Инновационные изобретения человечества за последние 10 лет. Лучшее изобретение человечества: обзор самых важных открытий. Стоматология без сверления


Это один из тех субъективных список, с которым некоторые люди согласятся, а некоторые будут против. Я понимаю, ведь все великие и значимые изобретения не поместятся в один рейтинг. Я выбрала те, что, по моему мнению, самые значимые для современного мира. Не стесняйтесь высказывать своё мысли в комментариях.

Современная сантехника

Сантехнические устройства и коммуникации используют для удаления сточных вод и обеспечения зданий и сооружений чистой водой. В местах компактного проживания людей, например, квартиры в высотных зданиях без них и вовсе не обойтись. Без этого изобретения мы бы до сих пор жили в небольших грязных городах, с застройкой малой этажности. Высотное здание не будет функционировать без инженерных сетей и сантехники. Вы можете представить современный мир без всего этого?


Печатный станок, не беря во внимание рукописи, был первым известным средством связи и передачи информации. Его открытие стало настоящим научным прорывом. Иоганн Гутенберг приписывает изобретение первого печатного станка одной из древних цивилизаций западной Европы. Винтовые прессы для оливок и вина были известны в Европе ещё с римских времён, прессы для связывания рукописных книг также были в использовании. Именно эта технология была преобразована для печати. Благодаря этому изобретению можно было производить печатную продукцию в промышленных масштабах.


В 1769 году французским механиком Николасом Джозефом Кагнотом изобретено самое первое самоходное дорожное транспортное средство. Но эта «самоходная карета» ездила на паровом двигателе. В 1885 году Карл Бенц спроектировал и построил первый в мире автомобиль на двигателе внутреннего сгорания. В 1885 году Готтлиб Даймлер перенял опыт с двигателем внутреннего сгорания, усовершенствовал и запатентовал его. Именно этот патент признаётся в качестве прототипа современного двигателя, и позже он послужил основой для первого в мире четырёхколёсного автотранспортного средства.


Ещё в 2 500 г. до н. э. люди использовали пестициды для предотвращения повреждения сельскохозяйственных культур. Первый известный пестицид – простая пыль серы, которую использовали Шумеры около 4500 лет назад. К XV веку для уничтожения вредителей стали применять токсичные химические вещества, такие как мышьяк, ртуть и свинец. А в 1939 году Павел Мюллер обнаружил, что ДДТ является весьма эффективным инсектицидом. Он быстро стал самым широко применяемым пестицидом в мире. Тем не менее, в 1960-х годах было обнаружено, что ДДТ уничтожил многих птиц, питающихся рыбой, которая водилась в водоёмах рядом с посевами, и ДДТ несёт огромную угрозу для биоразнообразия.


Томас Севери, английский военный инженер и изобретатель в 1698 году запатентовал первый паровой двигатель. Ньюкомен изобрёл атмосферный паровой двигатель на основе изобретения Джеймса Уатта 1712 года, что стало огромным прорывом в промышленной революции. Его Центробежный регулятор сохранил работу двигателя с требуемой скоростью, и стал такой простой и элегантной модификацией первого патента, что может по праву считаться одним из лучших идей всех времён.


В 1837 году Чарльз Бэббидж стал первым, кто смог осмыслить реальность и разработать полностью программируемый механический компьютер, который он назвал «аналитической машиной». Из-за ограниченного финансирования и недостатка в обеспечении Бэббидж так и не построил свой аналитический аппарат. Масштабная обработка данных в автоматизированном режиме была впервые выполнена для переписи населения США в 1890 году. Для этого выпустили ряд машин, разработанных Холлеритом и изготовленных компанией Tabulating Recording Corporation, которая позже стала IBM.


Транзистор – фундаментальныё блок микросхем, который управляет работой компьютеров, сотовых телефонов и остальными изобретениями современной электроники. 16 декабря 1947 года Уильям Шокли, Джон Бардин и Уолтер Браттейн изобрели первый транзистор в Bell Labs. Эта работа проводилась в рамках гонки вооружений, чтобы произвести прибор чистой передачи информации. Он использовался в радиолокационных подразделениях в качестве элемента частотного смесителя в микроволновом радаре-приёмнике.


Пластик состоит из органических конденсационных или аддитивных полимеров, а также может содержать другие вещества для экономии или частичного изменения его свойств. Есть несколько природных полимеров. Первая пластмасса сделана на основе синтетического полимера была сделана из фенола и формальдегида. Причём первые жизнеспособные и дешёвые способы синтеза изобрёл Лео Хендрик Бакеланд в 1909 году, а продукт известен как бакелит. Впоследствии поливинилхлорид, полистирол, полиэтилен, полипропилен, полиамид (нейлоновые чулки), сложные полиэфиры, акрил, силикон, полиуретан были среди многих сортов пластмасс, имеющих большой коммерческий успех.

Электричество, напряжение


Электричество существовало всегда, но система устройств, необходимых для создания и распространения этой силы стало величайшим изобретением. Эти приборы впервые разработал и сконструировал Эдисон. Он эффективно преобразовал электричество в продаваемый товар, а его станция Перл-стрит стала первой в мире электростанцией. Открытие Никола Тесла переменного тока (AC) сделало возможным передавать электроэнергию на большие расстояния, что привело человечество к тем технологиям, какие мы знаем сегодня. Теперь каждый человек, в любой части мира может подключиться к сети, чтобы привести в действие всякий прибор, от лампочки до компьютера.

Иммунизация / Антибиотики


Три столетия назад, почти каждый второй умирал от инфекционных заболеваний. Когда чума вспыхнула в 1347 году, она выкосила почти половину Европы всего за 2 года. Оспа, поразившая жителей Северной Америки, сократила коренное население примерно на 90 процентов в течение века. Ещё в 1800 году ведущей причиной смертей на Западе был туберкулёз. Вряд ли кто-то умер от старости тогда, инфекции и были одной из причин такого почтения старейшин. Сегодня старость уже не так редка, много людей доживают до 70 лет. Но все же 73 процента людей умирают от сердечной недостаточности, рака и инсульта, потому что нужны новые лекарства.

Поделится в соц. сетях

В этой статье вы найдете 10 самых выдающихся изобретателей мира, предлагаю информацию в привычном формате рейтинга. Поехали!

№ 10. Леонардо да Винчи

Вашему удивлению нет предела, что столь известный изобретатель открывает топ десятку? Этому есть простое объяснение: его изобретения бежали впереди науки на десятки лет, и потому их практически невозможно было претворить в жизнь. У Леонардо была хорошо развита фантазия, он мог создавать в своем сознании всевозможные новшества, но, к сожалению, изобрести что-либо поистине нужное и реальное он так и не смог. Помимо этого, человеком он был непостоянным и его интересы сменяли друг друга так быстро, что Леонардо не успевал полностью проникнуться своими идеями. Такие сооружения как: подводная лодка, танк, планер – причисляют к списку его изобретений.

№ 9. Эдвин Лэн

Физик, более известный изобретатель Эдвин Лэнд, родом из Коннектикута не является прямым изобретателем фотографии, но он сделал намного больше, для того чтобы все, что связано с ней дошло до наших времен и совершенствовалось. Будучи студентом первого курса в Гарварде 1926 года, будущий ученый создал новый вид поляризатора, объединив и дополнив пластиковый лист с кристаллами, своему совершенству он дал имя Полароид. Позже применил принцип поляризации фильтров света, устройств оптики и кинофильмов процессов и стал основателем Корпорации Polaroid. 535 патентов США пополнили его копилку наград и достижений.

№ 8. Бенджамин Франклин

Бен Франклин, вот уж кто поистине был разносторонне развитым человеком, этот удивительный ученый занимался писательством, политикой, общественной и государственной деятельностью, был сатириком, начальником почтового учреждения, великим ученым, дипломатом, но мало кто знает, Франклин еще был легендарным изобретателем. Он предоставил всему миру громоотвод, благодаря которому, было спасено от возгораний и молний несчетное множество домов, стекло Armonica, печь, которая получила свое название в честь ученого, бифокальные очки и известный ныне гибкий мочевой катетер и еще очень много изобретений. Но к сожалению многие из них позабыты, причиной тому стало, то что Франклин не запатентовал свои инновации, желая, чтобы они были доступны всему миру.

№ 7. Герон Александрийский

Все его изобретения могли бы перевернуть историю и дать толчок к промышленному перевороту еще в далеком 50 году н.э., если бы Герон поведал о них всему миру. Но великий ученый тех лет заблуждался, считая паровой двигатель всего лишь личной забавой, по его мнению, в Риме было много рабов, и изобретение такого агрегата для всего народа было бы бесполезным! Этим же гениальным изобретателем были сделаны и многие другие нужные в жизни предметы, например, насос, шприц, фонтан, ветряная мельница - трудно представить, все эти труды, выполнены во времена доиндустриальной эпохи. Многие его изобретения так и остались всего лишь проектами.

№ 6. Джером «Джерри» Хал Лемельсон

Лемельсон считается одним из многих изобретателей, результаты которых достигли высших показателей. Изобретательские плоды помогли ему получить 605 патентов. К безумному множеству его изобретений причисляют также автоматизированные склады, промышленные роботы, телефоны без проводов, факсы, видео проигрыватели, видеокамеры и магнитные ленты, ленты для плееров Walkman от Sony. Но на этом Джером даже не подумал останавливаться и направил свои патенты в сфере оборудования для медицины, которое способно увидеть рак и начать его лечение, он же автор алмазного покрытия, также имеет патент на бытовую электронику и телевидение

№ 5. Джордж Вестингауз

Грандиозным научным открытием стали системы электричества, работающие на базе переменного тока (основой работы стали труды Никола Тесла), в конце-концов они стали на порядок выше устройства Эдисона, которое в свою очередь осуществляло работу на неизменном токе, и стали, своего рода, прародителями энергосистемы современности. Но перед тем как перепрыгнуть достижения Эдисона, Джордж Вестингауз изобрел тормоза для железных дорог на основе воздушных масс. Он также являлся одним из многих, кто предпринял попытки изобрести вечный двигатель. Но его труды были тщетны. Заслужил 361 патент.

№ 4. Александр Грэхем Белл

Этого чудесного изобретателя телефонов знают все – от мала до велика. Но, помимо телефонов, у него есть еще очень полезные изобретения, к примеру, устройство, для обнаружения айсбергов, и всем известный металлоискатель, который дошел и до наших времен.

№ 3. Томас Эдисон

Да-да, знаменитый и талантливый изобретатель, количество патентов которого перевалило за тысячу, не является первым номером в нашем топ списке. На самом деле все очень просто. Несмотря на то, что он изобрел электрическую лампочку, фонограф, камеру для кино и провел свет в Нью-Йорк, очень много его трудов были созданы при помощи людей, которые работали под его руководством или это было командным изобретением, что, не делает его, в конечном счете, основным изобретателем.

№ 2. Никола Тесла

Как и ко многим великим ученым, известность к Николе Тесла пришла после смерти, хотя благодаря его трудам сейчас имеет место коммерческая электроэнергия. Ведь именно, разработанная им теория и патенты, стали своего рода базой для современной системы электроэнергии на основе переменного тока, а также многофазной электрической системы распределения переменного тока, с помощью которой, произошел еще один переворот в промышленной сфере. Но это далеко не единственная заслуга его перед миром, Тесла оставил след в области робототехники, создал точку отсчета в совершенствовании дистанционного управления, радара, и информационных технологий, и что очень важно, принимал участие в научных исследованиях в сфере баллистики, ядерной физики и теоретической физики. Существуют сведения, о его увлечениях антигравитацией, телепортацией и лазера, увы, доказательств этому нет. Тем не менее, он обладатель 111 патентов и считается лучшим новообразователем во всем мире.

№ 1. Архимед Сиракузский

Вот мы и добрались до лидера нашей топ десятки. И снова пришел ваш черед удивляться, почему именно ученый из Древней Греции занял верхушку списка? Начнем с того, что он является величайшим ученым в области математики. В частности, он как никто другой определил наиболее конкретный расчет значения числа Пи, составил формулу для определения площади под дугой параболы, этот список можно дополнять вечно, это именно тот человек, которого даже современные школьники недолюбливают на уроках математики. Помимо этого, к его трудам причисляется разработка машин, орудий для осады и мало кто знает, что он изобрел устройство, которое могло сжечь до тла римские суда, лишь при помощи простого зеркала, путем использования «эффекта солнечных зайчиков». Ну и самый весомый довод в его пользу, все его открытия сделаны более двух тысячелетий назад, тогда когда век технологий был практически в зародышевом состоянии. И что не менее важно Архимед был самоучкой и все свои знания получил самостоятельно, методом проб и ошибок!

Без сомнений, ХХ век оказался самым продуктивным среди всех предыдущих веков, и не имеет себе равных в количестве достижений в науке и технике. В ХХI веке мы активно используем знания и усовершенствуем то, что было открыто в предыдущем столетии. Как оказалось, многие великие изобретения и открытия имеют не только положительные, но и отрицательные последствия, и учёные всего мира активно борются с недостатками и стараются найти достойную альтернативу. Несмотря на различные последствия, изобретения ХХ века изменили ход истории и эволюции всей планеты.

1. Интернет

Печатная машинка была, своего рода, «прародителем» компьютера. Именно благодаря ей, мир впервые увидел напечатанные книги и газеты. Изобретение персонального компьютера, в свою очередь, смогло соединить в себе не только функции печатной машинки, но и видеомагнитофона и плеера и многого другого. Но поистине, ценность компьютеру принесло изобретение интернета, благодаря которому, не выходя из дома, мы можем общаться с людьми со всего мира, узнавать последние новости, доставать любимую музыку и фильмы, зарабатывать деньги, искать работу и т.д. и т.п.

Несмотря на более ранние разработки в области беспроводной передачи сигнала, первым изобретателем радио, считают русского физика и электротехника Александра Попова. Это случилось в 1937 году, когда первый радиоприёмник стал доступен каждой семье. С тех пор, он стал чуть ли не главным развлечением в каждом доме. Ведь теперь многие могли слушать различные радиопередачи, музыку и важные объявления.

3. Антибиотики

Многие болезни, кажущиеся нам простыми в лечении сегодня, были смертельно-опасными для людей предыдущих столетий. Ведь не было найдено средств, помогающих предотвратить размножение и рост бактерий в организме. Так было до 1928 года, когда английский учёный Александр Флеминг не открыл первый антибиотик, который в те времена назвали «пенициллин». Сегодня антибиотики активно используют в медицине, но могут оказывать не только положительный, но и отрицательный эффект.

4. Системы кондиционирования воздуха

Когда-то, страстное нежелание людей жить и работать в тесных, душных и жарких помещениях привело к попытке создания аппарата, способного циркулировать воздух. В далёкие времена, спасались обычными веерами, а с появлением первого кондиционера, который решил не только эту проблему, но и миллион других – жизнь стала гораздо легче. Его основателем в 1902 году стал американский инженер и изобретатель Уиллис Кэрриер. Он стал разработчиком первого аппарата, способного контролировать температуру и влажность воздуха. В наше время уже сложно себе представить какой-нибудь крупный торговый центр или ресторан без кондиционера.

5. Аэроплан

В 19 в., конструкторы и учёные изменили возможности человечества и истории в целом, благодаря изобретению поезда. Тогда за считанные часы, дни или недели можно было преодолевать огромнейшие расстояния. В ХХ веке изобретатели пошли ещё дальше и построили первый летательный аппарат, а потом и самолёт. Теперь каждый уголок планеты не кажется нам далёким и неизведанным, ведь туда можно добраться всего за несколько часов.

6. Автомобиль

В далёкие времена люди передвигались на лошадях и каретах, а сегодня, без такого транспортного средства, как автомобиль просто невозможно представить нашу жизнь. Первой, дала старт мировой сборке автомобилей, американская компания Ford, в начале ХХ века. Сегодня, автомобиль – это самое удобное, практичное и надёжное средство передвижения.

7. Персональный компьютер

Первые персональные компьютеры были известны нам под названием ЭВМ (электронно-вычислительные машины). Были созданы целые залы с большим количеством этого чуда техники, куда можно было прийти, как в библиотеку и с помощью ЭВМ выполнить необходимые задачи и вычисления. Уж больно это напоминала современные интернет клубы. Известно, что первое применение ЭВМ было найдено ещё во времена Великой Отечественной войны. Сегодня, изобретение электронно-вычислительной машины значительно эволюционировало и известно нам под названием «компьютер», без которого сложно представить повседневную жизнь.

8. Ракетная техника

Китайская держава всегда удивляла мир в области разработок различных технологий. Одним из крупнейших их достижений в этой области, стала ракетная техника. Известно, что попытки реализовать мечты в освоении космоса стали доступны ещё три тысячи лет назад, но лишь в ХХ веке это стало реальностью. Теперь мы имеем представление о вселенной, звёздах и далёких планетах.

9. Телевидение

На смену радио пришло телевидение и без него сложно представить современную жизнь. Если раньше, на расстоянии можно было передать только звук, то с годами, стала возможна и передача изображения. Благодаря этому, мир впервые узнал, что такое фильмы. Это велико е изобретение также появилось в ХХ веке.

10. Ядерная энергия

С появлением способов использования ядерной энергии в жизни, человечество сделало огромный прорыв в эволюции нашей планеты. Ведь на сегодняшний день – это самый дешёвый, рациональный и неиссякаемый источник энергии. Благодаря этому, свет и тепло стало доступно каждому, но это стало возможным лишь в ХХ веке.

История человечества тесно связана с постоянным прогрессом, развитием технологий, новыми открытиями и изобретениями. Некоторые технологии устарели и стали историей, другие, такие как колесо или парус, используются до сих пор. Бесчисленное количество открытий было утрачено в водовороте времени, иные, не оценённые современниками, ждали признания и внедрения десятки и сотни лет.

Редакция Samogo.Net провела собственное исследование, призванное ответить на вопрос о том, какие же изобретения считаются нашими современниками наиболее значимым.

Обработка и анализ результатов интернет-опросов показали, что единого мнения на этот счёт попросту нет. Тем не менее, нам удалось сформировать общий уникальный рейтинг величайших изобретений и открытий в истории человечества. Как оказалось, не смотря на то, что наука давно ушла вперёд, базовые открытия в умах наших современников остаются наиболее значимыми.

Первое место бесспорно занял Огонь

Люди рано открыли полезные свойства огня - его способности освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу.

"Дикий огонь", который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек "приручил" его и "поставил" себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты.
Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т.п.) обязаны комплексному использованию огня.

Долгие тысячелетия люди пользовались "домашним огнем", поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения. Вероятно, это открытие произошло случайно, после того как наши предки научились сверлить дерево. Во время этой операции происходило нагревание древесины и при благоприятных условиях могло произойти воспламенение. Обратив на это внимание, люди стали широко пользоваться трением для добывания огня.

Простейший способ состоял в том, что брались две палочки сухого дерева, в одной из которых делали лунку. Первая палочка клалась на землю и прижималась коленом. Вторую вставляли в лунку, а затем начинали быстро-быстро вращать между ладонями. В то же время необходимо было с силой давить на палочку. Неудобство такого способа заключалось в том, что ладони постепенно сползали вниз. Приходилось то и дело поднимать их вверх и снова продолжать вращение. Хотя, при известной сноровке, это можно делать быстро, все же из-за постоянных остановок процесс сильно затягивался. Гораздо проще добыть огонь трением, работая вдвоем. При этом один человек удерживал горизонтальную палочку и давил сверху на вертикальную, а второй - быстро-быстро вращал ее между ладонями. Позже вертикальную палочку стали обхватывать ремешком, двигая который вправо и влево можно ускорить движение, а на верхний конец для удобства стали накладывать костяной колпачок. Таким образом, все устройство для добывания огня стало состоять из четырех частей: двух палочек (неподвижной и вращающейся), ремешка и верхнего колпачка. Таким способом можно было добывать огонь и в одиночку, если прижимать нижнюю палочку коленом к земле, а колпачок - зубами.

И только уже потом, с развитием человечества стали доступны иные способы получения открытого огня.

Второе место в ответах интернет-сообщества заняли Колесо и Повозка


Считается, что его прообразом, возможно, стали катки, которые подкладывались под тяжелые стволы деревьев, лодки и камни при их перетаскивании с места на место. Возможно, тогда же были сделаны первые наблюдения над свойствами вращающихся тел. Например, если бревно-каток по какой-то причине в центре было тоньше, чем по краям, оно передвигалось под грузом более равномерно и его не заносило в сторону. Заметив это, люди стали умышленно обжигать катки таким образом, что средняя часть становилась тоньше, а боковые оставались неизменными. Таким образом получилось приспособление, которое теперь называется "скатом".В ходе дальнейших усовершенствований в этом направлении от цельного бревна остались только два валика на его концах, а между ними появилась ось. Позднее их стали изготовлять отдельно, а затем жестко скреплять между собой. Так было открыто колесо в собственном смысле этого слова и появилась первая повозка.

В последующие века множество поколений мастеров потрудились над усовершенствованием этого изобретения. Первоначально сплошные колеса жестко скреплялись с осью и вращались вместе с ней. При передвижении по ровной дороге такие повозки были вполне пригодны для использования. На повороте, когда колеса должны вращаться с разной скоростью, это соединение создает большие неудобства, так как тяжело груженная повозка может легко сломаться или перевернуться. Сами колеса были еще очень несовершенны. Их делали из цельного куска дерева. Поэтому повозки были тяжелыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно, и обычно в них запрягали неторопливых, но могучих волов.

Одна из древнейших повозок описываемой конструкции найдена при раскопках в Мохенджо-Даро. Крупным шагом вперед в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживающегося на неподвижную ось. В этом случае колеса вращались независимо друг от друга. А чтобы колесо меньше терлось об ось, ее стали смазывать жиром или дегтем.

Ради уменьшения веса колеса в нем выпиливали вырезы, а для жесткости укрепляли поперечными скрепами. Ничего лучшего в эпоху каменного века придумать было нельзя. Но после открытия металлов стали изготавливать колеса с металлическим ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее и не боялось ударов о камни. Запрягая в повозку быстроногих лошадей, человек значительно увеличил скорость своего передвижения. Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники.

Третье место по праву заняла Письменность


Нет нужды говорить о том, какое великое значение в истории человечества имело изобретение письменности. Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться.

Первые формы письменности в виде особым образом начертанных знаков появилась около 4 тысяч лет до Р.Х. Но уже задолго до этого существовали различные способы передачи и хранения информации: с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и тому подобных сигналов. Из этих примитивных систем оповещения позже появились более сложные способы фиксирования информации. Например, древние инки изобрели оригинальную систему "записи" с помощью узелков. Для этого использовались шнурки шерсти разного цвета. Их связывали разнообразными узелками и крепили на палочку. В таком виде "письмо" посылалось адресату. Существует мнение, что инки с помощью такого "узелкового письма" фиксировали свои законы, записывали хроники и стихи. "Узелковое письмо" отмечено и у других народов - им пользовались в древнем Китае и Монголии.

Однако письменность в собственном смысле этого слова появилась лишь после того, как люди для фиксации и передачи информации изобрели особые графические знаки. Самым древним видом письма считается пиктографическое. Пиктограмма представляет собой схематический рисунок, который непосредственно изображает вещи, события, и явления, о которых идет речь. Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.). Поэтому уже на ранней стадии истории письма в число пиктограмм стали входить особые условные значки, обозначающие определенные понятия (например, знак скрещенных рук символизировал обмен). Такие значки называются идеограммами. Идеографическое письмо возникло и пиктографического, причем можно вполне отчетливо представить себе, как это произошло: каждый изобразительный знак пиктограммы стал все более обособляться от других и связываться с определенным словом или понятием, обозначая его. Постепенно этот процесс настолько развился, что примитивные пиктограммы утратили свою прежнюю наглядность, но зато обрели четкость и определенность. Процесс этот занял долгое время, быть может, несколько тысячелетий.

Высшей формой идеограммы стало иероглифическое письмо. Впервые оно возникло в Древнем Египте. Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке - в Китае, Японии и Корее. С помощью идеограмм можно было отразить любую, даже самую сложную и отвлеченную мысль. Однако для не посвященных в тайну иероглифов смысл написанного был совершенно непонятен. Каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков. Реально на это уходило несколько лет постоянных упражнений. Поэтому писать и читать в древности умели немногие.

Только в конце 2 тыс. до Р.Х. древние финикийцы изобрели буквенно- звуковой алфавит, который послужил образцом для алфавитов многих других народов. Финикийский алфавит состоял из 22 согласных букв, каждая из которых обозначала отдельный звук. Изобретение этого алфавита стало для человечества большим шагом вперед. При помощи нового письма легко было передать графически любое слово, не прибегая к идеограммам. Обучиться ему было очень просто. Искусство письма перестало быть привилегией просвещенных. Оно стало достоянием всего общества или, по крайней мере, большей его части. Это послужило одной из причин быстрого распространения финикийского алфавита по всему миру. Как считают, четыре пятых всех известных ныне алфавитов возникло из финикийского.

Так, из разновидности финикийского письма (пунического) развилось ливийское. Непосредственно от финикийского произошло древнееврейское, арамейское и греческое письмо. В свою очередь, на основе арамейского письма сложились арабская, набатейская, сирийская, персидская и другие письменности. Греки внесли в финикийский алфавит последнее важное усовершенствование - они стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Греческий алфавит лег в основу большинства европейских алфавитов: латинского (от которого в свою очередь произошли французский, немецкий, английский, итальянский, испанский и др. алфавиты), коптского, армянского, грузинского и славянского (сербского, русского, болгарского и др.).

Четвертое место, вслед за письменностью занимает Бумага

Ее создателями были китайцы. И это не случайно. Во-первых, Китай уже в глубокой древности славился книжной премудростью и сложной системой бюрократического управления, требовавшей от чиновников постоянной отчетности. Поэтому здесь всегда ощущалась потребность в недорогом и компактном материале для письма. До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке.

Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук - очень громоздким и тяжелым. (На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая "книга". Не случайно пишут, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега.) Во-вторых, одни только китайцы долгое время знали секрет производства шелка, а бумажное дело как раз и развивалось из одной технической операции обработки шелковых коконов. Эта операция заключалась в следующем. Женщины, занимавшиеся шелководством, варили коконы шелкопряда, затем, разложив их на циновку, опускали в воду и перетирали до образования однородной массы. Когда массу вынимали и отцеживали воду, получалась шелковая вата. Однако после такой механической и тепловой обработки ни циновках оставался тонкий волокнистый слой, превращавшийся после просушки в лист очень тонкой бумаги, пригодной для письма. Позже работницы стали использовать бракованные коконы шелкопряда для целенаправленного изготовления бумаги. При этом они повторяли уже знакомый им процесс: варили коконы, промывали и измельчали до получения бумажной массы, наконец, высушивали получившиеся листы. Такая бумага называлась "ватной" и стоила достаточно дорого, так как дорого было само сырье.

Естественно, что в конце концов возник вопрос: можно ли бумагу делать только из шелка или для приготовления бумажной массы может подойти любое волокнистое сырье, в том числе растительного происхождения? В 105 г. некто Цай Лунь, важный чиновник при дворе ханьского императора, приготовил новый сорт бумаги из старых рыболовных сетей. По качеству она не ступала шелковой, но была значительно дешевле. Это важное открытие имело огромные последствия не только для Китая, но и для всего мира - впервые в истории люди получили первоклассный и доступный материал для письма, равноценной замены которому не и по сей день. Имя Цай Луня поэтому по праву входит в число имен величайших изобретателей в истории человечества. В последующие века в процесс изготовления бумаги было внесено несколько важных усовершенствований, благодаря чему оно стало быстро развиваться.

В IV веке бумага совершенно вытеснила из употребления бамбуковые дощечки. Новые опыты показали, что бумагу можно делать из дешевого растительного сырья: древесной коры, тростника и бамбука. Последнее было особенно важно, так как бамбук произрастает в Китае в огромном количестве. Бамбук расщепляли на тонкие лучинки, замачивали с известью, а полученную массу вываривали затем в течение нескольких суток. Отцеженную гущу выдерживали в специальных ямах, тщательно размалывали специальными билами и разбавляли водой до образования клейкой, кашицеобразной массы. Эту массу зачерпывали с помощью специальной формы - бамбукового сита, укрепленного на подрамнике. Тонкий слой массы вместе с формой клали под пресс. Затем форма вытаскивалась и под прессом оставался только бумажный лист. Спрессованные листы снимали с сита, складывали в кипу, сушили, разглаживали и резали по формату.

С течением времени китайцы достигли высочайшего искусства в изготовлении бумаги. На протяжении нескольких веков они, по своему обыкновению, тщательно хранили секреты бумажного производства. Но в 751 году во время столкновения с арабами в предгорьях Тянь-Шаня несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы научились сами делать бумагу и в течение пяти веков очень выгодно сбывали ее в Европу. Европейцы были последними из цивилизованных народов, которые научились сами изготавливать бумагу. Первыми это искусство переняли от арабов испанцы. В 1154 году бумажное производство было налажено и в Италии, в 1228-м в Германии, в 1309-м в Англии. В последующие века бумага получила во всем мире широчайшее распространение, постепенно завоевывая все новые и новые сферы применения. Значение ее в нашей жизни столь велико, что, по мнению известного французского библиографа А. Сима, нашу эпоху можно с полным правом назвать "бумажной эрой".

Пятое место заняли Порох и Огнестрельное оружие


Изобретение пороха и распространение его в Европе имело огромные последствия для дальнейшей истории человечества. Хотя европейцы последними из цивилизованных народов научились делать эту взрывчатую смесь, именно они сумели извлечь из ее открытия наибольшую практическую пользу. Бурное развитие огнестрельного оружия и революция в военном деле были первыми следствиями распространения пороха. Это в свою очередь повлекло за собой глубочайшие социальные сдвиги: закованные в латы рыцари и их неприступные замки оказались бессильны перед огнем пушек и аркебуз. Феодальному обществу был нанесен такой удар, от которого оно уже не смогло оправиться. В короткое время многие европейские державы преодолели феодальную раздробленность и превратились в могущественные централизованные государства.

В истории техники найдется мало изобретений, которые привели бы к таким грандиозным и далеко идущим изменениям. До того как порох стал известен на западе, он уже имел многовековую историю на востоке, а изобрели его китайцы. Важнейшей составной частью пороха является селитра. В некоторых областях Китая она встречалась в самородном виде и была похожа на хлопья снега, припорошившего землю. Позже открыли, что селитра образуется в местностях, богатых щелочами и гниющими (доставляющими азот) веществами. Разжигая огонь, китайцы могли наблюдать вспышки, возникавшие при горении селитры с углем.

Впервые свойства селитры описал китайский медик Тао Хун-цзин, живший на рубеже V и VI столетий. С этого времени она применялась как составная часть некоторых лекарств. Алхимики часто пользовались ей, проводя опыты. В VII веке один из них, Сунь Сы-мяо, приготовил смесь из серы и селитры, добавив к ним несколько долей локустового дерева. Нагревая эту смесь в тигле, он вдруг получил сильнейшую вспышку пламени. Этот опыт он описал в своем трактате "Дань цзин". Считается, что Сунь Сы-мяо приготовил один из первых образцов пороха, который, правда, не обладал еще сильным взрывчатым эффектом.

В дальнейшем состав пороха был усовершенствован другими алхимиками, установившими опытным путем три его основных компонента: уголь, серу и калиевую селитру. Средневековые китайцы не могли научно объяснить, что за взрывная реакция происходит при воспламенении пороха, но они очень скоро научились использовать ее в военных целях. Правда, в их жизни порох вовсе не имел того революционного влияния, которое оказал позже на европейское общество. Объясняется это тем, что мастера долгое время готовили пороховую смесь из неочищенных компонентов. Между тем неочищенная селитра и сера, содержащая посторонние примеси, не давали сильного взрывного эффекта. Несколько веков порох использовался исключительно в качестве зажигательного средства. Позднее, когда его качество улучшилось, порох стали применять как взрывчатое вещество при изготовлении фугасов, ручных гранат и взрывпакетов.

Но и после этого долгое время не догадывались использовать силу возникавших при горении пороха газов для метания пуль и ядер. Только в XII-XIII веках китайцы стали пользоваться оружием, очень отдаленно напоминавшем огнестрельное, но зато они изобрели петарду и ракету. От китайцев секрет пороха узнали арабы и монголы. В первой трети XIII века арабы достигли большого искусства в пиротехнике. Они употребляли селитру во многих соединениях, мешая ее с серой и углем, добавляли к ним другие компоненты и устраивали фейерверки удивительной красоты. От арабов состав пороховой смеси стал известен европейским алхимикам. Один из них, Марк Грек, уже в 1220 году записал в своем трактате рецепт пороха: 6 частей селитры на 1 часть серы и 1 часть угля. Позже достаточно точно о составе пороха писал Роджер Бэкон.

Однако прошло еще около ста лет, прежде чем рецепт этот перестал быть тайной. Это вторичное открытие пороха связывают с именем другого алхимика, фейбургского монаха Бертольда Шварца. Однажды он стал толочь в ступке измельченную смесь из селитры, серы и угля, в результате чего произошел взрыв, опаливший Бертольду бороду. Этот или другой опыт подал Бертольду мысль использовать силу пороховых газов для метания камней. Считается, что он изготовил одно из первых в Европе артиллерийских орудий.

Первоначально порох представлял собой тонкий мукообразный порошок. Пользоваться им было не удобно, так как при зарядке орудий и аркебузов пороховая мякоть липла к стенкам ствола. Наконец заметили, что порох в виде комочков гораздо удобнее - он легко заряжался и при воспламенении давал больше газов (2 фунта пороха в комьях давали больший эффект, чем 3 фунта в мякоти).

В первой четверти XV века для удобства стали употреблять зерновой порох, получавшийся путем раскатывания пороховой мякоти (со спиртом и другими примесями) в тесто, которое затем пропускали через решето. Чтобы зерна не перетирались при транспортировке, их научились полировать. Для этого их помещали в специальный барабан, при раскручивании которого зерна ударялись и терлись друг о друга и уплотнялись. После обработки их поверхность становилась гладкой и блестящей.

Шестое место в опросах заняли: телеграф, телефон, интернет, радио и прочие виды современной коммуникации


Вплоть до середины XIX века единственным средством сообщения между европейским континентом и Англией, между Америкой и Европой, между Европой и колониями оставалась пароходная почта. О происшествиях и событиях в других странах узнавали с опозданием на целые недели, а порой и месяцы. Например, известия из Европы в Америку доставлялись через две недели, и это был еще не самый долгий срок. Поэтому создание телеграфа отвечало самым настоятельным потребностям человечества.

После того, как это техническая новинка появилась во всех концах света и земной шар опоясали телеграфные линии, требовались только часы, а порой и минуты, на то, чтобы новость по электрическим проводам из одного полушария примчалась в другое. Политические и биржевые сводки, личные и деловые сообщения в тот же день могли быть доставлены заинтересованным лицам. Таким образом, телеграф следует отнести к одному из важнейших изобретений в истории цивилизации, потому что вместе с ним человеческий разум одержал величайшую побед над расстоянием.

С изобретением телеграфа была решена задача передачи сообщений на большие расстояния. Однако телеграф мог переслать только письменные депеши. Между тем многие изобретатели мечтали о более совершенном и коммуникабельном способе связи, с помощью которого можно было бы передавать на любые расстояния живой звук человеческой речи или музыку. Первые эксперименты в этом направлении предпринял в 1837 году американский физик Пейдж. Суть опытов Пейджа была очень проста. Он собрал электрическую цепь, в которую входили камертон, электромагнит, и гальванические элементы. Во время своих колебаний камертон быстро размыкал и замыкал цепь. Этот прерывистый ток передавался на электромагнит, который так же быстро притягивал и отпускал тонкий стальной стержень. В результате этих колебаний стержень производил поющий звук, подобный тому, который издавал камертон. Таким образом, Пейдж показал, что передавать звук с помощью электрического тока в принципе возможно, надо только создать более совершенные передающие и принимающие устройства.

И уже в последствии, в результате долгих поисков, открытий и изобретений, появились мобильный телефон, телевидение, интернет и прочие средства коммуникации человечества, без которых невозможно себе представить нашу современную жизнь.

Седьмое место в топ-10 по результатам опросов занял Автомобиль


Автомобиль принадлежит к числу тех величайших изобретений, которые, подобно колесу, пороху или электрическому току, имели колоссальное влияние не только на породившую их эпоху, но и на все последующие времена. Его многогранное воздействие далеко не ограничивается сферой транспорта. Автомобиль сформировал современную индустрию, породил новые отрасли промышленности, деспотически перестроил само производство, впервые придав ему массовый, серийный и поточный характер. Он преобразил внешний облик планеты, которая опоясалась миллионами километров шоссейных дорог, оказал давление на экологию и поменял даже психологию человека. Влияние автомобиля сейчас настолько многопланово, что ощущается во всех сферах человеческой жизни. Он сделался как бы зримым и наглядным воплощением технического прогресса вообще, со всеми его достоинствами и недостатками.

В истории автомобиля было много удивительных страниц, но, возможно, самая яркая из них относится к первым годам его существования. Не может не поражать стремительность, с которой это изобретение прошло путь от появления до зрелости. Понадобилась всего четверть века на то, чтобы автомобиль из капризной и еще ненадежной игрушки превратился в самое популярное и широко распространенное транспортное средство. Уже в начале XX века он был в главных чертах идентичен современному автомобилю.

Непосредственным предшественником бензинового автомобиля стал паромобиль. Первым практически действовавшим паровым автомобилем считается паровая телега, построенная французом Кюньо в 1769 году. Перевозя до 3 тонн груза, она передвигалась со скоростью всего 2‑4 км/ч. Были у нее и другие недостатки. Тяжелая машина очень плохо слушалась руля, постоянно наезжала на стены домов и заборы, производя разрушения и терпя немалый урон. Две лошадиные силы, которые развивал ее двигатель, давались с трудом. Несмотря на большой объем котла, давление быстро падало. Через каждые четверть часа для поддержания давления приходилось останавливаться и разжигать топку. Одна из поездок закончилась взрывом котла. К счастью, сам Кюньо остался жив.

Последователи Кюньо оказались удачливее. В 1803 году уже известный нам Тривайтик построил первый в Великобритании паровой автомобиль. Машина имела огромные задние колеса около 2, 5 м в диаметре. Между колесами и задней частью рамы крепился котел, который обслуживал стоявший на запятках кочегар. Паромобиль был снабжен единственным горизонтальным цилиндром. От штока поршня через шатунно‑кривошипный механизм вращалось ведущее зубчатое колесо, которое находилось в зацеплении с другим зубчатым колесом, укрепленным на оси задних колес. Ось этих колес шарнирно соединялась с рамой и поворачивалась при помощи длинного рычага водителем, сидящим на высоком облучке. Кузов подвешивался на высоких С‑образных рессорах. С 8‑10 пассажирами автомобиль развивал скорость до 15 км/ч, что, несомненно, являлось очень неплохим для того времени достижением. Появление этой удивительной машины на улицах Лондона привлекало массу зевак, не скрывавших своего восторга.

Автомобиль в современном смысле этого слова появился только после создания компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания, который произвел подлинный переворот в транспортной технике.
Первый автомобиль с бензиновым двигателем построил в 1864 году австрийский изобретатель Зигфрид Маркус. Увлекаясь пиротехникой, Маркус однажды поджег электрической искрой смесь паров бензина и воздуха. Пораженный силой последовавшего взрыва, он решил создать двигатель, в котором бы этот эффект нашел применение. В конце концов ему удалось построить двухтактный бензиновый двигатель с электрическим зажиганием, который он и установил на обыкновенную повозку. В 1875 году Маркус создал более совершенный автомобиль.

Официальная слава изобретателей автомобиля принадлежит двум немецким инженерам - Бенцу и Даймлеру. Бенц конструировал двухтактные газовые двигатели и являлся хозяином небольшого завода по их производству. Двигатели имели хороший спрос, и предприятие Бенца процветало. Он имел достаточно средств и досуга для других разработок. Мечтой Бенца было создание самодвижущегося экипажа с двигателем внутреннего сгорания. Собственный двигатель Бенца, как и четырехтактный двигатель Отто, для этого не годился, поскольку они имели малую скорость хода (около 120 оборотов в минуту). При некотором понижении числа оборотов они глохли. Бенц понимал, что машина, снабженная таким мотором, будет останавливаться перед каждым бугорком. Нужен был быстроходный двигатель с хорошей системой зажигания и аппаратом для образования горючей смеси.

Автомобили быстро совершенствовались Еще в 1891 году Эдуард Мишлен, владелец завода резиновых изделий в Клермон‑Ферране, изобрел съемную пневматическую шину для велосипеда (камера Данлопа заливалась в покрышку и приклеивалась к ободу). В 1895 году начался выпуск съемных пневматических шин для автомашин. Впервые эти шины были опробованы в том же году на гонке Париж - Бордо - Париж. Оснащенный ими «Пежо» с трудом доехал до Руана, а потом был вынужден сойти с дистанции, так как шины беспрерывно прокалывались. Тем не менее специалисты и автолюбители были поражены плавностью хода машины и комфортностью езды на ней. С этого времени пневматические шины постепенно вошли в жизнь, и ими стали оснащаться все автомобили. Победителем же на этих гонках был опять Левассор. Когда он остановил машину на финише и ступил на землю, то сказал: «Это было безумие. Я делал 30 километров в час!» Сейчас на месте финиша стоит памятник в честь этой знаменательной победы.

Восьмое место - Электрическая лампочка

В последние десятилетия XIX века в жизнь многих европейских городов вошло электрическое освещение. Появившись сначала на улицах и площадях, оно очень скоро проникло в каждый дом, в каждую квартиру и сделалось неотъемлемой частью жизни каждого цивилизованного человека. Это было одно из важнейших событий в истории техники, имевшее огромные и многообразные последствия. Бурное развитие электрического освещения привело к массовой электрификации, перевороту в энергетике и крупным сдвигам в промышленности. Однако всего этого могло и не случиться, если бы усилиями многих изобретателей не было создано такое обычное и привычное для нас устройство, как электрическая лампочка. В числе величайших открытий человеческой истории ей, несомненно, принадлежит одно из самых почетных мест.

В XIX веке получили распространение два типа электрических ламп: лампы накаливания и дуговые. Дуговые лампочки появились немного раньше. Свечение их основано на таком интересном явлении, как вольтова дуга. Если взять две проволоки, подключить их к достаточно сильному источнику тока, соединить, а затем раздвинуть на расстояние нескольких миллиметров, то между концами проводников образуется нечто вроде пламени с ярким светом. Явление будет красивее и ярче, если вместо металлических проводов взять два заостренных угольных стержня. При достаточно большом напряжении между ними образуется свет ослепительной силы.

Впервые явление вольтовой дуги наблюдал в 1803 году русский ученый Василий Петров. В 1810 году то же открытие сделал английский физик Деви. Оба они получили вольтову дугу, пользуясь большой батареей элементов, между концами стерженьков из древесного угля. И тот, и другой писали, что вольтова дуга может использоваться в целях освещения. Но прежде надо было найти более подходящий материал для электродов, поскольку стержни из древесного угля сгорали за несколько минут и были малопригодны для практического использования. Дуговые лампы имели и другое неудобство - по мере выгорания электродов надо было постоянно подвигать их навстречу друг другу. Как только расстояние между ними превышало некий допустимый минимум, свет лампы становился неровным, она начинала мерцать и гасла.

Первую дуговую лампу с ручным регулированием длины дуги сконструировал в 1844 году французский физик Фуко. Древесный уголь он заменил палочками из твердого кокса. В 1848 году он впервые применил дуговую лампу для освещения одной из парижских площадей. Это был, короткий и весьма дорогой опыт, так как источником электричества служила мощная батарея. Затем были придуманы различные приспособления, управляемые часовым механизмом, которые автоматически сдвигали электроды по мере их сгорания.
Понятно, что с точки зрения практического использования желательно было иметь лампу, не осложненную дополнительными механизмами. Но можно ли было обойтись без них? Оказалось, что да. Если поставить два уголька не друг против друга, а параллельно, притом так, чтобы дуга могла образовываться только между двумя их концами, то при этом устройстве расстояние между концами углей всегда сохраняется неизменным. Конструкция такой лампы кажется очень простой, однако создание ее потребовало большой изобретательности. Она была придумана в 1876 году русским электротехником Яблочковым, который работал в Париже в мастерской академика Бреге.

В 1879 году за усовершенствование электрической лампочки взялся знаменитый американский изобретатель Эдисон. Он понимал: для того, чтобы лампочка светила ярко и долго и имела ровный немигающий свет, необходимо, во‑первых, найти подходящий материал для нити, и, во‑вторых, научиться создавать в баллоне сильно разреженное пространство. Было проделано множество экспериментов с различными материалами, которые ставились со свойственным для Эдисона размахом. Подсчитано, что его помощники опробовали не менее 6000 различных веществ и соединений, при этом на опыты было израсходовано свыше 100 тысяч долларов. Сначала Эдисон заменил ломкий бумажный уголек более прочным, приготовленным из угля, потом стал делать опыты с различными металлами и наконец остановился на нити из обугленных бамбуковых волокон. В том же году в присутствии трех тысяч человек Эдисон публично демонстрировал свои электрические лампочки, осветив ими свой дом, лабораторию и несколько прилегающих улиц. Это была первая лампочка с продолжительным сроком службы, пригодная для массового производства.

Предпоследнее, девятое место в нашем топ-10 занимают Антибиотики, и в частности - пеницилин


Антибиотики - одно из замечательнейших изобретений XX века в области медицины. Современные люди далеко не всегда отдают себе отчет в том, сколь многим они обязаны этим лечебным препаратам. Человечество вообще очень быстро привыкает к поразительным достижениям своей науки, и порой требуется сделать некоторое усилие для того, чтобы представить себе жизнь такой, какой она была, к примеру, до изобретения телевизора, радио или паровоза. Так же быстро вошло в нашу жизнь огромное семейство разнообразных антибиотиков, первым из которых был пенициллин.

Сегодня нам кажется удивительным, что еще в 30‑х годах XX столетия ежегодно десятки тысяч людей умирали от дизентерии, что воспаление легких во многих случаях кончалось смертельным исходом, что сепсис был настоящим бичом всех хирургических больных, которые во множестве гибли от заражения крови, что тиф считался опаснейшей и трудноизлечимой болезнью, а легочная чума неизбежно вела больного к смерти. Все эти страшные болезни (и многие другие, прежде неизлечимые, например, туберкулез) были побеждены антибиотиками.

Еще более поразительно влияние этих препаратов на военную медицину. Трудно поверить, но в прежних войнах большинство солдат гибло не от пуль и осколков, а от гнойных заражений, вызванных ранением. Известно, что в окружающем нас пространстве находятся мириады микроскопических организмов микробов, среди которых немало и опасных возбудителей болезней.

В обычных условиях наша кожа препятствует их проникновению внутрь организма. Но во время ранения грязь попадала в открытые раны вместе с миллионами гнилостных бактерий (кокков). Они начинали размножаться с колоссальной быстротой, проникали глубоко внутрь тканей, и через несколько часов уже никакой хирург не мог спасти человека: рана гноилась, повышалась температура, начинался сепсис или гангрена. Человек погибал не столько от самой раны, сколько от раневых осложнений. Медицина оказывалась бессильна перед ними. В лучшем случае врач успевал ампутировать пораженный орган и тем останавливал распространение болезни.

Чтобы бороться с раневыми осложнениями, надо было научиться парализовать микробов, вызывающих эти осложнения, научиться обезвреживать попавших в рану кокков. Но как этого достигнуть? Оказалось, что воевать с микроорганизмами можно непосредственно с их же помощью, так как одни микроорганизмы в процессе своей жизнедеятельности выделяют вещества, способные уничтожать другие микроорганизмы. Идея использовать микробов в борьбе с микробами появилась еще в XIX веке. Так, Луи Пастер открыл, что бациллы сибирской язвы погибают под действием некоторых других микробов. Но понятно, что разрешение этой проблемы требовало огромного труда.

Со временем, после ряда опытов и открытий был создан пенициллин. Пенициллин показался видавшим виды полевым хирургам настоящим чудом. Он вылечивал даже самых тяжелых больных, уже болевших заражением крови или воспалением легких. Создание пенициллина оказалось одним из важнейших открытий в истории медицины и дало огромный толчок для дальнейшего ее развития.

Ну и последнее, десятое место в результатах опросов заняли Парус и корабль


Считается, что прообраз паруса появился в глубокой древности, когда человек только начал строить лодки и отважился выйти в море. В начале парусом служила просто натянутая звериная шкура. Стоявшему в лодке человеку приходилось обеими руками держать и ориентировать ее относительно ветра. Когда люди придумали укреплять парус с помощью мачты и рей, неизвестно, но уже на древнейших дошедших до нас изображениях кораблей египетской царицы Хатшепсут можно видеть деревянные мачты и реи, а также штаги (тросы, удерживающие от падения назад мачту), фалы (снасти для подъема и спуска парусов) и другой такелаж.

Следовательно, появление парусного судна надо отнести к доисторическим временам.

Многое свидетельствует о том, что первые большие парусные корабли появились в Египте, и Нил был первой многоводной рекой, на которой стало развиваться речное судоходство. Каждый год с июля по ноябрь могучая река выходила из берегов, заливая своими водами всю страну. Селения и города оказывались отрезанными друг от друга подобно островам. Поэтому суда были для египтян жизненной необходимостью. В хозяйственной жизни страны и в общении между людьми они играли гораздо большую роль, чем колесные повозки.

Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до Р.Х., была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для предания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении.

Представление о том, какие типы судов строились тогда, дают настенные рельефы некрополя близ Саккары, относящиеся к середине 3‑го тысячелетия до Р.Х. В этих композициях реалистически отображены отдельные стадии постройки дощатого корабля. Корпуса кораблей, не имевшие ни киля (в древности это была балка, лежащая в основании днища судна), ни шпангоутов (поперечных кривых брусьев, обеспечивающих прочность бортов и днища), набирались из простых плашек и конопатились папирусом. Укреплялся корпус посредством канатов, обтягивавших судно по периметру верхнего пояса обшивки. Такие суда едва ли обладали хорошими мореходными качествами. Однако для плаванья по реке они вполне годились. Используемый египтянами прямой парус позволял им плыть только по ветру. Такелаж крепился на двуногой мачте, обе ноги которой устанавливались перпендикулярно средней линии судна. В верхней части они плотно связывались. Степсом (гнездом) для мачты служило балочное устройство в корпусе судна. В рабочем положении эту мачту удерживали штаги - толстые тросы, шедшие от кормы и носа, а в сторону бортов ее поддерживали ноги. Прямоугольный парус крепился на двух реях. При боковом ветре мачту поспешно убирали.

Позднее, примерно к 2600 году до Р.Х., на смену двуногой мачте пришла применяемая и поныне одноногая. Одноногая мачта облегчала хождение под парусами и впервые дала судну возможность маневрировать. Однако прямоугольный парус был ненадежным средством, которым можно было пользоваться только при попутном ветре.

Основным двигателем корабля оставалась мускульная сила гребцов. По‑видимому, египтянам принадлежит важное усовершенствование весла - изобретение уключин. Их еще не было в Древнем царстве, но затем весло стали крепить с помощью веревочных петель. Это сразу позволило увеличить силу гребка и скорость судна. Известно, что отборные гребцы на судах фараонов делали 26 гребков в минуту, что позволяло развивать скорость 12 км/ч. Управляли такими кораблями с помощью двух рулевых весел, расположенных на корме. Позднее их стали крепить к балке на палубе, вращая которую можно было выбирать нужное направление (этот принцип управления судном с помощью поворота пера руля остается неизменным по сей день). Древние египтяне не были хорошими мореходами. На своих кораблях они не решались выходить в открытое море. Однако вдоль берега их торговые суда совершали далекие путешествия. Так, в храме царицы Хатшепсут есть надпись, сообщающая о морском походе, совершенном египтянами около 1490 года до Р.Х. в таинственную страну благовоний Пунт, находившуюся в районе современного Сомали.

Следующий шаг в развитии кораблестроения был сделан финикийцами. В отличие от египтян, финикийцы в избытке имели для своих судов прекрасный строительный материал. Их страна тянулась узкой полосой вдоль восточных берегов Средиземного моря. Обширные кедровые леса росли здесь почти у самого берега. Уже в древности финикийцы научились делать из их стволов высококачественные долбленные лодки‑однодревки и смело выходили на них в море.

В начале 3‑го тысячелетия до Р.Х., когда стала развиваться морская торговля, финикийцы начали строить корабли. Морское судно значительно отличается от лодки, для его сооружения необходимы свои конструкционные решения. Важнейшие открытия на этом пути, определившие всю дальнейшую историю судостроения, принадлежат финикийцам. Может быть, скелеты животных навели их на мысль установить на однодревках ребра жесткости, которые покрывали сверху досками. Так впервые в истории кораблестроения были применены шпангоуты, до сих пор имеющие широкое использование.

Точно так же финикийцы впервые построили килевое судно (первоначально килем служили два ствола, соединенные под углом). Киль сразу придал корпусу устойчивость и позволил установить продольные и поперечные связи. К ним крепились доски обшивки. Все эти новшества явились решающей основой для быстрого развития судостроения и определили облик всех последующих кораблей.

Так же вспоминались и иные изобретения в разных областях науки, таких как: химия, физика, медицина, образование и прочие.
Ведь как мы и говорили ранее, это неудивительно. Ведь любое открытие или изобретение - это очередной шаг в будущее, которое улучшает нашу жизнь, а зачастую его и продлевает. И если не каждое, то очень и очень многие открытия достойны называться великими и крайне необходимымы в нашей жизни.

Александр Озеров, по материалам книги Рыжкова К.В. "Сто великих изобретений"

Самые великие открытия и изобретения человечества © 2011

Перед вами ТОП-10 лучших изобретений 2016 года.

Каждый год журнал Time отбирает лучшие изобретения, которые делают мир лучше, умнее и, в некоторых случаях, приносящих больше удовольствия.

Флайт
Фото: Lucas Zarebinski

1. Парящие лампочки

Флайт / 349$

Когда Саймон Моррис был ребенком, он был одержим объектами, которые плавают в воздухе. В какой-то момент он смог превратить скейтборд в ховерборд, но по его же воспоминаниям «он не мог ездить на нем».

Теперь его страсть помогла создать лампочку - Флайт. Только вот не самую обычную. Лампочка Морриса парит в воздухе, левитирует. А светит она благодаря резонансному трансформатору — технический термин для беспроводной передачи мощности.

Сам Саймон считает, что его изобретение это отличное сочетание науки и искусства, которое чтит традиции таких прагматиков, как Томас Эдисон, и мечтателей, как Никола Тесла.


Морфер
Фото: Lucas Zarebinski

Морфер / 119$

Как и многие велосипедисты Джефф Вульф испытал на себе ситуацию, которая смогла бы покалечить его, если бы не шлем. Так почему же, задавался он вопросом, многие люди отказываются носить его с собой?

Оказалось всё просто - они слишком громоздкие и неудобные. Их трудно носить с собой, потому что они не помещаются в рюкзак или мешок. Вульф решил эту проблему создав складной велосипедный шлем. Результатом его разработки стал Морфер. Это велосипедный шлем изготовлен из плетеного пластика, который столь же прочен, как и его аналоги. Он является достаточно гибким, чтобы сложив, сделать его почти полностью плоским. Его идея собрала почти 300 000 $ в сервисе Indiegogo. Надеемся, что Морфер будет спасать жизни.


3. Солнечная крыша Элона Маска

Солнечная крыша

Помочь окружающей среде и сэкономить деньги? Это дилемма, с которой сталкивались покупатели солнечных панелей на протяжении многих лет. И вот появился ответ: Тесла.

Солнечная крыша это ряд плиток, которая помимо функции крыши несет в себе функцию солнечных панелей. При этом всем её не отличишь от обычной черепицы. Хотя отличишь, выглядит она даже лучше.

Читайте подробнее:


Фото: Lucas Zarebinski

4. Самозашнуровывающиеся кроссовки

Nike Hyperadapt 1,0 / 720 $

Почти каждый кто смотрел «Назад в будущее» хочет три вещи: путешествующий во времени DeLorean, работающий ховерборд и пару самозашнуровывающихся кроссовок.Теперь, благодаря Nike, одна вещь из этого списка стала доступна. На новых кроссовках компании достаточно нажать кнопку возле «язычка» и HyperAdapt 1.0 автоматически затянет шнурки аккурат по вашей ноге. И хотя эта технология может показаться легкомысленной, но на самом деле она может быть востребована у людей с нарушениями двигательной функции.

5. Футбольные поля, которые подходят для любого места


Район Клонг Тоэй в центре Бангкока густо населен людьми и соответствующе застроен. Этот факт не позволяет разбивать новые парки для людей, что уж говорить о больших прямоугольных полях, на которых дети играют в футбол.

Однако фирма недвижимости AP Thailand подошла к этому по-другому. С помощью аэрофотосъемки компания нашла те места, которые называются «заброшенными», или попросту говоря не используются из-за неправильной формы. Затем они покрыли их бетоном, краской, противоскользящими материалами и разметили по всем правилам футбола. Получилось неплохо!



Фото: Lucas Zarebinski

6. Ведущая гарнитура Виртуальной Реальности

PlayStation VR / 400 $

Для того, чтобы получить доступ к наиболее передовой технологии виртуальной реальности, людям, как правило, приходилось выкладывать несколько тысяч долларов. Всё изменили Sony, выпустив PlayStation VR. Она предназначена для работы с консолью, которая есть у миллионов людей.

Вейп
Фото: Lucas Zarebinski

7. Замена каннабис таблеткам

Hmbldt Vape ручки / 100$

Миллионы простых людей полагаются на обычные средства, выписанные врачом, в борьбе с бессонницей и головными болями. Что, если вместо этого они будут использовать медицинский каннабис? Для справки, он уже применяется в лечебных целях. А на данный момент, все больше государств легализуют медицинскую марихуану, ведь всё больше исследований показывают, что у неё есть определенные преимущества в лечении некоторых заболеваний и недомоганий.

Калифорнийская компания Hmbldt сделала новый испаритель, который дозирует масло каннабиса, чтобы помочь людям чувствовать себя более расслаблено, спокойно, сонно и, таким образом, избавится от головных болей. Отметим, что метод ещё не был тщательно проверен врачами.

Hello Sense
Фото: Lucas Zarebinski

8. Будильник

Hello Sense / 149$

Трудно поверить, что будильник — противный, жестокий гаджет, который будит вас и лишь портит утро, может не только быть красивым, но и улучшать ваш сон. Sense может замерить температуру, влажность, количество света и даже качество воздуха в вашей спальне, чтобы помочь спроецировать идеальную среду для сна.


Левитирующие шины
Фото: Goodyear

9. Шины, которые вращаются во всех направлениях

Eagle 360 / Разработано компанией Goodyear

На фоне гонки компаний в разработке беспилотных автомобилей, Goodyear перестраивает свои колеса. Их сферическая концепция шин, которая дебютировала в марте, позволит автомобилям двигаться во многих направлениях, в том числе боком, облегчая параллельную парковку, а также под определенными углами и скоростями, противодействую скользким поверхностям.Ключ концепции заключен в магнитной левитации, автомобиль парит над колесами. Конечно, при такой конструкции рулевое управление не предусмотрено, а предназначено для безрулевого управления. По-истине интересно!

Eatwell
Фото: Lucas Zarebinski

10. Посуда для людей с когнитивными нарушениями

Eatwell / 60 $

После того, как его покойная бабушка была диагностирована с болезнью Альцгеймера, Ша Яо чувствовал себя беспомощным. Это было особенно неприятно, вспоминает он, когда обедая вместе с ней, он видел, что несмотря на все старания, она проливает еду на себя.

Вдохновленный тяжелым положением своей бабушки, Яо создал Eatwell. Обеденный набор разработан для людей с болезнью Альцгеймера и другими заболеваниями, которые влияют на мозг и функции тела. По словам дизайнера, яркие цвета помогают различать посуду и предотвращать разлив, сделав время обеда более приятным и «вернув радость делить еду вместе».