сознание будет руководить им, поощрять на новые свершения. С каждой новой победой прибавляется уверенность в своих силах, в том, что все получится так, как задумано.

Сознание трансформируется, мы начинаем осознавать такие вещи, о которых прежде никогда не задумывались. Желание довести начатое до конца позволяет нам не расслабляться в самых тяжелых жизненных моментах, а действовать иногда вопреки обстоятельствам. Как правило, возрастает желание доводить все до логического завершения. Оно подкреплено уверенностью в себе. Вы уже не оставите перспективную работу на полпути, не станете оправдывать свое бездействие тем, что она никому не нужна, а значит ее можно и не выполнять.

Настойчивость

Сложности бывают у всех, в этом нет ничего удивительного. Гораздо важнее то, как мы выходим из тех ситуаций, которые реально мешают нам полноценно жить, строить дальнейшие планы. Любые трудности возникают в нашей жизни только затем, чтобы мы их решали, а не откладывали со дня на день. Многие преуспевают в делах и бизнесе только потому, что вовремя научились замечать собственные победы и эффективно бороться с недостатками. В самом деле, как часто мы считаем свои достижения чем-то обыденным и нормальным, не уделяем им достаточно внимания и времени. А зря! В следующий раз удача может запросто и отвернуться. Необходимо всячески приветствовать в себе новые начинания, стремиться работать над своим сознанием, расширять его границы.

Умение преодолевать трудности – важное качество для привлечения удачи. Какие бы бури ни бушевали над вашей головой, вы всегда сможете найти достойный выход. Жизнь часто дает нам именно такие испытания, пройдя через которые, мы, благодаря усилиям сознания, становимся сильнее и мудрее.

Настроенность на успех

Наличие определенной цели в голове человека, несомненно, дает ему мощный стимул для того, чтобы совершенствовать себя, стремиться к непокоренным горизонтам. Разумеется, что того, чтобы это могло произойти в вашей жизни, придется приложить немало усилий, как следует постараться. Без мотивации личность не будет расти, не сможет правильно организовать свое время. Дополнительная мотивация будет двигать вас вперед, не даст опустить руки в двух шагах от победы.

Чем бы ни занимался человек, он должен быть поглощен своим занятием полностью, без остатка. Состояние полной «захваченности» расширяет сознание, делает его внимательным и восприимчивым. Благодаря этому значительному приобретению принимаются ответственные решения, строятся грандиозные планы, выносятся приговоры, произносятся страстные проникновенные речи.

Роль познавательных процессов в развитии сознания

С самого раннего возраста человек учится воспринимать этот мир с помощью органов чувств. Все познавательные процессы тесно связаны друг с другом и находятся в состоянии неразрывного единства. Внимание, память, воображение, мышление позволяют сознанию совершенствоваться. Развитие человека было бы невозможно без этих базовых составляющих. Рассмотрим их подробнее.

Ощущение и восприятие. Роль ощущений в жизни человека огромна. Мы на протяжении одного дня испытываем самые разные чувства и эмоции. У нас возникает множество ощущений, которые мы должны суметь пропустить через себя и не пораниться душевно. Ощущение ведет человека к осмыслению действительности, поэтому его роль в сознании огромна.

Восприятие дополняет впечатление личности о предмете, помогает сознанию выстроить механизм узнавания. С помощью восприятия происходит оценка предмета или явления, человек учится видеть и замечать какие – то значимые детали и перспективы.

Внимание. Данный психический познавательный процесс воздействует на сознание самым прямым и непосредственным образом. Обращая на что – то внимание, мозг концентрируется на каком – то объекте или явлении, а значит, в нем происходят мыслительные процессы. Внимание человека бывает произвольным и непроизвольным. В первом случае человек сам направляет волевые усилия на то, чтобы что – то воспринимать. Во втором случае внимание задерживается на предмете помимо воли самой личности. Чаще всего непроизвольное внимание бывает вызвано каким – то из ряда вон выходящим событием, которое вызывает у человека эмоции страха, удивления, восторга и т.д.

Память. Человеческая память может вместить в себя многое, однако мы не запоминаем все подряд, на чем сконцентрировано наше волевое усилие в данный момент. Чтобы что – то запомнить, нужно либо осознать необходимость в этом, либо испытать сильное впечатление от увиденного. В жизнедеятельности человека имеет место и то и другое.

Наша память воздействует на сознание, заставляя его осмыслять происходящие события. Память способна хранить множество информации и фрагментов из прошлого, а некоторые события забываются почти мгновенно. Как правило, человек помнит то, что подкреплено его эмоциональной сферой. Все, что было сделано механически, без участия чувств, стирается из памяти, тем самым освобождая место новым впечатлениям.

Мышление. Этот психический познавательный процесс тесным образом связан с сознанием. Оно само постоянно остается воспринимающим и открытым для новых знаний. Мышление помогает сознанию сохранять свою активность. С помощью мышления человек имеет возможность многократно прокручивать у себя в голове картины событий, которые оказались для него важными и значимыми.

Воображение. Данный психический познавательный процесс оказывает на сознание сильное влияние. Каким образом? С помощью воображения оно по-настоящему расширяется. Появляются новые образы, которые и будоражат сознание, заставляют его находиться в состоянии повышенной активности. Воображение отражает предметы и явления в образах. Но дело в том, что у каждой личности возникает свой собственный образ в голове, и у всякого он сугубо индивидуален. Нет и двух людей с одинаковыми мыслительными картинками в головном мозге.

Роль сознания в оценивании

У человека имеется одна неповторимая особенность, отличающая его от всех живых существ. Он постоянно сравнивает, анализирует, дает оценки окружающим. Действия, поступки (как свои, так и чужие) постоянно рассматриваются под воображаемым микроскопом и оцениваются. Причем чем более развито сознание у человека, тем сильнее его желание анализировать собственные поступки, стремиться исправить ошибки. Люди, которые часто обвиняют других, демонстрируют недостаточность развития сознания.

Сама по себе потребность оценивания обусловлена формированием эмоционального отношения ко всему, что находится рядом с нами. Мы переживаем на протяжении дня множество противоречивых чувств. Какие – то проходят через нас и не оставляют видимого следа, другие отзываются страшной болью в сердце и превращаются в рану, которая потом еще долго не заживает.

Сознание и возможность самоанализа

Сознание занимает активную позицию в процессе самопознания. Субъект действия – это тот, кто наблюдает. Объект – то (или тот), за кем осуществляется наблюдение. Сознание само становится наблюдателем за теми действиями, которые совершает личность. Благодаря ему человек имеет возможность отслеживать собственные поступки, анализировать их, размышлять над тем, что было сделано. Наличие субъекта и объекта помогает определить роль сознания в жизни человека в целом.

Сознание и познание мира

Сознание способствует формированию определенного отношения к окружающей действительности. Способность человека к познанию окружающего мира начинается с познания самого себя. Что сюда входит? Во — первых, уважительное отношение к собственной личности, адекватное оценивание собственных перспектив. Во – вторых, умение видеть в других людях индивидуальностей, уважать и принимать их мнение.

Человеку, прежде всего, необходимо научиться брать ответственность за свои поступки и действия. Пока он не умеет этого, не может адекватно оценивать и других, предъявлять к ним какие – то немыслимые требования. Часто ведь случается так, что мы не в силах выполнить обязательства, данные самому себе, но зато обвиняем близких в том, что у них крайне дурной и скверный характер. Возможность самосовершенствования тесно связана с развитием сознания. Человек только тогда становится по – настоящему свободным, когда обретает способность отвечать за то, что он сделал сегодня или вчера.

Таким образом, сознание человека представляет собой весьма широкую сферу для изучения. Тема, безусловно, интересная и заслуживающая отдельного внимания.

Какую роль играют чувства в жизни человека ?Что главнее разум или чувства ? Какова роль разума ? Здесь мы рассмотрим, одну из ролей разума .

Западная культура учит нас рациональному аналитическому взгляду на вещи, и отрицает чувства .

Но новейшие исследования показали, что при принятии решений, мы в большей степени задействуем ту часть мозга, которая отвечает за чувства , а не за логическое мышление. Наш разум- великий консерватор. И, при внимательном анализе можно убедиться, что именно , играют основополагающую роль в принятии правильных решений.

Главный принцип и роль разума - избегать всего, что доставляет неприятные ощущения. Поэтому, мы подсознательно отстраняемся от всего, что потенциально может вызвать «головную боль», неприятные переживания, даже наверняка не зная, случится ли это когда- нибудь вообще.

Если память хранит прошлые свои или чужие неудачи, то разум так или иначе среагирует на негативный опыт. Роль разума разработать модель поведения в виде избегания или изоляции от потенциальных неудач.

При этом позитивный опыт, приобретённый в результате тех же самых действий, не учитывается, хотя это приводит к сомнениям, занижению самооценки и колебаниям уверенности в себе.

Необходимо всегда помнить эту роль разума или подсознания, это уже не имеет значения. Исходя из этого, сознательно корректировать эти процессы.

У нас, у всех есть креативная жилка. Расширить своё сознание, и познать окружающий мир, можно только предпринимая что-то новое.

Этого правила придерживаются люди, которые смотрят в будущее. Для них главное-это идеи, внезапно приходящие к ним в головы. А мозги включают, только чтобы детализировать эти идеи. С помощью части головы, отвечающей за чувства, они находят новые пути развития, и необычные возможности.

Я снова и снова повторяю: научитесь больше полагаться на свои чувства, не отмахивайтесь от них. Используйте и разум, и интуицию, и внезапные озарения.

Любой, кто использует разум и чувства в своей жизни , хотя бы в равной мере, имеет все шансы идти впереди своего времени!

Если вы недостаточно серьезно относитесь к себе,или видите одни недостатки в себе, или наоборот, преувеличиваете свои достоинства, возвышаясь над другими людьми, то рискуете никогда не разглядеть своего истинного лица, своего «Я».

Тогда по- махайте обаянию ручкой, до свидания!

Свои ошибки и неудачи нужно уважать,как неотъемлемую часть своего опыта, своей школы. Нет никакого смысла о них постоянно вспоминать. Негативное отношение имеет массу скрытых проявлений,которые уродуют психику и физиологию. От неосознанного презрения до язвительной самоиронии, весь спектр самокритики влияет на самые глубокие чувства и желания.

Я, конечно же, говорю о крайностях, а не о том, что самокритики не должно быть в принципе. Нужно научиться давать себе объективную оценку, а не навязанную критериями собственного «Я» или кем-то. Иначе, любая мелкая промашка будет казаться серьезным позорным пятном в собственной биографии. Если человек сам себя осуждает, то в душе рождается агрессия по отношению к себе.

Этот внутренний конфликт, будет только обостряться, с каждым разом. Сомнения в своих силах укрепляются, а чувство собственного достоинства быстренько скатывается к нулю. В результате появляются страхи, и боязнь совершить очередной промах. А, потом человек начинает бояться этого страха.

В итоге, мозг без работы не сидит, и занимается только тем, чтобы разработать сложные стратегии поведения,придерживающиеся главного принципа- избежать чего-либо.

Вы должны признавать свои достоинства, и относиться к себе с любовью, уважением и одобрением.

Если вы себя критикуете, но при этом не испытываете негативных эмоций по отношению к себе, вы можете усовершенствовать себя как личность, и достичь невероятных результатов!

Попробуйте почувствовать, чего вам хочется. Рискните вытащить, свои глубоко замурованные тайные желания, и подумать о них с уважением.

Не обманывайте себя, и помните, что к нам относятся так, как мы сами к себе относимся!

С уважением,Татьяна Мамай!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Чувства в жизни человека! Роль разума. Нужно ДОСТИГАТЬ, а не ИЗБЕГАТЬ. Какую роль играют чувства в жизни человека? Что главнее разум или чувства? Какова роль разума? Здесь мы рассмотрим, одну из ролей разума. Западная культура учит нас рациональному аналитическому взгляду на вещи, и отрицает чувства. Но новейшие исследования показали, что при принятии решений, мы в большей степени задействуем ту часть мозга, которая отвечает за чувства(правое полушарие), а не за логическое мышление. Наш разум- великий консерватор. И, при внимательном анализе можно убедиться, что именно чувства в жизни человека, играют основополагающую роль в принятии правильных решений. Разум пытается избегать всего, что доставляет неприятные ощущения. Поэтому, мы подсознательно отстраняемся от всего, что потенциально может вызвать «головную боль», 1

2 неприятные переживания, даже наверняка не зная, случится ли это когда- нибудь вообще. Если память хранит прошлые свои или чужие неудачи, то разум, так или иначе, среагирует на негативный опыт. Роль разума разработать модель поведения в виде избегания или изоляции от потенциальных неудач. При этом позитивный опыт, приобретённый в результате тех же самых действий, не учитывается, хотя это приводит к сомнениям, занижению самооценки и колебаниям уверенности в себе. Необходимо всегда помнить эту роль разума или подсознания, это уже не имеет значения. Исходя из этого, сознательно корректировать эти процессы. У нас, у всех есть креативная жилка. РАСШИРИТЬ своё СОЗНАНИЕ, и ПОЗНАТЬ окружающий МИР, можно только предпринимая что-то новое. Этого правила придерживаются люди, которые смотрят в будущее. Для них главное-это идеи, внезапно приходящие к ним в головы. А мозги включают, только чтобы детализировать эти идеи. С помощью правого полушария своей головы, отвечающей за чувства, они находят новые пути развития, и необычные возможности. 2

3 Научитесь больше полагаться на свои чувства, не отмахивайтесь от них. Используйте и разум, и интуицию, и внезапные озарения. Любой, кто использует разум и чувства в своей жизни, хотя бы в равной мере, имеет все шансы идти впереди своего времени! Если вы недостаточно серьезно относитесь к себе, или видите одни недостатки в себе, или наоборот, преувеличиваете свои достоинства, возвышаясь над другими людьми, то рискуете никогда не разглядеть своего истинного лица, своего «Я». Я в прошлых уроках, говорила, как нужно воспринимать ошибки. И снова, акцентирую Свои ошибки и неудачи нужно уважать и благодарить, как неотъемлемую часть своего опыта, своей школы. Нет никакого смысла о них постоянно вспоминать. Негативное отношение становится привычкой, и имеет массу скрытых проявлений, которые уродуют психику и физиологию. От неосознанного презрения до язвительной самоиронии, весь спектр самокритики влияет на самые глубокие чувства и желания. Я, конечно же, говорю о крайностях, а не о том, что самокритики не должно быть в принципе. Нужно научиться давать себе объективную оценку, а не навязанную критериями собственного «Я» или кем-то. Иначе, любая 3

4 мелкая промашка будет казаться серьезным позорным пятном в собственной биографии. Если вы сами себя осуждаете, то в душе рождается агрессия по отношению к себе. Этот внутренний конфликт, будет только обостряться, с каждым разом. Сомнения в своих силах укрепляются, а чувство собственного достоинства быстренько скатывается к нулю. В результате появляются страхи, и боязнь совершить очередной промах. А, потом вы начинаете бояться этого страха. В итоге, мозг без работы не сидит, и занимается только тем, чтобы разработать сложные стратегии поведения, придерживающиеся главного принципа- избежать чеголибо. Вы должны отмечать свои маленькие достижения, признавать свои достоинства, и относиться к себе с любовью, уважением и одобрением. Если вы себя критикуете, но при этом не испытываете негативных эмоций по отношению к себе, вы можете усовершенствовать себя как личность, и достичь невероятных результатов! 4

5 Попробуйте почувствовать, чего вам хочется. Рискните вытащить, свои глубоко замурованные тайные желания, и подумать о них с уважением. Не обманывайте себя, и помните, что к нам относятся так, как мы сами к себе относимся! Выдавите из себя нет, если очень хочется! Говорите «нет», только тогда, когда это действительно хочется сделать. Быть успешным, значит своевременно достигать собственных целей. Быть удовлетворенным, означает делать то, что именно вы, считаете важным. А для этого, нужно ценить собственное время, и собственные усилия. Умение говорить «нет»- это один из аспектов огромной палитры мышления и поведения, вытекающих из общей способности, как уверенность в себе. Умение отказывать, высвобождает большое количество энергии для, поистине, важных дел и общения с, действительно, важными для вас людьми. Умение отказывать- это умение регулировать ваши отношения. 5

6 Если вы часто уступаете и соглашаетесь, то навряд ли вас ценят и уважают, потому, что ваше время и ваши усилия стоят слишком дёшево, либо ничего не стоят. Предлагаю Вам проделать следующее упражнение, которое поможет вам распознать, чего вы на самом деле хотите или боитесь, когда не решаетесь сказать «нет». В течение 2-3 дней, записывайте все случаи, когда вы позаботились о других. Запишите ответы на вопросы. - Какие слова или действия этого человека побудили вас заботиться о нём? - Какой подтекст за этим кроется, по-вашему? - Какие чувства вы испытали, когда «сканировали» этот подтекст? - Испытываете ли вы сами эти чувства, когда сами излучаете, такой же подтекст? - Какие действия вы предприняли(опишите свои действия и реакции)? - Какую реакцию вы ожидали получить на свои действия? Что она вам дает, какие чувства? - Какую реакцию вы на самом деле получили? - Каким другим способом вы можете получить это? Например: 6

7 1.Ваш знакомый или подруга, говорит вам: «Я никак не могу найти работу!» 2.Вы «считываете» подтекст: «Найди мне работу, устрой на неё.» 3.Вы испытали страх, что ей не на что будет жить.(да именно страх, а не сопереживание.) 4. Потому, что у вас был опыт, когда вы переехали в другой город, где не было не друзей, ни родственников. Вы долго не могли найти работу и голодали, жили в невыносимых условиях. Этот страх вам знаком по опыту. 5. Вы обзвонили всех своих знакомых, сами составили ей грамотное резюме, сами отправили его по нужным адресам, уговаривали её остаться с вами, чтобы вместе просмотреть вакансии на сайте, сами.,сами. 6. Вы ожидали получить благодарную улыбку, как минимум, и остановку её «нытья», по поводу отсутствия работы. На самом деле, вы хотели почувствовать себя нужным и полезным. А, если еще честнее- чтобы вас чаще приглашали в гости. 7. Вы получили в ответ её раздражение в связи с тем, что она не может долго сидеть у компьютера и разбираться с вакансиями, потому, что у неё свидание с любимым. 7

8 8. Вы можете позвонить этой подруге и сказать: Я хочу тебя навестить. Во сколько тебе удобно? Что взять к чаю?. Как будут дальше развиваться ваши отношения-не известно, скорее всего, сойдут на «нет». Но по собственному опыту скажу, все те, кого пристраивала, устраивала, оплачивала своими деньгами, предоставляла свое жилье- по-прежнему звонят, только тогда, когда им что-то нужно. Т.е. это исключительно практические отношения, и далеки от взимовыгодных или дружеских. Я не говорю о том, что нужно всем подряд отказывать. Мы должны помогать друг другу. Но нужно учиться, различать,на кого, и для чего, вы себя растрачиваете. И главное, о чем нужно помнить всегда, если вы затратили время, усилия, связи, для помощи кому-то никогда, не ждите отдачи от этих людей. Сделали, помогли, и забыли. Вас Вселенная отблагодарит другим способом. Если вы авансировали помощь, в надежде на отдачу в перспективе, от этого же человека, то в лучшем случае, вам он может когда- нибудь и поможет, но уже на его условиях. Навряд ли они вас удовлетворят, скорее вы заполучите в свою копилку, очередное разочарование. И, еще, о чем нужно знать, если вы возразите, что вам просто нравится, делать «приятное» кому-то. Помогая другому человеку, молча, не озвучивая сразу, что не ждёте ничего взамен, вы автоматически, вгоняете его в 8

9 «чувство долга». А это чувство, не свойственное человеческой природе, никто не любит. Оно очень быстро перерастает в агрессию против вас. Это, кстати, вам еще один ответ, по «нелюбви» возвращать долги. Ответ, почему человек, которому вы заняли деньги, вскоре обходит вас десятой стороной, прячется, а через время, если вы будете настойчивы, перейдёт в крик, слёзы жалости, претензии, даже угрозы и т.д. Быть успешным невозможно, не обладая уверенностью в себе. Уверенность в себе- это не врождённое качество, а комплекс простых навыков, которым можно обучиться, и применять их в своей повседневной жизни. «Сохраняйте веру в себя, даже когда никто в вас не верит» Х. Маккей А мы с вами встретимся на следующем уроке! С Уважением, Тренер и консультант по личностному росту, вопросам оздоровления, психолог, целитель, предприниматель 9


ТМО ДЛЯ ПРОЦЕССА С ЦЕЛЯМИ Следующая техника является применением ТМО для разрешения внутренних конфликтов, которые у вас есть в отношении вашей цели. Наилучший способ прояснить ваши внутренние конфликты

Придерживаясь этих правил, тебе будет проще понять, как вернуть свою девушку verni-devushku.ru Страница 1 С чего начать? У тебя есть два пути по которым ты можешь пойти: 1. Оставить всё как есть - и надеяться

Само-коучинг «Глубинные Ассоциации» Наш мозг работает по принципу сети каждое слово\понятие связано с целой сетью ассоциаций, которые представлены в виде визуальных образов, звуков и ощущений в теле. Любое

Выявление ограничивающих убеждений Отрывок из новой книги Джека Макани «Self-коучинг: 7 шагов к счастливой и осознанной жизни» Шаманы верят: «Мир это то, что мы о нем думаем». Если это так, то следовать

Вопросы, которые стоит себе задать. На них нет правильных или не правильных ответов. Ведь иногда правильно заданный вопрос уже и есть ответ. Здравствуй, Дорогой Друг! Меня зовут Вова Кожурин. Моя жизненная

Что мешает нам понимать друг друга Меня зовут КОНСТАНТИН ШЕРЕМЕТЬЕВ. Я более двадцати лет занимаюсь исследованиями в области человеческого интеллекта. В этой книге Вы узнаете ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ОШИБОК, КОТОРЫЕ

1 1 ÿíâàðÿ Íîâûé ãîä Чего вы ожидаете от наступившего года? Какие цели ставите себе, какие у вас есть планы и желания? Чего ждёте от магического ежедневника? 8 Моя цель помочь вам приобрести главный магический

Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы Вот они, главные истины эти: Поздно заметили, поздно учли Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли. Этап первый 10-13 лет: «Оставьте

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВСТРЕЧУ Ваш бизнес будет развиваться успешно в том случае, если вы будете соблюдать баланс между личными продажами и построением команды. Продажи сразу дают возможность получать доход. Однако,

Как успешно сдать экзамен? Экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА СЕМЬИ 8. «Гармоничные отношения или как снять упреки, претензии, обиды» В ЧЕМ СУТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ? Осознание собственных чувств Осознание чувств

Принципы педагогического общения. Основные принципы общения с ребенком - БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками,

Формула на самом деле очень простая и ты сможешь всегда использовать ее для того чтобы получить требуемое состояние: Активное движение + Улыбка на лице + Любое приятное воспоминание = Позитивное настроение!!!

2.3 Раздел «Тренинговая модель экологического воспитания школьников» Лекция «Тренинг как особый тип технологии экологического воспитания» Понятийный аппарат Тренинг это форма специально организованного

Женщина привлекает мужчин своим внутренним состоянием в первую очередь. Внешность ум возраст социальное положение качества характера все это по сути своей глубоко вторично. Какое же это состояние привлекающее

Как себя полюбить? Наша первая встреча будет посвящена встрече с собой. Не так-то это просто жить с самим собой, любить себя, принимать себя таким, какой ты есть, не сживать со свету за промахи и неудачи

Мало кто из мужчин сознается в том, что для них очень важно восхищение ими, но, как бы то ни было, восхищение является одной из основных потребностей мужчины в браке. Искреннее восхищение большой стимул

220 Где твоя волшебная кнопка? когда возникает необходимость рассмотреть предложения по дальнейшим действиям, подумайте три минуты в черной шляпе сконцентрируйтесь на опасностях и потенциальных проблемах

Как психолог, я регулярно слышу истории домашнего насилия от клиентов. И сейчас мне важно начать говорить о том, каким образом это насилие рождается, где истоки, и что с этим делать. Как это ни печально,

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА И ЭФФЕКТИВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. 1 «Простой процесс, который работает» (один из отзывов) Цель этой рабочей тетради помочь вам достичь важных целей вашей жизни. Следуя

Персональный успех модуль 4 Фундамент вашего успеха и высокой производительности Брайан Трейси. Все права защищены. содержание данной документации не может быть воспроизведено полностью или частично, в

Нужно ли всегда слушаться родителей? ДА, ПОТОМУ ОМ ЧТО ВЗРОСЛЫХ.. Да, но Взрослые заслуживают уважения детей? Все ли взрослые достойны уважения? Всегда ли послушание выражает уважение? Можно ли проявить

КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЖЕЛАНИЯ ВСЕГДА СБЫВАЛИСЬ? Не секрет, что каждый из нас мечтает о чём-то своём и хочет, чтобы его мечты сбылись. В интернете Вы можете найти множество схем по исполнению желаний,

2013 Денежныи прорыв: Повысь свою вибрацию благосостояния!!! Идея, автор: Макс Саймон - http://bigvisionbusiness.com/ Перевод, дополнения: Евгения Медведева - http://about-woman.com/ Данный материал предоставляется

1 Выучить язык проще простого Правдивость этого утверждения легко продемонстрировать. По работе мне приходилось много путешествовать по всему миру; не знаю, обращали ли вы внимание на следующий факт, но

Глава 1 Это правда. Я Бог. Но вы тоже Бог. Мы с вами представляем одно и то же. Мы образы света. Мы Бог. Дон Мигель Руис Коды подсознания ваша удача во всех сферах жизни Коды подсознания техника достаточно

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа 5 г.сочи «Основы эффективного общения с родителями учащихся» М етодическая разработка

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Содержание Отзывы на книгу «Лиминальное мышление» 10 Развернутое содержание 15 Предисловие 19 От автора. Как появилась эта книга 21 Введение. Что такое лиминальное мышление? 24 Часть I. Как убеждения создают

ЭТА КНИГА ПОСТРОЕНА НА ПРОСТОМ УБЕЖДЕНИИ: СЕЙЧАС НАМ БОЛЕЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО, НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ, К ВАЖНЫМ В ЖИЗНИ ВЕЩАМ И К САМИМ СЕБЕ 3 Она написана для людей, которые родились в

Адаптация 1 классов Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений Свое новое положение ребенок

Особенности воспитания мальчиков и девочек Потребность в доверии и заботе У мальчиковесть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные

День 11 Сегодняшний вызов: Окружите себя людьми с высокой вибрацией благосостояния Возможно вы полностью не осознаете это, но окружающие вас люди оказывают огромное влияние на вашу вибрацию благосостояния.

Преувеличение неприятностей Многим людям свойственно преувеличивать свои неприятности. Может быть, и у вас есть привычка, то и дело повторять: «Ужас», «Кошмар», «Хуже не бывает», «Катастрофа». Тогда как

Эффективные вопросы для коуч-сессий С помощью данных вопросов, коучу удается в процессе работы с клиентом повышать его осознанность, помогать клиенту находить выход из сложных ситуаций, принимать верные

Персональный успех модуль 7 источники негативных эмоций и способы работы с ними Брайан Трейси. Все права защищены. содержание данной документации не может быть воспроизведено полностью или частично, в

Как предотвратить самоубийство Самоубийство никогда не затрагивает только человека, совершившего его; оно влияет на всех, включая этого человека. Однако, многие суицидальные мысли можно предотвратить,

12 Возьми судьбу в свои руки! Если сегодня вы недовольны жизнью, своим путем или результатами труда, вам просто необходимо изучить все уроки данной книги. На этом пути вы сможете: понять себя и свои цели,

Детский телефон доверия Дорогие ребята, эта информация для Вас! Зачем нужен телефон доверия? оказывать помощь в разрешении следующих трудностей: конфликты в семье и школе, учебные и личные проблемы, и

РОССИЙСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ТБ ГРУППА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ: ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОГО И ЭМПАТИЧЕСКОГО СЛУШАНИЯ 1 ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ

УСПех В ПРОДажах УСПех В ПРОДажах МОДУЛЬ 12 Построение успешных взаимоотношений с клиентом введение МОДУЛЬ 12 Построение успешных взаимоотношенией с клиентом Успешные люди гораздо лучше строят и поддерживают

Семинар-практикум «Организация ситуации успеха на уроке» В.А.Сухомлинский: Успех в учении единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться Психолого -

Обычно вы уступаете другим людям только потому, что вам невыносима мысль о том, чтобы их огорчить? Вы поступаетесь своими собственными потребностями ради счастья кого-то другого, а потом понимаете, что

Курпатов чтобы не было мучительно больно читать >>> Курпатов чтобы не было мучительно больно читать Курпатов чтобы не было мучительно больно читать Если у вас нет шансов завладеть его сердцем, то значит

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений

Потребность в доверии и заботе У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная

Твоя Привет! Это Рустам Резепов. Я подготовил эту шпаргалку специально для тебя. Сделай ее своей маленькой помощницей, которая всегда будет у тебя под рукой. Распечатай её на бумаге или закачай в свой

Трудности адаптации первоклассников в школе. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л.Кьюби Условия адаптации: Физиологические Психологические - Изменение режима

Школа обучения торговле на рынке Forex БЕСПЛАТНЫЙ КУРС ТРАМПЛИН ДЛЯ УСПЕШНОГО СТАРТА ПЕРЕЗАГРУЗКА УРОК 1 ПОВЕРЬ В СЕБЯ И ИЗМЕНИ СВОЮ ЖИЗНЬ Вам наверняка не раз приходилось слышать о том, что все великие

Информация для родителей по профилактике суицидов среди подростков В большинстве случаев детский суицид оказывается сложнее предвидеть и предотвратить, чем взрослый. Это связано с некоторыми особенностями

Модель трех разумов, или почему некоторые ваши важные цели не реализуются? Джек Макани Если посмотреть на древние традиции, которые существуют в разных культурах, то практически во всех традициях мы можем

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИГР. ИГРА 13 1 Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю развиться и расцвести.

24 совета новичку на старте риэлторской карьеры Однажды в интернете наткнулся на статью, которая заставляет задуматься над всем, что происходить в нашей жизни. Прочитав ее, у меня НЕ возникает ощущения,

Рабочая тетрадь «Мифы о деньгах, которые мешают вам стать богатым» Ваше личное руководство к мастер-классу с Т.Харвом Экером Ваше имя: Приглашенный эксперт мастер-класса Т.Харв Экер Эксперт 1 в мире по

Капризы ребёнка и детский сад Значение слёз Очень часто дети плачут, выражая слезами своё беспокойство. Например, когда остаётся с бабушкой, а мама уходит за покупками. Малыш может плакать, даже если любит

Здравствуй Милая и Самая Лучшая в Мире Женщина! Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ТО, что ты скачала этот Дневник Успеха и Благодарности! Я надеюсь, что он поможет тебе обрести свою внутреннюю гармонию и умиротворенность!

Влияние родительских установок Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали,

Глава 2 Преодолеть страх переговоров Секрет выгодной сделки прост. Просите. Просите снизить цену или улучшить условия контракта. Просите внести изменения в соглашение. Просите скидки, уступки или дополнительный

Различные аспекты готовности ребенка к школе 1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании

КАК ПОСТРОИТЬ СЧАСТЛИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ СЕЙЧАС КАЖЕТСЯ, ЧТО ВСЕ РАЗВАЛИВАЕТСЯ НА КУСКИ? Не секрет, что каждая женщина хочет быть счастливой, хочет нормальных, здоровых отношений: в мечтах нам грезится

Как управлять собой? Марк Лисянский «Добрые слова» Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова дела нужны? Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы,

Глава 6 В поисках своей системы организации В этой главе... ¾ Как найти и научиться использовать собственную систему организации ¾ Как проверить правильность своей системы ¾ Уже знакомые блокнот и ручка

РЕКОМЕДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ по подготовке к региональному обязательному экзамену Памятка «Психологическое сопровождение регионального обязательного экзамена» для учителей.

КАК СТАТЬ ДРУГОМ СВОЕМУ РЕБЕНКУ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГ ВОЗРАСТА Время неосязаемо> оно течет незаметно. То, что вчера в отношениях с вашим сыном или дочерью было просто, сегодня изменилось. Жизнерадостный

Самым распространенным определением человека является его определение как Homosapiens, т.е. как человека разумного. Тем самым называется его главная отличительная особенность – разумность. Но очевидно и то, что разум связан прежде всего и главным образом с познанием. Значит, человек отличается от других живых существ, не говоря уже о неживых, своим особым – разумным – познанием. Тогда встает вопрос, а что такое познание? Если не углубляться в многочисленные теории познания, а взглянуть на познание с обычной точки зрения, то независимо от того, как мы его понимаем, нельзя не видеть, что оно нужно нам не столько само по себе, сколько как способ жизни, ориентации в ней, как способ успешно выходить из каких-то реальных ситуаций, как способ различать то, что нам нужно и то, что нам не нужно, как инструмент приспособления к среде, достижения конкретных целей: добывания пищи, строительства жилища, эффективного труда, изготовления орудий и т.д. То есть разум – это наш способ выживания, способ, каким мы понимаем мир и приспосабливаемся к нему, взаимодействуем с ним.

Таким образом, разум играет такую же важную роль как наши руки, глаза или другие части тела, хотя в более точном смысле, частью тела в данном случае является мозг, функцией которого является разумное мышление. Отсюда мы можем извлечь простой, но главный вывод: разум, мышление, познание – коренные жизненные свойства человека, отличающие его от всех живых и неживых явлений природы и делающие его самым совершенным, самым эффективным, самым успешным и самым могучим существом в этом мире. Понимание этого вывода, его правильная оценка и практическая реализация делает человека на порядок успешнее и продуктивнее по сравнению с теми людьми, которые не делают или не хотят делать этого.

Но одно это утверждение, признание этого факта еще не делает человека на голову выше самого себя. Это кажется странным, но так оно и есть. Зададимся вопросом: кто умнее, у кого преимущество – у человека, который имеет разум и думает обо всем, кроме самого себя и своем разуме, т.е. думает бездумно, подобно тому, как отражает зеркало, т.е. механически (по большей части мы так и реагируем на мир)? Или человек, который не только имеет разум, но и думает о нем, знает его возможности и как он работает? Или спросим иначе: у кого больше преимуществ, шире взгляд и эффективнее мышление: у человека, обладающего сознанием или у человека обладающего и сознанием, и самосознанием? Ясно, что последний умнее, лучше знает свои познавательные ресурсы и может не только безотчетно думать, но и осознавать, что он думает, знать о своем разуме, контролировать свое мышление, думать о том, что он думает. И это весьма существенное различие!

Понимание, уразумение того, что у нас есть разум было величайшим рывком человека к совершенству. И этот рывок от сознания к самосознанию, от разума к обращению разума на самого себя и уразумение им самого себя было одним из величайших достижений человека. Кстати это понимание пришло к человеку довольно поздно, где-нибудь несколько тысяч лет тому назад, а десятки тысяч лет он, уже будучи Homo sapiens, и не задумывался об этом. Поэтому человека условно можно называть Homosapienssapiens, человеком, уразумевшим свой разум.

Но и этого еще недостаточно, чтобы быть полноценным разумным существом. К разуму, мышлению, к уразумению разума и умению мыслить о мышлении необходимо прибавить еще две вещи: оценку и навык, привычку. Оценивать разум, точнее высоко ценить его, видеть его как ценность означает, по меньшей мере, осознание того, что обладать разумом – это хорошо, поскольку он является предпосылкой практически всех наших жизненных успехов. Но знать и ценить далеко не одно и то же. Мы можем знать, что такое материнское молоко и какова его роль в жизни каждого человека. Но, зная это, некоторые оказываются неспособны сказать своей матери простого спасибо. Есть даже такие «умники», которые в ответ на замечание матери относительно грубости своего великовозрастного ребенка, говорят: «Ну, сколько я у тебя этого молока выпил? Пять литров, сто? Могу отдать деньги или купить тебе эти литры в магазине». Человек, говорящий или способный сказать такое, очень многого лишен, многого не понимает и не ценит. Его жизнь – это жизнь духовно нищего человека. Он лишен чувств признательности и любви, он не понимает, как это прекрасно иметь мать, как это хорошо любить ее. И он, такой человек, понятно, не ценит того, чего у него нет, т.е. многих интеллектуальных и моральных качеств.

По настоящему ценить разум – это значит задумываться не только о том, что он у тебя есть, но и о том, какая это великая ценность и счастье быть разумным. Ценить разум, понимать, что это большое преимущество человека, значит заботиться о нем, стараться знать о нем и его возможностях хотя бы в минимальной степени, культивировать в своем сознании и поведении разум и рациональный (но не холодно-рассудочный и мелочно-расчетливый) образ жизни. Разрыв между пониманием и оценкой является обычным и самым распространенным недостатком человека. Здесь уместно даже сказать: «что имеем – не храним, потерявши, плачем», т.е. в данном случае мы не уважаем, не культивируем, не разрабатываем и не используем возможности разума как свою «золотую жилу». Так мы подходим к последнему пункту нормального или полноценного отношения к разуму. Он связан с нашими практическими умениями, навыками, привычками – в идеале – искусством практиковать, использовать, применять разум, фактически и в полном смысле жить по разуму. Дело это уже не просто теоретическое, мыслительное, но и сугубо практическое. Здесь можно и нужно разрабатывать и реализовывать свои конкретные задания, тактики и стратегии решения тех или иных задач. Это дело целей, методов, путей достижения в единстве с самим процессом достижения. Тогда у нас появляется шанс жить осмысленной и целеустремленной жизнью, полной вызовов, которые мы можем с достоинством встречать и в итоге достигать успеха.

Жизнь как череда вызовов, преодоления трудностей, решения проблем, достижения успехов и побед вполне может быть названа полной, разумной, творческой и счастливой жизнью. Живя такой жизнью, личность в максимально возможной степени реализует свой человеческий потенциал, она реализует себя как великая и уникальная возможность, как проект совершенствования. На этом пути сама она становится совершенством.

Итак, разум как человеческое качество, его дела, работа или он сам как процесс, т.е. мышление и познание, предполагают: (1) его фактическое наличие, (2) его опознание и знание о нем, (3) его высокую, достойную оценку, (4) навык, умение, искусство жить по разуму, мыслить правильно и эффективно, полноценно.

Нужно сразу сказать, что разум – это больше чем рассудок и наши логические способности. Это – голос, в котором все: и рассудок, и чувства, и опыт жизни… Но в нем, главное, ответственность и серьезность, чувство моральной сути человека, в нем присутствует нравственное начало человека. Разум – это сила жизнеохраняющая. Он, разум, если его слушать внимательно и не заглушать, не посоветует тебе ничего плохого, хотя он может и ошибаться. Разум, конечно, не подменяет другие человеческие свойства, в том числе и особенно близкие к нему: эмоции, чувства, страсти, вдохновение и т.д. Но он, так или иначе, присутствует в них, а они могут проходить через сознание, разум, осмысление. Дело просто в том, чтобы сохранять меру и гармонию между различными человеческими качествами, чтобы взаимосвязь наших качеств, дарований и их проявления сохраняли в себе меру и позитивность, чтобы они служили благополучию и счастью человека. Особенность разума при его взаимодействии с другими качествами человека, его волей, чувствами, эмоциями, страстями, воображением и т.д. состоит в том, что он может оценивать и контролировать их, поскольку сами по себе эмоции не могут этого делать. Только разуму присуща способность осознания и контроля поведения человека, кроме того, только разум может устанавливать осмысленную обратную связь между человеком и окружающей средой и контролировать самого себя.

Таким образом, разум – это орудие получения объективного и рационального знания, это способ, каким человек устанавливает обратную связь между собой и миром; разум – это способ контроля и сохранения человеком своей жизни, особенно психической и сознательной.

Из всего сказанного следует простой вывод: разум как сама возможность и действительность познания и мышления – главная, фундаментальная, собственно человеческая способность и дарование, имеющее жизненное значение. Разум – черта, качество, проявление человека как человека, он часть жизни человека, и он делает его жизнь именно человеческой жизнью. Разум способен давать нам истину, он практичен и составляет важнейшую сторону жизни человека. Александр Круглов пишет: «В широком понимании, разум – обратная связь живого, воли к жизни, с противостоящей средой. Он объективен, ибо в том и состоит его задача. В растении он бесконечно приближен к нулю, в звере как бы мерцает, в человеке достиг своего земного, известного нам максимума; растение отвечает на меняющуюся объективность тем, что либо продолжает, либо перестает жить, зверь – более-менее сложными, но в основном еще закодированными его природой реакциями (рефлексами и инстинктами), человек – отчасти и инстинктами, но главное – отчетом в самой объективности и своих целях в ней. Последнее – уже не инстинктивное, а объективное поведение, не специфическое и типовое, а универсальное и уникальное, персонифицированное; и это уже не реагирование, а инициирование, не функция, а свобода. Во всем этом жизнь и достигает своего высшего воплощения, это и называется тем разумом, который мы привыкли признавать исключительно за видом человек. Живое эволюционирует к разуму, а разум по существу и состоит в непрерывной эволюции: отказываясь от застывших инстинктов, жизнь вынуждена заменить их постоянной учебой – обретением и накоплением объективного опыта. Когда опыт индивида становится достоянием вида, мы имеем дело с человеческим феноменом, называемым – а точнее, который только и должен называться – культурой».

В этом важном высказывании говорится о двух явлениях, которые расширяют наши представления о связи разума и жизни: это связь разума с волей к жизни и свободой. Разум, говоря ученым языком, витален, т.е. жизненен (vita – лат. жизнь). Воля к жизни – ее сила, ее желание быть и длиться – получает свое выражение в разуме, который и призван быть инструментом, орудием воли к жизни. Вместе с тем разум как реализация воли к жизни соединен с другой важной характеристикой человека – его свободой. Разум свободен, хотя внутри себя он строг и закономерен. Таков же и идеал знания, к которому он стремится, доставляя нам свои результаты. Этот идеал состоит в максимальной точности и объективности знания, в его практичности, т.е. в возможности получить с его помощью определенные практические результаты. Свобода разума означает прежде всего отсутствие каких-либо абсолютных запретов на познание, отсутствие вещей или явлений принципиально запрещенных для разума. Свобода разума становиться этической и правовой ценностью, когда мы говорим о свободомыслии. Свободомыслие защищается конституциями всех демократических стран. Это не значит, что разум – это всё или, что он может всё. Так, он не может быть вещью, чувством, страстью. Наряду с разумом в человеке и в мире есть бесконечно много другого, того, что не есть разум. Но он может обращаться ко всему и освещать все, на что обращает свой умственный взор, он может понять и объяснить (не заменяя, не подменяя!), в принципе, все. По крайней мере, в нем нет внутренних границ, и ничто и никто, кроме самого человека не может установить ему запреты (что в ряде случаев бывает необходимо и именно разумно) или попытаться уничтожить или извратить его (что недопустимо). К последнему стремятся, в частности, практически все виды догматичных, фанатичных и тоталитарных идей и учений.

Но если разум – это одно из проявлений человеческой жизни, то особенность, форма проявления этой жизненной силы – знание через действие разума, т.е. через познание. Наиболее концентрированно познание выражается в формах образования, обучения и воспитания. Именно в процессе образования у человека появляется шанс не только узнать, то, что его интересует, что может составить его интеллектуальный капитал и быть основой профессии, признания, материального и морального благополучия и т.д., но и узнать, каков механизм, какова «кухня», технология познания. Иначе говоря, мы имеем шанс узнать, что такое разум и каковы его возможности. А это – дело стратегии, тот стратегический и универсальный капитал, который может быть востребован в самых разных областях деятельности и житейских ситуациях. Быть умным и знать как сделаться умным – это ли не одна из важнейших наших целей! Другим важнейшим результатом образования является обретение человеком более высокого культурного уровня. Грубо говоря, «качество» человека, получившего высшее образование, в среднем выше, чем у не закончившего вуз. Уровень образованности означает здесь более высокую степень развития человеческих качеств, главные среди которых: интеллектуальность, моральное и правовое сознание, способность роста и развития, более высокая креативность.

Но стержнем всего, главным действующим лицом, энергией и способом обретения всех этих качеств является разум. Следовательно, ему-то, уму-разуму, и нужно учиться. Но дело в том, что именно этому не обучают ни в школе, ни в вузах. Косвенно, стихийно или случайно на основе нашего опыта мы учимся повышать наш интеллектуальный потенциал и другие достоинства. Однако этот путь далеко не эффективен. К счастью, человечество накопило многообразный массив знаний, в котором есть знания и о том, что такое разум, как познавать и использовать его, как отличить истину от заблуждения, как избегать ошибок, обмана и манипуляций. Чаще всего эту науку называют теорией критического мышления. К ней примыкают, с одной стороны, философия сознания (разума или мышления), психология сознания или когнитивная психология, с другой – множество прикладных теорий: от концепций принятия решений до анализа психологии и методов обмана, самообмана и мошенничества.

Конечно, школа и вузы должны включать эти темы в программы образования. Они этого не делают по причинам, которые не место здесь обсуждать. В конечном счете, это связано с политикой в области образования, с общими целями государства и власти, а не с какими-то теоретическими или организационными трудностями. И если вернуться к самому образованию, то мы должны прежде всего понять, что главной его задачей является научить человека жить настоящей жизнью, жить по истине, добру, справедливости и красоте в том мире, в котором этот человек себя обнаруживает, в котором он родился.

Чтобы это было возможно, человеку нужно помочь понять, что такое жизнь, что такое истина, добро, справедливость и красота, что такое мир и что такое он, человек, родившийся в этом мире. Как кажется, задача, встающая перед человеком, включенным в процесс образования и познания, необъятна и исключительно сложна. На самом деле это совсем не так, поскольку, во-первых, уже по своему рождению, по своей природе человек причастен этому миру, он его органическая часть, практически целиком он устроен так же как и все остальное в этом мире, он родственен ему как плоть от его плоти, кровь от крови. И потому нет никаких заведомых преград и непреодолимых разрывов между человеком и миром, как их нет между матерью и ее ребенком.

Действительно, каждый из нас может согласиться, что он живет в мире и является частью его, и между человеком и миром нет принципиальной пропасти. Но что значит жить настоящей жизнью? Разве все мы, нормальные люди, не живем настоящей жизнью? Да и можно ли жить жизнью не настоящей? Вопросы это весьма важные, поэтому не будем торопиться с ответами. Для начала спросим: можно ли считать жизнь нормальной, если человек использует 2-3 % своих возможностей? Скорее всего, нет. А если он использует только 50%? Трудно сказать. А если 90%? Видимо, такую жизнь можно назвать довольно эффективной. Как видим, здесь много неясного. Но если об эффективности жизни трудно судить на общем, абстрактном уровне, то на конкретных примерах много легче разобраться в ситуации.

Так вот снова спросим: может ли человек жить пустой и никчемной жизнью? Да, может, хотя для точного ответа нужно знать, что такое жизнь пустая и жизнь полная, жизнь никчемная и наполненная смыслом и счастьем. Но попробуем получить хотя бы не совсем точный ответ и укажем, например, на телепрограмму Дом-1 или Дом-2.

Известно, что она идет в режиме реального времени и телезритель видит жизнь других людей столько времени, сколько он не живет своей жизнью. (Одним из исключений может быть случай, если человек желает таким образом снять стресс и отключиться от самого себя и своих проблем.) Но давайте представим, сколько часов человек спит, теряет времени на чисто физиологические потребности, прибавим сюда просмотр совершенно пустых, чисто развлекательных программ. Если все это суммировать, то на остальное может просто не хватить времени. Представьте себе человека, который всю жизнь провёл у замочной скважины, наблюдая за жизнью других людей. Является ли такая жизнь разумной, настоящей? Едва ли. Ведь если тебе что-то дано, а ты «закопал эти дары в землю», т.е. не использовал своих возможностей, то даже по Библии ты совершил тяжкий грех, а с точки зрения современного гуманизма ты по существу и не жил, т.е. не использовал свой шанс, своих возможностей, ты обокрал самого себя, прошел мимо жизни.

Будем честными и признаем, что каждый из нас использует лишь небольшую часть из имеющихся у нас по природе и обстоятельствам жизни дары и возможности. Но именно разум призван помочь нам повысить качество жизни, ее эффективность. Он может помочь нам наполнить ее смыслом и сделать счастливой. Для этого нужно просто обратить на него внимание и попытаться понять его, его возможности и принципы работы. И именно разум может научить нас познавать его самого и все остальное в этом мире.

Что значит научить? И чему? Прежде всего – установлению фактов, их познанию, т.е. он может показать путь к истине и научить успешно преодолевать этот путь, обретать истину. Но, кроме того, это предполагает выработку навыков решения не только теоретических, но и практических задач. В общем, обучение разуму и процессу его деятельности (мышлению, познанию, исследованию) можно свести к обучению методам получения правильного ответа на вопросы, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни.

Значит нужно учиться правилам поиска правильных ответов? Да, этому стоит учиться! Но вместе с тем для этого нужно знать, каковы основные области поиска, проще говоря, из каких основных измерений и сфер складывается мир, из каких обстоятельств и ситуаций складывается наша жизнь как единство человека и мира. Главное понять исходную ситуацию: с первого момента рождения человека создается неразрывное единство между ним и миром. Человек оказывается в мире, а мир в человеке. Жизнь в свете этого единства можно представить как непрерывное взаимодействие между человеком и миром. Так вот и возникает вопрос: каковы основные области взаимодействий и отношений между человеком и миром, из каких ситуаций складывается жизнь человека в мире, что необходимо, чтобы эти отношения были такими, чтобы жизнь человека продолжалась и была успешной в каждый из моментов этого единства и взаимоотношений?

Странные вопросы, может показаться с первого взгляда. Да и никчемные, ненужные. Ведь мне не нужно знать, как устроен мой желудок, чтобы есть и получать наслаждение от вкусной и здоровой пищи. Ведь мне не нужно знать, что такое разум, чтобы думать и решать задачи по математике. Ведь мне по факту рождения уже все это дано. Вот если мне не даны знания по математике, то я их и должен получить в процессе обучения. А то, что у меня есть по природе, мне знать совсем не обязательно.

Что же, звучит резонно. Правда, относительно разума мы уже показали, что одной природной способности к мышлению явно недостаточно, чтобы правильно применять разум и использовать его, по сути, неисчерпаемые ресурсы. Важно знать разум, ценить его и иметь практические навыки его эффективного, т.е. грамотного использования. Но обратим внимание на другое. Когда мы говорим, что мы учимся правильно решать, скажем, математические задачи, то речь идет о двух вещах: нахождении правильного, т.е. истинного ответа, и о правильной методике, способе нахождения этого правильного математического ответа. Иначе говоря, чтобы найти истину, нужно знать, как найти истинный путь к ней. Нужно ли знать этот путь? Конечно, нужно. Так вот таким же образом нужно знать путь не только к истине, но и к добру, к справедливости, красоте, к настоящему. В широком смысле нужно знать путь к настоящей жизни, к жизни полной, счастливой, творческой, яркой и интересной. Очевидно, что этот путь открывается в той мере, в какой мы знаем и умеем решать не только математические или физические задачи, но и этические, правовые, экологические, бытовые, информационные, экзистенциальные.

Но есть и другая сторона этого дела. Мы говорим, что родились в этом мире и живем в нем. Но являются ли «автоматическими» эти отношения, гарантирован ли успех или даже продолжение любого следующего мгновения нашей жизни? Нет. К сожалению или к счастью, но этих гарантий не дает ни мир, ни наша человеческая природа. Даже мы сами не можем дать себе таких гарантий. Нужно признать, что мир устроен так, что, с одной стороны, он изумительно строен, закономерен и богат; с другой – хрупок и непредсказуем. В нем созидание и жизнь соседствуют с разрушением и смертью, неизбежное – с вероятным, космос – с хаосом, возможное – с невозможным, истина – с ложью, добро – со злом, справедливость – с несправедливостью, красота – с безобразием, здоровье – с болезнью, счастье – с несчастьем, победа – с поражением, начало – с концом. Это перечисление можно длить бесконечно. Мир и человек поистине бесконечно сложны. Бесконечно сложны и отношения между ними. Но наряду с этой сложностью есть столь же бесконечное множество простых и легких вещей, есть бесчисленное множество того, что нам дано как дар, как награда ни за что, просто самим фактом нашего рождения.

О чем говорит это сочетание простоты и сложности мира и человека? Скорее всего, о необычайном многообразии мира, необъятности его богатств и неповторимости каждого из мгновений жизни мира и человека. Это говорит об уникальности и одновременно фундаментальности, основательности и закономерности мира и человека, об их мощи и хрупкости, предстающих в своем единстве как великая и захватывающая дух загадка и вызов человеку, его разуму, воображению и творчеству.
Замечательно и то, что в природе человека, каковы бы ни были его истоки, заложено много таких способностей, которые позволяют нам решать самые, казалось бы, неразрешимые задачи, достойно принимать самые невероятные вызовы, с которыми сталкивается человек. Среди этих даров особенно ценными являются жизнелюбие и любознательность. Любознательность можно рассматривать как одно из проявлений жизнелюбия, поскольку познание – это часть жизни, жизненный процесс, а не что-то происходящее параллельно жизни или вне ее.

Если проанализировать слово «любознательность», то кроме слова «любовь» мы найдем в нем слово «знать», точнее говоря, любознательность – это любовь к знанию, к познанию. Нам хочется познавать, нам хочется знать. Что познавать? Что знать? Очевидно, что все, все, все… Это «все» можно попробовать вместить в небольшое число слов, которые называются категориями, т.е. очень широкими, просто безразмерными понятиями. Как минимум в число этих понятий входят такие, как мир, человек, истина, добро, справедливость, красота, жизнь и смерть, счастье. По желанию, каждый из нас может добавить к ним что-то свое, то, что он или она считают очень важным или значительным. Хорошо, что здесь нет начальников или законов, запрещающих это делать или ограничивающих список самых важных для нас явлений. Таким образом, к определению разума как свободного, мы добавляем его способность объединяться с любовью и заявлять о себе как любознательность, особенно ярко выраженную у детей и молодежи.

Почему для нашего разговора о разуме и его месте в жизни мы обращаем внимание на особое значение жизнелюбия и любознательности? Прежде всего потому, что для нормальной и успешной жизни нам нужно знание. Знание можно сравнить с энергией, необходимой человеку, чтобы быть человеком, чтобы действовать как человек, чтобы сохранять и не терять человеческий облик. «Знание – сила», – считали философы и ученые эпохи Просвещения. В наш, более практичный, а в чем-то и более циничный век, говорят: «Кто владеет информацией, тот обладает властью».
Но что такое знание? Об этом – в следующей главе книги.

Вопросы к теме:

1. Какое место занимает разум среди других свойств человека?
2. Каковы принципы нормального или полноценного отношения человека к разуму?
3. Каковы основные черты разума (по А. Круглову)?
4. В чем суть образования и его самые ценные результаты?
5. Что составляет базовое или исходное содержание нашего сознания, разума?
6. Как бы вы в общем охарактеризовали мир, в котором живете вы и другие люди?
7. Назовите самые важные для вас явления мира.
8. С какими человеческими качествами связан и сочетается разум?

Примечания

Круглов А. Что такое разум? / Словарь: Характерология и психология понятий. В 4-х т. Т. 4 (Р-С) М., 2004. С. 404-405.
Экзистенциальными чаще всего называют задачи, связанные с фундаментальными смыслами: смыслом жизни и смерти, смыслом истории, смыслом универсума. Экзистенциальными называют и соответствующие состояния и ситуации: высшего счастья или трагедии, смертельные риски или невероятные удачи, т.е. то, что иногда определяют и как пограничные ситуации.
Как видно из самой структуры этих слов, и в первом, и во втором заключено слово «любовь». Это вновь напоминает нам о сложности человека, о таких заключенных в нем глубинных качествах, которые служат основой для многих других способностей человека, в данном случае любви к жизни и любви к познанию.
Эти слова принадлежат Френсису Бэкону (1561 – 1626), английскому мыслителю и государственному деятелю. В своих трудах он один из первых стал разрабатывать идею науки как способа укрепления мощи и возможностей человека, а разума – как способа его самоочищения от различного рода заблуждений и предрассудков.

От того, в какую сторону мы направляем наш разум - в благость, страсть или невежество - зависит, будем мы счастливыми или нет.

Одни могут изменить свою жизнь, будучи в самых тяжелых условиях, а другие бьются, как рыба об лед, и не знают, что делать, когда пьет муж или ребенок наркоман. Чтобы понять это, необходимо знать, как работает наш разум. Знание о типах разума поможет преодолеть страдания в жизни.

В ведической культуре описываются три качества (гуны) материальной природы: благость, страсть и невежество. Гуны - это определяющие свойства, которые лежат в основе природы всех вещей. Общение, еда, работа, учеба, воспитание детей, религия, наука, спорт, одежда - все находится под влиянием этих энергий.

Наша жизнь очень сильно зависит от того, в какую сторону мы направляем свой разум. Веды говорят, где разум, там и судьба. Если разум деградирующий, человек находится в гуне невежества, если прогрессирующий - в гуне благости, а если держится на одной линии, то в страсти.

Разум в невежестве

Характеризуется разрушением личности человека. Такие люди грубо разговаривают, любят выпить, подраться, в их домах грязно, еда плохо пахнет, одежда может быть рваной и нестираной. Любая деятельность, связанная с насилием и гневом, находится в невежестве. Желания таких людей, как можно больше урвать от жизни и не важно каким путем. «Живем одним днем» - концепция счастья преступников, наркоманов, алкоголиков. Эти люди не слишком образованны и считают, что правда в силе.

В невежестве человеку сложно понять, какие последствия могут повлечь его действия. Такие люди склонны всех обвинять, начиная от соседа и заканчивая правительством. Нет желания помогать другим, поскольку кругом одни враги. В гуне невежества счастье иллюзорно. «Выпил, украл, в тюрьму… Романтика!». Истинного счастья нет.

Очень поздно ложатся спать (2–3 часа ночи) и очень поздно встают (в 11–12 часов). Предпочитают нездоровую пищу, приготовленную наспех. Могут есть несвежую еду, пользоваться грязной посудой. Грубое отношение к животным. Такой человек может пнуть собаку и не понимать, что в этом плохого. Любимая музыка - шансон, тяжелый рок.

Разум в страсти

Такой разум очень разборчив и эгоистичен. Представления о счастье - жить, как все. Люди в страсти очень беспокоятся о том, что могут сказать другие. Они стремятся занять высокое положение в обществе, найти престижную работу, любят подчеркивать свою значимость и статус. Им нравится появляться на публике, покупать и демонстрировать дорогие вещи. Люди в страсти не верят в Бога. Они верят в бренд, моду и дизайнерские интерьеры. По этим вещам склонны определять людей своего круга, все остальные - «ниже нас».

Их речь более мягкая, нежели у людей в невежестве. Порой хотят быть умнее других, могут использовать красивые обороты, сыпать терминологией. Знают, когда надо похвалить, нередко прибегают к манипуляции людьми. Люди в страсти, как правило, склонны доказывать свое, убеждать собеседника. Нет сильного желания изменить себя, но есть устойчивое желание, чтобы изменились все остальные. Помощь людям расценивается как отношения «я тебе, ты мне». Собственные интересы выше всех остальных. Количество счастья определяется количеством денег и материальных благ.

Спать ложатся в 12 часов, встают в 7–9 утра. Люди в страсти предпочитают острую, жирную, копченую мясную пищу, а также сладости и блюда с вычурными названиями. Любимая музыка - ритмичная, заводная, часто с бессмысленными текстами. К животным относятся как источнику удовольствия. Кошка или собака должны быть хорошей породы, за которую готовы отдать большие деньги. Взять животное с улицы уже сложно.

Разум в благости

Характеризуется восприятием жизни «здесь и сейчас». Такие люди не сильно беспокоятся о будущем и не копаются в прошлом. Они живут настоящим, понимают, что на все воля Божья. Такие люди довольны тем, что имеют. Для полного счастья им не надо еще одно платье или машину. От других гун их отличает желание жить не для себя, а помогать людям. Они ищут благостные места для общения, где интересуются духовным знанием. Посещают храмы, работают над собой.

Люди в благости не будут спорить с человеком, потому что понимают, что в этом нет никакого смысла. Они не требуют от окружающих, чтобы они изменились к лучшему, потому что знают по себе, как это на самом деле тяжело. Говорят просто, на понятном языке, даже если человек академик. Нет желания гордиться своими знаниями и заслугами. В них меньше всего проявлена гордыня и эгоизм. Такие люди не стараются выставить себя в лучшем свете, не унижают и не оскорбляют других. Всегда с уважением относятся к старшим.

Такие люди всегда рано встают (в 6 утра или раньше) и рано отходят ко сну (9–10 часов вечера). Готовят свежую и полезную пищу, едят много фруктов и молочных продуктов, интересуются здоровым питанием. Любимая музыка - классическая, патриотическая, песни о родителях, детях, о чистой любви, духовная музыка. С любовью заботятся о животных, кормят птиц, бездомных кошек и собак, видят в них душу.

Каждый из нас может определить свою гуну и понять, где он находится в настоящий момент. Это необходимо, чтобы начать работу над собой. Развивая свой разум, человек со временем переходит из одной гуны в другую. При этом постепенно меняется его окружение, одежда, питание, увлечения, появляются возвышенные интересы, а жизнь становится более осознанной и счастливой.