Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН). Консолидированная группа налогоплательщиков - это что такое? Понятие и цели создания консолидированной группы Что значит консолидированная группа налогоплательщиков


Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) - добровольное объединение налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль по правилам, близким к установленным для единой организации.

Консолидированную группу налогоплательщиков часто называют сокращенно - КГН.

С 3 сентября 2018 года договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН регистрации налоговыми органами не подлежат (ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, Письмо ФНС РФ от 29.08.2018 № СД-4-3/16720@).

Комментарий

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.2. НК РФ).

Смысл создания КГН в том, что налог на прибыль исчисляется исходя из совокупного результата всех участников КГН. То есть налог на прибыль исчисляется примерно так, как если бы все участники КГН составляли единую организацию. Это позволяет суммировать прибыли и убытки в рамках одной КГН, что дает выгоду при налогообложении.

Среди всех участников один назначается как ответственный участник КГН. Ответственный участник КГН осуществляет исчисление налога на прибыль по КГН, представление налоговой декларации, уплату налога.

Порядом расчета налогооблагаемой прибыли участниками КГН определен в пунктах 6 и 7 ст. 288 НК РФ.

Понятие о консолидированной группе налогоплательщиков (сокращенно - КГН) было введено с 2012 года федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ. Создание консолидированной группы налогоплательщиков выгодно тем, что внутренние операции (операции между организациями группы) не облагаются налогом на прибыль. Такое объединение платит налог на прибыль как единая организация с системой филиалов (обособленных подразделений). Кроме того, цены сделок между компаниями группы не подлежат налоговому контролю на основании пп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ ().

Пример

Группа компаний состоит из двух организаций "А" и "Б". По итогам года налоговая прибыль организации А равна 100 млн. рублей, а у организации Б налоговый убыток 70 млн. рублей.

В обычной ситуации, Организация А должна заплатить налог на прибыль со 100 млн. рублей, а организация Б налог не платит.

В случае, если организации А и Б создали консолидированную группу налогоплательщиков, то для налога на прибыль их налоговый результат суммируется и налог платится с 30 млн. рублей (100 - 70).

Правила создания, порядок уплаты налога на прибыль консолидированной группой налогоплательщиков установлены в главе 3.1. Налогового кодекса России «Консолидированная группа налогоплательщиков».

Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 2 ст. 25.2. НК РФ).

Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 25.2. НК РФ).

Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, является договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, заключенный в соответствии с НК РФ и гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 25.2. НК РФ).

Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций (п. 7 ст. 25.2. НК РФ).

Участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе добровольно прекратить свое участие в этой группе не ранее чем по истечении пяти налоговых периодов по налогу на прибыль организаций с даты присоединения к этой группе (п. 8.1. ст. 25.5 НК РФ - Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Для того, чтобы создать КГН в налоговый орган представляются и сопровождающие его документы не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 7 ст. 25.3. НК РФ).

КНГ в цифрах

На 2013 год было создано 15 консолидированных групп налогоплательщиков (п. 2.7.1. Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

КГН применяют такие компании, как Газпром (см. Газпром (2012 и 2011 годы)), Лукоил (см. Лукоил (2012 и 2011 годы)).

КГН ожидает существенное реформирование. В настоящее время образование новых КГН приостановлено Так, установлено, что зарегистрированные налоговыми органами в течение 2014 года договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), вступают в силу с 1 января 2016 года (ст. 8 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ).

В течение 2016 - 2017 годов договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), регистрации налоговыми органами не подлежат, а договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2014 - 2015 годах, считаются незарегистрированными (Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Приостановка создания новых КГН связана с тем, что за время своего существования сумма налога на прибыль от КГН существенно снизилась в сравнении с ситуацией до образования КГН.

Недостатки КГН для налогоплательщиков

1) НК РФ запрещает признавать для налогообложения убытки, полученные компаниями группы до их вхождения в КГН (п. 6 ст. 278.1 НК РФ).

То есть, такие убытки, полученные до образования КГН не могут быть признаны в период применения КГН. В случае, если в последующем налогоплательщик выходит из КГН, то такие убытки (полученные до КГН) признаются для налогообложения. При этом срок переноса убытка на будущее, увеличивается на количество лет, в течение которых такой налогоплательщик являлся участником консолидированной группы налогоплательщиков (п. 6 ст. 283 НК РФ).

Убытки, которые участники КГН получили в период действия КГН признаются для налогообложения (п. 6 ст. 283 НК РФ) - см.

2) невозможность формирования отдельных видов резервов, по отношению к другим участникам КГН (по сомнительным долгам в части задолженности одних участников этой группы перед другими участниками такой группы, а также по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в части реализации товаров (работ) другим участникам этой группы).

Условия создания КГН

Право на создание консолидированной группы налогоплательщиков в России имеют только очень крупные налогоплательщики , удовлетворяющие критериям, установленным в ст. 25.2 НК РФ. Так, чтобы получить право на создание КГН должны быть выполнены следующие финансовые условия (п. 5):

1) совокупная сумма НДС , акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых должна составлять не менее 10 миллиардов рублей за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

В этой сумме не учитываются суммы налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

2) суммарный объем доходов должен составлять не менее 100 миллиардов рублей (по данным бухгалтерской отчетности) за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

3) совокупная стоимость активов должна составлять не менее 300 миллиардов рублей (по данным бухгалтерской отчетности) за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

Все эти три условия должны быть выполнены одновременно. При расчете указанных выше показателей они суммируются по всем организациям которые планируется включить в КГН.

Кроме финансовых, установлены и иные условия для создания КГН, которые также перечислены в ст. 25.2. НК РФ.

Так, для создания КГН необходимо, чтобы доля участия одной организации в уставном капитале другой была не менее 90% (п. 2 ст. 25.2 НК РФ).

Кроме того, ограничения на включение некоторых типов организаций в КГН предусмотрены пунктами 3 и 6 ст. 25.2 НК РФ.

Организация - сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

1) организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

2) в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала. Если на момент представления в налоговый орган договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то определение размера чистых активов или уставного (складочного) капитала производится на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на предшествующую отчетную дату.

КГН создается на основании договора, который заключают участники будущей КГН. Этот договор регистрируется налоговым органом, при условии, что все условия для создания КГН выполнены. Договор о создании КГН заключается в соответствии с нормами НК РФ и гражданского кодекса России. Договором определяется ответственный участник КГН, который организует расчет налоговых обязательств и уплату налога на прибыль группой.

Глава 3.1 НК РФ регулирует общие вопросы создания и функционирования КГН (ст. 25.1 - 25.6).

Порядок исчисления налоговых обязательств и уплаты налога на прибыль установлен нормами главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Так, с татья 278.1.определяет Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков, а статья 321.2. Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Следует отметить, что консолидированная группа налогоплательщиков уплачивает только налог на прибыль, как единая организация. Что касается остальных налогов (например, НДС) , то они исчисляются и уплачиваются каждой организацией группы, как самостоятельным налогоплательщиком.

Особенности налоговых проверок КГН

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы. Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы (п. 11 ст. 88 НК РФ).

Приложения

Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2013 годах (раздел I.3 Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, Минфин РФ)

3. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2013 годах

Анализ основных итогов функционирования консолидированных групп, основанный на расчетах ФНС России, которые, в свою очередь, были произведены на данных, представленных налогоплательщиками по результатам 2013 года, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показал, что функционирование КГН привело к следующим изменениям:

росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 47,4 млрд. руб. в 76% субъектов Российской Федерации (63 региона);

снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 63,8 млрд. руб. в 24% субъектов Российской Федерации (20 регионов).

При этом анализ оценки влияния прироста или уменьшения поступлений налога на прибыль организаций от создания КГН в бюджеты регионов показал, что 74,0% уменьшений поступлений (47,2 млрд. руб.) приходится на 4 субъекта Российской Федерации. В свою очередь, прирост поступлений в аналогичном размере (47,4 млрд. руб.) получили бюджеты 63 регионов.

Анализ степени влияния создания КГН на поступление налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, приведен в Таблице 11.

Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 16,4 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 0,94%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,25%.

Таблица 11

Изменение поступлений налога на прибыль организаций

в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога

на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации

Диапазон уд. веса изменений

Увеличение

Снижение

Количество субъектов РФ

Сумма поступлений, млрд. руб.

Количество субъектов РФ

Сумма поступлений, млрд. руб.

в том числе:

от 3% до 10%

от 10% до 30%

от 30% и выше


При анализе изменений поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации за 2013 год по сравнению с аналогичным периодом 2012 года наблюдается тенденция снижения общей суммы поступлений (на 9,9%) по регионам, получившим положительный результат от создания КГН, при одновременном снижении количества таких регионов (на 3,1 %).

Одновременно необходимо отметить, что по данным Казначейства России поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за 2013 год по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократились на 260,2 млрд. рублей, из которых на долю КГН приходится всего 6,3%.

Таблица 12

Динамика изменений поступлений налога

на прибыль организаций в связи с созданием КГН

в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций

по субъектам Российской Федерации в 2012 - 2013 годах

Диапазон уд. веса изменений

Увеличение

Снижение

Количество субъектов РФ, ед.

Сумма поступлений, млрд. руб.

Количество субъектов РФ, ед.

Сумма поступлений, млрд. руб.

отклонение, %

отклонение, %

отклонение, %

отклонение, %

в том числе:

от 3% до 10%

от 10% до 30%

от 30% и выше

Отмечаем, что действующий режим КГН привел к сложностям при прогнозировании бюджетных доходов на уровне отдельного субъекта Российской Федерации, а также создал возможности для неожиданного снижения доходов бюджета субъекта, в котором расположены прибыльные предприятия, в случае получения крупных убытков налогоплательщиками в других регионах.

Преимущества для налогоплательщиков при создании консолидированной группы

Самым большим преимуществом для участников консолидированной группы (далее — КГ) является то, что существенно уменьшается нагрузка по уплате налога на прибыль. Показатели убыточности и прибыльности всех участников КГ суммируются.

Налоговая база всех компаний — членов группы складывается (консолидируется). При этом операции, проведенные между сторонами договора о создании КГ, не могут быть объектом трансфертного ценообразования. Исключением являются только сделки, заключенные в отношении добытых полезных ископаемых.

Компании-участники объединяются без создания юрлица с целью уменьшения налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Данный налог рассчитывается в целом по КГ и уплачивается на основании норм, прописанных в гл. 3.1 НК РФ.

Условия для создания консолидированной группы

Главным требованием при создании КГ является то, чтобы ответственный участник консолидированной группы опосредованно или прямо управлял 90% частей в уставном капитале (далее — УК) каждого предприятия, вошедшего в группу. При этом важно, чтобы данное требование выполнялось на протяжении всего срока действия контракта о создании группы.

О том, как определить долю участия одной компании в другой, сказано в ст. 105.2 НК РФ.

Также важно, чтобы у каждого из вошедших в КГ предприятий за весь прошедший год были следующие показатели:

  1. Величина чистых активов по сведениям из бухотчетности должна быть больше величины УК (подп. 3 п. 3 ст. 25.2 НК РФ).
  2. Общий объем полученной выручки компании от реализации ТМЦ и предоставления услуг и других доходов должен быть больше или равен 100 000 млн руб. (подп. 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).
  3. Общая сумма уплаченных налогов (НДС, на прибыль и на добычу ископаемых) и акцизов должна быть больше или равна 10 000 млн руб. (подп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).
  4. Суммарное значение всех активов в балансе по состоянию на 31 декабря должно быть больше или равно 300 000 млн руб.

Кроме того, предприятия не должны находиться в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации.

КГ должна создаваться на срок не менее чем 2 года. При этом возможны варианты прекращения действия КГ (об этом расскажем ниже).

Кто не может участвовать в консолидированной группе

Перечисленные ниже компании ни при каких условиях не смогут принять участие в КГ. Речь идет:

  • о клиринговых компаниях;
  • страховых организациях;
  • резидентах/участниках особых и свободных экономических зон;
  • кредитных потребкооперативах;
  • участниках иных КГ;
  • микрофинансовых компаниях;
  • компаниях на налоговых спецрежимах;
  • организациях, освобожденных от уплаты налога на прибыль или не признаваемых налогоплательщиками;
  • образовательных или медучреждениях, применяющих нулевую ставку налога на прибыль;
  • плательщиках налога на игорный бизнес.

Что касается банков, негосударственных пенсионных фондов, профучастников рынка ЦБ или страховых компаний, то их участие в КГ возможно только при условии, что все остальные участники также являются банками, фондами, брокерами или страховщиками.

Кто такой ответственный участник

Ответственный участник консолидированной группы (ОУКГ) — это компания, которая является стороной договора о КГ. На него возложена обязанность (в соответствии с условиями договора) по расчету и оплате налога на прибыль по группе в целом.

ОУКГ обладает теми же правами и обязанностями перед фискальными органами, что и рядовой плательщик налога на прибыль.

Подтверждением полномочий ОУКГ служит подписанный всеми и зарегистрированный договор о создании КГ. Одна из обязанностей ОУКГ — проведение регистрации заключенного договора о создании КГ. В том случае, если ОУКГ является крупнейшим плательщиком налогов, регистрация договора должна производиться в той налоговой службе, где обслуживается данный участник.

Больше информации об ОУКГ вы найдете в нашей статье .

Как заключить договор о создании консолидированной группы

В договоре о создании КГ указываются следующие важные моменты:

  • предмет;
  • список сторон договора и их контактные/регистрационные данные;
  • название компании-ОУКГ;
  • информация об обязанностях каждого члена группы и отдельно ОУКГ (сроки и порядок исполнения), а также сведения об ответственности, которая наступает из-за невыполнения условий договора;
  • срок действия КГ, а соответственно, и договора;
  • объем сведений, предоставляемых каждым из членов для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль.

Вам может пригодиться информация по налогообложению, изложенная в статье .

Договор о создании КГ подлежит обязательной регистрации в налоговом органе. С целью его регистрации ОУКГ должен собрать полный пакет документов. Он включает:

  • сам договор (в 2 экземплярах);
  • заявление о создании, подписанное всеми членами КГ;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц — подписантов договора;
  • бухгалтерско-финансовые документы, подтверждающие, что все члены группы имеют право создавать КГ (сведения, требующие подтверждения, указаны в подп. 2-3, 5 ст. 25.2 НК РФ).

Данные, которые необходимо подтвердить, заверяются ОУКГ. В этот перечень входят копии финнотчетности, платежки, подтверждающие уплату налогов и акцизов.

Все эти документы следует подать до 30 октября, чтобы со следующего года члены группы могли работать и платить налоги в рамках КГ. После подачи документов в налоговый орган в месячный срок принимается решение о регистрации договора или отказе в ней.

Если в ИФНС обнаруживают устранимые нарушения, которые можно исправить в отведенный месячный срок, ОУКГ уведомляется об этом и обязан своевременно их устранить.

Если соблюдены все формальности относительно соблюдения участниками требований ст. 25.2 НК РФ, а также имеется полный пакет документов, договор о создании КГ регистрируется. В 5-дневный срок выдается 1 экземпляр договора с отметкой о проведенной регистрации.

Далее осуществившая регистрацию ИФНС оповещает все территориальные налоговые органы, в которых зарегистрированы участники КГ, об их статусе. Такие же уведомления направляются в ИНФС, в которых стоят на учете обособленные подразделения компаний — членов КГ.

При соблюдении всех описанных формальностей КГ признается созданной с 1 января года, который наступил после момента регистрации договора о создании КГ.

Когда возможен отказ в регистрации договора

Налоговая может отказать в регистрации договора по ряду причин, перечень которых является закрытым:

  • если член КГ не соответствует условиям, указанным в ст. 25.2 НК РФ;
  • если договор о создании КГ не содержит обязательных условий, которые перечислены в п. 2 ст. 25.3 НК РФ;
  • если нарушены сроки подачи документов на регистрацию договора о создании КГ либо подан неполный пакет документов, а устранимые нарушения не были устранены в месячный срок (п. 5-7 ст. 25.3 НК РФ);
  • если документы были подписаны лицами, не уполномоченными участниками.

Если налоговая отказала в регистрации контракта о создании КГ, это не лишает ОУКГ права на повторное предоставление документов на регистрацию.

Копия решения, в котором содержится отказ, в 5-дневный срок направляется фискальной службой в адрес ОУКГ и вручается его уполномоченному лицу.

При этом ОУКГ может обжаловать такой отказ в сроки, которые действуют для обжалования актов налоговых органов. Если жалоба на отказ в регистрации будет удовлетворена, то при отсутствии других препятствий налоговая служба должна будет зарегистрировать договор. КГ сможет функционировать начиная с 1 января года, который наступил после подачи документов на регистрацию.

Как внести изменения в договор о создании консолидированной группы

Внесение изменений в договор в обязательном порядке обусловлено одной из ситуаций:

  • один или несколько участников оказываются в процессе ликвидации;
  • ожидается реорганизация одного из участников в форме присоединения, слияния, разделения или выделения;
  • к КГ присоединяется еще компания;
  • один из участников принимает решение выйти из КГ, в т.ч. в случае нарушения условий, указанных в ст. 25.2 НК РФ;
  • необходимо продлить срок действия контракта.

Изменения вносятся в договор в виде отдельного соглашения, которое подписывают все стороны договора о КГ, в т.ч. те, которые только что присоединились. Данное соглашение также представляется в ИФНС по адресу регистрации ОУКГ для прохождения регистрационной процедуры.

При представлении соглашения на регистрацию важно соблюсти установленные в п. 4 ст. 25.4 НК РФ сроки. Данное действие должно быть совершено не позднее месяца:

  • который остался до начала нового налогового периода;
  • когда закончится заключенный договор о создании КГ (если принято решение о продлении договора);
  • в течение которого возникли причины, из-за которых требуется внести изменения (они перечислены в п. 1 ст. 25.4 НК РФ).

Для регистрации соглашения о внесении изменений в договор ОУКГ должен подать в фискальную службу такие документы:

  • сообщение о том, что вносятся изменения;
  • соглашение, подписанное всеми участниками КГ, в 2 экземплярах;
  • решение о продлении срока договора в 2 экземплярах;
  • подтверждающие полномочия подписантов документы;
  • документы, подтверждающие, что участники придерживаются всех требований (с учетом изменений, внесенных в договор), указанных в ст. 25.2 НК РФ.

Регистрация изменений производится в 10-дневный срок после подачи полного пакета документов. В результате регистрационных действий представитель ОУКГ получит на руки 1 экземпляр соглашения с отметкой о пройденной регистрации.

Изменения, внесенные в договор о создании КГ, обычно вступают в силу с 1 января года, который последует за тем, в котором подавался пакет документов на регистрацию. Это касается случаев, когда вносились изменения, связанные:

  • с добавлением новых участников;
  • выходом одного или нескольких участников по разным причинам.

В других ситуациях изменения в договор вступают в силу с утвержденной сторонами даты, но не раньше момента регистрации соглашения о внесении изменений в налоговой.

Почему может быть получен отказ в регистрации изменений

Есть ограниченное число причин, по которым ИФНС может отказать в регистрации соглашения об изменениях. Вот они:

  • документы подписаны неуполномоченными лицами;
  • участниками не соблюдены все условия в соответствии со ст. 25.2 НК РФ;
  • не соблюдены сроки представления на регистрацию соглашения о внесении изменений в договор о КГ;
  • представлены не все требуемые документы.

Особенности принятия в консолидированную группу нового члена

Основным условием принятия в КГ нового участника является соответствие его результатов и направления деятельности нормам ст. 25.2 НК РФ. Решение о принятии нового участника должно быть подписано всеми участниками, кроме того, обязательно потребуется внести изменения в договор о создании КГ.

Это соглашение также подписывают все участники КГ, в т.ч. новый член. В случае если показатели деятельности новой компании не соответствуют заявленным в НК РФ, последует отказ налоговой в регистрации соглашения об изменении договора о создании КГ.

Порядок выхода участника из группы

При выходе из КГ участник должен будет:

  • рассчитывать и уплачивать налог на прибыль за тот налоговый период, в котором компания уже не была членом КГ;
  • изменить налоговую политику по уплате налога на прибыль с новой отчетной даты;
  • представлять налоговые декларации по прибыли за тот период, когда компания уже не состояла в КГ.

Порядок заполнения налоговых деклараций приведен в нашей статье

Если из КГ выходит ОУКГ, в его обязанности входит:

  • внесение изменений в свой налоговый учет по налогу на прибыль;
  • пересчет авансов по налогу на прибыль по завершенным налоговым периодам и представление уточненок по КГ.

Об особенностях заполнения уточненок вы узнаете из нашей статьи

При выходе компании из состава КГ за ней сохраняется необходимость исполнения всех принятых на себя за время членства в группе обязательств по уплате налога на прибыль.

Об авансовых платежах вы узнаете из статьи

Права и обязанности участников группы

В права ОУКГ КГ входит:

  • представление налоговым органам пояснений, связанных с расчетом и уплатой налога на прибыль по КГ;
  • возможность присутствовать на всех проводимых налоговой выездных проверках;
  • получение от ИФНС актов проверок, решений и иных документов по хоздеятельности КГ;
  • участие в рассмотрении материалов налоговых проверок;
  • получение от фискальной службы информации, составляющей налоговую тайну, об участниках КГ;
  • обжалование актов проверок и действий должностных лиц налоговой, связанных с исполнением ими обязанностей по сбору налога прибыль;
  • подача заявления о зачете уплаченного сверх необходимого налога на прибыль.

В обязанности ОУКГ входит:

  • ведение налогового учета, расчет и уплата налога на прибыль по результатам деятельности КГ;

Подробности об уплате налога на прибыль от лица КГ вы почерпнете из наших статей:

  • представление в налоговую на регистрацию договора о создании КГ или соглашения о внесении изменений в договор, решения о прекращении хоздеятельности группы;
  • подача отчета по налогу на прибыль, а также представление документов, которые были получены от участников КГ;
  • при выходе из КГ или прекращении деятельности группы передача группе сведений об исчислении и уплате налога на прибыль и другой информации;
  • уплата штрафных санкций, наложенных в связи с неисполнением норм налогового законодательства;
  • доведение в 5-дневный срок до сведения участников информации о поступлении требований об уплате налога;
  • истребование первички / регистров налогового учета в рамках проведения налогового контроля;
  • представление в ИФНС первички / регистров налогового учета по запросу.

Участники КГ обладают правом:

  • обжаловать в вышестоящую инстанцию или суд акты фискалов либо определенные действия их должностных лиц;
  • получать у ОУКГ копии всех документов из налоговой;
  • исполнять в добровольном порядке взятые на себя обязательства ОУКГ;
  • участвовать в проведении налоговой проверки у себя, а также присутствовать при рассмотрении материалов таких проверок.

В обязанности КГ входит:

  • представление расчетов налоговой базы по налогу на прибыль, данных из регистров и других документов ОУКГ;
  • представление в ИФНС документов и сведений, которые нужны фискалам для осуществления налогового контроля;
  • исполнение обязанностей по уплате налога, штрафных санкций в случае невыполнения несущим ответственность за деятельность КГ участником его обязанностей перед налоговыми органами;
  • незамедлительное уведомление ОУКГ обо всех случаях, которые могут привести к нарушению указанных в ст. 25.2 НК условий;
  • ведение налогового учета по налогу на прибыль.

Условия и порядок прекращения хоздеятельности консолидированной группы

Основанием для прекращения деятельности КГ могут служить:

  • завершение срока действия или расторжение по соглашению участников договора о создании КГ;
  • признание недействительным договора в суде;
  • неподача пакета документов о внесении изменений в договор, продиктованных выходом одного из участников, допустившего нарушение требований, изложенных в ст. 25.2 НК РФ, либо уклонение от внесения изменений по разным основаниям;
  • ликвидация или реорганизация (кроме преобразования) ОУКГ;
  • открытие дела о банкротстве в отношении ОУКГ;
  • нарушение несущим ответственность за деятельность КГ участником условий ст. 25.2 НК.

При этом действие КГ не может быть прекращено, если в УК участника произошли изменения, не нарушившие условия п. 2 ст. 25.2 НК РФ.

В случае принятия участниками КГ совместного решения о расторжении договора ОУКГ должен в 5-дневный срок отослать в ИФНС оригинал договора о создании КГ с отметкой о регистрации, а также решение о расторжении договора, подписанное всеми участниками.

Оригинал договора о создании КГ направляется в налоговую также в ситуации, когда КГ прекратила существование по причине окончания срока договора, признания недействительным договора, а также несоответствия требованиям ст. 25.2 НК РФ участников КГ. Вместе с договором ОУКГ посылает также уведомление, составленное в свободной форме, с указанием таких обстоятельств.

После поступления указанных выше документов ИФНС, контролирующая деятельность КГ, в 5-дневный срок уведомляет местные налоговые, в которых зарегистрированы все участники прекратившей существование КГ.

Датой прекращения деятельности КГ является 1-е число того налогового периода, который последовал после возникновения обстоятельств, указанных при оповещении налоговой.

Налоговое администрирование

Перевод участников КГ на налоговое администрирование в налоговую инспекцию, курирующую крупных налогоплательщиков, осуществляется на основании приказа ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.

В случае непредставления несущим ответственность за деятельность КГ участником декларации по налогу на прибыль в 10-дневный срок после завершения приема таких деклараций фискалы примут решение о заморозке банковских счетов всех участников (п. 13 ст. 76 НК).

При неуплате рассчитанного налога на прибыль задействуется особый порядок взыскания недоимки:

  1. сначала долг взыскивается со счетов ОУКГ КГ;
  2. затем списываются со счетов / изымаются из кассы средства остальных участников КГ;
  3. долг погашается за счет активов ОУКГ;
  4. недоимка погашается за счет имущества всех остальных участников.

Подробности о порядке взыскания недоимки вы узнаете из нашей статьи

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя. Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными либо уполномоченными представителями налогоплательщика.
Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица. Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
-одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
-одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
-лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
-имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ. Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (далее - налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков).

Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным настоящим Кодексом для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.


Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, является договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, заключенный в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством РФ.
Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Доля участия одной организации в другой организации определяется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Организация - сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

1) организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

2) в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Присоединение новой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков возможно при условии, что присоединяемая организация соответствует условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, на дату своего присоединения.

C 1 января 2012 года вступил в законную силу с Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» (далее - Закон N 321-ФЗ), дополнивший НК РФ новой главой 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков».

Данные поправки предоставляют налогоплательщикам - российским организациям - возможность объединиться в целях исчисления и уплаты налога на прибыль в так называемые «консолидированные группы налогоплательщиков». Участниками группы могут быть только российские организации, то есть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и не имеющие обособленных подразделений за пределами РФ.
Основная выгода для участников консолидированной группы налогоплательщиков (далее - группа) заключается в возможности суммировать прибыли и убытки различных участников группы. Такой порядок исчисления налога на прибыль обусловлен тем, что взаимозависимые лица действуют с целью получения совокупного дохода группы компаний, при этом возможны ситуации, что не все участники группы компаний будут всегда получать прибыль.

Еще одной серьезной преференцией для участников консолидированной группы налогоплательщиков является то, что на них не распространяется новый порядок налогообложения и ценообразования при сделках между взаимозависимыми лицами.
В нашей статье мы рассмотрим общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков, условия создания группы, права и обязанности участников, особенности налогового контроля участников группы, а также порядок создания и прекращения договора о консолидированной группе налогоплательщиков.

Консолидированная группа налогоплательщиков

Согласно ст. 25.1 НК РФ «консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков».

Из указанного определения следует, что консолидированный расчет налоговой базы возможен только по налогу на прибыль.

При этом совокупная налоговая база консолидированной группы налогоплательщиков равна сумме всех учитываемых доходов за вычетом общей величины учитываемых расходов участников группы.

Общим убытком группы признается отрицательный финансовый результат. Этот общий убыток можно признать в будущих периодах. Необходимо отметить, что суммы убытка, которые были у участников до их вступления в группу, в расчет не берутся, они «замораживаются» и могут учитываться только после того, как участник покинет группу.
Что касается всех остальных налогов, то они исчисляются и уплачиваются участниками группы самостоятельно.

Кроме того, участники группы сохраняют «индивидуальную» обязанность по определению налоговой базы по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по пониженным ставкам.

Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

Согласно ст. 25.2 НК РФ основными критериями создания и функционирования консолидированной группы налогоплательщиков являются:

  • одна компания непосредственно и (или) косвенно участвует в уставных капиталах других, при этом доля такого участия составляет не менее 90%;
  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная всеми организациями, претендующими на включение в консолидированную группу налогоплательщиков за год, предшествующий году регистрации договора, без учета сумм налогов, которые платят при перемещении товаров через таможенную границу, должна быть не менее 10 миллиардов рублей;
  • суммарный объем выручки от продаж и прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за год, предшествующий году регистрации договора, - не менее 100 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря года, предшествующего году регистрации договора, должна составлять не менее 300 миллиардов рублей.
  • минимальный срок создания консолидированной группы налогоплательщиков - два года.
Для того чтобы вступить в консолидированную группу налогоплательщиков российская организация должна соответствовать следующим условиям (п.3 ст. 25.2 НК РФ):
  • не находиться в процессе реорганизации или ликвидации;
  • не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • размер чистых активов организации превышает размер уставного (складочного) капитала.
Кроме того, п.6 ст. 25.2 НК РФ установлены ограничения относительно категорий организаций, которые не могут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков. А именно:
  • резиденты особых экономических зон;
  • организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), не уплачивающие налог на прибыль, освобожденные от уплаты налога на прибыль или уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке;
  • банки, за исключением случаев, когда все другие компании, входящие в эту группу, являются банками (аналогичная норма установлена для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками);
  • участники иной консолидированной группы налогоплательщиков;
  • плательщики налога на игорный бизнес;
  • клиринговые организации.
Анализируя условия вступления и нахождения в консолидированной группе налогоплательщиков можно сделать вывод, что применять новые нормы сможет очень узкий круг крупнейших налогоплательщиков. Для остальных налогоплательщиков, в силу очень жестких ограничений, установленных ст. 25.2 НК РФ, новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в настоящее время не доступен.

Однако представляется, что со временем критерии вступления и нахождения в группе будут более лояльными.

Договор о создании консолидированной группы

В первую очередь следует отметить, что заключение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется на добровольных началах и является правом налогоплательщика.

Объединение компаний, отвечающих условиям ст. 25.2 НК РФ оформляется договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Договор заключается в письменной форме с обязательной регистрацией в налоговом органе по месту учета ответственного участника.

Срок, на который заключается договор, должен быть не менее двух лет.

Для регистрации договора ответственный участник долен представить в налоговый орган следующие документы (п.6 ст. 25.3 НК РФ):

  • заявление о регистрации договора, подписанное всеми участниками группы;
  • два экземпляра договора о создании консолидированной группы;
  • документы, подтверждающие выполнение участниками условий вступления и нахождения в группе;
  • документы подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор.
При этом согласно п. 6 ст. 25.3 НК РФ документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных п.п. 2, 3 и 5 ст.25.2 НК РФ, должны быть заверены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Минфин России в Письме от 21.12.2011 N 03-03-10/120 указал, какие документы могут быть представлены при регистрации договора в налоговым орган.

N п/п Условие по ст.25.2 НК РФ Подтверждающий документ (письмо Минфина от 21.12.2011 N 03-03-10/120)
1 Одна компания непосредственно и (или) косвенно участвует в уставных капиталах других, при этом доля такого участия составляет не менее 90 процентов. Данное условие может подтверждаться выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями учредительных документов, выписками из реестров акционеров акционерных обществ, списками участников общества с ограниченной ответственностью, содержащими необходимые сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также расчетами доли непосредственного и (или) косвенного участия.
Порядок определения доли участия одной организации в другой организации установлен ст. 105.2 Кодекса (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»).
2 В отношении организации - стороны договора - о создании консолидированной группы налогоплательщиков не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Указанное условие подтверждается справкой, составленной организацией - стороной договора - о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
За исключением случаев, прямо установленных законодательством, указанные документы должны быть составлены на актуальную дату, не позднее месяца, предшествующего дате их представления в налоговый орган.
3 Сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна являться российской организацией, не находиться в процессе реорганизации или ликвидации. Данное условие подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц.
4 Размер чистых активов организации - стороны договора - о создании консолидированной группы налогоплательщиков, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, должен превышать размер ее уставного (складочного) капитала. Данное условие подтверждается расчетом, составленным организацией - стороной договора - о создании консолидированной группы налогоплательщиков на основании бухгалтерской отчетности с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Документы для регистрации договора следует представлять в инспекцию не позднее 30 октября года, предшествующего году создания группы. Но для 2012 года законодатель установил исключение, указав, что документы могут быть представлены в инспекцию до 31 марта 2012 года. В случае регистрации договора он признается действующим с 1 января 2012 года.

В течение одного месяца с даты представления документов налоговый орган производит регистрацию договора либо выносит решение об отказе в его регистрации.

Затем один экземпляр зарегистрированного договора в течение пяти дней с момента его регистрации выдается ответственному налогоплательщику.

Причины отказа в регистрации договора перечислены в п. 11 ст. 25.3 НК РФ.

Изменения в договор вносятся путем составления соглашения об изменении договора (которое также регистрируется в налоговом органе в порядке ст. 25.4 НК РФ), например, в случае вступления в группу нового участника либо его выбытия, продления срока договора.

Ответственный участник консолидированной группы

Согласно п. 2 ст. 25.1 НК РФ «участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным настоящим Кодексом для участников консолидированной группы налогоплательщиков».

Иными словами, ответственным участником признается тот, на которого в группе возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль.

Ответственный участник является представителем всех остальных участников группы в налоговых органах по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль.

Участники группы передают ответственному участнику данные для расчета совокупной налоговой базы по налогу на прибыль, которые он использует для расчета налога.

Ответственный участник обязан рассчитывать долю налога, которая приходится на каждого участника группы. Такой расчет основан на удельном весе среднесписочной численности и основных фондов в общей величине этих показателей по группе. Уплата авансовых платежей и налога производится также ответственным участником.

Ответственный участник составляет и предоставляет декларацию по месту регистрации договора в общеустановленные сроки.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ответственным участником обязанности по уплате налога другой участник группы, исполнивший указанную обязанность, приобретает право регрессного требования к ответственному участнику. Размер ответственности и порядок истребования определяются по общим правилам гражданского законодательства России с учетом положений договора о создании консолидированной группы.

Согласно п.2 ст. 321.2 НК РФ порядок ведения налогового учета консолидированной группы налогоплательщиков устанавливается в рамках группы учетной политики. Вместе с этим, глава 3.1. НК РФ не содержит указания на основные положения, которые должны быть указаны в учетной политике группы, а также кто из участников группы должен ее формировать.

Полагаем возможным отражение в учетной политике консолидированной группы налогоплательщиков вопросов, связанных с взаимодействием между участниками, например, по вопросу предоставления сведений и документов, а также распределения ответственности участников. Налоговый контроль в рамках консолидированной группы налогоплательщиков.

Порядок проведения камеральных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом в общеустановленном ст.88 НК РФ порядке на основе деклараций, представленных ответственным участником.

Что касается выездной налоговой проверки, то здесь имеются свои особенности.

Порядок осуществления выездных налоговых проверок в рамках консолидированной группы налогоплательщиков установлен в ст. 89.1 НК РФ.

Срок проведения выездной налоговой проверки - два месяца, но может быть продлен на число месяцев, равное числу участников (максимум до года).

Проведение такой проверки группы в целом не препятствует проведению самостоятельных выездных проверок участников этой группы по иным налогам (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).
Срок составления акта по результатам проверки - три месяца (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт вручается ответственному участнику. Возражения на акт могут быть представлены в течение 30 рабочих дней с момента получения акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). Извещение о всех мероприятиях налогового контроля направляется ответственному участнику. Остальные участники имеют право присутствовать при рассмотрении материалов проверки.

Решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, вступает в силу в течение 20 рабочих дней с момента его вручения ответственному участнику группы.

При наличии недоимки по налогу на прибыль требование об уплате направляется ответственному налогоплательщику (п. 2 ст. 69 НК РФ).

Если требование не исполнено в установленный законом срок, то налоговым органом осуществляется взыскание задолженности в бесспорном порядке. С учетом положений ст.ст. 46, 47 НК РФ сначала производится взыскание за счет денежных средств ответственного участника группы, а если этих средств недостаточно, взыскиваются наличные денежные средства остальных участников. Далее, при необходимости, производится взыскание за счет остального имущества ответственного налогоплательщика, и только если этой суммы будет недостаточно, взыскание осуществляется за счет средств остальных участников.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков солидарно несут субсидиарную ответственность в части уплаты налога на прибыль. В связи с этим налоговый орган, который не получал полного удовлетворения задолженности от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Если же налоговый орган предъявит требование к одному из участников группы и последний это требование исполнит, то остальные компании группы несут перед участником, удовлетворившим требование, ответственность в равных долях, если иное не установлено договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что введение в России института консолидации налогоплательщиков имеет положительную тенденцию, поскольку направлено на оптимизацию налогообложения прибыли, а также упрощение налогового администрирования.

Вместе с этим имеют место и отрицательные моменты, например, очень жесткие условия вступления в группу, которые обеспечивают возможность воспользоваться новыми преференциями только ограниченному кругу крупнейших налогоплательщиков.

Однако полагаем, что со временем возможно постепенное снижение критериев для создания консолидированной группы, что позволит большему числу налогоплательщиков корректировать свой финансовый результат.

Консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН) - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). Исчисление и уплату налога (авансовых платежей) производит ответственный участник КГН (п. 3 ст. 25.1 , подп. 2 п. 3 ст. 25.5 , п. 5 ст. 52 НК РФ).

КГН может быть создана российскими организациями при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций и доля участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 1 , 2 ст. 25.2 НК РФ). Согласно разъяснениям финансового и налогового ведомств данное условие может подтверждаться выписками из ЕГРЮЛ, копиями учредительных документов, выписками из реестров акционеров АО, списками участников ООО, содержащими необходимые сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также расчетами доли непосредственного или косвенного участия (Письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-10/19 , от 21.12.2011 N 03-03-10/120 N АС-4-3/22569@). В Письме от 02.08.2012 N 03-03-10/87 (п. 1) Минфин России разъяснил, что Налоговый кодекс РФ допускает возможность создания КГН организациями, в уставном капитале которых участвует компания, не являющаяся в свою очередь участником КГН. КГН создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).

Каждый участник КГН должен соответствовать следующим требованиям:

Он не должен находиться в процессе реорганизации или ликвидации (подп. 1 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Как пояснили финансовое и налоговое ведомства, данное условие подтверждается выписками из ЕГРЮЛ (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@);

В его отношении не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве (подп. 2 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Финансовое и налоговое ведомства разъяснили, что это условие подтверждается справкой, составленной организацией - участником КГН (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@);

Размер чистых активов, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговую инспекцию документов для регистрации договора о создании (изменении) КГН, должен превышать размер уставного капитала (подп. 3 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Данное условие, согласно разъяснениям финансового и налогового ведомств, подтверждается расчетом, составленным участником КГН на основании бухгалтерской отчетности в соответствии с положениями и другими нормативными правовыми актами по бухучету (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@). Также Минфин России в Письме от 03.08.2012 N 03-03-06/1/385 разъяснил, что невыполнение данного условия о размере чистых активов на иные отчетные даты не влечет прекращения действия КГН.

Следует отметить, что все документы, подтверждающие выполнение организацией условий создания КГН, за исключением прямо установленных законодательством случаев, должны быть составлены на актуальную дату, не позднее месяца, предшествующего дате их представления в налоговый орган (Письма от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831).

КГН может быть создана, если все ее участники в совокупности соответствуют следующим требованиям:

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором в инспекцию представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 10 млрд руб. Налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, не учитываются (подп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ). ФНС России в Письме от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@ отметила, что для проверки выполнения этих требований налоговый орган может направить письменные запросы в инспекции по месту нахождения участников;

Суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором в инспекцию представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 100 млрд руб. (подп. 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ);

Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в инспекцию документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 300 млрд руб. (подп. 3 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).

Перечисленные условия подтверждаются документами, заверенными ответственным участником КГН, в том числе копиями платежных поручений на уплату НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ (копиями решений налогового органа о проведении зачета по данным налогам), бухгалтерскими балансами, отчетами о прибылях и убытках за предшествующий календарный год для каждого из участников группы (подп. 3 п. 6 ст. 25.3 НК РФ).

Некоторые организации не могут быть участниками КГН. Соответствующий перечень установлен п. 6 ст. 25.2 НК РФ. В частности, в него включены:

Резиденты ОЭЗ;

Организации, применяющие специальные налоговые режимы;

Участники другой КГН.

На момент создания группы ни одна из организаций - участников КГН не может находиться в процессе реорганизации (Письмо ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4638@).

Для создания КГН участники должны заключить договор. Требования к такому соглашению содержатся в п. 2 ст. 25.3 НК РФ. В нем должны быть указаны следующие сведения:

Предмет договора;

Перечень и реквизиты организаций - участников КГН;

Наименование организации - ответственного участника;

Перечень полномочий, которые участники КГН передают ответственному участнику;

Порядок и сроки исполнения обязанностей и осуществления прав ответственным участником и другими участниками группы, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, ответственность за невыполнение установленных обязанностей;

Исчисляемый в календарных годах срок, на который создается КГН, если она создается на определенный срок, или указание на отсутствие определенного срока;

Показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль по каждому участнику КГН с учетом особенностей, предусмотренных ст. 288 НК РФ.

ФНС России в Письме от 29.12.2011 N ЕД-4-3/22492@ отмечает, что договором о создании КГН также должно быть предусмотрено следующее:

Порядок и сроки представления ответственным участником другим участникам группы сведений, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль, составления налоговых деклараций при прекращении действия КГН или выходе организации из состава группы (подп. 4 п. 3 ст. 25.5 НК РФ);

Размер регрессного требования участников КГН, уплативших налог на прибыль за ответственного участника, и порядок приобретения такого права в случае неисполнения ответственным участником обязанностей по уплате налога на прибыль в рамках КГН (п. 6 ст. 25.5 НК РФ);

Сроки представления участниками КГН ответственному участнику данных налогового учета, необходимых для исчисления консолидированной налоговой базы (п. 4 ст. 321.2 НК РФ);

Критерии распределения прибыли между обособленными подразделениями: численность работников (расходы на оплату труда), остаточная стоимость амортизируемого имущества (п. 6 ст. 288 НК РФ).

Налоговое ведомство предупреждает, что несоответствие договора этим требованиям влечет отказ в его регистрации. Также ФНС России рекомендует указать в соглашении выбранный участниками способ исчисления и уплаты авансовых платежей.