Разница между объект и субъект политики. Субъекты и объекты политической деятельности. Смотреть что такое "Субъект и объект в политике" в других словарях


Поскольку политика неразрывно связана с управлением, то имеющих к ней отношение обычно делят на управляющих и управляемых, субъектов и объектов политики.

Субъектами политики выступают те, кто принимает политические решения или по крайней мере имеет влияние на их принятие. Если человек лишь соглашается (или возмущается) с политическим курсом, это не делает его субъектом политики. Сначала надо понять свои интересы и характер их связи с политикой (политическое сознание), затем выразить их в политических формах (политическая культура) и бороться за их претворение в жизнь (политическое поведение).

Объект политики есть по философскому определению слова нечто пассивное («инертное большинство») в противоположность субъекту как активному деятелю. Вопрос перехода из объекта в субъект -- это вопрос о том, как человек может повлиять на политику (и не только один раз в несколько лет, но постоянно). В момент, когда человек опускает бюллетень с принятым им решением, он становится субъектом, но во все остальное время он может оставаться простым объектом политики, если не участвует в принятии политических решений.

Любая политика, в конечном счете, это взаимодействие между людьми, в ходе которого между ними происходит или размежевание или консолидация по поводу доступа к власти. «Люди всегда, говорил Ленин, будут жертвами обмана и самообмана в политике до той поры, пока не станут субъектами политических отношений».

Субъект политики - это любой человек, социальная группа или организация, обладающие самосознанием, осознающие свои интересы и способные к осмысленно-целенаправленному действию по их осуществлению через влияние на власть.

Достаточно вспомнить «класс в себе» и «класс для себя», что означает разные стадии осознания своих конкретных интересов. Субъектом политики выступает только «класс для себя», социальная же группа, человек, класс или нация, неспособные подняться до понимания своих политических интересов, превращаются либо в заложника, либо в объект манипулирования и средство достижения интересов других политических сил.

Осознание группой или классом своих политических интересов выражается, как правило, в разработке политических программ, где четко обозначены цели и средства их достижения - давление на власть, определение союзников и противников. Все это формирует политическую волю, направленную на достижение и реализацию своих интересов.

Субъекты политики (при всей их чрезвычайной разнообразности) обычно делят на две группы:

  • 1) первичные - это т.н. основные социально-классовые общности - народ, классы, нации, социальные, профессиональные, территориальные, конфессиональные и демографические группы и индивиды;
  • 2) всевозможного рода организации, которые создаются людьми с целью участия в политике. Их еще называют политическими институтами. Это - органы государства, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются последними для выражения своих политических интересов.

Любой человек - существо политическое. Это универсалистский принцип политической этики, запрещающий заранее делить людей на субъектов и объектов политики. Принцип верховенства и суверенитета народа зафиксирован во всех конституциях. Разумеется, нужно отличать формального носителя верховной власти - народ в целом - от реального носителя - политической элиты и, стало быть, формального субъекта политики от реального.

Отсюда вывод: каждый человек является субъектом политики в той степени, в какой он реально может воздействовать на принятие политических решений.

Понятия объекта и субъекта относятся не только к отдельным людям, но и к странам и регионам. Причем эти понятия следует рассматривать не в абсолютном (как принято в философии), а в относительном смысле. На шкале «объект - субъект» располагаются все люди и объединения - от не могущего и не желающего голосовать (минимум субъективности и максимум объективности) до президента великой державы (минимум объективности и максимум субъективности).

Вопрос о том, кто является субъектом политического процесса, был и остается весьма неоднозначным. В соответствии с наиболее «древней», восходящей к политическим идеям Платона и получившей теоретические обоснования в философии Гегеля и Ф. Ницше, элитарной теорией основными субъектами политики являются наиболее одаренные, «избранные» люди, т. е. элиты.

Марксистская теория исходит из того, что основными творцами истории и субъектами политики являются общественные (политические) классы, возглавляемые определенной политической организацией, например партией. Демократические концепции и теории декларируют принципы народовластия или демократического большинства в качестве субъекта политики.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что субъектом политики могут быть любые формальные и неформальные организации, осознающие свои политические интересы и способные их защищать в политическом противоборстве.

Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой субъектами политического процесса могут быть только формальные субъекты политических отношений, исполняющие свои политические функции.

Вопрос о субъективности не «политических» акторов, например массовых социальных движений, для современной России весьма актуален. Поэтому на нем необходимо остановиться более подробно.

В ст. 3 Конституции РФ говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ... Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Следовательно, с правовой точки зрения общественные движения, как определенная часть народа, все же являются источником политической власти и коллективным субъектом политических отношений. Кроме того, они имеют политические полномочия и законные основания осуществлять свою власть не только через представительные органы, но и непосредственно — через выборы, референдумы и массовые выступления.

Безусловно, субъект права и субъект политики - не тождественные понятия. Результативность конфликтного поведения «коллективного субъекта» в политическом конфликте зависит от его массовости, организованности, целеустремленности и решительности. «Бархатные революции» в Сербии, Грузии, Украине и народный бунт в Киргизии наглядно продемонстрировали способность народных масс выступать в качестве субъектов и участников политического процесса и добиваться поставленных целей. Кто организовывал выступления этих «субъектов» — отдельный вопрос.

«Коллективный субъект» политического процесса не является однородной монолитной группой. Уже на стадии своего формирования и развития он начинает структурироваться на: «активистов», «группы поддержки», «рядовых участников», «любопытствующих попутчиков» и др. Одновременно либо из своей среды, либо извне появляются легитимные, с точки зрения «коллективного субъекта», лидеры. Например, в Грузии и Украине выступления народных масс организовывались (провоцировались) под известных политических лидеров (Саакашвили, Юшенко), а польское движение «Солидарность» основных своих лидеров выдвинуло из своей среды. Так, бывший слесарь-электрик Л. Валенса стал не только одним из лидеров движения, но и президентом страны. Возглавившие движение лидеры наделяются полномочиями представлять интересы всего «коллективного субъекта». Таким образом, происходит субъективация , а само массовое движение переходит в ранг «участника конфликта», что не исключает его обратного перехода.

Некоторые авторы предлагают различать такие понятия, как «субъект политики» и «политический субъект». Для субъекта политики политическая деятельность является основной. К таковым можно отнести государство, политические партии, политические институты и организации, политических лидеров и др. К политическим субъектам относятся те, кто вынужден заниматься политикой помимо своей основной деятельности (рядовые граждане, социальные группы, общественные организации и др.). Если для первых — формальных субъектов — политическая власть и властные полномочия являются самоцелью, то для вторых — лишь средством решения своих социальных, экономических и иных проблем.

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. При этом не имеет значения, является ли этот субъект институционализированным политическим актором или стал таковым лишь в результате тех или иных действий или событий.

Субъект политики - это актор политического процесса (политических отношений), носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики (власть и властные отношения).

Субъектами политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество, т. е. все те, кто оказывает влияние на политический процесс в обществе или на международной арене.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъектов политики следующим образом:

  • субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;
  • институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т. п.;
  • функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать.

Благодаря своим многочисленным качествам или занимаемой должности в политической структуре субъект политики наделяется определенными полномочиями принимать решения, касающиеся судеб многих людей. В то же время субъектом политики может быть и рядовой гражданин, если он своими действиями, своей позицией способен привлечь внимание широких социальных слоев, политической элиты и оказать определенное влияние на политический процесс. Субъект активен по своей природе и целенаправлен в своей деятельности.

В реальной политике субъектами, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. Но разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре».

Роль субъекта в политическом процессе, как уже отмечалось, является определяющей. Поэтому он должен также обладать необходимыми волевыми качествами и организаторскими способностями, чтобы привлечь на свою сторону необходимое для достижения цели число сторонников и соответствующие ресурсы. Трагедия современного российского общества состоит в том, что основные социальные слои и классы, в силу своей пассивности и неорганизованности, фактически отстранены от политики. Публичная политика в стране носит показной, декларативный характер, а реальные политические решения разрабатываются и принимаются теневой политикой и теневой экономикой в интересах властвующей элиты.

Личность как субъект политики

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития, это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».

Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.

Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики.

Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.

Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.

С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы.

В Конституции РФ гарантированы основные права и свободы личности. Граждане России могут свободно выражать свои взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.

Однако необходимо различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь свои (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на свою сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать свои интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет свою «субъективность» (статус субъекта политики). Например, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

  • активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;
  • ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;
  • мотивированное неучастие , как протест против проводимой политики;
  • мобилизационное участие , когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;
  • отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых грех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. В случаях, указанных в п. 4 и 5, личность не является субъектом политики. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции и, как правило, становятся объектом в «чужой» политике. При этом уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в том числе от:

  • уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;
  • степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;
  • объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;
  • возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;
  • обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

Подавляющее большинство рядовых граждан имеет возможность стать (ощутить себя) субъектами политики лишь в определенные периоды, например во время выборов, референдумов, политических демонстраций и др. В обычное время субъективная политическая деятельность является монополией профессионалов, которые, по мнению П. Бурдье, производят и предлагают выбирать гражданам политический «продукт», отвечающий, прежде всего, интересам монополистов. Поэтому реальным субъектом политики может быть лишь личность, имеющая поддержку определенной части политической элиты или широких социальных слоев.

В российской политической системе количество простых граждан — субъектов политики весьма ограничено, так как нет достаточно развитых институтов гражданского общества и соответствующей нормативно-правовой базы, которые способствовали бы вовлечению граждан в политическую деятельность.

Участники политического процесса и политическое участие

Большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектами, как правило, во время массовых политических событий: восстаний, революций и т. д. Но в более спокойное время они участвуют в политическом процессе через своих представителей, т. е. опосредованно. Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники политического процесса».

Участники политического процесса — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

Если субъект политики, как правило, имеет свои интересы и цели в политике, свои способы и методы достижения этих целей и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает всеми перечисленными качествами. Он может сознательно или не вполне осознанно принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в эти события или стать их участником но принуждению. Например, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.

В ходе развития политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность; а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

В каждом государстве в зависимости от , от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности.

Политическое участие — это вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране.

Но в реальной жизни одни граждане, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют в силу своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям. Есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еше Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют следующие причины и основания участия индивида и групп в политическом процессе:

  • стремление к реализации своих интересов, к получению выгоды от политического участия;
  • участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
  • желание выразить свою лояльность существующему режиму власти или поддержать ту или иную политическую партию, движение;
  • желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
  • понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
  • понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия.

Существует также такой механизм вовлечения в политический процесс, как мобилизационное участие. Оно предполагает использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное.

Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основных типа:

  • участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
  • участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
  • девиантное участие — использование неконституционных, в том числе и насильственных, методов с целью свержения существующего режима (А. Маршалл).

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима в стране. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие важные функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроль за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важная функция политического участия в демократическом обществе — участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме того, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан. Принимая участие в политических событиях, граждане формируют определенные политические качества.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан — мобилизационная. Не санкционированные властью инициативы наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные кампании, формы проведения, число участников и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

Выяснение проблемы "субъект и объект политики" имеет принципиальное значение как в общеконцептуальном плане, так и в плане определения сущности составляющих элементов политики.

Субъект политики - это действующее лицо, социальная группа или организация, которые, имея определенные интересы, используя определенные средства, проявляют себя в сфере политики. Относительно этого существуют различные взгляды. Одни вообще не склонны отдельно рассматривать субъекты политики, считая целесообразным сосредоточиться на проблемах власти, политической системы, политических решений, действий и т.д.; некоторые субъекты упоминаются при этом вскользь, без раскрытия их характерных признаков. Другие употребляют термин "субъект" в отношении лишь отдельных субъектов - таких, как лицо, социальные сообщества, оставляя без внимания другие, а это не дает возможности выявить специфику и роль всех субъектов в политическом процессе.

Между тем есть необходимость не только дать полный перечень действующих лиц в сфере политики, но и выявить степень и особенности включения каждого из них в политическую жизнь.

Субъектами политики являются: лицо, политические лидеры, политическая элита, социальные сообщества, этнонациональные сообщества, общественные движения, общественные организации, политические партии, регион, государство.

Кроме понятия "субъект политики", в политологии существует и понятие "объект политики", которое тесно связано с понятием "субъект" и которое требует специального рассмотрения.

Объект политики - это лицо, группа общества или организация, на которые влияет субъект политики. Иными словами, субъекты политики, перечень которых дан выше, являются и объектами политики. Следует отметить или выделить присущую им всем признак: субъекты является одновременно и объектами политики, а объекты - субъектами. Объясняется это реально существующими в обществе факторами.

Первый из них заключается в том, что субъект политики действует не в некоем вакууме, а во вполне конкретных условиях данного государства: на него влияют состояние экономики и культуры, общественные отношения и др. и в своей деятельности он не может не учитывать этого влияния, становясь, таким образом, объектом политики.

Стоит учесть и другой фактор: в своей деятельности субъект политики встречает не только поддержку тех сил, которые разделяют его взгляды и намерения, но и противодействие других субъектов политики, которые не согласны с его намерениями и действиями и сами проявляют политическую активность. И в условиях поддержки, и в условиях противодействия субъект политики становится объектом политики.

Тот факт, что субъекты политики существуют в диалектическом единстве, имеет большое значение для понимания любой политической события: только рассмотрение деятельности политического субъекта и объекта, на который влияют другие субъекты, дает возможность достаточно полно выяснить причины, характер и последствия политической деятельности. С учетом такого единства уместно дать классификацию субъектов и объектов политики.

Лицо - это первоначальный субъект и объект политики.

Политический лидер - это персонифицированный субъект и объект политики, способен существенно влиять на политические процессы и в то же время вынужден учитывать влияние среды, в которой он действует.

Политическая элита - это группа лиц или прослойка общества, которые стоят у власти или противодействуют власти; их деятельность имеет решающее значение для выработки и осуществления государственной политики.

Социальная общность - это основной субъект и объект политики, ведь политика осуществляется в интересах или же вопреки интересам больших групп общества.

Этнонациональная сообщество - это субъект и объект политики, основанной на идее национального самосознания, которая проявляется в определенной степени и которую поддерживает или подавляет власти.

Общественное движение - это неформальный субъект и объект политики, который возникает и проявляет себя как отклик на потребности общества и отдельных его частей.

Общественная организация - это устоявшийся, сформированный субъект и объект политики, который способствует развитию трудовой, социальной и политической активности и самодеятельности своих членов, защищая их интересы.

Политическая партия - это политизирован, коллективный субъект и объект политики, который имеет свою платформу и четкую структуру, он включен в политические процессы и имеет склонность к взятию власти.

Регион - это своеобразный в пределах государства субъект и объект политики, который сочетает в себе и общегосударственные и местные признаки и интересы.

Государство - это официально признанный субъект и объект политики, который действует через свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обеспечивает жизнедеятельность общества во всех его сферах и является объектом для всех предыдущих субъектов политики.

Каждый субъект и объект политики проявляет себя в сфере политической жизни не только как такой, что имеет специфические для данной категории черты и свойства, но и такой, что несет и обнаруживает черты и свойства других субъектов и объектов. Другими словами, не существует субъекта или объекта в "чистом" виде, и поэтому рассмотрение их как отдельных категорий является условным и нужен только для характеристики особенностей каждого.

Лицо как первичная ячейка общества является одновременно и составной частью определенной социальной или етнонаціональиої сообщества, нередко участником общественного движения, общественной организации или политической партии. И лицо, и, тем более, политический лидер, кроме всего этого, выходят на уровень категории "государство", имея отношение к формированию законодательных органов и к формированию государственной политики. Причастность к социальной или етнонаціональиої сообщества становится основой для вхождения в определенное движение, в организацию, партию и др.

Можно проследить и обратное воздействие, обратная связь. Осознание причастности к определенной социальной или этнонациональной сообщества, движения, организации или партии влияет на выработку вполне конкретных личных качеств у человека.

Конечно, что один и тот же носитель черт и свойств (личность, общество и др.) проявляет себя и как субъект, и как объект не всегда одинаково. Все зависит от обстоятельств, в которых разворачивается его политическая деятельность.

Взять хотя бы лицо. Еще древние мыслители по-разному понимали ее возможности в политических делах. Платон, например, считал, что политика доступна лишь "мудрым", философам от рождения, что она - "царское искусство" и простым людям не доступна. Аристотель, напротив, рассматривал человека как существо политическое, потому что, по его утверждению, "за пределами политики живут только звери и боги". Таким образом, соотношение "субъект - объект" толковалось в первом случае как отрицание способности обычного человека проявить себя в политической сфере, а во втором - как обязательность, неотвратимость участия каждого в политике.

Все последующие исторические эпохи дают неоспоримое подтверждение того факта, что власти пытались отстранить человека от политики, а человек стремился через участие в политических процессах отстаивать свои интересы. Не стала исключением в этом и советская система, которая формально провозгласила народовластия, а на самом деле граждане находились в состоянии политического отчуждения, они не принимали участия ни в том, ни в осуществлении политики.

Распад СССР и образование на его территории независимых государств открыли широкие возможности для политической эмансипации личности. С объекта политики она все в большей степени превращается в субъекта. Это хорошо видно на примере Украины.

Для человека в условиях Украины является характерным значительные различия в степени причастности к политическим процессам. Часть граждан (по количеству - незначительная) стремится воспользоваться свободой слова и мировоззрения и становится на уровень активного участия в политике (стремление стать депутатом, вхождение" к политической партии и т.п.); другая часть очень инертно относится к политике, сводя свое участие в ней до голосования на выборах. Еще одна - третья часть граждан (значительное) - очень отрицательно относится и к политике, и к политикам, видя в них причину всех своих бед. Неслучайно именно эти две последние категории граждан определяют состояние лица в политических процессах: если и действие, то действие противоречивая, непоследовательная.

По-новому состоит соотношение "субъект - объект" в деятельности современных политических лидеров. В условиях тоталитаризма и авторитаризма их было, по-первое, немного, а во-вторых, они стремились что угодно проявить себя как субъекты политики. Последнее и привело их к многочисленным суб"єктивістських ошибок. Нынешние политические лидеры Украины - от руководителя общественного движения к Президенту, стремятся, как правило, как можно полнее учесть мнения, настроения и требования других субъектов политики, определенным образом балансируя на понятии "субъект - объект", становясь таким образом и объектами политики.

Процесс формирования лидерства в Украине идет противоречиво. Наблюдается тенденция к увеличению количества лидеров (появление значительного количества партий, выборы в депутаты на альтернативной основе, увеличение количества митингов, возглавляемых своими лидерами, и др.) при недостаточном качестве их, невысоком престиже. Большинство лидеров повторяют суб"єктивістські ошибки своих предшественников, стремятся проявить себя преимущественно как субъекты политики, наиболее эффективно "подать" свою фигуру и наименьшей степени заботятся о том, чтобы выразить интересы тех, кто выдвинул их в лидеры.

Меняется политический статус социальных общностей. До недавнего времени официальная пропаганда СССР провозглашала, что рабочий класс - это политический авангард общества, что колхозное крестьянство и интеллигенция - это активная политическая сила, а на самом деле все они были преимущественно объектами политики. Цифры количества рабочих и крестьян в Советах, "факты" их участия в прессе и т.п. были самой обычной бутафорией. Как субъекты политики социальные сообщества Украины в современных условиях проявляют себя значительно полнее. Это видно и на фактах политических забастовок горняков, и на функционировании обновленных производственных профсоюзов, и в политико-культурницькій деятельности интеллигенции.

Что касается этнонациональных общностей, то их причастность к политике изменилась коренным образом. В Украине, как и в других бывших республиках Союза, считалось, что ленинская национальная политика - единственно правильная, осуществляется в интересах всех наций, народностей и национальностей, и этнонациональным сообществам ничего не осталось, как идти в русле этой политики, то есть быть ее объектами. Создание суверенного украинского государства вывело украинский народ на путь самостоятельной национальной политики, он стал создателем собственной судьбы, активным субъектом политики.

В своеобразном положении относительно тандема "субъект - объект" оказались политические партии. Преимущественно спешно созданные, они

вдруг получили возможность определить свою политику, то есть стать субъектами политики. И процесс оказался непростым: в условиях официальной многопартийности они не все и не сразу сформулировали собственные программы, были на начальном этапе в значительной мере объектами политики, испытывая влияния внешних сил, то есть других субъектов, в частности, социальных общностей, в недрах которых они зарождались. А более-менее оформившись, решились на борьбу за власть, то есть начали склоняться в сторону субъектов политики. Противоречия, крайности в соотношении "субъект - объект" - одна из причин слабости и непопулярности политических партий в Украине.

Не обошли противоречия и крайности и само государство, которое является решающим субъектом и объектом политики. Государство в лице своих законодательных органов проявила большую активность в издании законов, постановлений и распоряжений, то есть в плане функционирования как субъект политики. Но при этом не создала механизмов, которые бы давали возможность воспринимать запросы граждан, учитывать интересы регионов, то есть стать объектом политики. Поэтому далеко не все политические действия государства отвечают назревшим потребностям общества, много решений остается на бумаге, и от этого страдает авторитет государства как субъекта политики в глазах населения.

Общий вывод относительно соотношения "субъект - объект": для взвешенной, последовательной политической деятельности важным является сочетание обоих элементов. Субъект лишь тогда сможет проявить себя в полной мере, если он будет учитывать окружения, деятельность других субъектов, то есть если будет выступать одновременно и как объект политики.

Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.

К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.

Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.

Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.

Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус. Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:

Активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;

Пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;

Стихийное или неосознанное участие;

Проявления политической апатии, неучастие в политике.

По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.

6. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Для развития социального субъекта в политический необходимы три условия: политическое сознание – осознание интересов целого и самосознание, т. е. понимание своего места, роли в системе политических отношений; самоорганизация – осознание возможностей и последствий своих политических действий; активность – организация себя как целого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих интересов.

Субъектами политики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. К субъектам политики относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, демографические и конфессиональные группы, имеющие и реализующие в политической деятельности свой социально-политический интерес.

Личность является политическим субъектом специфического рода. Именно личность, ее интересы ценностные ориентиры и цели являются движущим началом политической активности наций, классов и т. д. В политологии личность рассматривается в трех аспектах:

1) индивидуальные психофизические особенности человека, специфические привычки, стиль поведения и т. д. (основное внимание уделяется политическим лидерам);

2) как представитель группы: статусной, профессиональной, классовой, социально-этнической, а также как исполнитель заданной политической роли избирателя, члена партии, министра (не позволяет отразить автономию и активность индивида как субъекта политики);

3) как самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий свободой воли и уникальными в своем роде чертами обладающий политическим статусом гражданина (человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом или объектом воздействия политики).

Уровни субъектов: а) социальный: включает в себя индивидов и различные социальные слои (личность, нацию, класс, профессиональную группу и т. д.) б) институциональный: охватывает государство, партии, профсоюзы, политические движения; в) реже выделяют третий – функциональный – уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач.

Объект в политике – это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

Субъект и объект в политике взаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но они и взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм политической деятельности субъекта, и одновременно действия субъекта способны изменять объект.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Субъект Субъект.– Слово С. имеет одно значение в логике, другое– в психологии. В логике С. называется подлежащее суждения, т. е. предмет, о котором что-либо говорится или мыслится– другими словами, некоторый объект мысли. В психологии, наоборот, С. всегда противополагается

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики В условиях открытой экономики, при взаимодействии различных стран между собой необходимо уделять особое внимание средствам импортной и экспортной политики. Действия в этой области могут помочь стране

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Лекция № 8. Субъект и объект познания Теория познания, или гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития:

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

50. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Семья является первоочередной составляющей структуры общества, включающей основные параметры личности. В семье существуют кровные и родственные отношения, включающие и связывающие старшие и младшие поколения.

Из книги Энциклопедия юриста автора

10. АДМИНИСТРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА Администрация как субъект трудового права носит собирательный характер, она включает в себя совокупность должностных лиц и органов организации-работодателя, осуществляющих функцию организации и управления трудом и

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

50. СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ Субъект правоотношения – участник правоотношения, носитель субъективных прав и обязанностей Термин «субъект права» иногда используется как характеристика правоспособности лица, т. е. юридической возможности его иметь право. В

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Субъект права СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо, организация или иное образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных, прав и юридических обязанностей. В современной юридической литературе понятие "С.п." чаще всего используется в качестве

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

Субъект преступления СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние и способное нести за него уголовную ответственность. С.п. может быть только физическое лицо. Если общественно опасные деяния совершают

Из книги автора

СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ (лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectum - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от