Финская церковь святой марии на большой конюшенной. Евангелический-лютеранский приход святой марии Лютеранский приход святой марии


Церковь Святой Марии – исторический приход Пиетари Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Один из старейших храмов города, построенный в начале XIX века. Финская Церковь Святой Марии — памятник архитектуры регионального значения. Здесь регулярно проходят концерты классической музыки.

История храма

За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.

Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице . Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.

Финская община росла, и в 1803 году началось строительство новой каменной церкви на 2 400 мест

12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.

На попечительстве прихода Святой Марии находились :

  • дома сирот
  • приют для бедных
  • касса взаимопомощи
  • общеобразовательные школы
  • часовня на Митрофаньевском кладбище
  • молитвенный дом Святой Марии в Лахте

В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу . Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.

В 1940 году церковь перестроили под общежитие для рабочих

С 1970 года в здании находился «Дом природы» . Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.

В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.

К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам . Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.

В сентябре 2002 года Церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору

В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган , который сопровождает все службы.

Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения , мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.

В храме проходят:

  • библейский час для прихожан
  • воскресная школа для детей
  • собрания для молодежи
  • концерты духовной музыки для всех желающих

Настоятель церкви — главный секретарь Церкви Ингрии пастор Михаил Иванов

Архитектура

Приход Святой Мариипостроили по проекту архитектора Г. Х. Хаульсена в классическом стиле. С начала XIX века внешний вид здания почти не изменился . Церковь Святой Марии — это прямоугольное здание, увенчанное куполом на барабане. Главный западный фасад храма, украшенный портиком из четырёх колонн тосканского ордера, выходит на Большую Конюшенную улицу. Отдельные части композиции — это вазы и треугольный фонтан.

В 1871 году архитектор К. К. Андерсон провел небольшую перестройку. Количество прихожан росло, и необходимо было увеличить вместимость церкви. Это сделали за счет сооружения вторых хоров на чугунных столбах внутри здания. Для свободного передвижения окна главного фасада переделали в двери.

Реставрация 1999 года по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка вернула храму первоначальный вид. Но были внесены изменения. Массивный алтарь заменили на более легкий, оставив только алтарную решетку.

Церковный интерьер

Приход Святой Марии уютный и светлый. Внутри все лаконично – белые стены, потолок, деревянная крашеная мебель, яркие люстры, звуковое оборудование. Из религиозной атрибутики, как во многих лютеранских церквях, только алтарь.

Алтарная картина в Церкви Святой Марии создана по проекту художника Альберта Степанова

Церковный орган имеет 27 регистров и около 1 500 труб. Каждую неделю в храме проводятся органные вечера , концерты классической и религиозной музыки. Выступают российские, зарубежные исполнители, играют симфонические оркестры, поют хоры, приезжают детские коллективы. Все это за символические пожертвования. Вход открыт для всех. Иногда посетителей больше 700 .

Перед каждым концертом в церкви проходит проповедь

Режим работы и расписание богослужений 2019

  • Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
  • Среда с 10:00 до 22:30
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте прихода

Пастор Аннекирхе утверждал, что в церкви на Конюшенной стоит уникальный инструмент.
Нужно сходить и проверить звук на ламповость.

История этого небольшого храма на Большой Конюшенной улице восходит к первым годам существования Петербурга, когда на территории города появилась лютеранская община финнов и шведов. Это были бывшие жители Ниеншанца, а так же пленные, взятые русской армией в ходе Северной войны. Первые упоминания о приходе относятся уже к 1703 году.

Хотя и шведы и финны говорили по-шведски, отношения между двумя нациями были далеко не безоблачными. Все это привело в 1745 году к расколу. Шведы обосновались на Малой Конюшенной улице, где была воздвигнута церковь Святой Екатерины , а финны устроились по соседству на Большой Конюшенной улице, где в 1805 году была возведена каменная церковь Святой Марии.

Свое название храм получил в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, известной своей благотворительной деятельностью. Архитектором церкви стал Г. Паульсон. Несмотря на то, что петербургская финская община была гораздо многочисленнее шведской, нетрудно заметить, что церковь Св. Марии значительно уступает своими размерами и оформлением шведскому собору. В этом нашло отражение тот факт, что большинство финнов в Петербурге принадлежали к городским низам, в то время как шведы были купцами и аристократами.

После аннексии Финляндии в 1809 году приход Св. Марии стал быстро расти. В 1890-хх годах церковь вмещавшую 2400 верующих посещало до 17 тысяч человек. Пастор для богослужений приезжал из Финляндии. В 1842-1844 годах при храме была пристроена церковная усадьба. С 1860-годов при церкви возник сиротский приют для девочек. Постоянно действовали воскресные школы.

Церковь Св. Марии в начале XX века

После революции церковь Св. Марии сильно пострадала, потому что в холодную зиму 1919-1920 года у прихода не было средств для отопления помещения. Позднее, в начале 1920-хх годов здание все-таки удалось отремонтировать. До 1938 года храм продолжал работать. При приходе работало пять конфирмационных школ, которые посещало 800 человек. Лишь в 1938 году, накануне приближающейся войны церковь была закрыта. Все ценности прихода были переданы в Государственный Эрмитаж.

Долгое время в храме находилось общежитие со складом метелок в подвале. С 1970 году в церковном здание разместился Дом природы. Лишь в начале 1990-хх годов храм передали верующим.

Известной достопримечательностью церкви Св. Марии является орган. Первый орган в храме был выполнен мастером С.Г. Талом из Тарту и установлен в 1805 году. В 1876 году его сменил инструмент фирмы «Зауэр». Позднее этот инструмент был передан Тбилисской консерватории. Современный орган храма был изготовлен в Финляндии фирмой Мартти Портана. За его основу были взяты органы Готфрида Зилбермана - известного немецкого мастера органостроения. С декабря 2010 года в церкви Св. Марии проходят регулярные бесплатные органные концерты.

В Санкт-Петербурге, на улице Большой Конюшенной в доме под номером 8-а располагается евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии. В настоящее время этот действующий приход является и кафедральным собором Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (ЕЛЦИ) и главным финским приходом Петербурга.

Начало общине было положено в середине 17 века в Ниеншанце. Тогда она находилась под юрисдикцией шведской церкви. После окончания Северной войны и передачи Ингерманландии Российской империи жители тех земель переселились в Санкт-Петербург. На новом месте собрания и службы проходили в частном доме. Вел их пастор Яков Майделин.

В царствование Анны Иоанновны, в 1734 г. общине подарили участок земли неподалеку от того места, где ныне расположен Невский проспект. Там была заложена церковь Святой Марии. После того, как в 1745 г. финская и шведская общины разделились, за финской было оставлено прежнее место. Изначально здесь был сооружен деревянный храм, который, когда он обветшал, заменили каменным. В церкви было два приюта, касса для бедных, богодельня, школа. К приходу относились молитвенный дом в местечке Лахта и часовенка на финском участке на Митрофаниевском кладбище.

Церковь Святой Марии всегда была центром финской общины Санкт-Петербурга. Петербургские финны делились на две группы – чухон-ингерманландцев, коренных жителей приневских земель и финляндцев, приехавших из княжества Финляндского. Согласно переписи населения, в 1881 г. финнов в Петербурге было порядка 20 тысяч. Женщины в основном трудились прачками, прислугой, няньками, кухарками, а мужчины – извозчиками, сапожниками, трубочистами, портными. В число элиты входили финские шведы, среди них были ювелиры и ремесленники, которые, получив необходимые знания и скопив денег, возвращались на родину. Из этих кругов происходили и пасторы церкви. После революции и гражданской войны большевики с большим доверием относились к ингерманландцам, поскольку они помогали завозить в Петербург оружие и революционную литературу. Финляндцы в подавляющем своем большинстве были высланы.

Здание церкви в нынешнем виде было возведено по проекту архитектора Г. Паульсена в 1803 г., а освящено в декабре 1805 г. Реконструкция 1871 года проходила под руководством известного зодчего К. Андерсона, а 1890 года – Л. Бенуа.

Фасад храма, обращенный на ул. Большую Конюшенную, украшен портиком с треугольным фронтоном. Над церковью – сферический купол. На портике фасада – ниши, в которых некогда были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Позже они были заменены вазами парапета.

В 30-е годы 20 века церковь закрыли, а здание отдали под общежитие. С 70-х годов там был «Дом Природы». Возрождение общности финской общины города было положено в 1988 г. с открытием общества «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз). В постперестроечный период, в 1990 г. церковь передали ЕЛЦИ. Повторное освящение состоялось в 2002 г. На церемонии присутствовал президент Финляндии Т. Халонен и 1-й губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев.

В 2010 г. в церкви был установлен 27 регистровый необарочный духовой орган с механическими игровой и регистровой трактурами. В декабре того же года орган был освящен и инаугурирован. В этом мероприятие участвовали Марина Вяйзя, главный органист церкви св. Марии, профессоры Сибелиус-академии (Финляндия) К. Хямяляйнен, О. Портан, К. Юссила. На следующий день состоялся концерт, посвященный Дню независимости Финляндии.

В настоящее время пастором прихода является Михаил Иванов. Сейчас в приходе Святой Марии проводятся разного рода торжественные собрания, фольклорные праздники и концерты.

С момента своего основания Санкт-Петербург стал городом «веротерпимым», еще при Петре I здесь возводились храмы для иностранных общин.

Собрания общины шведско-финской начали проводиться с 1703 года в частном доме пастором Яковом Мейделином. В 1734 году община получила в дар участок земли в районе современного Невского проспекта, где был построен молитвенный дом.
В 1745 году общины разделились и шведы построили на соседнем участке собственную церковь, а молитвенный дом полностью перешел в распоряжение прихожан финнов. Со временем деревянный молитвенный дом обветшал и на его месте была построена каменная Реформаторская финская церковь Св. Марии.
Строительство велось с 1803 по 1805 годы по проекту архитектора Г.-Х. Паульсена (ученика Ю.М. Фельтена). Церковь осветили 24 декабря 1805 года. Главный западный фасад храма обращен на улицу Большую Конюшенную. Его украшает колонный портик,завершенный треугольным фронтоном. Венчает церковь небольшой сферический купол.
Портик фасада фланкируют ниши в которых первоначально были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Затем их заменили вазы, стоявшие ранее на парапете. Здание Мариинской церкви органично вписалось в застройку улицы, а так же оно замкнуло перспективу Волынского переулка.

Во второй половине XIXвека некоторые изменения в облик фасадов и интерьеров были внесены архитектором К.К.Андерсеном, а позднее архитектором Л.Н.Бенуа.
Приходу так же принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища и молитвенный дом в Лахте. Мариинская церковь всегда оставалась культурно религиозным центром многочисленной финской общины в Петербурге.
Финны в Петербурге делились на две группы: финляндцев из автономного Великого княжества Финляндского и ингерманландцев –«чухон» , которые принадлежали к коренному населению Приневских земель. В Петербурге к 1881 году проживало финнов более, чем в Турку - около 20000 человек. Женщины работали прачками, прислугой, кухарками, няньками. Мужчины - рабочими на фабриках, сапожниками, портными, трубочистами и легковыми извозчиками. Чухонцы приезжали из губернии, откуда привозили для продажи овощи, сено, дрова и пр.
Элиту финляндцев составляли финские шведы, которые по социальному статусу стояли выше. Это были ремесленники, в том числе ювелиры, которых нанимал Фаберже. Они приезжали как подмастерья, обучались и, скопив денег часто возвращались на родину. Именно эти финны, включая пасторов, составляли ядро колонии, которая объединилась вокруг Мариинской церкви на Большой Конюшенной. Община была выразителем интересов всей колонии. В 1844 году при ней открылась начальная финская школа.
Столичные финны были консервативны и религиозны, но революционная болезнь не миновала и их. Через финскую таможню в Белоострове эсеры и социалисты привозили в Петербург оружие, деньги, революционную литературу. После гражданской войны большевики благоволили к ингерманландцам, финляндцы были репатриированы. С середины 1930–х положение ухудшилось. Закрывались школы и церкви. В 1938 году была закрыта и Мариинская церковь на Большой Конюшенной. С 1970 в здании храма открылся «Дом природы». В 1979 году в Ленинграде проживало всего 3000 финнов, из них три четверти понимало по фински.

Возрождение финской общины началось в конце XX века при щедрой поддержке Финляндии. В 1988 году возникло общество «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз).

В 1990 году Мариинская церковь была возвращена финской общине, проводилась серьезная реставрация здания.

Церковь вновь осветили 19 мая 2002 года в присутствии президента Финляндии Тарья Халонена. Сегодня храм является центром самостоятельной Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии. Здесь проводятся службы, а так же фольклорные праздники и концерты.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Антонов В.В.Петербург неизвестный,забытый,знакомый.ЗАО Центрполиграф.,М.,2007; Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2010

Основана она была как объединённая шведско-финская община.

В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви.

В 1767 году церковь перешла во владение финской общины.

В 1803 году финская община начала строительство новой каменной, прямоугольной в плане церкви на 2400 мест. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Готтлиба Xристиана Паульсена - ученика Ю. М. Фельтена в классицистическом стиле.

12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I , храм освятили в честь святой Марии, тёзоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В него из старой, деревянной церкви перенесли люстру, изготовленную ювелиром Захарием Дейхманом.

В 1878 году была предпринята попытка собрать деньги на строительство нового храма, однако набрать необходимой суммы не удалось.

В 1899 году архитектор К. К. Керковиус разработал проект нового храма. Его предполагалось возвести вблизи Финляндского вокзала , где традиционно проживало много финнов, однако и этот проект не был осуществлён из-за недостатка средств.

На попечительстве прихода Святой Марии находились многочисленные приюты: дом сирот для мальчиков на 34 места, построенный в 1886 году, дом сирот для девочек, открытый в 1859 году, приют для бедных на 309 мест, организованный в 1885 году, касса взаимопомощи и школа. Приходу также принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища , проект которой составил в 1868 году архитектор Ф. К. Мельгрен, и молитвенный дом Святой Марии в Лахте .

Службы в церкви Святой Марии проводились по воскресеньям и праздникам 3 раза в день, зимой - ещё и по средам. Церковный хор всегда был открыт для всех.

Постановлением Леноблисполкома от 21 апреля (23 марта) 1938 года церковь Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу .

В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления.

С 1970 года в здании церкви находился «Дом природы» .

Современность

Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году. После этого начался сбор средств на реставрацию.

В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка. Здание церкви Святой Марии было восстановлено исключительно благодаря пожертвованиям лютеран Финляндии, которые собрали для этой цели почти 20 млн финских марок.

Церковь была повторно освящена в 19 мая 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева .

В сентябре 2002 года по решению церковного правления церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору .