Сценарий занятия по внеурочной деятельности "вежливость". Сценарий внеурочного занятия Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 с углублённым изучением отдельных предметов

Сценарий

занятия по внеурочной деятельности во 2 классе

Учитель : Панькина Ольга Федоровна

Тип урока: урок усвоения новых знаний

СОТ: технология критического мышления через чтение и письмо

Тема занятия . Вежливость

Цели урока:

Образовательные:

    познакомить с понятием «вежливость»;

    вспомнить вежливые слова и узнать о происхождении некоторых вежливых слов;

    познакомиться с правилами вежливости и с правилами вежливой беседы.

Воспитательные:

    воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, интерес к предмету.

Развивающие:

    развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность;

    развивать умение сотрудничать, помогать другу, умение учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

    развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы и работы в парах;

Формирование УУД.

Познавательные УУД

    Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

    Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

    Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

    Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

    Формируем общее представление о моральных нормах поведении

Коммуникативные УУД

    Формируем умение слушать и понимать других.

    Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование: на стене плакат «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», выставка книг на тему вежливости, памятки для детей, правила вежливости, правила вежливой беседы, фото, иллюстрации по теме урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

    Учитель читает стихи

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить,

Нужно и добрым и вежливым быть.

Учитель показывает фото (слайды) о вежливости

1.Какая тема нашего урока?

2 Прием «Кластер». Составление кластера по теме «Вежливость» в форме групповой работы.

3.Напишите ключевое слово в середине рабочего листа. Начните записывать слова, которые возникают у вас в связи с данной темой. По мере того, как возникают идеи, записывайте их и начинайте устанавливать связи между ними. Выпишите столько идей, сколько придет на ум, пока не будут исчерпаны все.

4. Запомните правила составления кластера:

записывайте все идеи, которые приходят на ум;

не переставать писать, пока идеи не иссякнут;

если ваши идеи иссякли, порисуйте на листе бумаги, пока не появятся новые.

    Прием. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что...». Вы обсуждаете ответы в группах.

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « - «

    Верите ли вы, что вежливость – это соблюдение правил приличия?

    Верите ли вы, что есть такое слова «вежа»?

    Верите ли вы, что вежливый человек - это хороший человек?

    Верите ли вы, что невежливых людей больше, чем вежливых?

    Верите ли вы что, вежливым человеком стать очень трудно?

    Верите ли вы, что вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение?

    Верите ли вы, что невежливое слово может обидеть человека?

Учащиеся «вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

Учащиеся отвечают на вопросы:

Что знают?

Что думают?

Учащиеся проводят составление кластера в группах

Учащиеся обмениваются своими идеями друг с другом, поговаривая все связи полными предложениями.

Учащиеся рассматривают фотографии.

Ученики заполняют таблицу

Стадия осмысления

    Прием «Инсерт» (чтение с пометками)

Индивидуальная работа.

Самостоятельное чтение статьи.

Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

Эту информацию знал, знаю, вспомнил;

Это новая для меня информация;

Эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Вежливый человек – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Можно часто слышать словосочетания: вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить.… Самый известный афоризм о вежливости история приписывает Людовику XVIII королю Франции… Он звучит так: «Точность – это вежливость королей».

А как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Вы спросите: а как же тогда делать замечания своим друзьям и знакомым, которые вас чем-то обидели? На этот вопрос я отвечу так: даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. И не только наши слова, но и поступки должны быть добрыми. А всегда ли мы находим в себе силы, чтобы произнести добрые слова? Гораздо проще сорваться и нагрубить товарищу или даже маме…

Учитель:

    Ребята, а вы знаете откуда взялось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей»!

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

Ах ты, невежа, - говорили ему.

Очень он обижался и кричал в ответ:

Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, ученого. А «вежество» означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность. Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». И все же он был не прав, потому что его-то никак нельзя было назвать «вежей». Сначала бы ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

2) Приём « Таблица З-Х-У» (знаю – хочу узнать – узнать)

Работа в парах.

Вспомните всё, что вам известно о значении воды для жизни на Земле и запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Поставьте вопросы к изучаемой теме: что вы хотите узнать и запишите их во второй графе таблицы.

Хочу узнать

Ребята работают с текстами, тексты находятся в защитных файлах, на них можно писать маркерами, делать пометки, маркер затем удаляется.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вопросы из учебника отвечают на вопросы друг друга.

Ученик читает.

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо».

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Поздороваться спешите,

Громко: «Здравствуйте»! скажите.

Ученица 3.

В нашей маленькой деревне

Есть такой обычай древний:

Утром, днем и в темноте

Те и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно:

«Здравствуйте»!

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста»!

Ученица 4.

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите: «Извините»!

Дети заполняют таблицу, в которой пишут, что они знали по этой теме сами, что узнали нового, что ещё хотят узнать.

Стадия рефлек сии

«Синквейн» творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «Письмо по кругу».

Сочинение на тему «Вежливость» по одному предложению

Теперь, ребята, вы знаете, как необходимо общаться друг с другом, как правильно употреблять вежливые слова. Надеюсь, что в жизни это вам пригодится. Не зря говорится: чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. На этом наше мероприятие окончено. До свидания, до новых встреч!

Спасибо за урок!

Учащиеся составляют синквейн

Вежливость

Нужная, важная

Спасает, хорошеет, радует

Вежливость нужна людям.

Спасение

Вежливость

Добрая, необходимая.

Плачет, радует, помогает.

Она помогает всем людям.

Необходимость

Дети обобщают знания по изученной теме урока. «Вежливость». Они пишут письмо, каждый пишет по одному предложению.

Приложение к уроку

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

    Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

    Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

    Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

    Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

    Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

    Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

    Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОЙ БЕСЕДЫ

    Вежливость – это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».

    Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику было все понятно.

    Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять. Да и выглядит она смешно.

    Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.

    Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

А для того, чтобы научиться говорить четко и внятно есть специальные упражнения. Например, произношение скороговорок. (Ребята пробуют произносить скороговорки).

СКОРОГОВОРКИ

    На дворе трава, на траве дрова.

    Не руби дрова на траве двора.

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла кларнет.

    Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Татьяна Храпоненко
Сценарий открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я - культурный человек»

Класс : 2

Тема : «Вежливость и этикет»

Цель : усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди- быть вежливыми.

Задачи : воспитывать вежливое отношение к окружающим людям; научить правильно, употреблять слова вежливости; научить различать вежливое поведение и вежливую речь; научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу;

Формы, методы : слово учителя, беседа, групповая и индивидуальная работа.

Оформление :

1. Мультимедийная презентация;

2. Плакаты с высказываниями.

Ход занятия:

I. Организационный момент :

II. Вводная часть :

Учитель :Здравствуйте ребята! Я очень рада, что именно в этот час я вместе с вами. (Взгляните на доску)

III. Основная часть :

“Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”.Сервантес

“Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

Все эти фразы взяты неслучайно, т. к. речь сегодня будет идти о том, что такое вежливость, кого мы считаем вежливым человеком .

В начале занятия мы с вами поздоровались. Сказали друг другу – «здравствуйте!» . А кто из вас знает, что оно означает? (ответы детей)

В этом слове приветствия заключен большой и важный смысл, оно означает : "Я вас вижу, вы мне приятны, я вас уважаю и желаю здоровья, добра".

Тема доброго отношения друг к другу, тема вежливости, воспитанности и будет основной темой нашей сегодняшней встречи. Мы посмотрим, кто из вас знает, помнит и умеет применять в жизни правила вежливого поведения.

Учитель : А как вы думаете, можно ли нам научиться вежливости? Предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет.

(Ералаш «Давайте говорить друг другу комплименты» )

Учитель : Как вы считаете, нужна ли такая вежливость?

Что, по вашему мнению, называется вежливостью?

Все ваши ответы правильные, но есть более точное понятие :

вежливость– это качество человека , для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения.

Учитель : Ребята, какие приветствия знаете вы? (ответы детей)

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима, приклонялись на колени перед вышестоящими, обнажали свои головы;

Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе;

Военные отдают друг другу воинское приветствие.

Учитель : А что всё это объединяет?

Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

А сейчас, давайте все вместе отгадаем загадки

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь : «добрый …. день» !

Друг другу на прощание

Мы скажем …«до свидания» .

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое …«здравствуй» .

Когда виноваты, сказать спешите :

«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

До чего ж оно красиво,

Слово доброе…«спасибо» .

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не …перебивай.

Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь для того, чтобы хорошо себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице…

И, как правило, эти замечания делаются за то, что вовремя не сказал "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" или "извините".

Выходит, что если вовремя научиться вставлять эти 3-4 "волшебных слова", то, действительно, человек умеет себя вести . Но тогда откуда в нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, почему люди не всегда понимают друг друга? А всё просто, нужно начинать с себя : с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми.

Проведем небольшое тестирование, выясним, вежливый ли вы человек ?

1. Выходя из дома, вы :

а) так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног. (5 баллов)

б) придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула. (1 балл)

2. В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, высталкиваетесь с прохожим, идущим навстречу. Ваши действия :

а) делаете шаг в сторону и пропускаете его. (2 балла)

б) замираете на месте и тоном, не терпящим возражений, приказываете себе : «Ни шагу в сторону!» (4 балла)

3. В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади. Вы :

а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите : «Ничего страшного. Мне не больно!» (2 балла)

б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является «медведь неуклюжий» (4 балла)

4. Когда ты встретишь мальчика, который обижает девочку, ты :

а) толкнёшь его, тоже обидишь; (3 балла)

б) объяснишь ему, растолкуешь словом, поговоришь с ним (2 балла)

в) пройдёшь мимо (4 балла)

5. Старушка попросила перевести её через дорогу. Вы :

а) скажете, что вам некогда, что спешите на спортивную секцию или кружок. (5 баллов)

б) возьмёте её под руку и переведёте через дорогу, соблюдая все правила дорожного движения. (1 балл)

Подведение итогов теста :

Менее 10 баллов : Вы на верном пути. Вы вежливый человек .

От 10 баллов- до 20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!

Более 20 баллов : Увы! Вас приняли за разбойника!

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека . Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.

Давайте поиграем в речевой этикет. (Каждой группе раздаются карточки)

Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила вежливости, правила этикета.

Сейчас я хочу предложить вам обсудить, как поступите вы в следующих ситуациях (раздаю карточки)

1. Вот, например, тебя пригласили в гости, как следует вести себя?

Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклониться и сказать : «Здравствуйте» . Не садись, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

3. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

А сейчас викторина для всех – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Случайно задев кого-либо, наступить на ногу, … вежливо извиниться.

6. Уходя с урока, крикнуть учителю : «Пока!»

Игра «Рифмовка»

В конце нашего занятия я предлагаю вам придумать девиз «вежливости» нашего класса . Для этого вы должны придумать рифмы к словам :

(если говоришь) СПАСИБО

(то не будешь ты) ЛЕНИВЫМ

(никого) НЕ ПЕРЕБИВАЙ

(место старшим) УСТУПАЙ

(никогда мы) НЕ ЗАБУДЕМ

(наш девиз) «ЖИВИТЕ ДРУЖНО!»

А закончить наше занятие я хотела бы пожеланием всем ребятам : будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите добро людям, будьте красивы душой,

Помните : Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья .

Подведение итогов занятия :

Понравилось занятие ?

Что нового узнали?

Что показалось трудным?

Конспект внеурочного психологического занятия для уч-ся 3-4 класса

Подготовила Костенко Лариса Алексеевна

Тема: “Давайте подумаем…о счастье?”

Цель: создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.

Задачи:

    Создать ситуацию для размышления по поводу счастья.

    Формирование у детей чувства единения, сплочения с группой.

    Повышение самооценки учащихся.

Материалы: магнитофон с записью спокойной музыки, ручки по количеству детей, цветы для оформления “волшебной поляны”, 2 ватмана, цветные карандаши, либо фломастеры, ромашки-визитки, по количеству участников группы, лепестки из цветной бумаги по 3 шт. на каждого, колокольчик, свеча, ширма.

Упражнение №1

Цель: приветствие, включение в работу, создание положительного, эмоционального фона.

Ведущий:

Мне очень приятно Вас поприветствовать! Добрый день!

Ребята, вы любите сказки?

Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие, в одну волшебную, сказочную страну – Зазеркалье.

Для того чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.

Упражнение № 2

Цель: упражнение даёт возможность расслабиться, снять мышечное и эмоциональное напряжение, развить воображение.

Ведущий:

И так… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы в волшебную страну с вами отправляемся…(звучит спокойная музыка, в центре кабинета на полу раскладываются большие “Волшебные цветы”).

Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот поляна перед нами
С необычными цветами…
Здесь и бабочки кружатся,
На цветы они садятся.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)

Ребята, вот мы с вами и оказались в стране Зазеркалье на волшебной цветочной поляне. Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы, услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне?

Для того чтобы немного побеседовать с ними – нужно представить себя такими же красивыми цветами.

Упражнение № 3

Цель: повышение уверенности в себе, снятие мышечного напряжения.

Ведущий:

Давайте ребята, все выйдем из-за парт и зайдём на волшебную поляну. Сейчас нам нужно будет присесть и представить что…

Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечек проклюнулись росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками. А сейчас ромашки, давайте познакомимся.

(Дети прикрепляют ромашки со своими именами у себя на груди).

Какие чудесные ромашки! Присаживайтесь ромашки.

Упражнение №4

Цель: создать условия для размышления – что такое счастье?

Ведущий:

Теперь, когда мы все превратились в цветы, можно услышать разговор волшебных цветов. А давайте попробуем спросить у них что-нибудь?

Например: не скучно ли им, не грустно ли вот так всё время расти на полянке? Давайте ребята, все вместе спросим - не скучно ли вам, не грустно ли вот так всё время расти на полянке?

(Ответ цветов: аудиозапись)

О нет, дорогие ромашки. Нам никогда не бывает скучно. Мы умеем разговаривать и поэтому, часто рассказываем друг другу, лесные новости, обожаем играть в мячик капельками росы, вместе радуемся солнышку и тёплому дождику. А если вдруг кому-то из цветочков становится грустно, это у нас бывает очень, очень редко, мы все вместе утешаем и успокаиваем цветочек, окружаем его своей заботой, любовью, нежностью, лаской и у цветочка сразу становится замечательное настроение, он становится рад от того, что его любят. Мы очень дружны между собой, и очень любим дарить радость всем, кто оказывается рядом с нами… удачи вам, будьте счастливы!

Ведущий:

Спасибо цветочки за ваш рассказ.

Ребята, а как вы думаете, счастливы ли цветы на этой полянке?

Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье?

(Ведущий зачитывает отрывок стихотворения “Что такое счастье?)

Что такое счастье?
Где его искать?
Может, оно спряталось
Под мою кровать?

Там я вижу мячики,
Танк и пистолет.
Только счастья, кажется,
Под кроватью нет.

Я хожу по комнате,
Я кричу: Ау!
Может, счастье спряталось
В мамином шкафу?

Там висят на вешалках
Брюки и жилет,
Платья, юбки, кофточки...
А вот счастья нет!

Нет за телевизором,
В папином столе,
Нет его за шторами,
В кухне на плите.

Где же счастье спряталось?
Почему молчит?
Если не найду его,
Буду так сердит!

Так что же такое счастье, кто, что думает ребята по этому поводу?

(Заслушиваются высказывания детей).

А сейчас на лепестках, которые у вас лежат на столе, запишите те моменты, когда вы, бываете, счастливы (дети выполняют задание по типу “Закончи предложение”).

“Я счастлив (а) когда…”

На доску вывешивается ватман.

Ведущий:

Ребята, цветочкам интересно узнать, когда же вы бываете счастливы? Кто хочет зачитать то, что он записал на лепестке? Хорошо, молодцы!

Ребята, фея мне по секрету сказала, что каждый, кто попадёт на волшебную поляну, может построить дом, “Дом счастья”? А давайте и мы с вами, попробуем это сделать?

Упражнение №5

Цель: продолжать создавать условия для размышления по теме счастья.

Сейчас, я вас попрошу на розовых лепестках записать те моменты, когда каждый из вас будет счастлив, например: я, был бы счастлив, если бы…, когда был здоров. Продолжите предложения(пока дети пишут, наклеиваются на ватман лепестки, в виде цветка) .

(Дети, по желанию, зачитывают написанные фразы).

Ведущий:

А вот скажите, пожалуйста, можем ли мы быть счастливы в одиночку?

Запишите на лепестках, с кем бы вы были особенно счастливы?

Метод незаконченных предложений “Я особенно счастлив, когда рядом со мной…”

Перечислите тех, без кого вы не можете быть совершенно счастливыми.

Упражнение № 6

Цель: Формировать у учащихся умение понимать дуг друга, дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя в центре внимания, тем самым, тем самым повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно.

А сейчас ребята, хотелось бы обратить ваше внимание на ватман.

Давайте представим себе, что мы можем построить “Дом счастья”. Как он может выглядеть?

(Дети по очереди выходят и рисуют контур дома, цвета для рисования выбирают сами.)

Упражнение №7

Цель: формировать чувство единения с группой, способствовать сплочению группы.

Ведущий:

Ребята, давайте на мордашках, которые лежат на партах, нарисуем свой автопортрет и обязательно отразим в нём своё настроение.

(На готовых шаблонах “мордашках” дети рисуют глаза, нос, губы (улыбку)).

А сейчас, пришло время заселиться в наш “Дом счастья”(дети по очереди наклеивают мордашки на “Дом счастья”).

Посмотрите ребята, какой замечательный у нас получился дом “Дом нашего счастья”.

Ещё на этой волшебной полянке, мы с вами можем загадать только одно желание, такое, которое окажется важным и нужным для каждого из нас. Давайте посоветуемся.

(Дети высказывают свои предположения по поводу желания).

Ребята, а кто из вас хочет быть по-настоящему, счастливым человеком? (Все дети поднимают руки).

Давайте все вместе дружно пожелаем:

Мы хотим быть счастливы!

Вы обязательно будете счастливы! Ваше желание обязательно сбудется!

Упражнение №8

Цель: способствовать сплочению группы, создать положительный эмоциональный фон в конце занятия.

Ведущий:

А сейчас, давайте все встанем в круг, и как только образуется круг, путешествие наше закончится. Сейчас, мы будем передавать вот эту свечу по кругу, пока она не вернётся снова ко мне. Передавая свечу, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и пожелает добра, радости и счастья.

Ребята, вот этот дом счастья, остаётся с вами, и в память о нашем путешествии на волшебную цветочную поляну, сейчас каждый из вас, выходя из класса, посадит свою ромашку на клумбу перед домом.

Каким должен быть человек? Какие качества характера он должен воспитывать в себе? Ответы на эти вопросы дети находят на занятиях по внеурочной деятельности. Конспект одного из таких занятий предлагается вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей во внеурочной деятельности. «Сотвори себя сам» (конспект занятия по внеурочной деятельности)

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.

Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Только все вместе - образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

ФГОС дает возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания школьников и определяет следующие задачи:

  • гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем,
    укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;
  • усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической
    преемственности поколений; воспитание патриотов России;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

Необходимым условием для реализации данных задач является создание предметно – развивающей среды, которая в нашей школе представлена несколькими направлениями:

  1. система классных часов и внеклассные мероприятия;
  2. реализация программ по внеурочной деятельности.

Нами разработана система классных часов, направленных на духовно-нравственное воспитание. С учащимися регулярно выезжаем на экскурсии по родному краю, совместно посещаем музеи, библиотеки города.

Являясь классными руководителями пятиклассников, проводим занятия по внеурочной деятельности. Мы взяли программу, основанную на курсе Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности». Согласно этой программе с пятого класса начинается систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности. Психолого-педагогический курс представляет для ребят как бы «психологию и педагогику для себя» и на уровне своего возрастного развития. Естественно, что первая его часть посвящена изучению своей собственной психики, так как процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, приводящего в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогающего детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».

Каким должен быть человек? Какие качества характера он должен воспитывать в себе? Ответы на эти вопросы дети находят на занятиях данного курса. Конспект одного из таких занятий мы предлагаем вашему вниманию.

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Сотвори себя сам», 5 класс

Цели:

  1. формирование духовно – нравственных качеств как основополагающих в личности человека;
  2. формирование и развитие навыков самопознания личностных качеств;
  3. развитие социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
  4. расширение кругозора учащихся, обогащение их речи; раскрытие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • Цветок – ромашка со словами, обозначающими положительные и отрицательные черты характера человека.
  • Проектор, компьютерная презентация.
  • Детские рисунки.
  • Высказывания Чарли Чаплина.

Ход мероприятия.

Всем добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, каким должен быть человек. От чего зависит отношение окружающих к нему? А начать наш разговор я хочу с притчи. Послушайте.

Жил один мудрец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал мудрецу и думает:

Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к мудрецу направился. Идет и про себя веселится:

Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих - мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек и говорит:

Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него мудрец и говорит: - Все в руках твоих!

Как вы поняли эту притчу? Как она связана с темой нашего занятия?

Вот мы и попробуем разобраться с качествами личности человека, правильно и объективно оценить положительные и отрицательные качества своего характера. В каждом из нас есть что-то ценное, неповторимое, интересное. Но одни качества нам помогают общаться с людьми, в работе и учёбе – это положительные качества. Другие, наоборот, мешают нам. Это отрицательные качества. Мы должны уметь их отличать.

Игра «Скажи наоборот»

На слайде представлены отрицательные качества человека. Ваша задача: назвать антоним к каждому слову.

  1. небрежность - аккуратность
  2. невежество - воспитанность
  3. безответственность - ответственность
  4. лживость - искренность
  5. безразличие - чуткость
  6. трусость - смелость
  7. уныние - жизнерадостность
  8. несобранность - организованность
  9. неразговорчивость - общительность

(СЛАЙД 2,3, с оставление ромашки на доске: в центре ромашки - «Я», лепестки – положительные качества человека).

У каждого из нас есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные качества. Этому нас учит народная мудрость. Проверим, как вы знаете пословицы. Вам нужно будет продолжить пословицы, представленные на слайде. (СЛАЙД 4-6)

Игра «Аукцион пословиц»

  1. Поспешишь – людей насмешишь.
  2. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  3. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
  4. До слова - крепись, дал слово - держись.
  5. Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  6. Не мил и свет, когда друга нет.
  7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  8. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  9. Человек человеку друг, товарищ и брат.
  10. Мир не без добрых людей.

Молодцы! На самом деле положительных и отрицательных качеств у человека намного больше.

Посмотрите отрывок из мультфильма («Кошкин дом», СЛАЙД 7 - 8) и подумайте, какие качества проявляют герои данного отрывка по отношению друг к другу.

(Безразличие, жестокость).

Это отрицательные качества человека.

Давайте посмотрим следующий отрывок из мультфильма («Кошкин дом», СЛАЙД 9) и подумаем над тем, правильно ли поступили маленькие герои данного мультфильма, приняв к себе в дом тех, кто когда – то отказал им в помощи. (Обсуждение этого отрывка. Дополнение ромашки такими качествами, как доброта и отзывчивость).

В нашей жизни часто складываются такие ситуации, когда мы должны сделать выбор: как поступить? И каждая такая ситуация формирует наш характер, нас самих. (Зачитываются и обсуждаются ситуации, представленные на СЛАЙДАХ 10 – 13).

Игра «Как поступлю?»

  1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

А. Пойдешь домой.

Б. Сделаешь вид, что не услышал маму.

В. Начнешь просить маму погулять еще.

Г. Договоришься с друзьями встретиться завтра.

2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается.

А. Ты будешь ему подсказывать.

Б. Поможешь разобраться после уроков.

В. Будешь смеяться, подшучивать.

Г. Ничего не предпримешь.

  1. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака.

А. Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.

Б. Постараешься найти хозяина.

В. Пройдешь мимо.

  1. В автобусе бабушке не хватило места, ты:

А. Уступишь бабушке место.

Б. Сделаешь вид, что не заметил.

В. Притворишься, что спишь.

Самовоспитание – это изменение себя, своего характера. Характер складывается из достоинств и недостатков. Процесс самовоспитания начинается с критического взгляда на самого себя. Многие известные люди добились больших успехов в жизни. Благодаря тому, что постоянно работали над собой. Например, известный американский актёр и режиссёр Чарли Чаплин следовал таким правилам. (СЛАЙД 14. Обсуждение).

Советы Чарли Чаплина

  1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
  2. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
  3. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
  4. Не упускайте мгновения удачи.
  5. Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
  6. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
  7. Любите людей, и они ответят вам тем же.

И среди нас есть люди, которые уже следуют некоторым из перечисленных советов. (Творческий номер заранее подготовленных учеников: исполнение музыки на флейте, гитаре).

Как вы думаете, какие советы они взяли себе на вооружение? (Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них).

Такому же совету следуют и участники нашей художественной выставки, которые предоставили свои работы. (Показываются рисунки детей).

Посмотрите на наш цветок. Он символизирует модель, которая показывает, что уважение к человеку во многом зависит от того, какой он.

Но самое важное это то, что лепестки цветка держатся вместе потому, что их что-то объединяет. Это «что-то» - вы сами, ваша личность. Вы – творцы своей личности, и от вас зависит, какими вы станете людьми.

Список литературы.

  1. Галицкая И.А., метлик И.В. Понятие «Духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической практике// Педагогика, 2009, №10, с. 36-46.
  2. Маленкова Л.И. Я – человек! – М.: ТОО «Интел Тех», 1996
  3. http://www.selevko.net/