Монастырь картезианцев. Монастырь картезианцев в березе. Питание и пост


Монастырь картезианцев в Берёзе - памятник архитектуры XVII века, единственный в Великом княжестве Литовском монастырь ордена картезианцев, он считался самым крупным и богатым монастырем в княжестве. Является единственным монастырем картезианцев, находящимся на территории бывшего СССР.

Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси – Сапегами. Есть несколько легенд, почему монастырь (кляштор) был построен именно в Березе. По одной из них когда-то в этих местах была березовая роща, где было много чистых родников. Однажды слепой старец, пришедший в рощу с мальчиком поводырем, присел отдохнуть и уснул. Мальчик же заигрался в лесу и заблудился. Когда старик проснулся, он стал бродить по роще и услышал звуки родника. Напившись и умывшись чистой водой, старик стал снова видеть. В честь этого чуда старец поставил у родника березовый крест. О чудодейственном исцелении услышал Сапега, у которого был слепой сын. Отец привез мальчика к источнику и когда сын умылся, к нему вернулось зрение. В знак благодарности Сапега решил построить на этом месте монастырь. По другой легенде во время охоты Сапегов собаки с лаем погнались за зверем, вдруг внезапно наступила тишина. Когда хозяева догнали собак, те мирно лежали на поляне, а посреди поляны стоял крест, которого никогда на этом месте раньше не было. Сапега воспринял это как знак божий и решил заложить на этом месте монастырь.

Историческим же фактом является то, что в 1617 году город Береза становится собственностью Льва Сапеги, канцлера Великого княжества Литовского. После его смерти по завещанию Береза переходит сначала к его старшему сыну Яну Сапеге, затем к младшему сыну Казимиру Льву Сапеге. Казимир Лев был человеком образованным и так же как отец обладал выдающимися способностями и умом, занимал высокие посты в Великом Княжестве Литовском.


Казимир Лев Сапега

Казимир Лев Сапега был глубоко набожным человеком. За свою жизнь он основал немало костелов и монастырей. В 1646 году ему написали послание монахи-картезианцы из Картузов (около Гданьска), в котором рассказали о своем ордене и попросили разрешения обосноваться в его владениях. Сапеге понравилась идея основать Картезианский монастырь.

Картезианцы (лат. Ordo Cartusiensis, OCart) — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кёльнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Основа духовности картезианцев — полный уход от мира, суровая аскеза, созерцательная и уединенная жизнь, постоянная молитва. Картезианцы уделяли много внимания физическому и интеллектуальному труду. 7 картезианцев причислены к лику святых, 22 беатифицированы. Из правил ордена: «Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога».

После получения разрешения на строительство монастыря у епископа Андрея Гемблицкого, к Сапеге приехали 3 монаха, которые выбрали Березу как место для будущего монастыря. Береза привлекла их своей скрытностью и обособленностью, необходимыми для монашеской жизни. Строительство началось в 1648 году и продолжалось 40 лет. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батиста Джислени. Как только был заложен первый камень, Сапега подарил монахам 600 крестьян и большую территорию, и таким образом весь город стал принадлежать монастырю, поэтому и получил свое название Береза-Картузская , которое сохранялось до 1940 года .

Монастырь-крепость был построен в форме пятиугольника и занимал территорию более 6,5 га. В состав комплекса входили костел (построен намного раньше, в 1666 году), жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. В центре монастырского дворца располагалась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму (въездные ворота) с бойницами. В отчете по строительству монастыря, случайно найденного в куполе храма, фигурирует сумма в 300 тысяч червонцев (что было равно 1 тонне золота), потраченная на возведение монастыря.


Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дожил до окончания строительства, он скончался в 1656 году и был похоронен в Березе, в монастыре картезианцев, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.

Земельная собственность монастыря постоянно увеличивалась за счет новых пожалований, завещаний феодалов, получения земель за отданные монастырем в рост деньги, даров богатых людей за предоставление места на захоронения в склепе костела.

Монастырь стал крупным феодальным поместьем, основанным на крепостном труде около 2,5 тысяч крестьян.

Березовский монастырь картезианцев был и кредитором-ростовщиком. За денежными ссудами в монастырь обращались феодалы, городские магистраты, нуждающиеся в наличных деньгах мещане, обедневшие жители городских окраин.

В 19 веке монастырь стал одним из самых крупным собственников Беларуси. Во владении Березовского монастыря входили:

— 2 кирпичных завода с производственной мощностью 12 и 10 тыс. штук кирпича;
— 2 лесопилки;
— мастерские по производству черепицы и извести;
— кожевенный завод;
— 5 мельниц;
— броварни (винокуренные заводы).

В самом монастыре проживало 14-16 монахов. Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром. Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. На молитвы отшельники шли по специальным подземным переходам, которые сохранились до сегодняшних дней. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.

Монастырь гордился своей библиотекой, там насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг.

На фотографиях ниже — макет монастыря, выполнен студентами Брестского государственного технического университета.


Монастырь не раз подвергался нападению и разрушению во время войн: русско-польской 1654-1667, русско-шведской 1656-1658, Северной 1700-1721 годов, войны 1812 года. По преданиям, во время Северной войны в 1706 году в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ Сильный, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII.

Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня.

После 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Береза вошла в состав Российской империи. В 1831 году монахи приняли активное участие в восстании против царской России. Под предлогом участия монахов в восстании царское правительство 28 августа 1831 года закрыло монастырь, а здания были переданы в распоряжение военных властей. В 1866 году в Берёзу прибыл на постоянное расквартирование 151 Пятигорский пехотный полк. Чтобы выстроить для солдат казармы, приказано было разобрать костёл на территории картезианского монастыря. В своё время костёл был сооружён из хорошего красного кирпича, и казармы получили название «красных». Казармы сохранились до наших дней и их так и называют: .

В 1915 году здания монастыря горели во время пожара.

Во второй половине 1930-х лет в кляштор приехали монахи-паллотины, которые восстановили Дом Сапегов, некоторые хозяйственные здания, построили капличку (на фото справа от Дома Сапегов). Снимок сделан с колокольни разрушенного костела.

В 60-е годы вся территория кляштора принадлежала воинской части.

От былого величия монастыря сегодня остались руины, которые постепенно приходят в упадок. До наших дней сохранились лишь фрагменты комплекса: уцелели брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен. Но даже те руины, что мы можем видеть сегодня, поражают своей величественностью и позволяют представить впечатляющие масштабы и мощь монастыря. Комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, он мог бы стать туристической жемчужиной не только Березы, но и всей Беларуси.




На Майорке, в красивой деревне , которая находится в , недалеко от города Пальма (в 20 километрах на север) большой достопримечательностью является Картезианский монастырь (Valldemossa Charterhouse).

История Картезианского монастыря

Картезианский монастырь Вальдемосса был построен в пятнадцатом веке в качестве резиденции короля Санчо Первого. Прямо рядом с дворцом находится церковь, сад и кельи, где жили монахи. Со временем комплекс был расширен и превратился в монастырь. Готическая церковь была построена во второй половине восемнадцатого века, тогда возникли башни и жертвенник в стиле барокко, посвященные Святому Варфоломею.

Так как гости в монастыре не приветствовались, главные ворота храма со временем были замурованы. Суровые правила наказывали братьям держать пост, молчание и уединение. День и ночь братья проводили в молитвах. А также они работали в саду, производили вино и торговали льдом, который привозили с гор.

В 1836 году Картезианский монастырь был продан в частные руки и в нем были устроены квартиры для отдыхающих. Наиболее известным человеком, который посетил дворец и в течение нескольких месяцев жил в монастыре был композитор Фредерик Шопен. Он заболел и зимой 1838 года приехал из Парижа искать на Майорке мягкий , чтобы улучшить свое здоровье. Вместе с ним там жила его возлюбленная Жорж Санд, знаменитая французская писательница.

Что посмотреть в монастыре Вальдемосса?

Сегодня в бывшем монастыре находится музей, посвященный Шопену, вход в музей стоит €3,5. Там можно посмотреть кельи, где жил композитор. В двух кельях можно увидеть сувениры, оставшиеся от трехмесячного визита знаменитого композитора: партитуры созданных им здесь прелюдий, письма, рукопись «Зима на Майорке» и два пианино.

Каждое лето тут проходят концерты классической музыки, посвященные творчеству Фредерика Шопена.

Достопримечательность включает 3 здания и террасу с видом на живописные оливковые рощи. В старой аптеке монахов можно найти исторические экспонаты, разнообразные баночки и бутылки. В библиотеке, наряду с бесценными книгами, можно полюбоваться красивой старинной керамикой.

Картезианский монастырь Плетерье (Kartuzija Pleterje) расположился в самом уютном регионе Словении, Доленьском, у плоскогорья Горьянци. На сегодняшний день Плетерье — это единственный действующий на территории Словении монастырь монахов-картезианцев .

Когда-то очень давно в 1403 году, великий граф Герман II Цельский, подписал указ об основании картезианского монастыря в Плетерье, и через 3 года основное здание было готово. Окончательно же монастырь был достроен только в 1410 году, а монастырская церковь в 1420 году.


Участие и поддержка графов Цельских не прошло даром для картезианского монастыря: во время их правления было отмечено самое интенсивное развитие картезианцев на всей территории нынешней Словении. Но ни что не вечно: со смертью последнего Цельского графа Урлиха II (1456), закончила свое существование и началось постепенное угасание ордена. В середине XV века, во время одного из турецких нашествий на эти земли, монастырь Плетерье был разрушен и отстроен только через несколько лет уже в виде крепости.


Нелегкие времена наступили для монахов-картезианцев и в конце XVI века. В 1595 году, в результате соглашения между орденом картезианцев и иезуитами , монастырь перешёл к последним. Через год Эрцгерцог Фердинанд II и папа Климент VIII письменно подтверждают факт этой передачи. А спустя почти 2 столетия, после роспуска ордена иезуитов, монастырь Плетерье вообще переходит во владение государства.

Только в 1899 году картезианский орден выкупает владения бывшего монастыря и Плетерье становится частной собственностью. Начинается строительство новой картезии. В 1904 году монастырь Плетерье вновь открывает свои двери для страждущих.

От первоначальных построек осталась лишь одна готическая церковь. Именно её сегодня и могут посетить многочисленные туристы, а также капеллу, которая имеет свой отдельный вход.


Старая готическая церковь внутри

Принятие картезианского обета подразумевает соблюдения строжайших правил. Монахи ограничены даже в общении между собой, ведя затворнический образ жизни. И только донаты (люди, которые не приносят обетов, но живут как монахи) делают работу, которая может нарушить одиночество братьев. (смотрите фильм Ф. Грёнинга о жизни монахов-картезианцев «Великая тишина» )

Давно я собиралась это сделать, да всё как-то не получалось. Хочу рассказать вам про Картезианский монастырь Аула Дей (Monasterio De La Cartuja Aula Dei), который находится недалеко от Сарагосы.
Мы посетили его ещё в начале августа (А что? Самое время писать сейчас про лето!). Вон он там вдалеке...


Прежде чем ехать в монастырь, надо туда позвонить, и женщина с приятным голосом назначит вам дату и время посещения. Как я поняла, таким образом они регулируют количество и численность экскурсионных групп, чтобы они не мешали жизни монастыря.

От ворот до входа ведёт длинная аллея, окружённая многолетними (а может и многовековыми, уж не знаю) платанами. Романтика...

Слева под аркой - касса, а справа - вход.

И вот мы наконец на территории монастыря!

Своё название он получил потому, что много-много лет назад здесь жили картезианцы (картухи, по-исп.) - французские монахи-отшельники. Орден этот был основан во Франции во французских Альпах и, кстати, до сих пор продолжает там своё существование. А вот в этом конкретном месте их след уже простыл.

Одно время это здание было в частной собственности и здесь была фабрика по производству тканей (даже в церкви стояли станки! я думала, только в советской России было возможно такое безобразие, оказывается, нет), а сейчас здесь обитает другой монашеский орден, женский, но тоже французский.

Но кельи тех монахов сохранились до сих пор, и их можно посмотреть и понакомиться с их образом жизни.
Кельи - это такие двухэтажные домики с прилегающим небольшим садиком, соединённые между собой крытой галереей. Всего этих домиков здесь 36.

Интерьеры там не замысловаты, на первом этаже - спальня, столовая, место для молитв и уединения...

На втором этаже, как правило располагалась мастерская с инструментами и необходимыми материалами (монахи много и усердно трудились).

А вот и садик:) Обустройство садика оставлялось полностью на волю монаха. Кто-то устраивал здесь огород, кто-то настоящий сад с цветами и деревьями, а кто-то предпочитал видеть за окном заросли высокой травы.

По этому саду я так и не смогла понять предпочтения владельца:) Что это вообще?
Но несмотря на такой унылый вид, здесь растёт груша и даже плодоносит неплохо!

Чем ещё славились картухи? Они делали отличное вино!

Возможно, картезианцы и их уклад жизни для кого-то покажется не очень интересной темой, но если (а вдруг?) они вас заинтересовали, то именно для вас я в конце поста выкладываю фильм о современных монахах-картухах, которые живут в таких же точно кельях только во Франции и далеко в горах.

А главный интерес, из-за чего собственно в этот монастырь и приезжают туристы со всего мира, - это церковь.

Кроме того что здесь просто красиво...

Здесь также сохранились (хотя и не полностью, хотя и не все) огромные фрески, выполненные известным художником Франсиско Гойей в 1774 году. Это серия огромных картин на стенах церкви, расказывающих о жизни Девы Марии. В биографии Гойи упоминается об этой его работе, он тогда был ещё молодым и не таким известным. Но, что интересно, я не супер ценитель живописи, и вообще не очень в ней разбираюсь, но за время пребывания в Испании уже успела посмотреть много работ этого художника. И как же мне было удивительно, что я прямо увидела в этих фресках его стиль, его манеру. Это я -то!
Вот что значит, растём, просвящаемся:)

Документальный фильм "Великая Тишина".
На протяжении 2-х с половиной часов показывается жизнь монахов, как она есть, никаких интервью и рассказов, минимум звуков, только песнопения да звон колоколов - тягомотина, конечно:) Но, если попадёт под нужное настроение (как, например, случилось у меня), может произвести сильное впечатление, а заодно порадовать изумительными альпийскими пейзажами...

Фото: Руины монастыря картезианцев в Березе

Фото и описание

Картезианский монастырь в Березе – единственный монастырь картезианцев, находящийся на территории бывшего СССР. Орден картезианцев (картузианцев) был основан во Франции в 1084 году. Это был один из самых воинственных и аскетических орденов средневековой Европы. Картезианцы презирали роскошь, но уважали знания и науку, помогали бедным и больным, а также знали толк в оборонительных сооружениях. Их монастыри были превосходными крепостями.

В 1646 году сыну прославленного канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги Казимиру Льву написали письмо монахи-картезианцы, проживавшие возле Гданьска, в котором рассказали о своем ордене и попросили разрешения обосноваться в его владениях. Казимир Лев Сапега не уступал отцу в своем христианском рвении, он продолжил отцовское дело и стал основателем, строителем, попечителем многих католических монастырей. Ему понравилась идея основать Картезианский монастырь. Испросив позволения епископа Андрея Гемблицкого, он пригласил монахов в одно из своих владений в поселке Береза.

Для строительства монастыря был приглашен итальянский архитектор Жан Батиста Гислени, под руководством которого в 1648-1689 годах был сооружен монастырь, которому суждено было стать судьбоносным в истории государств.

Монастырь располагался внутри неприступных стен и включал братские жилые корпуса монахов, храм, библиотеку, трапезную, госпиталь, аптеку, хозяйственные постройки, а также сад и водоем. Это был настоящий укрепленный город, способный выдержать самую изнурительную осаду. После окончания строительства монастыря, город получил двойное название Береза-Картузская.

В 1706 году в монастыре картезианцев состоялась встреча двух монархов: русского царя Петра I и польского короля Августа II, которая имела судьбоносные последствия для хода Северной войны.

Монастырь много раз подвергался нападениям врагов, иногда враг был слишком силен, чтобы его могли сдержать монастырские стены. Каждый набег сопровождался разорением монастыря, но он снова отстраивался. Очень сильно пострадал монастырь от войны с Наполеоном в 1812 году. После третьего раздела Речи Посполитой, когда российские власти стали притеснять католиков, начался упадок монастыря, а в 1831 году он был закрыт. Часть зданий была передана военным, часть – разобрана и продана на строительный материал. В 1915 году оставшиеся здания монастыря и костел сгорели. До наших дней сохранились только руины некогда могущественного средневекового монастыря-крепости.