Инновационные технологии для развития интеллекта. Интеллектуальные информационные технологии (история и тенденции развития). Тенденции развития ИИТ


«Инновационная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста»

Дайте ребенку что-нибудь в руки,

Чтобы он начал думать.

/народная мудрость/

Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, разработок.

Игрово́е обуче́ние - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

История возникновения

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения, разыгрывание «боев». В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV-XVII веках (1987) призывал все «школы - каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Игровое обучение:

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

· свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая педагогом, но без его диктата и осуществляемая по желанию ребенка, с удовольствием от самого процесса деятельности.

· творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

· эмоционально напряженная, приподнятая

· деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности , она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игровое развивающее обучение по технологии – это один из возможных путей развития детского интеллекта.

Особенности технологии:

Игровая основа

Открытость (предлагаемые игры можно сочетать с другими играми, известными сказками)

Вариативность (игры можно подбирать в соответствии с образовательными целями, корректировать степень сложности, дополнять игровыми заданиями)

Целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка .

Творческое развитие ребенка

«Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения дошкольника в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группы игровыми пособиями.

В условиях детского сада все игры концентрируются в одном месте - игровой комнате «Фиолетовый лес».Одним из вариантов оформления игровой в нашем детском саду создан объемный фиолетовый лес, населенный персонажами из сказок технологии.

Фиолетовый лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творческого потенциала педагогов.

Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В таком виде деятельности тренируются умения, совершенствуется моторика рук и интеллект, и самое главное, появляется ничем неограниченная возможность придумывать и творить.

Задачами технологии является:

1. развитие ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. развитие наблюдательности, исследовательского подхода.

3. развитие воображения, креативности мышления

4. гармоничное, сбалансирование развитие у детей эмоционально - образного и логического начал

5. формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.

Оригинальность и самобытность игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и незаметно втягивают ребенка в процесс «думанья» над задачей.

Что касается планирования педагогической деятельности, то оно строится с учетом психологических особенностей ребенка и типа ведущей деятельности. Использование игр в системе постепенного и постоянного усложнения (по спирали). Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка. Поэтапное использование игр определяется возрастными изменениями ребенка. На первом этапе задания включают в себя обследовательские действия: знакомство с цветом, формой, усвоение некоторых понятий. На втором этапе понятия, символы запоминаются с помощью образа. Следующий этап - знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, уменьшение, сложение, трансформация), планирование своих действий.

Весь педагогический процесс идет от самого ребенка, но при этом педагог не отменяет все задачи, которые он ставил перед ним. Ориентируясь на ребенка он через разные игровые ситуации выводит ребенка на те или иные решения, тем самым развивая интеллектуально-творческое мышление.

Уход от привычных нам занятий дает высокий результат в развитии интеллектуальном развитии ребенка, но что и не мало важно ребенок раскрывает весь свой творческий потенциал, раскрепощается (свободная форма проведения игровой деятельности).

Инновационная игровая деятельность предполагает и внедрение родителей в игровой процесс: проведение совместных игровых форм обучения, семинары-практикумы, открытые занятия, викторины и так далее.

Завершить консультацию хочется стихами:

Мы не просто в лес вошли-

Мы открыли в сказку двери.

В Фиолетовом лесу

Ждут нас сказочные звери,

В каждой области лесной

Есть свой сказочный герой.

Он игру предложит детям,

Просто сказка игры эти!

Нет крючков и нет магнитов,

Даже гвоздики не вбиты,

И картинки на экране

Возникают будто сами.

Задача очень непростая-

Обучить детей, играя

Эти игры без сомненья,

Развивают логику,

Терпение, моторику.

Семинар-практикум с родителями

Список используемой литературы, других информационных материалов:

1. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. , . М.: ТЦ Сфера,2007. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. . М.: ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Методический материал «Центра развивающих игр и методик»

Консультация

« Инновационная игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений - обработки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации.

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений - обработки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации. Все это позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситуацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться строить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также генерировать недостающие знания.

Использование информационных технологий (ИТ) в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации информационных технологий.

Под интеллектуальными информационными технологиями обычно понимают такие информационные технологии, в которых предусмотрены следующие возможности:

  • наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т. п.);
  • наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логических выводов; аргументации и рассуждения; распознавания и классификации ситуаций; обобщения и понимания и т. п.;
  • способность формировать вполне четкие решения на основе нечетких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных;
  • способность объяснять выводы и решения, то есть наличие механизма объяснений;
  • способность к обучению, переобучению и, следовательно, к развитию.

На рис. 1 дано схематичное представление интеллектуальной системы.

Уникальная особенность интеллектуальных информационных технологий (ИИТ) - их «универсальность». Они практически не имеют ограничений по применению в таких областях, как управление, проектирование, машинный перевод, диагностика, распознавание образов, синтез речи и т. д.

ИИТ также находят широкое применение для распределенного решения сложных задач, совместного проектирования изделий, построения виртуальных предприятий, моделирования больших производственных систем и электронной торговли, электронной разработки сложных компьютерных систем, управления системами знаний и информации и т. п. Еще одно эффективное применение - поиск информации в Internet и других глобальных сетях, ее структуризация и доставка заказчику.

Однако средства автоматизации управления и информатизации все еще не стали настоящими помощниками руководителей всех уровней. Более того, там, где эти средства могут принести наибольший эффект (поддержка принятия своевременных и обоснованных решений на высших уровнях управленческой иерархии), они практически не используются.

Проблемы принятия решений управленцем

Первая проблема. Современный руководитель принимает решения в весьма противоречивых условиях. С одной стороны, он должен учитывать в решениях все большее число факторов и данных, с другой - повышать качество принимаемых решений. При этом факторы различаются по значимости и влиянию на качество решения.

От руководителя требуется четкость и своевременность действий, обоснованность и понимание возможных последствий принимаемых решений. Он должен хорошо разбираться во всех аспектах деятельности вверенного ему объекта, предприятия или компании, а также их «окружения» (внешние организации, административные органы и т. д.). При этом ему нельзя ошибаться, поскольку ошибки руководителя высокого ранга, например отвечающего за развитие отрасли (региона), очень дорого обходятся. Проблема адекватного руководства не так проста, как кажется, и относится к разряду сложнейших. Ясно, что решить ее простым увеличением управленческого аппарата невозможно. Здесь все определяется не количеством, а качеством.

Зачастую руководители вообще не хотят «связываться» с информационными технологиями, поскольку они отнимают много сил, средств и приходится без конца учиться. Некоторые очень опытные руководители действительно принимают достаточно разумные решения не пользуясь огромным штатом экспертов и специалистов по информатике. Это возможно, поскольку такой руководитель мысленно сформировал систематизированную картину своего огромного хозяйства, как хороший врач, долго наблюдающий и лечащий одного и того же пациента. Эта картина складывалась постепенно вместе с развитием его хозяйства и прочно отпечаталась в мозгу в виде системной модели знаний. Она-то и помогает ему вырабатывать верные решения. Такой руководитель строит свои выводы и решения принципиально иначе, чем те, кто такого опыта не имеют, хотя и пользуются информационными технологиями. Располагая информацией о текущем состоянии своего объекта управления и пользуясь своей огромной и хорошо структурированной базой знаний (то есть своей системной моделью), опытный управленец действует методом распознавания ситуаций и их классификации. Автоматически и практически мгновенно на модель накладывается текущая картина и выделяются все ее противоречия, достоинства и недостатки; она соотносится с принципиальными решениями, которые давали хорошие результаты. Если прототипа в его модели базы знаний не оказалось, то ему достаточно несложно сконструировать новое решение, мысленно накладывая его на свою модель, которую он хорошо «видит» и чувствует.

Именно наличием такой базы знаний отличается от всех хороший эксперт - профессионал в своей деятельности. Статистика говорит, что из 100 специалистов качественными экспертами могут быть только трое - пятеро. Только они в состоянии предложить хорошие (отличные и даже гениальные) решения без всяких технических чудес. Но где взять таких специалистов в наше время, когда все быстро устаревает, особенно в области технологий управления. Образцы десятилетней давности сегодня могут принести больше вреда, чем пользы. Подготовка же таких специалистов длится не один десяток лет.

Вторая проблема видится в том, что в сфере управления продолжает доминировать «старая культура» автоматизации, базирующаяся на естественнонаучных и техноцентрических подходах . Она ориентирована на техническое обеспечение административно-командных методов управления. Мешает также старое представление, что любое подготавливаемое решение должно иметь ретроспективные аналоги и прецеденты - это большое ограничение. Необходимо уходить от ориентации на жесткие модели и нормативные процедуры принятия решений. Сегодня актуальна интеллектуальная поддержка управленческой деятельности. С этой точки зрения сейчас созданы условия для настоящего проявления гигантских возможностей искусственного интеллекта и ИИТ.

Третья проблема. Существующие средства автоматизации процесса принятия решений -это «перекос» в сторону анализа ситуаций и систем, а необходима новая «ориентация» - на синтез решений и новых знаний, что и требует применения ИИТ.

Перспективы развития ИИТ

Представляется, что в настоящее время ИИТ подошли к принципиально новому этапу своего развития. Так, за последние 10 лет существенно расширились возможности ИИТ за счет разработки новых типов логических моделей, появления новых теорий и представлений. «Узловыми» точками в развитии ИИТ считаются :

  • переход от логического вывода к моделям аргументации и рассуждения;
  • поиск релевантных знаний и порождение объяснений;
  • понимание и синтез текстов;
  • когнитивная графика, то есть графическое и образное представление знаний;
  • мультиагентные системы;
  • интеллектуальные сетевые модели;
  • вычисления, основанные на нечеткой логике, нейронных сетях, генетических алгоритмах, вероятностных вычислениях (реализуемых в различных комбинациях друг с другом и с экспертными системами);
  • проблема метазнаний.

Новой парадигмой создания перспективных ИИТ стали мультиагентные системы . Здесь предполагается, что агент - это самостоятельная интеллектуальная система, имеющая свою систему целеполагания и мотивации, свою область действий и ответственности. Взаимодействие между агентами обеспечивается системой более высокого уровня - МЕТАИНТЕЛЛЕКТОМ. В мультиагентных системах (МАС) моделируется виртуальное сообщество интеллектуальных агентов - объектов, которые автономны, активны, вступают в различные «социальные» отношения - кооперации и сотрудничества (дружбы), конкуренции, соревнования, вражды и т. п. «Социальный» аспект решения современных задач и есть фундаментальная особенность концептуальной новизны передовых интеллектуальных технологий - виртуальных организаций, виртуального общества.

Тенденции развития ИИТ

Системы связи и коммуникаций

Глобальные информационные сети и ИИТ могут в корне поменять наши представления о компаниях и самом умственном труде. Присутствие сотрудников на рабочем месте станет практически не нужным. Люди могут работать дома и взаимодействовать друг с другом при необходимости через сети. Известен, например, успешный опыт создания новой модификации самолета «Боинг-747» распределенным коллективом специалистов, взаимодействующих по Internet. Местонахождение участников каких-либо разработок будет играть все меньшую роль, зато возрастает значение уровня квалификации участников.

Другая причина, определившая бурное развитие ИИТ, связана с усложнением систем коммуникации и решаемых на их основе задач. Потребовался качественно новый уровень «интеллектуализации» таких программных продуктов, как системы анализа разнородных и нестрогих данных, обеспечения информационной безопасности, выработки решений в распределенных системах и т. п.

Использование ИИТ в военной сфере

С использованием ИИТ в армии существенно изменились стратегии военных действий. Так, руководство вооруженных сил США предполагает за счет внедрения интеллектуальных АСУ поддержки принятия решений командирами и планирования боевых действий сократить временные циклы управления в три-четыре раза.

Образование

Уже сегодня дистанционное обучение начинает играть важную роль в образовании. А внедрение ИИТ позволит существенно индивидуализировать этот процесс сообразно с потребностями и способностями каждого обучаемого.

Быт

Информатизация быта уже началась, но с развитием ИИТ появятся принципиально новые возможности. Постепенно компьютеру будут передаваться все новые функции: контроль за состоянием здоровья пользователя, управление бытовыми приборами, такими как увлажнители, освежители воздуха, обогреватели, ионизаторы, музыкальные центры, средства медицинской диагностики и т. п. . Другими словами, системы станут еще и диагностами состояния человека и его жилища. Будет обеспечено комфортное информационное пространство в помещениях, где информационная среда станет частью окружающей человека среды.

В итоге...

ИИТ непрерывно развиваются, и от того, насколько активно мы будем использовать их во всех сферах деятельности (будь то управление предприятием, поддержка принятия управленческих решений или образование), зависит качество нашей жизни.

МИНИГЛОССАРИЙ по ИИТ

Источники, по которым цитируются определения: [и1] - Юзвишин И. И. Энциклопедия информациологии / Под ред. акад. А. М. Прохорова. М.: Информациология, 2000.

[и2] - Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. (Пер. с англ.). М.: Мир, 1989.

Актуализация - осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В сетевом планировании - отражение в сетевом графике выполненных работ. [и1]

База знаний - информационная база, отражающая опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека. [и2]

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека, обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. [и1]

Инженер знаний - человек, который проектирует или создает экспертную систему. Обычно это специалист по информатике, имеющий опыт применения прикладных методов искусственного интеллекта. [и2]

Искусственный интеллект - раздел информатики, связанный с разработкой интеллектуальных программ для компьютеров. [и2]

Метазнания (Метаинтеллект) - знания экспертной системы о том, как эта система работает или рассуждает. В более широком смысле - это знания о знаниях. [и2]

Механизм объяснения (Порождение объяснений - модели аргументации и рассуждения) - часть экспертной системы, которая объясняет, каким образом были получены решения, и обосновывает действия, предпринятые для их получения. [и2]

Мышление - внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. [и1]

Мышления формы (Человеческий интеллект) - способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательного компонента. [и1]

Нечеткая математика (Нечеткая логика - Недоопределенные данные) - раздел математики, связанный с нечеткими объектами, данными, алгоритмами. [и2]

Оптимизация - нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции, выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных, например оптимизация управления. [и1]

Персептрон (Нейронные сети) - обучаемая система, моделирующая восприятие и распознавание образов. [и1]

Пользователь - человек, использующий экспертную систему, например конечный пользователь, эксперт, инженер знаний, разработчик инструмента или лаборант. [и2]

Представление знаний - процесс структурирования предметных знаний с целью облегчить поиск решения задачи. [и2]

Технология - 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабриката в процессе производства; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства. [и1]

Эвристика (Эвристическое программирование) - эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в предметной области, которая является сложной или недоступной всякому пониманию. [и2]

Эксперт - человек, который за годы обучения и практики научился чрезвычайно эффективно решать задачи, относящиеся к конкретной предметной области. [и2]

Экспертная система - компьютерная программа, использующая экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в некоторой узкой предметной области. Такие программы, как правило, представляют знания символически, исследуют и объясняют свои процессы рассуждения и предназначены для тех предметных областей, в которых людям для достижения мастерства необходимы годы специального обучения и практики. [и2]

Литература
  1. Лепский В. Е. Субъективный подход - парадигма искусственного интеллекта. АИИ "Новости ИИ". 1999. №1.
  2. Тарасов В. Б., Арсеньев С. В., Егоров С. В. Методика смешанного V-образного проектирования многоагентных систем и виртуальных организаций / Сб. трудов конференции. КИИ" 2000. М.: Физматгиз, 2000.
  3. Шабцев В. А. Человекоцентрический подход в информатизации. / Тез. докладов IV конгресса "Общественное развитие и общественная информация" VI Международного форума по информатизации (МФИ-97). М.: МАИ, 1997.

История интеллектуальных информационных технологий

Обратимся к истории развития ИИТ, которая ведет отсчет с 60-х годов прошлого века и вкючает несколько основных периодов.

  • 60-70-е годы. Это годы осознания возможностей искусственного интеллекта и формирования социального заказа на поддержку процессов принятия решений и управления. Наука отвечает на этот заказ появлением первых персептронов (нейронных сетей), разработкой методов эвристического программирования и ситуационного управления большими системами (последнее было разработано в СССР).
  • 70-80-е годы. На этом этапе происходит осознание важности знаний для формирования адекватных решений; появляются ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ, в которых активно используется аппарат нечеткой математики, разрабатываются модели правдоподобного вывода и правдоподобных рассуждений.
  • 80-90-е годы. Появляются интегрированные (гибридные) модели представления знаний, сочетающие в себе интеллекты: поисковый, вычислительный, логический и образный.
Примеры разработанных к настоящему времени систем, использующих ИИТ.
  1. Асанов А. А., Ларичев О. И., Нарыжный Е. В. Экспертная система для диагностики лекарственных отравлений, ЭСТЕР.

    Система работает с 19 группами распространенных препаратов и использует более 60 диагностических признаков. Она имитирует рассуждения врача - эксперта в токсикологии. В настоящее время система проходит испытания в Токсикологическом центре Министерства здравоохранения РФ.

  2. Авдеев П. А., Еремеев А. П., Катович В. Н. Прототип диагностической экспертной системы предстартовой подготовки (ДЭС ПП) и его техническая реализация на основе высокоэффективного инструментального комплекса G2+GDA.

    Предложены базовые принципы по конструированию интеллектуальных систем поддержки принятия решений для операторов, руководителей работ и экипажа при подготовке и эксплуатации сложных ракетно-космических комплексов.

  3. Городецкий В. Н., Котенко И. В., Карсаев О. В. Интеллектуальные агенты для обнаружения атак в компьютерных сетях.

    На основе лицензионных программных продуктов типа G2, GDA, NeurOn-Line, Rethink и др. появляется возможность создания динамических систем для диагностики сложных технических систем.

  4. Тельнов Ю. Ф. Компонентная технология реинжиниринга бизнес-процессов и конфигурации информационной системы предприятия на основе управления знаниями.

    Подход к конфигурации структуры бизнес-процессов и информационной системы основан на применении объектно-ориентированной модели и обобщенных продукционных правилах ограничений целостности модели предприятия. Определенный опыт решения задач интеллектуальной конфигурации объектов, накопленный в экспертных системах (например, XCON, COCOS, VEXED, VT, DIDS и др.), может использоваться при конфигурировании бизнес-процессов.

Людмила Маслова
Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик

Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик .

Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее : его можно ускорить, замедлить или даже остановить. Поэтому крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность детей в нужное русло. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение , диктуют необходимость использования новых технологий , при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников . Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции. Для этого можно использовать следующие инновационные методики и технологии : логические блоки Дьенеша (развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение); палочки Кюизенера (способствуют развитию детского творчества , развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей); уроки Домана (развивают интеллект детей с помощью физических упражнений); игры А. Зака и А. Столяра (развивают логическое мышление и звуковые навыки) ; игры В. Воскобовича (развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять); система раннего развития М . Монтессори (развивает самостоятельность и инициативу) ; развивающие игры Б . Никитина (развивают память , внимание, воображение, творческие, логические и математические способности) и т. д.

Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника .

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную.

Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества» Известно: речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в до-школьном возрасте. Дошкольный возраст многие определяют как самый секзитивный.

Актуальность. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей.

Педагогический проект Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича» Тип проекта: познавательно исследовательский Вид проекта: долгосрочный (1.09.2014 -31.05.2015) Цель проекта:Интенсивное интеллектуальное.

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя.

План:

1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе.

2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер).

3. Коллективное творческое воспитание, технология разработки коллективных творческих дел (по И.П. Иванову).

Глоссарий:

1. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

2. Интеллектуальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

3. Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

4. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или(и) субъективной значимостью.

5. Коллективное творческое дело – это социальное творчество, направленное на служение людям, творчество самостроительства личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях (И.П. Иванов).

5.1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе. Определенными способностями наделены все люди. Различают общие способности , обеспечивающие продуктивность и достаточную легкость в осуществлении различных видов деятельности и специальные способности , которые обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо специфической области деятельности. Общие способности относятся обычно к мыслительной деятельности и проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость ума, вдумчивость и др. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных областях науки, техники или искусства. Например, дети с достаточно развитыми общими способностями хорошо учатся по разным предметам, у них быстрый темп обучения. Специальные особенности проявляются в отдельных областях деятельности, например, в музыке, рисовании, математике, технике и др. При этом в других областях человек не достигает особых успехов.

Большинство психологов и педагогов склоняются к тому, что способности у человека не являются врожденными свойствами и сами по себе не формируются. Родившийся человек обладает задатками – анатомо-физиологическими предпосылками способностей, которые либо развиваются в деятельности и перерастают в способности, либо остаются нереализованными, если человек не участвует в деятельности, способствующей становлению и развитию на основе задатков как общих, так и специальных способностей. Доказано, что каждый родившийся здоровый ребенок располагает определенным фондом природных задатков для физического, интеллектуального, эмоционально-художественного творческого развития. В каждом из детей заложены потенциальные определенные способности, которые нужно выявить и создать условия для их развития. Педагогом должны быть усвоены общие положения о развитии интеллектуальных, творческих способностей детей в целостном педагогическом процессе:


· Генетические комбинации у всех разные, поэтому выявление задатков как потенциальных способностей и дальнейшее их развитие – задачи педагогической диагностики, осуществляемой по принципу индивидуального подхода к каждому ученику.

· Задатки (в дальнейшем способности) имеют благоприятные (сензитивные) периоды для их развития, за рамками которых способности могут так и не развиться. Педагогу необходимо изучать, знать эти периоды и именно в их рамках создавать условия для развития способностей (особенно специальных – спортивных, художественных, математических и др.).

· Реализация самого богатого генотипа может быть блокирована в ранние периоды развития ребенка (даже на этапе внутриутробного, пренатального развития), если нарушены экологические условия жизни, не созданы соответствующие психолого-педагогические, жизненные обстоятельства.

С точки зрения вышеприведенных положений педагогу необходимо понимать, что уровни способностей у его учеников будут разные, учить и воспитывать всех одинаково в силу этих обстоятельств невозможно.

Психологами и педагогами выявлены особенности психосоциального развития одаренных детей. К ним относятся такие качества, как повышенное стремление реализовать свои личностные возможности (самоактуализация), самостоятельность, социальная автономность, склонность к лидерству и к соревновательности. Психосоциальная чувствительность одаренных детей проявляется в богатых воображении и фантазии, изобретательности, творчестве. Вместе с тем одаренные дети имеют и свои негативные стороны. Это повышенная активность, которая рассматривается психологами как гиперактивность, чрезмерная возбудимость и чувствительность. Педагоги нередко озабочены такими свойствами явно одаренных детей, как эмоциональный дисбаланс, нетерпеливость, тревожность, склонность к самообвинению, преувеличенная требовательность к себе и к окружающим людям. Нередко одаренные дети проявляют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную; исследования показывают, что заниженная самооценка встречается чаще, чем завышенная).

Наибольшие трудности в воспитании и образовании способных, одаренных детей вызывает диссинхрония (неравномерность) их развития . Это может проявляться, например, в несоответствии физического развития его умственным, творческим возможностям. Можно считать психолого-педагогической ошибкой учителей (воспитателей, родителей) их требования разносторонности в развитии всех одаренных детей (по исследованиям Е.С. Беловой, разносторонне одаренные дети составляют лишь 1,5 – 3% от всех, наделенных ярко выраженными способностями) .

Педагогам и родителям следует учитывать и такие проблемы одаренных, способных детей, как неприязнь к стандартным требованиям школы, изоляция от сверстников, протест против педагогических требований вообще, если они кажутся одаренному ребенку ненужными и бессмысленными или не отвечающими их интересам.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что особо способные дети (одаренные), как и дети с проблемами в развитии, с умственной отсталостью, требуют особого педагогического внимания, помощи со стороны воспитателей, они нуждаются в создании особых условий жизни, которые окажут положительное влияние на развитие и реализацию их способностей. И педагоги, и родители одаренных детей, все окружающие их люди должны осознавать, что одаренные дети – это духовное, экономическое, культурное богатство страны. Прогрессивное развитие любого государства связано со стремлением выявить, развить и реализовать творческий потенциал своих одаренных, талантливых, иногда гениальных граждан.

В Республике Беларусь создан специальный, Президентский фонд социальной поддержки одаренных детей и молодежи. Вместе с тем решение проблемы детской одаренности в большей степени зависит в нашей государственной педагогической системе от того, насколько каждый учитель и воспитатель в современной школе владеет технологиями работы с одаренными школьниками.

5.2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков). Рассмотрим и проанализируем технологию обучения, направленную на развитие творческих качеств личности, разработанную и реализованную Генрихом Альтовым (Генрихом Сауловичем Альтшуллером), изобретателем, писателем-фантастом, автором ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология используется в рамках системы развивающего обучения (см. предыдущую лекцию), ее цель – формирование творческой личности, то есть таких личностных качеств, как:

Самостоятельность в определении проблемы.

Аналитическое мышление.

Умение использовать усвоенные ЗУН(ы) в принципиально иной ситуации, чем та, в которой они формировались.

Видение нового в уже знакомом и привычном (альтернативность мышления).

Данная педагогическая технология, названная ТРИЗ, основывается на следующих концептуальных положениях:

Теория – это катализатор творческого решения проблем.

Знания – инструмент, основа творческой интуиции.

Изобретать могут все (то есть, творческие способности есть у каждого психически и физически здорового человека, ребенка).

Творчеству, как и любой другой деятельности, можно учиться.

Включение в процесс обучения основных и доступных школьникам типов проблем, характерных для конкретного предмета, сферы науки, изучаемой в его рамках, и практики.

Г.К. Селевко выделяет в технологии как индивидуальные, так и коллективные приемы решения творческих задач: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск исследовательских путей .

Мозговая атака (брейнсторминг) это метод коллективной выработки идей решения творческой задачи. Его цель – сбор как можно большего количества идей, гипотез, направленных на устранение проблемы, противоречия между знанием и незнанием. Это позволяет освободиться от стереотипности мысли, от мышления «по инерции», от привычного хода мысли в решении творческой задачи. Пример – обсуждение ответа на вопрос в интеллектуальной игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»). Основное правило мозговой атаки – запрет на критику предложенной даже самой сумасбродной идеи, при этом не запрещается подшучивать над идеей, сопровождать ее разными (но не критического характера) репликами.

Успех решения творческой задачи во многом зависит от руководителя-организатора группы, который может увидеть в многообразии идее одну верную, использовать ее как гипотезу для решения проблемы. Однако отбор идей производится не одним человеком, а группой специалистов-экспертов, которые осуществляют их оценку в два этапа – сначала отбираются наиболее оригинальные и рациональные, затем выделяется из них самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Характерными признаками технологии являются: групповое обучение (группы формируются по разным принципам, но всегда срабатывает принцип свободы выбора), наличие сотрудничества и сотворчества учителя с учениками; использование игровых методик обучения; формирование мотивации решения творческих задач.

Технология развития творческих способностей учащихся, созданная Игорем Павловичем Волковым, названа «Школой творчества». Ее основная концепция – идея развивающего обучения: учебно-познавательная деятельность детей организовывается не только для усвоения содержания образования, но в большей мере способствует развитию творческого начала личности школьника. Творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я.А. Пономарев).

В Школе творчества И.П. Волкова осуществляется компьютерный подход к обучению (компьютерное обучение способствует выработке алгоритмов решения творческих задач, дает возможность использовать информационное и исполнительское обеспечение).

Обучение осуществляется по двум равноценным направлениям – есть единая базовая программа обучения и творческая деятельность на этой базе.

В обязательном порядке ведется педагогическая диагностика, позволяющая выявить индивидуальные творческие особенности каждого ученика, в дальнейшем учитывать индивидуальность в процессе развития творческого начала в ребенке. Результаты диагностики и учета индивидуальных особенностей в обучении находят отражение в творческих книжках и дневниках школьников.

И.П. Волков осуществил в своей технологии дидактическую реконструкцию учебного материала, ввел блочно-параллельную систему обучения, основанную на внутрипредметных и межпредметных связях. В его «Школе творчества» нет последовательных предметов, разделов и тем традиционно построенной программы. Есть объединенные узловые вопросы, на которых и основаны раздел, предмет либо несколько предметов (учебные блоки). Таких блоков в технологии И.П. Волкова несколько, по ним проводятся уроки творчества, содержание материала и построение которых позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, выявлять способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются разнообразные формы внеклассной работы с условием, что ее результаты должны быть конкретным продуктом, который может быть зафиксирован в творческой книжке ученика (поделки, модели, литературные сочинения, рисунки, музыкальные произведения и т.д.). Оценивание результатов творчества производится на основе анализа этой книжки. Она является своеобразным школьным документом, при выдаче заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения. Формы оценки – похвала за инициативу, публикация или выставка работ, награждение грамотами, присвоение званий.

В дополнение к традиционной внеклассной работе организовывается новая ее форма –творческая комната, где школьники получают начальную профессиональную подготовку по избранному профилю (литературному, физическому, химическому, биологическому и т.д.).

5.3. Коллективное творческое воспитание, технология разработки коллективных творческих дел (И.П. Иванов). Игорь Петрович Иванов (1925 – 1991) – академик Российской академии образования (РАО), автор методики коммунарского воспитания, технологии разработки КТД (коллективных творческих дел – см. глоссарий), которая возникла как воспитательная технология, система коллективного творческого воспитания или социального творчества.

Концептуальные положения технологии определены как:

Диалогичность общения участников педагогического процесса, организованного в рамках технологии разработки КТД.

Уважение педагогом самостоятельности ребенка, его уникальности.

Социальная (общественная) направленность деятельности всех участников КТД.

КТД – средство создания мощного творческого поля.

Использование феномена коллективного влияния на индивидуальные способности отдельной личности.

Создание условий для осуществления детьми деятельности (любого вида, разнообразной) творческого характера.

Г.К. Селевко на основе анализа организации КТД выделил следующие этапы технологии И.П. Иванова:

I этап: поиск (определяется проблема, вид дела на ее основе; задачи, которые необходимо решить для организации КТД, осуществляется подготовка, сбор-старт для мозгового штурма).

II этап: целеполагание, организация поиска (сбор-старт, выборы совета дела).

III этап: мозговой штурм, прогнозирование и планирование решение творческой задачи (план подготовки дела, работа микроколлективов, проверка готовности к КТД).

IV этап: реализация целей (проведение дела, непосредственное решение творческой задачи).

V этап: анализ, рефлексия проведенной работы (подготовка коллективного анализа, сбор-огонек, на котором осуществляется анализ-рефлексия).

VI этап: последействие (реализация решений) .

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самореализации, самовыражению и самоутверждению. В технологии широко используется игра, присутствуют элементы состязательности. Непременным характерным признаком КТД является сотрудничество, совместная деятельность детей и взрослых, педагогов и воспитанников, при которой все члены коллектива участвуют в нужном, социально значимом деле, вносят свой вклад в создание творческого социального продукта. Главная методическая особенность КТД – субъектная позиция личности участника коллективного творчества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Докажите, используя текст лекции, что создание педагогических технологий развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка – актуальная проблема современной педагогической теории и практики.

2. Выделите основные положения об осуществлении работы педагога с одаренными детьми в целостном педагогическом процессе.

3. Что объединяет раскрытые в лекции технологии развития интеллектуальных и творческих способностей детей? В чем заключаются их различия и оригинальность?

Литература:

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е.С. Белова. – М.: Флинта, 2004.

2. Библер, В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер. – М., 1975.

3. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И.П. Иванов. – М., 1992.

4. Коломина, И.П. Структура и механизм творческой деятельности / И.П. Коломина. – М., 1983.

5. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. – М.,1983.

6. Левин, В.А. Воспитание творчеством / В.А. Левин. – М.: Знание, 1977.

7. Одаренные дети / [под общей ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого]; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.

8. Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.М. Матюшина.

М.: Педагогика, 1991.

9. Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

11. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский. – М.: Знание, 1988.

В среде родителей будущих первоклассников бытует мнение, что без денег в хорошую школу в наши дни соваться не стоит. На самом деле это в корне неверно. Зачислив "детей микрорайона", школа имеет право принимать на свободные места всех желающих независимо от места прописки или проживания. И не стоит думать, что школы ждут исключительно богатеньких буратин, хотя этот момент тоже присутствует. Любая школа, которая заботится о своем престиже и статусе, заинтересована прежде всего в способных детях - интеллектуально развитых. Во-первых, с ними интереснее работать. Во-вторых, они приносят "прибыль" в виде побед на всевозможных олимпиадах. В-третьих, они активны и самостоятельны, поэтому организуют интересную школьную жизнь по собственной инициативе. Так что если вы хотите попасть в "сильную" школу, вы должны подготовить ребенка так, чтобы приемная комиссия была им очарована.

В то же время "пропихивать" в школу с повышенными требованиями того ребенка, который не может справиться с нагрузками, смысла особого нет. Он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые с легкостью делают то, что ему недоступно. Поэтому даже тем, кто "приписан" к хорошей школе, не стоит расслабляться. Гарантия поступления не сделает вашего ребенка автоматически успешным учеником. Получается, что к серьезной школе готовиться надо в любом случае.

Готов к школе. Что это значит?

Мы говорим не о дворовых школах, где главным критерием готовности являются навыки контактного боя, желательно без правил. Мы говорим о школах, где детей учат жить в современном информационном обществе. В наши дни в школе, да и в обычной жизни человек оказывается захвачен мощным информационным потоком, подчинить который без специальных навыков сложно.

Как видится школьная жизнь ребенку, чьи интеллектуальные способности не развиты? Как груда мелких деталей, которые вдруг неожиданно высыпались ему на голову. Что с ними делать? Как использовать? Ребенок чувствует себя дезориентированным, он теряется. Бессистемные попытки что-то сделать приводят к тому, что малыш переутомляется и испытывает стресс. В то же время ребенок с развитым интеллектом быстро оценит, что это за детальки, быстро рассортирует их и использует по назначению: из каких-то сложит домик, какие-то оставит про запас, иные выкинет за ненадобностью. Этот пример показывает на предметном уровне, что означает интеллект в современном мире - это способность управлять информационным потоком с пользой для себя. Только так можно сделать обучение в школе легким и интересным.

Сразу возникает вопрос: можно ли "научить" интеллекту? Каждый ли ребенок может стать интеллектуалом? Безусловно, от природы все люди одарены по-разному, но есть универсальные навыки и умения, которые подходят детям независимо от того, к чему они склонны. Ответ: ДА, интеллект ребенка можно и нужно развить.

Кирпичики интеллекта

Первый кирпич - это развитая память. Каким бы умненьким ни казался малыш, но если у него слабая память, он не сможет осилить иностранный язык, выучить правило и т. д. Те, кто считает, что память дается от рождения, сильно ошибается. Здоровый человек может ее натренировать, как спортсмен мускулы. Для этого существуют специальные методики: кому-то проще запоминать наглядные образы, кому-то логические связки, кому-то ассоциации и образы и т. п. Развивая память, нужно подобрать удобный конкретному человеку способ.

Второй кирпичик - это развитое внимание. Многие педагоги жалуются на рассеянное внимание современных детей, мол, над ними нужно постоянно стоять и держать за руку, чтобы они сконцентрировались на простой задаче. Чтобы у ребенка не было проблем, нужно обучать его делать внимание произвольным, то есть намеренным. Для этого также существуют специальные методики.

Третий кирпичик - развитое мышление. Выделять главное и частное, прослеживать связи между явлениями, делать выводы - без этих навыков можно "закопаться" в любом тексте, а тема сочинения будет хронически "не раскрыта". Мышление можно и нужно развивать, причем не только "технарям", но и гуманитариям. Это универсальный навык.

Четвертый кирпичик - это развитие речевых навыков. Здесь и словарный запас, и умение выделять мысль в частях текста и в целом. Большинство детей отказываются читать лишь потому, что они смотрят книгу, а видят… известно что. Меж тем, большая часть школьной информации поступает именно из печатного текста - работать с ним необходимо грамотно. Нужно развивать понятийный аппарат, наращивать словарь, учиться излагать свои мысли устно и на бумаге.

Пятый кирпичик - это увеличение темпа чтения. Опять же: задания, задачи, материал для осмысления дан преимущественно в печатном виде. Если ребенок может быстро его прочесть и усвоить, он будет успешен в школе.

Из этих кирпичиков складывается прочная стена, которая защищает ребенка от стресса и перегрузок. Обучение становится эффективным и легким для ребенка. В результате с большинством интеллектуальных задач он может справиться самостоятельно, соответственно, чувствует гордость и получает удовольствие от учебы.

Научить, не утомляя

Если вы присмотрели для ребенка сильную школу и хотите, чтобы он был там успешен, имеет смысл отдать его на занятия, развивающие интеллект. Президентская школа проводит такие занятия для дошкольников, и в их основе лежит технология "ИнтеллекТ", разработанная доктором педагогических наук М. А. Зигановым. Около 20 лет назад группа молодых ученых заметила, что проблемы с обучением у детей возникают из-за того, что они не владеют навыками работы с информацией. Ученые стали "учить детей учиться" и решили проблему перегрузок даже в сильной физико-математической школе. Так родилась технология "ИнтеллекТ", которая удостоена признания в России и за рубежом.

Образовательная технология "ИнтеллекТ" была представлена в Академии наук (СССР, 1991) и Международной Ассоциации Чтения (США, 1997). Элементы технологии защищены диссертацией Академии педагогических наук.

Технология получила международное признание. Ее автор, доктор пед. наук М. А. Зиганов удостоен медали IBS (Кембридж, Англия) и включен Кембриджским Биографическим Центром (Англия) в число выдающихся ученых ХХ века по направлению "Развитие интеллектуальных способностей". Указом Президента РФ В. В. Путина "за разработку технологии и ее внедрение в образовательный процесс России" М. А. Зиганов награжден именными часами "Президент России". Педагогический коллектив школы за разработку технологии награжден международной премией "Профессия - жизнь".

В наши дни сберегающая время и здоровье ребенка технология "ИнтеллекТ" используется в Президентской школе (бывшая Школа рационального чтения) на занятиях для дошколят. Юные выпускники дошкольного отделения с легкостью проходят вступительные собеседования в сильные школы.

Анна Бабина
Благодарим за помощь в подготовке материала
Светлану Владимировну Якушеву,
заместителя директора НОУ "Президентская школа"

Комментировать статью """Интеллект"" по полочкам "

3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР. Но, неужели наука до сих пор не создала технологию раннего развития детей, которая бы объединила в себя всё лучшее?

Для раннего развития в Белгороде в детском центре ЯСАМ успешно работают курсы «Интеллект» и LEGO Duplo. Занятия нацелены на развитие способностей с раннего возраста. При рождении у ребенка заложен огромный потенциал и известные педагоги и психологи считают, что чем раньше начать заниматься, тем легче малышу будет в дальнейшем в обучении и в жизни. В России и за рубежом создан целый ряд авторских развивающих методик. Развитие в курсе «Интеллект» В программе развития детей с 9 месяцев до 5 лет...

Заинтересованных умов независимо от области применения знаний, а также вновь обратиться к теме машинного обучения и облачным технологиям. Более того, будут обсуждаться машинное обучение и интеллект, в том числе последние достижения мировой науки в этом...

[Анастасия - Москва] : Мне 32 года, детей нет. Но самое ужасное у меня нет желания иметь детей. Я понимаю что это не нормально. Ваш тренинг может мне помочь? ✏ Здравствуйте, Анастасия! Согласно Системно-векторной психологии, нежелание иметь детей может быть связано с: 1. Наличием звукового вектора. 2. Присутствием кожно-зрительной связки векторов 1. Звуковики нуждаются в одиночестве, это их естественная потребность. Звуковую женщину беспокоит сама по себе перспектива рождения ребенка, к...

Собственно, в передаче с директором Левада-центра все рассказано - как наша пропаганда разжигала ненависть к украинцам, америке, европейским ценностям, и зачем. Вот я помню, что так оно все и было)) Почему другие помнят что-то совсем другое - загадка) Беседа ОЧЕНЬ интересная.

современные языки и технологии: C++, Qt прикладная разработка: программирование систем искусственного интеллекта, программирование и моделирование физики в прикладных задачах

Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей. Давайте вначале определимся, а что же такое интеллект. В Википедии дано такое определений: "Интеллект (от лат. intellectus - понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая...

С 16 до 22 декабря 2013 года в Центре для детей и родителей «Рождество» пройдет Родительский марафон. Это невероятно насыщенная программа интернет-семинаров, которые проведут лучшие специалисты «Рождества» и дружественных организаций совершенно бесплатно! Каждый день – несколько встреч, и каждая - как дорогой подарок! Не выходя из дома, вы сможете пообщаться с самыми компетентными специалистами: психологами, врачами, педагогами и культурологами, задать им свои вопросы и получить ответ на все...

Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени.

Профессиональный и личностный рост это развитие человека и накопление им разнообразного опыта, знаний в процессе жизни. Чтобы хорошо адаптироваться к новым условиям человеку нужно постоянно меняться и работать над собой. Это включает в себя формирование адекватного и трезвого взгляда на вещи, приобретение более удобных форм поведения. Что затрудняет профессиональный и личностный рост? отсутствие необходимых знаний, не адекватное понимание событий, негативные установки, низкая самооценка...

Наш интеллект любит полюбоваться на себя в зеркало. Долго всматриваться в пустоту наш внутренний взор неспособен. досуг девочки индивидуалки

Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нам, ученикам, постичь красоту отечественной литературы и познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей. Задуматься о роли домашнего чтения меня заставили размышления журналиста Анатолия Николаевича Чирва. Я согласен с мнением автора, что интерес к чтению должен терпеливо и умело воспитываться самим человеком. Говорят, что нынешнее молодое поколение не читает книг...

Деток индиго легко отличить от других. У них высокий интеллект, решительный характер и творческая натура. Эти малыши могут могут принимать более правильные решения, но к сожалению наше окружение воспринимает это как неправильное поведение.Наказания и угрозы, которыми родители воспитывают деток, не действуют на детей индиго. Больше всего мне понравилось то, что у таких детей нет авторитетов, во всем они полагаются только на свою интуицию. В более развитых странах развитием таких детей...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Сегодня в Общественной палате РФ состоялся "круглый стол" на тему "Новые технологии как фактор развития образования в России". Генеральный директор компании "Ашманов и Партнеры", специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов назвал...

красивые зимние пальто. антитела цмв. школы и технологии « интеллект ». Посмотреть темы в других конференциях: Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология.

Олимпиаду придумал 10 лет назад Марат Зиганов – автор образовательной технологии " ИнтеллекТ ". "Он фанатично предан детству, - говорит Ольга Исакова, директор латвийской гимназии "Максима".

* Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.

Технология " ИнтеллекТ " применяется в школах России, Латвии, Азербайджана, внедрить технологию в образовательный процесс намерены школы Украины, Узбекистана, Израиля, Канады.