Причислен к участникам программы жрс. Программа аижк «жилье для российской семьи. Пошаговый алгоритм для участия в программе


Федеральным законодательством на 2019 год предусмотрены различные жилищные программы, на основании которых молодые семьи и иные льготные категории могут получить возможность приобрести объекты жилой недвижимости по сниженной цене. Именно о таких льготных программах и пойдет речь ниже.

На кого рассчитаны государственные программы

Согласно написанному в них, в период времени с 2014 по 2019 года на территории муниципальных образований планируется постройка экономического жилья для обеспечения им социально плохо защищенных категорий лиц.

Данным Постановлением определены следующие задачи (суть) жилищных программ на 2019 год:

  • приобретение жилых квадратных метров за счет привлечения ипотечного кредитования, материнского капитала, собственных накоплений граждан (в новом доме);
  • увеличение количества строящегося жилья (квартир), за счет привлечения инвестиций из регионов и муниципальных образований;
  • улучшение жилищных условий граждан, а также совершенствование структуры ЖКХ;
  • уменьшение цены, то есть снижение его стоимости за квадратный метр до 80% от рыночной цены, но не более 40 тысяч рублей за квадратный метр (нижний предел не предусмотрен).

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, на кого рассчитаны государственные жилищные программы на 2019 год.

  1. Молодые семьи. К ним относятся люди, которые не достигли возраста 35 лет, находятся в официальном браке, а также имеют одного или нескольких детей, не достигших возраста 18 лет. Супруги должны быть трудоспособными, работать и получать официальный доход.
  2. Работники здравоохранения (врачи), образования (учителя), а также иных государственных учреждений (бюджетники). Их в список могут включать регионы, принимающие участие в программе.
  3. Многодетные семьи, родители одиночки, инвалиды, участники боевых действий. То есть те люди, которые нуждаются в дополнительной социальной защите со стороны государства.
  4. Работники силовых структур.

Нужно запомнить, что данные программы распространяются только на объекты жилой недвижимости, которые находятся в новостройках (первичном жилом фонде).

Виды программ

Согласно , предусмотрены следующие льготные программы по покупке жилья:

  • программа « «;
  • доступное жилье для людей, относящихся к категориям участников боевых действий и ВОВ;
  • программа рассчитана на материальную поддержку работников бюджетных организаций для того, чтобы они могли купить недвижимость или улучшить свои жилищные условия;
  • помощь в приобретении и строительстве жилых объектов для сельских территорий.

Рассмотрим каждую программу отдельно.

Программа «Молодая семья»

Для реализации всех вышеуказанных программ на правительственном уровне создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Именно оно и выделяет средства на реализацию всех направлений.

Для того чтобы стать участником этого направления граждане должны соответствовать таким критериям.

Они обязаны состоять в официальном браке, иметь доходы (подтверждаются различными финансовыми документами). Им не должно исполниться 35 лет на момент обращения в муниципальные органы за жильем. Кроме этого в семье должен быть один ребенок или несколько детей.

Сюда также относятся многодетные семьи (3 и более малышей), а также матери (отцы) одиночки. Для приобретения жилья могут быть использованы личные накопления, материнский капитал, ипотечное кредитование (предоставляется на льготных условиях).

Для постановки в очередь, лица должны отдать соответствующее и в муниципалитет и АИЖК, и подать пакет документов, подтверждающий статус семьи.

Программа «Жилище»

Среди жилищных программ на 2019 год, которые продлены правительством, отдельное место занимает «Жилище».

Ее основной целью является удешевление цены квадратного метра, а также стимулирование регионов и муниципальных образований к обновлению государственного жилищного фонда, улучшения системы ЖКХ, а также обеспечение максимального количества жителей страны доступным (экономичным) жильем.

На данный период времени значительного экономического эффекта это не принесло, но те, кто хочет воспользоваться таким предложением, должны подпадать под те критерии, которые установлены для молодых семей. По сути «Жилище» это разновидность программы «Доступное жилье для молодой семьи».

Главное отличие состоит в том, что «Жилище» предусматривает только покупку объектов жилой недвижимости в новостройках. То есть получить льготы и компенсации от местных бюджетов при покупке жилья на вторичном рынке не получится.

Нужно запомнить, что все действующие жилищные программы 2019 года, предусматривают частичное финансирование из федерального и регионального бюджета. Поэтому не все регионы в них участвуют.

Жилищные программы для участников ВОВ и боевых действий

Льготные жилищные программы для участников боевых действий, ВОВ, а также приравненных к ним граждан, их родственников полностью регулируются федеральным законодательством, и не приостановлены на 2019 год.

Получить желаемые квадратные метры таким образом можно по следующему алгоритму.

  1. Лицо, которое имеет такой статус, подает специальное заявление в орган социальной защиты и прикладывает к нему соответствующие документы.
  2. Далее из государственного бюджета выделяются средства, которые не даются на руки, а поступают в виде специального сертификата. Согласно действующему законодательству малоимущий ветеран имеет право на получение бесплатных 18 метров жилой площади. Стоимость таких метров рассчитывается исходя из установленных государством средних рыночных цен по данному региону.
  3. После получения сертификата он подается продавцу, и происходит сделка купли-продажи.

При этом, если ветеран хочет купить квартиру большую по жилой площади, он доплачивает из своих средств или берет ипотеку. Жилье по такой программе можно приобретать на первичном и вторичном рынке.

Жилье для бюджетников

Государственные жилищные программы на 2019 год, как и на другие годы, предусматривают предоставление льгот и субсидий на покупку жилых квадратных метров теми гражданами, которые работают в бюджетных сферах (врачи, учителя).

Для тех лиц, которые трудятся в бюджетной сфере, предусмотрены следующие скидки на покупку квадратных метров.

  1. Льготный ипотечный кредит. Квартиры или небольшие частные дома могут приобретаться на вторичном или первичном рынке недвижимости, но такие объекты обязаны попадать под определенные критерии. Они должны относиться к классу экономического жилья. То есть на каждого члена семьи не больше 10-18 квадратных метров жилой площади. Ипотека будет дана под 10% годовых из средств АИЖК. При этом такое жилье покупается в новостройках, где цена за квадратный метр не должна превышать 40 тысяч рублей.
  2. . Она предусматривает собой погашение за счет средств местного бюджета (где будет проживать бюджетник) не более 35-40% от стоимости квартиры, а остальное должен выплатить гражданин.

Нужно запомнить, что в разных регионах поддержка в процентном соотношении может отличаться.

Развитие сельских территорий

Жилищные программы в России в 2019 году также не оставили без внимания развитие сельских территорий.

Суть данной программы состоит в том, что молодые семьи, специалисты, которые осуществляют свою деятельность в селах, имеют право на получение различных льгот, а также дополнительных выплат на проведение индивидуального строительства частных домов и улучшения жилых условий.

Для этих целей в государственном и местном бюджетах резервируются определенные средства, которые идут на погашение ипотечных платежей или компенсацию части закупки строительных материалов, и проведении соответствующих работ.

Главным условием является наличие у льготников (молодых семей, бюджетников) собственных средств в размере 30-40% от общей стоимости строительства.

То есть часть всех затрат на себя берет молодая семья, остальное компенсируется государством и региональными властями.

Размер субсидии на приобретение жилья

Данные платежи являются безвозмездными, и их не требуется возвращать в отличие от государственной ипотеки.

Субсидии положены тем гражданам, которые воспользовались одной из программ по приобретению жилья.

На основании действующего законодательства субсидии даются в таком количестве:

  • 30% от общей стоимости жилого помещения (из расхода 9-15 метров квадратных на одного проживающего, этот показатель определяется региональной властью), если у семьи нет детей;
  • 35% если есть дети;
  • оставшийся паевой взнос или часть его, если семья является участником кооперативного или долевого строительства;
  • 30% стоимости индивидуального жилого строительства, если у семьи нет детей, и 40-50 если есть;
  • погашение части обязательных ипотечных платежей или 30% первоначального взноса.

Некоторые регионы могут устанавливать дополнительные выплаты в рамках своих (региональных) программ.

Важно знать, что такие субсидии выдаются не наличными денежными средствами, а в виде государственных сертификатов.

Постановка на учет


Для участия в таких программах (постановке на учет) нужно действовать таким образом.

Полный нежилец: о проблемах реализации госпрограммы было известно давно, а ее участников выручают силами местных властей

«Российская семья» осталась без жилья - Счетная палата проверила АИЖК на предмет выполнения программы, которая должна была обеспечить россиян жильем по 35 тысяч рублей за квадратный метр, и признала, что ожидаемые показатели достигнуты не были. За три года введено в эксплуатацию всего 3,3% от запланированного жилья. А в Татарстане показатели чуть лучше - 4,2%. Программа, по мнению проверяющих, является лишь «декларацией о намерениях» и не обеспечивается эффективными мероприятиями. Хотя задачи ставились амбициозные. Застройщики, участвующие в программе, обещанной помощи от АИЖК не получили и с трудом держатся, чтобы не пополнить своими клиентами полк обманутых дольщиков. Кризис программы в Татарстане усугубил крах «Татфондбанка». Подробнее в материале «Реального времени».

Не программа, а «декларация о намерениях»

Программу «Жилье для российской семьи» запустили в 2015 году. Предполагалось, что до конца 2017 года построят не менее 25 млн квадратных метров жилья экономического класса. Накануне Счетная палата РФ опубликовала результаты проверки итогов двухлетней работы. Ведомство проверило документы 70 регионов - участников программы. Его представители выезжали на место в Татарстан и Башкирию.

В итоге выяснилось, что по состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. м или 3,3% от объема, предусмотренного Госпрограммой. В Татарстане, по данным Счетной палаты, в рамках программы ввели в эксплуатацию 0,063 млн «квадратов» жилья экономкласса. От запланированных 1,5 млн - это 4,2%. В Республике Башкортостан - 0,042 млн кв. м или 7% (от плановых 0,6 млн кв. м).

Главным преимуществом программы, кроме сниженной процентной ставки за ипотеку, была низкая цена - 35 тысяч рублей за квадратный метр. Предполагалось, что застройщикам будут компенсировать затраты на подведение коммуникаций - по 4 тысячи рублей за каждый квадратный метр построенного жилья. В итоге, следует из отчета Счетной палаты, правительство России не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры, которые планировались в объеме 20 млрд рублей.

Главным преимуществом программы, кроме сниженной процентной ставки за ипотеку, была низкая цена - 35 тысяч рублей за квадратный метр. Фото kazan.mlsn.ru

Льготные кредиты в размере 12,4 млрд рублей, которые для поддержки застройщиков предоставило АО«АИЖК», банкам хватило только для реализации 4,6% проектов программы. При этом 5,7 млрд рублей (45,9%) были возвращены банками в агентство, так как отсутствовала должная проработка с застройщиками вопросов кредитования. Строительство инфраструктуры за счет застройщиков практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа.

Соглашения по реализации мероприятий программы, заключенные между Минстроем России, АО «АИЖК» и регионами, фактически носили формальный характер, в том числе не были установлены плановые ежегодные значения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, что не позволило осуществить надлежащий контроль за достижением показателей программы, - сообщил Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты.

Высоким требованиям «АИЖК» мог ответить только «Газпром»

Программа изначально была нежизнеспособной, считают эксперты, опрошенные «Реальным временем». По словам Андрея Симакова, генерального директора ПАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан», причина закрытия программы в том, что механизм выделения федеральных субсидий на инженерные сети так и не заработал на практике.

А значит, застройщики не смогли привлечь банковское финансирование. Ни один банк в Татарстане не давал кредитов на застройку по программе «Жилье для российской семьи». Распределителем субсидий выступало АИЖК, но они придумали такой рейтинг кредитной надежности застройщика, что им мог соответствовать только «Газпром». Насколько я знаю, ни одна строительная компания из Татарстана не сумела в него попасть, а значит не получила доступа к ожидаемым федеральным субсидиям. То есть крупные застройщики не пошли в программу, так как не смогли обеспечить продажу жилья по заявленной цене в 35 тысяч рублей за квадратный метр. Насколько мне известно, сейчас правительство Татарстана помогает застройщику ЖК «Яшьлек» в Куюках в Пестречинском районе. Здесь им помогают с инженерными сетями. Знаю, что по программе построен один дом в Чистополе, но маленький, - говорит Симаков.

По словам Андрея Симакова, причина закрытия программы в том, что механизм выделения федеральных субсидий на инженерные сети так и не заработал на практике. Фото gossov.tatarstan.ru

Директор ООО «Стройком» Фаик Гараев так и не смог получить кредит от «Банка Казани». В январе «Реальное время» писало , что в Минстрое РТ говорили, что должно пройти заседание кредитного комитета ООО «Банк Казани», где будет рассматриваться вопрос кредитования ООО «Стройком». Но вопрос с кредитом так и не был решен. Сейчас, по словам Фаика Гараева, обязательства перед дольщиками, участниками программы, он выполняет благодаря «оптовому покупателю» и некому инвестору. Есть надежды на привлечение кредитора, но подробности он не раскрывает, «боясь сглазить».

Обманутые госпрограммой дольщики?

Участники программы, всего 84, которые заключили со «Стройкомом» договор на приобретение квартир в строящемся комплексе «Яшьлек» в Куюках, опасались, что они станут обманутыми дольщиками. Сроки сдачи домов постоянно сдвигались из-за отсутствия той самой поддержки от «АИЖК» на подведение коммуникаций.

Нет никакой помощи, мы барахтаемся сами по себе. Мы все надеемся, что нам вернут хотя бы за коммуникации по 4 тысячи рублей, которые обещали. Как сдадим, должны вернуть, конечно, но почему нельзя вперед оплатить или подвести коммуникации? Мы могли бы давно сдать, если бы, как прописано, помогли. Получили бы кредиты, и поддержка была бы с коммуникациями, - говорит Фаик Гараев.

Сдать дома в Куюках должны были еще 1 мая 2016 года, потом перенесли на 1 августа. Сейчас застройщик гарантирует, что новоселье участники программы справят к 1 июля. Построено четыре дома, еще два в процессе.

Всего в плане 42 дома - четыре трехэтажные, остальные четырехэтажные. Сейчас два дома заложили, там первый этаж пока. Сейчас строительство остановили, весеннее закрытие дорог и дорого возить. Когда дороги строили, думали наверное, что не только «москвичи» и «запорожцы» по ним будут ездить? Появились такие мощные машины 25-тонные… Вот как так работать? - жалуется на сплошные препоны застройщик.

Фаик Гараев так и не смог получить кредит от «Банка Казани». Фото Гуландам Зариповой

Каюк в Куюках и Морквашах победят своими силами

Всего в жилом комплексе 139 тысяч квадратов «жилья», и, раз не работает программа, остальное надеются продавать уже по коммерческой цене. Стоимость «Жилья для российской семьи» была определена в размере 30 тысяч рублей за «квадрат», в последующем она возросла до 35 тысяч рублей, а позже поднялась до 40 тысяч за «квадрат».

О том, что будут строить самостоятельно, без участия в программе заявляет и другой застройщик - компания «Татнур». Они возводили жилой комплекс в селе Набережные Моркваши.

Строительство мы начали, но на сегодня сама программа не работает по всей России. Поэтому мы будем строить уже самостоятельно, без участия в программе. По первому этапу строительства у нас освоено 15%. Но стройка встала не из-за того, что программа не работает. У нас еще были завязки с «Татфондбанком» и «ИнтехБанком». Сейчас осталось там до конца разобраться и потом уже по-новой приступаем, т. е. это временная остановка у нас. По самой программе нам абсолютно никаких затрат не возместили, - рассказал директор ООО «Татнур» Марсель Хисматуллин.

«Жилье для российской семьи» продолжит «Ипотека и арендное жилье»

К моменту публикации ответ от Минстроя Татарстана о том, какую помощь будут оказывать застройщикам, которые успели вступить в программу, и как отразится ее закрытие на дольщиках, не пришел.

В Татарстане в проект взяли восемь застройщиков, которые планировали возвести 1,2 млн кв. м жилья. Компания «Ак Барс Девелопмент» планировала построить жилой комплекс в Усадах, «Сувар Казань» - в Нармонке, «СтройКом» - в Куюках, район «Яшьлек», «Татнур» - в селе Набережные Моркваши. В Чистополе компания «Джукетау» должна была построить малоэтажный район на 10 тысяч «квадратов». «Инвеста» в Высокой Горе хотела возвести девятиэтажку на 174 квартиры. В Зеленодольске «СпецСтройСервис» - 12-этажный дом, в Казани – ГЖФ - жилье в «Салават купере».

В Татарстане в проект взяли восемь застройщиков, в том числе ГЖФ с «Салават купере»

На федеральном уровне говорят лишь о ликвидации программы. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года программу «Жилье для российской семьи» закрыли как неэффективную. Строить жилье экономкласса теперь планируют в рамках программы «Ипотека и арендное жилье». В ее рамках планируется выделения субсидий регионам (в том числе в 2017 году в размере 20,0 млрд рублей 33-м регионам, большая часть из которых являлась участниками ликвидированной программы) на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктур.

Реализация таких проектов, по замыслу Минстроя России, должна стимулировать застройщиков к увеличению объемов строительства жилья экономкласса, а граждан к его приобретению.

Дарья Турцева, Василя Ширшова, Луиза Игнатьева

Государственная жилищная программа «Жилье для российской семьи» (ЖРС), которая стартовала в 2014 году, может быть продлена до 2020 года, об этом в конце января 2016 года заявлял премьер-министр России Дмитрий Медведев. Изначально было запланировано, что программа ЖРС будет действовать до конца 2017 года, и в рамках нее должно быть построено не менее 25 миллионов кв. метров жилья.

Постановление Правительства РФ от 05 мая 2014 года №404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В рамках программы «Жилье для российской семьи» правительство осуществляет поддержку граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Кроме того, программа должна увеличить объемы строящегося жилья.

Как стать участником программы «Жилье для российской семьи»

Участником программы ЖРС может стать гражданин в возрасте 25-40 лет, при этом он должен иметь постоянное место работы (постоянную занятость) и нуждаться в улучшении жилищных условий.

Суммы доходов гражданина и членов его семьи должна быть достаточной для покупки жилья эконом класса, либо для покупки жилья ипотеку в рамках данной программы. В сумму также могут быть включены средства материнского капитала и иные формы государственной поддержки, направленные на помощь в покупке жилья.

Кто имеет право участвовать в программе

Участвовать в программе ЖРС могут граждане:

  • имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающей максимального размера, установленного нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ – участника программы, но не более 18 кв. метров в расчете на одного человека (не более 32 кв. метров на одиноко проживающего гражданина), в случае, если доходы гражданина и указанных членов его семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышают максимального уровня, установленного нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ – участника программы;
  • проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  • имеющие двух и более несовершеннолетних детей и являющихся получателями материнского (семейного) капитала при условии использования такого материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья эконом класса в рамках программы;
  • имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
  • являющиеся ветеранами боевых действий;
  • предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2012 №1099 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса», в том числе граждане:
    • имеющие одного ребенка и более, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
    • участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
    • признанные нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
    • которые имеют право на получении социальных выплат (субсидий) на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджета всех уровней;
    • для которых основным местом работы является работа в государственных органах и муниципальных учреждениях, являющихся научными организациями или организациями научного обслуживания, в качестве научных работников, специалистов научной организации или работников сферы научного обслуживания, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта;
    • для которых основным местом работы является работа в градообразующих организациях, в том числе входящих в состав научно-производственных комплексов наукоградов, независимо от организационной-правовой формы.
    • для которых основным местом работы являются оборонно-промышленные комплексы, научно-производственные комплексы, научные центры, организации, созданные академиями наук;
    • для которых основным местом работы является работа в государственных унитарных предприятиях, являющихся научными организациями или организациями научного обслуживания, которые осуществляют научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011г. №899;
    • для которых работа в организациях-участниках программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров является основным местом работы.
При этом местные власти регионов вправе ограничивать данный перечень и определять свои критерии отбора граждан, которые могут участвовать в программе.

Требования к жилью

Стоимость жилья должна быть не более 80% от средней рыночной стоимости на аналогичное жилье в регионе приобретения и не более 35 тысяч рублей за 1 кв. метр. Однако застройщики, участвующие в программе ЖРС, вправе увеличивать максимальную стоимость жилья в отдельных случаях.

Площадь жилого помещения не должна превышать:

  • 100 кв. метров, если жилое помещение является квартирой;
  • 150 кв. метров, если жилое помещение является жилым домом или блоком в составе жилого дома блокированной застройки.

Жилье должно находиться в регионах РФ, которые участвуют в программе «Жилье для российской семьи». При этом жилье должно быть построено на земельных участках специально отобранных в рамках данной программы. Перечень таких регионов и участком представлен на http://программа-жрс.рф/housing_projects/ .

Как купить жилье по программе «Жилье для российской семьи»

Для участия в программе гражданину необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления http://программа-жрс.рф/for_citizens/ . Перечень необходимых документов зависит от каждого конкретного региона.

После подачи заявления гражданин выбирает жилье, которое участвует в программе и заключает договор купли-продажи или ипотечный договор.

Социальная ипотека

В рамках данной программы процентная ставка по ипотечному кредиту оставит от 11% годовых, а размер первоначального взноса – от 10%.

Социальную ипотеку также могут оформить:

  • граждане, имеющие двух и более несовершеннолетних детей;
  • граждане, работающие в организациях оборонно-промышленного комплекса, при этом данная работа является основным местом работы со стажем работы не менее 1 года;
  • граждане, признанные инвалидами, и/или семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных (встали на учет по улучшению жилищных условий до 01.01.2005);
  • граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных негодными для проживания либо многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным и подлежит сносу или реконструкции;
  • граждане, принятые на учет (до 1 марта 2005 года) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма;
  • граждане, имеющие 1 ребенка и более, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
  • граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;
  • граждане -участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
    • граждане, работающие в следующих организациях или органах государственной власти:
    • федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
    • научных организациях, которым присвоен статус государственных научных центров;
    • организациях, созданных государственными академиями наук (за исключением организаций социальной сферы);
    • государственных унитарных предприятиях, являющихся научными организациями или организациями научного обслуживания;
    • организациях-участниках программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров;
    • градообразующих организациях, в том числе входящих в состав научно-производственных комплексов наукоградов, в моногородах;
    • государственных и муниципальных учреждениях, являющихся:
      • научными организациями или организациями научного обслуживания;
      • образовательными учреждениями;
      • учреждениями здравоохранения;
      • учреждениями культуры;
      • учреждениями социальной защиты;
      • учреждениями занятости населения;
      • учреждениями физической культуры и спорта.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка и анализ деятельности акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» по реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года за период 2014 – 2015 годов и истекший период 2016 года» и экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи» и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Объекты проверок: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Правительство Республики Татарстан; Правительство Республики Башкортостан; Администрация Костромской области; АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АО «АИЖК»); АО «Агентство финансирования жилищного строительства» (АО «АФЖС»).

Проверяемый период деятельности: 2014-2016 гг.

С докладами выступили аудиторы Андрей Перчян и Юрий Росляк.

Программа «Жилье для российской семьи» реализуется в рамках Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. Основная цель Программы - ввод в эксплуатацию до конца 2017 года не менее 25 млн кв. метров жилья экономического класса. Счетной палатой был проведен анализ данных по 70 регионам – участникам Программы, в том числе с выездом в республики Татарстан и Башкортостан.

Проверка показала, что Программа не является системой взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий и ресурсов, и фактически представляет собой «декларацию о намерениях», обусловленных набором дополнительных показателей в Госпрограмме, реализация которых не обеспечивается эффективными мероприятиями.

По состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. метров жилья экономического класса, или 3,3% объема, предусмотренного Госпрограммой. При этом сама Программа сформирована только на 77,6%.

В Республике Татарстан введено в эксплуатацию 0,063 млн кв. метров жилья экономического класса, или 4,2% запланированного показателя (1,5 млн кв. м), в Республике Башкортостан - 0,042 млн кв. м, или 7% (0,6 млн кв. м).

При запланированном показателе в 463 тыс. семей, общее количество семей в сводных по регионам реестрах граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, составило 74 тыс. семей, или 16%. При этом количество семей, которые приобрели жилье экономического класса, составило 26,3 тыс. семей, или только 5,7%.

Для строительства жилья экономического класса в рамках Программы было предоставлено 56 земельных участков, или 7,7% общего количества участков, отобранных регионами. Проведенный анализ показал, что все земельные участки, выбранные для вовлечения в оборот Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, не соответствовали критериям отбора и не были предоставлены для реализации Программы. В 2016 году АО «АИЖК» отказалось от 277 земельных участков и готовит предложения по отказу от 54 земельных участков общей площадью 5,3 тыс. га (26,9%). При этом расходы Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на их вовлечение в оборот составили 64,7 млн руб.

Отсутствие должной подготовки реализации Программы, контроля за отбором в регионах и проработки эффективного применения механизмов поддержки со стороны Минстроя России и АО «АИЖК» не позволило снизить стоимость жилья на 20%. Основная цель Программы не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы. В результате, прежний целевой показатель по строительству экономического жилья был исключен из основных условий реализации Программы в связи со сложной экономической ситуацией и снижением платежеспособности населения.

Проверка показала, что Правительство России не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры, которые планировались в объеме 20 млрд руб. в целях реализации Программы.

Финансовые средства для поддержки застройщиков в виде предоставления льготного кредитования в рамках программы АО «АИЖК» (программа Стимул) были предоставлены АО «АИЖК» банкам в размере 12,4 млрд руб. для реализации только 4,6% проектов в рамках Программы, при этом 5,7 млрд руб. (45,9%) были возвращены банками в АО «АИЖК» из-за отсутствия должной предварительной проработки с застройщиками вопросов кредитования. Строительство инфраструктуры за счет застройщиков практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа.

Кредитная линия Внешэкономбанка в объеме 14 млрд руб. на финансирование обязательств по выкупу объектов инженерно-технического обеспечения АО «АИЖК» не была предоставлена.

Меры управления рисками, отвечающие требованиям Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, разработаны не были. В частности, отсутствовала количественная оценка и меры правового регулирования, направленные на управление рисками.

«Соглашения по реализации мероприятий Программы, заключенные между Минстроем России, АО «АИЖК» и регионами, фактически носили формальный характер, в том числе не были установлены плановые ежегодные значения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, что не позволило осуществить надлежащий контроль за достижением показателей Программы », - сообщил Юрий Росляк.

Также Счетной палатой была проведена проверка деятельности АО «АИЖК» по реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года.

По состоянию на 1 января 2017 года государством обеспечена ресурсная база АИЖК в размере 283,6 млрд руб. (уставный капитал в размере 100,1 млрд руб., государственные гарантии, предоставленные в обеспечение облигационных займов АИЖК в размере 143,5 млрд руб., а также кредитная линия ВЭБа в объеме 40 млрд руб., предоставленная за счет средств Фонда национального благосостояния).

Ни одна из Стратегий АИЖК не была завершена в срок. Новые стратегии принимались в связи с изменением целей и задач АИЖК, а также с динамикой нормативно-правового регулирования указанной сферы. В ходе проверки АО «АИЖК» были установлены нарушения и недостатки выполнения конкретных показателей эффективности. Так, плановое значение показателей «объем построенного жилья для найма, профинансированного АИЖК» на 2014 и 2015 годы составило только 22,7% от плана.

АИЖК нарушило методику расчета КПЭ «Количество ипотечных кредитов, предоставленных гражданам из числа определенных социально-приоритетных категорий» и в 2015 году включило свои условные обязательства по выкупу закладных у Банка России (более 6 тыс. штук по продукту «Военная ипотека») в расчет количества выданных социальных ипотечных кредитов.

На 2016 год АИЖК включило эти условные обязательства в расчет КПЭ «финансирование ипотечного рынка». Эти обязательства фактически означают поддержку банкам, которые заинтересованы в получении ликвидности Банка России под залог закладных, но не являются формой прямого участия АИЖК в ипотечном рынке, поскольку не влияют на объем предоставленных ипотечных кредитов.

Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года относит к стратегическим целям деятельности АО «АИЖК» создание механизмов предоставления специальных ипотечных кредитов для социально приоритетных категорий населения по ставке не выше инфляции на 2,2% к 2018 году. Доля выкупа АО «АИЖК» ипотечных кредитов, предоставленных социально-приоритетным категориям населения, в общем объеме выкупа закладных в 2014 составила 52,3%, в 2016 году – 42,2%.

В рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» перед АИЖК была поставлена задача по организации коллективных инвестиций и реализации пилотных проектов создания арендного жилья в городах-миллионниках. Однако по состоянию на 10 февраля 2017 года правлением АИЖК не принимались решения о включении в состав Фонда проектов, реализация которых могла бы содействовать развитию рынка арендного жилья в крупнейших российских городах и способствовать усилению внутренней трудовой миграции.

АО «АИЖК» не обеспечило эффективное использование и вовлечение в экономический оборот государственных гарантий в объеме 56,3 млрд руб. (по состоянию на 1 января 2017 года), предоставленных Минфином России для финансирования ипотечного жилищного кредитования. При этом указанные объемы государственных гарантий увеличивают государственный внутренний долг Российской Федерации.

Присутствующие на Коллегии представители Минстроя России сообщили о намерении выйти с предложением об исключении из Госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» программы «Жилье для российской семьи», показавшей свою неэффективность в условиях финансово-экономического кризиса (с учетом отсутствия бюджетного финансирования). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. Программа «Жилье для российской семьи» из Госпрограммы исключена.

Решать проблему увеличения объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса Минстрой России и АО «АИЖК» планируют в рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» путем выделения субсидий регионам (в том числе в 2017 году 33 регионам в размере 20,0 млрд. рублей, большая часть из которых являлась участниками Программы) на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры.

Реализация таких проектов, по замыслу Минстроя России, должна стимулировать застройщиков к увеличению объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса, а граждан – к его приобретению.

По результатам проверок Коллегия Счетной палаты приняла решение направить отчеты в палаты Федерального Собрания, а также информационные письма в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Правительство Республики Башкортостан, губернатору Костромской области и в АО «АИЖК».


Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на

25.08.2016

​ПРОГРАММА "ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ".

Цели Программы:

  • поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • увеличение объемов строящегося жилья в Российской Федерации;
  • повышение доступности жилья за счет снижения средней стоимости одного квадратного метра жилья.

Преимущества:

  1. Приобретение квартиры эконом-класса в г. Волгограде, по выгодной цене:
  • 33 000 руб за 1 кв.м. - без отделки,
  • 35 000 руб за 1 кв.м. - квартира с отделкой.
  1. Общая площадь квартиры - до 100 кв.м.
  1. Возможность приобрести квартиру:
  • за наличные средства,
  • с помощью ипотечного кредита (займа) с господдержкой (процентная ставка не превышает 12% годовых),
  • с привлечением средств материнского (семейного) капитала.
  1. Компенсация части расходов по оплате процентов за ипотеку (при покупке жилья на этапе долевого участия в строительстве).

  • имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений менее 18 кв.м. в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с ним члена его семьи (не более 32 кв.м. - на одиноко проживающего гражданина). При этом совокупный доход гражданина и указанных членов семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности каждого и подлежащего налогообложению, не превышает 22 656 рублей в месяц на одного человека.
  • проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  • имеющие 2 и более несовершеннолетних детей и являющиеся получателями материнского (семейного) капитала;
  • имеющие 3 и более несовершеннолетних детей;
  • граждане, имеющие 1 ребенка и более, при этом возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
  • являющиеся инвалидами и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • являющиеся ветеранами боевых действий;
  • являющиеся работниками бюджетной сферы (граждане, основным местом работы которых являются государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные образовательные организации, органы прокуратуры, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления Волгоградской области);
  • относящиеся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2012 г. № 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса";

Алгоритм приобретения квартиры по программе ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ":

ШАГ 1. Подготовить документы.

Основные документы (для всех категорий граждан):

  1. Справка о зарегистрированных лицах (для проживающих в квартире), выписка из домовой книги (для проживающих в частном доме) на заявителя и всех членов его семьи. Обратитесь в МФЦ или паспортный стол того района, где находится жилое помещение, с оригиналом паспорта. Выдается в день обращения, бесплатно. Срок действия - 30 дней.
  2. Оригинал и копия паспорта гражданина и всех членов его семьи;
  3. Оригиналы и копии документов, подтверждающих состав семьи: свидетельство о рождении детей, свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельство об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи;
  4. Заявление о включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации Программы по форме, установленной Приказом от 15.08.2014 № 732-ОД. (заявитель заполняет при подаче собранного пакета документов в уполномоченный орган). Важно, если квартира будет приобретаться: с помощью ипотечного кредита (займа), заявителем должен быть титульный заемщик, чтобы в последствии получить компенсацию по процентам.
  5. Согласие на обработку персональных данных (заявитель заполняет при подаче собранного пакета документов в уполномоченный орган местного самоуправления).

Дополнительные документы, для:

Граждан, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи менее 18 кв.м (на одиноко проживающего менее 32 кв.м).
  • ​​ оригинал и копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС) каждого совершеннолетнего члена семьи;
  • оригинал и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица (о присвоении ИНН) каждого совершеннолетнего члена семьи;
  • оригиналы и копии правоустанавливающих документов (свидетельства о государственной регистрации права собственности и документа основания возникновения права собственности на квартиру / частный дом / земельный участок) каждого члена семьи, имеющего недвижимое имущество в собственности;
  • справка о доходах заявителя и членов его семьи, полученные от работодателей, за 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявления;
  • сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности заявителю и членам его семьи, представляемые по форме, утвержденной Губернатором Волгоградской области (данное приложение, заявитель заполняет при подаче собранного пакета документов в уполномоченный орган местного самоуправления);
  • оригиналы и копии налоговых деклараций, поданных заявителем и членами его семьи в случаях ведения предпринимательской деятельности, облагаемой по упрощенной системе налогообложения налогом на доходы физических лиц, единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единым сельскохозяйственным налогом, а также копии налоговых деклараций, поданных заявителем и членами его семьи в соответствии с особенностями исчисления налога в отношении отдельных видов дохода, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;

Граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

  • оригинал и копия решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения не соответствующим установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

Граждан, имеющих 2 и более несовершеннолетних детей и являющихся получателями материнского (семейного) капитала.

  • оригинал и копия документа, подтверждающего получение мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ;
  • письменное обязательство об использовании материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья экономического класса в рамках реализации Программы, по форме, установленной Приказом от 15.08.2014 № 732-ОД. (данное обязательство, заявитель заполняет при подаче собранного пакета документов в уполномоченный орган местного самоуправления);

Граждан, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей.

  • оригинал и копия удостоверения многодетной семьи (представляется для подтверждения принадлежности гражданина к категории граждан, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей);

Граждан, являющихся инвалидами и семьи, имеющие детей-инвалидов.

  • оригинал и копия документа, подтверждающего отнесение гражданина к категории граждан, являющихся инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов;

Граждан, являющихся ветеранами боевых действий.

  • оригинал и копия удостоверения ветерана боевых действий установленного образца;

Граждан, являющихся работниками бюджетной сферы.

  • копия трудовой книжки гражданина (все страницы), заверенная работодателем, или иной документ, подтверждающий трудовую (служебную) деятельность гражданина, выданные не позднее 10 дней до даты подачи заявления (для работников бюджетной сферы).

Для всех остальных категорий граждан необходима консультация, по вопросу сбора документов, у специалистов уполномоченного органа местного самоуправления.

Важно: Платные справки, такие как Выписка из ЕГРП (форма 1 или форма 3), в случае необходимости заказываются уполномоченным органом для Вас бесплатно.

ШАГ 2. Обратиться в органы местного самоуправления.

Прием документов осуществляется муниципальными органами власти по месту вашего проживания. Необходимо получить расписку с отметкой о сдаче документов с указанием перечня и даты принятия документов уполномоченным лицом. Уведомление о решении приходит по почте на адрес регистрации заявителя (в течение 30 рабочих дней).

МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» , уполномоченная на прием заявлений граждан на участие в программе «Жилье для российской семьи».

МБУ «МФЦ» Мои документы оказывает консультационную помощь и прием необходимых заявлений, для реализации Программы «Жилье для российской семьи».

Получите положительное решение/или отказ муниципального органа о включении вас и членов вашей семьи в список участников программы с указанием причин.
В случае отказа вы имеете право обжаловать решение органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения выписки из решения. Для этого необходимо подать заявление об обжаловании в уполномоченный орган по формированию реестров граждан/уполномоченный орган по координации реализации проектов программы с письменным заявлением/жалобой (лично, либо на электронную почту). Контакты уполномоченного органа по формированию реестров граждан:

ШАГ 3. Выбрать застройщика и квартиру.
Перечень застройщиков, реализующих квартиры в рамках программы «Жилье для российской семьи», на территории Волгоградской области:

Жилой комплекс Застройщик Адрес строительной площадки Перейти к выбору (нажмите на ссылку)
ЖК «Родниковая долина» ООО «Родниковая долина» ИСК «Запад» г.Волгоград (Советский р-он), ул.Родниковая, д.76
ЖК «Ново-Комарово» ООО «Пересвет-Регион-Дон» г.Волгоград (Советский р-он), в квартале 06_09_064
ЖК «Колизей» ООО «Стройсервис» г.Волгоград (Кировский р-он), ул.Санаторная, д.1
ЖК «Флагман» ЗАО «Флагман» г.Волжский (микрорайон. №28)
ЖК «Аквамарин» ООО «Среда» г.Волжский (микрорайон. №32а)

ШАГ 4. Приобрести квартиру.

  1. Заключите с застройщиком договор участия в долевом строительстве, либо договор купли-продажи выбранного жилого помещения от застройщика, зарегистрируйте его в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (срок регистрации 5 - 10 рабочих дней).
  2. Оплатите по договору долевого участия в строительстве (оплата производится только после того, как договор пройдет обязательную государственную регистрацию).

Варианты оплаты:

  • 100% расчет, за счет собственных средств;
  • Первоначальный взнос - собственные средства, оставшаяся часть - рассрочка оплаты от застройщика до окончания строительства, на индивидуальных условиях;
  • Привлечение средств материнского (семейного) капитала;
  • Военная ипотека.
  • Ипотека с государственной поддержкой, процентная ставка не превышает 12% годовых (в рамках постановления Правительства РФ от 13 марта 2015 г. № 220);

Важно: если в последствии планируете, часть ипотеки погасить материнским (семейным) капиталом, супруга должна выступать созаемщиком (с учетом, либо без учета денежных средств).

ШАГ 5. Получить компенсацию части расходов по оплате процентов по ипотеке, использованным при покупке квартиры по программе «Жилье для российской семьи».

На территории Волгоградской области с 2013 года реализуется программа по предоставлению компенсации гражданам части расходов по оплате процентов по ипотечным кредитам (займам), использованным для приобретения на территории Волгоградской области жилых помещений. (Постановление от 05 марта 2013 года № 103-П.)

Условия:

  • Компенсация предоставляется гражданам, включенным в реестр граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи».
  • Компенсация предоставляется при приобретении с использованием ипотечного кредита на территории региона жилого помещения экономического класса по договору участия в долевом строительстве у застройщика, реализующего проект жилищного строительства в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи».

Размер и сроки предоставления компенсации:

  • Процентная ставка, установленная для компенсации, составляет 5,5% годовых.
  • Ежемесячный размер компенсации не может превышать 15 000 рублей, либо сумму фактически погашенных процентов в соответствующем месяце.

    Предоставление компенсации осуществляется в течение срока действия договора ипотечного жилищного кредита (займа), но не более чем за первые полные 24 месяца после заключения соглашения о предоставлении компенсации.

    Оригинал и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица (о присвоении ИНН) каждого совершеннолетнего члена семьи;

    Оригинал и копия договора участия в долевом строительстве;

    Оригинал и копия договора ипотечного жилищного кредита (займа) с графиком платежей;

    Информационное сообщение (справка) кредитной организации о наличии (отсутствии) у гражданина просроченной задолженности по обязательствам перед кредитной организацией на дату подачи заявления;

    Реквизиты расчетного (лицевого) счета, заверенные в Кредитной организации, для перечисления компенсации.

    Уполномоченной организацией на территории Волгоградской области, осуществляющей сбор необходимых документов от граждан, начисление и последующую выплату компенсаций, является: