Там какое местоимение. Местоимение. Разряды местоимений по значению. Как определить, к какому разряду относится местоимение


Местоимение - это особый класс знаменательных слов, которые указывают на предмет, не называя его. Чтобы избежать тавтологии в речи, говорящий может использовать местоимение. Примеры: я, твой, кто, этот, всякий, самый, весь, себя, мой, иной, другой, что, сколько-нибудь, некто, нечто и т. д.

Как видно из примеров, местоимения чаще всего употребляются вместо имени существительного, а также вместо прилагательного, числительного или наречия.

Для местоимений свойственно разделение на разряды по значению. Эта часть речи ориентирована на имена. Другими словами, местоимения заменяют имена существительные, прилагательные, числительные. Однако особенность местоимений заключается в том, что, замещая имена, они не приобретают их значение. По сложившейся традиции, к местоимениям относятся только изменяемые слова. Все неизменяемые слова рассматриваются как местоименные наречия.

В данной статье будут представлены по значению и грамматическим особенностям, а также примеры предложений, в которых употреблены те или иные местоимения.

Таблица местоимений по разрядам

Личные местоимения

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Возвратное местоимение

Притяжательные местоимения

мой, твой, наш, ваш, свой

Указательные местоимения

этот, тот, такой, столько

Определительные местоимения

сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой

Вопросительные местоимения

кто, что, каков, который, чей, сколько, какой

Относительные местоимения

кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Неопределенные местоимения

некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь

По местоимения делятся на три разряда:

  1. Местоименные существительные.
  2. Местоименные прилагательные.
  3. Местоименные числительные.

Личные местоимения

Слова, указывающие на лица и предметы, которые являются участниками речевого акта, носят название "личные местоимения". Примеры: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Я, ты, мы, вы обозначают участников речевого общения. Местоимения он, она, они не участвуют в речевом акте, о них сообщается говорящим как о неучастниках в акте речи.

  • Я знаю о том, что вы хотите мне сказать. (Участник речевого акта, объект.)
  • Ты должен прочитать всю художественную литературу из списка. (Субъект, на который направлено действие.)
  • Мы провели замечательные каникулы в этом году! (Участники речевого акта, субъекты.)
  • Вы прекрасно сыграли свою роль! (Адресат, объект, к которому направлено обращение в речевом акте.)
  • Он предпочитает спокойное времяпрепровождение. (Неучастник речевого акта.)
  • Она точно поедет в Америку этим летом? (Неучастник речевого акта.)
  • Они впервые в жизни прыгнули с парашютом и остались очень довольны. (Неучастник речевого акта.)

Внимание! Местоимения его, ее, их в зависимости от контекста могут употребляться как в разряде притяжательных, так и в разряде личных местоимений.

Сравните:

  • Его не было сегодня в школе ни на первом, ни на последнем уроке. - Его успеваемость в школе зависит от того, насколько часто он будет посещать занятия. (В первом предложении его - личное местоимение в родительном падеже, во втором предложении его - притяжательное местоимение.)
  • Я попросил ее, чтобы этот разговор остался между нами. - Она бежала, ее волосы развивались по ветру, а силуэт терялся и терялся с каждой секундой, отдаляясь и растворяясь в свете дня.
  • Их всегда нужно просить, чтобы они делали музыку тише. - Их собака очень часто воет по ночам, будто тоскует о каком-то своем невыносимом горе.

Возвратное местоимение

К этому разряду относится местоимение себя - указывает на лицо объекта или адресата, которые отождествляются с действующим лицом. Такую функцию выполняют возвратные местоимения. Примеры предложений:

  • Я всегда считал себя самым счастливым на всем белом свете.
  • Она постоянно любуется собой.
  • Он не любит совершать ошибки и доверяет только себе.

Можно, я оставлю этого котенка у себя?

Притяжательные местоимения

Слово, указывающее на принадлежность лица или предмета другому лицу или предмету, носит название "притяжательное местоимение". Пример: мой, твой, наш, ваш, свой. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность к говорящему лицу, собеседнику или неучастнику акта речи.

  • Мое решение всегда оказывается самым верным.
  • Ваши пожелания обязательно будут исполнены.
  • Наша собака ведет себя очень агрессивно по отношению к прохожим.
  • Твой выбор останется за тобой.
  • Наконец-то я получил свой подарок!
  • Свои мысли оставьте при себе.
  • Мой город скучает по мне, и я чувствую, как мне его не хватает.

Такие слова, как ее, его, их могут выступать как личное местоимение в или как притяжательное местоимение. Примеры предложений:

  • Их машина стоит у подъезда. - Их не было в городе 20 лет.
  • Его сумка лежит на стуле. - Его попросили принести чай.
  • Ее дом находится в центре города. - Ее сделали королевой вечера.

Принадлежность того или иного лица (предмета) группе объектов также указывает притяжательное местоимение. Пример:

  • Наши совместные поездки запомнятся мне еще надолго!

Указательные местоимения

Демонстратив - это второе название, которое носит указательное местоимение. Примеры: этот, тот, такой, столько. Эти слова выделяют тот или иной предмет (лицо) из ряда других, подобных ему предметов, лиц или признаков. Такую функцию выполняет указательное местоимение. Примеры:

  • Этот роман намного интереснее и познавательнее всех тех, что я читал раньше. (Местоимение этот выделяет один предмет из ряда ему подобных, указывает на особенность этого предмета.)

Местоимение это также выполняет данную функцию.

  • Это море, эти горы, это солнце навсегда останутся в моей памяти самым светлым воспоминанием.

Однако следует быть внимательными с определением части речи и не перепутать указательное местоимение с частицей!

Сравните примеры указательных местоимений:

  • Это было превосходно! - Это ты играл роль лисицы в школьном спектакле? (В первом случае, это является местоимением и выполняет сказуемого. Во втором случае это - частица и синтаксической роли в предложении не имеет.)
  • Тот дом намного старше и красивее, чем этот. (Местоимение тот выделяет предмет, указывает на него.)
  • Ни такой , ни другой вариант ему не подходили. (Местоимение такой помогает сконцентрировать внимание на одном из многих предметов.)
  • Столько раз он наступал на одни и те же грабли, и опять все повторяет заново. (Местоимение столько подчеркивает неоднократность действия.)

Определительные местоимения

Примеры местоимений: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой . Этот разряд делится на подразряды, каждый из которых включает в себя следующие местоимения:

1. Сам, самый - местоимения, которые имеют выделительную функцию. Они возвышают объект, о котором идет речь, индивидуализируют его.

  • Сам директор - Александр Ярославович - присутствовал на званом вечере.
  • Ему предложили самую высокооплачиваемую и престижную работу в нашем городе.
  • Самое большое счастье в жизни - любить и быть любимым.
  • Само Ее Величество снизошло до похвалы в мой адрес.

2. Весь - местоимение, имеющее значение широты охвата характеристики лица, предмета или признака.

  • Весь город пришел, чтобы посмотреть на его выступление.
  • Вся дорога прошла в угрызениях совести и желании вернуться домой.
  • Всё небо было покрыто тучами, и не было видно ни единого просвета.

3. Всякий, каждый, любой - местоимения, обозначающие свободу выбора из нескольких предметов, лиц или признаков (при условии, если они вообще существуют).

  • Семен Семенович Лаптев - мастер своего дела - это вам всякий скажет.
  • Любой человек способен достичь того, чего он хочет, главное - приложить усилия и не лениться.
  • Каждая травинка, каждый лепесток дышали жизнью, и это стремление к счастью передавалось и мне все больше и больше.
  • Всякое слово, сказанное им, оборачивалось против него, но он не стремился это исправить.

4. Иной, другой - местоимения, которые имеют значения нетождественности тому, о чем было сказано ранее.

  • Я выбрал иной путь, который был более доступен для меня.
  • Представь, другой на моем месте поступил бы так же?
  • В иной раз он придет домой, молча, поест и ляжет спать, сегодня же все было иначе…
  • У медали две стороны - другой я не заметил.

Вопросительные местоимения

Примеры местоимений: кто, что, каков, который, чей, сколько, какой.

Вопросительные местоимения заключают в себе вопрос о лицах, предметах или явлениях, количествах. В конце предложения, в котором содержится вопросительное местоимение, обычно ставится знак вопроса.

  • Кто был тот мужчина, что заходил к нам сегодня утром?
  • Что ты будешь делать, когда закончатся летние экзамены?
  • Каков должен быть портрет идеального человека, и как ты себе его представляешь?
  • Который из этих трех человек мог знать, что случилось на самом деле?
  • Чей это портфель?
  • Сколько стоит красное платье, в котором ты пришла вчера в школу?
  • Какое твое любимое время года?
  • Чьего ребенка я видел вчера во дворе?
  • Как ты думаешь, нужно ли мне поступать на факультет международных отношений?

Относительные местоимения

Примеры местоимений: кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой .

Внимание! Эти местоимения могут выступать как в роли относительных, так и в роли вопросительных местоимений, в зависимости от того, в том или ином контексте они употребляются. В сложноподчиненном предложении (СПП) употребляется исключительно относительное местоимение. Примеры:

  • Как ты готовишь бисквитный пирог с вишневой начинкой? - Она рассказала, как она готовит пирог с вишневой начинкой.

В первом случае как - местоимение,имеет вопросительную функцию, т. е. субъект заключает вопрос о неком предмете и о способе его получения. Во втором случае местоимение как употребляется в роли относительного местоимения и выступает в роли связующего слова между первым и вторым простыми предложениями.

  • Кто знает, в какое море впадает река Волга? - Он не знал, кем приходился ему этот человек, и чего можно было ждать от него.
  • Что нужно сделать для того, чтобы устроиться на хорошую работу? - Он знал, что нужно делать для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу.

Чего - местоимение - употребляется и как относительное, и как вопросительное местоимение, в зависимости от контекста.

  • Что мы будем делать сегодня вечером? - Ты говорил, что сегодня мы должны проведать бабушку.

Чтобы точно определить разряд местоимений, выбирая между относительным и вопросительным, нужно помнить, что вопросительное местоимение в предложении можно заменить на глагол, имя существительное, имя числительное в зависимости от контекста. Относительное местоимение заменить нельзя.

  • Что вы хотите сегодня на ужин? - Вермишель я бы хотел на ужин.
  • Какой цвет тебе нравится? - Фиолетовый цвет тебе нравится?
  • Чей это дом? - Это мамин дом?
  • Который по счету ты в очереди? - Ты одиннадцатый по счету в очереди?
  • Сколько у тебя конфет? - У тебя шесть конфет?

Аналогичная ситуация с местоимением чем. Сравните примеры относительных местоимений:

  • Чем бы заняться на выходные? - Он совершенно забыл, чем хотел заняться на выходные. (Как мы видим, во втором варианте местоимение чем входит в разряд относительных и выполняет связующую функцию между двумя частями сложноподчиненного предложения.)
  • Как вы попали вчера в мой дом? - Анна Сергеевна вопросительно смотрела на мальчика и не понимала, как он попал в ее дом.
  • Каково осознавать, что ты в беде? - Я знаю по себе, каково осознавать, что твои планы рушатся стремительно и безвозвратно.
  • Который раз я прошу тебя больше так не делать? - Она уже потеряла счет, который раз ее сын доводил до слез свою классную руководительницу.
  • Чья машина припаркована у ворот моего дома? - Он был в растерянности, поэтому не мог сообразить, чьей идеей было спровоцировать драку.
  • Сколько стоит этот персидский котенок? - Ему сообщили, сколько стоит рыжий персидский котенок.
  • Кто знает, в каком году произошло Бородинское сражение? - Три ученика подняли руки: они знали, в каком году произошло Бородинское сражение.

Некоторые ученые предлагают объединить относительные и вопросительные местоимения в один разряд и назвать их "вопросительно-относительные местоимения". Примеры:

  • Кто здесь? - Он не видел, кто был здесь.

Однако в настоящее время прийти к общему согласию пока не удалось, и разряды вопросительных и относительных местоимений продолжают существовать отдельно друг от друга.

Отрицательные местоимения

Примеры местоимений: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Отрицательные местоимения имеют значение отсутствия лиц, предметов, а также для обозначения их отрицательных характеристик.

  • Никто не знал, чего от него можно ожидать.
  • Ничто его не интересовало настолько, чтобы он мог посвятить этому делу всю свою жизнь.
  • Никакой долг и никакие деньги не могли удержать его от побега.
  • Одинокая собака бежала по дороге, и казалось, что у нее никогда не было хозяина, дома и вкусного корма по утрам; она была ничья .
  • Он пытался найти себе оправдания, но оказалось, что все произошло именно по его инициативе, и некого было винить в этом.
  • Ему было совершенно нечего делать, поэтому он медленно шел под дождем мимо светящихся витрин магазинов и наблюдал за встречными проезжающими машинами.

Неопределенные местоимения

От вопросительных или относительных местоимений образуется неопределенное местоимение. Примеры: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь. Неопределенные местоимения содержат в себе значение неизвестного, неопределенного лица или предмета. Также неопределенные местоимения имеют значение намеренно скрываемой информации, которую говорящий специально не хочет сообщать.

Такие свойства имеет Примеры для сравнения:

  • Чей-то голос раздался в темноте, и я не совсем понял, кому он принадлежал: человеку или зверю. (Отсутствие информации у говорящего.) - Это письмо было от моего некого знакомого, который долгое время отсутствовал в нашем городе и теперь собирался приехать. (Намеренно скрываемая информация от слушателей.)
  • Нечто невероятное происходило этой ночью: ветер рвал и метал листву с деревьев, молния сверкала и пронзала небо насквозь. (Вместо нечто можно подставить аналогичные по смыслу неопределенные местоимения: что-то, кое-что. )
  • Некоторые из моих друзей считают меня странным и чудным человеком: я не стремлюсь зарабатывать много денег и живу в маленьком старом доме на краю деревни. (Местоимение некоторые можно заменить следующими местоимениями: кое-кто, несколько. )
  • Несколько пар обуви, рюкзак и палатка уже были уложены и ждали, пока мы соберемся и уедем далеко-далеко из города. (Субъект не уточняет количество предметов, обобщает их число.)
  • Кое-кто сообщил мне, что вы получили письмо, но не хотите признать в этом. (Говорящий специально скрывает всякую информацию о лице.)
  • Если кто-либо видел этого человека, просьба сообщить об этом в полицию!
  • Кто-нибудь знает, о чем разговаривали Наташа Ростова и Андрей Болконский на балу?
  • Когда вы увидите что-либо интересное, не забудьте записать свои наблюдения в блокнот.
  • Кое-какие моменты в изучении английского языка оставались для меня непонятными, тогда я возвращался к прошлому уроку и пытался пройти его снова. (Намеренное сокрытие говорящим информации.)
  • Сколько-то денег еще оставалось у меня в кошельке, но я не помнил, сколько. (Отсутствие информации о предмете у говорящего.)

Грамматические разряды местоимений

Грамматически местоимения делятся на три разряда:

  1. Местоименное существительное.
  2. Местоименное прилагательное.
  3. Местоименное числительное.

К местоименным существительным относятся такие разряды местоимений, как: личные, возвратные, вопросительные, отрицательные, неопределенные. Все эти разряды по своим грамматическим свойствам уподобляются именам существительным. Однако местоименные существительные обладают определенными особенностями, которых не имеет местоимение. Примеры:

  • Я пришел к тебе. (В данном случае это мужской род, которые мы определили по глаголу прошедшего времени с нулевым окончанием). - Ты пришла ко мне. (Род определяется по окончанию глагола "пришла" - женский род,

Как можно заметить из примера, некоторые местоимения лишены категории рода. В этом случае восстановить род можно логически, исходя из ситуации.

Другие местоимения перечисленных разрядов имеют категорию рода, но он не отражает реальных отношений лиц и предметов. Например, местоимение кто всегда сочетается с глаголом в мужском роде прошедшего времени.

  • Кто из женщин впервые побывал в космосе?
  • Кто не спрятался, я не виноват.
  • Она знала, кто будет следующим претендентом на ее руку и сердце.

Местоимение что употребляет с существительными среднего рода прошедшего времени.

  • Что вам позволило совершить этот поступок?
  • Он не подозревал, что где-то могло происходить что-то, похожее на его историю.

Местоимение он имеет родовые формы, однако род здесь выступает как классификационная форма, а не как именительная.

К местоименным прилагательным относятся указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные местоимения. Все они отвечают на вопрос какой? и уподоблены прилагательным по своим свойствам. Они обладают зависимыми формами числа и падежа.

  • Этот тигренок самый резвый в зоопарке.

К местоименным числительным относятся местоимения столько, сколько, несколько. Они уподоблены по своему значению в сочетании с существительными.

  • Сколько книг ты прочитал за это лето?
  • Столько возможностей теперь было у меня!
  • Несколько горячих пирожков бабушка оставила для меня.

Внимание! Однако в сочетании с глаголами местоимения сколько, столько, несколько используются как наречия.

  • Сколько стоит эта оранжевая кофточка?
  • Столько потратить можно только на отдыхе.
  • Я несколько задумался над тем, как жить и что делать дальше.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) - местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи:

Это местоимения-существительные ;

Постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо и число:

Все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово

В предложении исполняют роль подлежащего либо дополнения.

Я не мог избавиться от ощущения, что они видят нас. (Ч.Т. Айтматов)
Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами. (И.А. Гончаров)
Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени… а потом я понял, что это и вовсе невозможно. (Ф.М. Достоевский)

2. Возвратное местоимение себя - местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

Это местоимение-существительное;

Возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;

Возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

В предложении исполняет роль дополнения.

Если тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время на самого себя, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого. (Н.В. Гоголь)
Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе. (Н.В. Гоголь)
Жить для себя не жить, а пассивно существовать: нужно бороться. (И.А. Гончаров)
Часто мы позволяем себе думать, что древние люди подобны неопытным детям. (Л. Н. Толстой)

3. Притяжательные местоимения: указывают на признак предмета по его принадлежности:

1 лица - мой, моя, мое / мои и наш, наша, наше / наши;
2 лица - твой, твоя, твое / твои и ваш, ваше, ваше / ваши;
3 лица - его, ее / их .

Это местоимения-прилагательные ;

Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

Местоимения 3 лица не склоняются , используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их.

Наш выбор в большей мере, чем наши способности, показывает нашу истинную сущность. (Дж.К. Роулинг)
В нашей конторе из тридцати двух сотрудников по штату двадцать восемь называли себя: "Золотое перо республики". Мы трое в порядке оригинальности назывались - серебряными. (С.Д. Довлатов)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский)

4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие - употребляются в вопросительных предложениях:

кто? что? - местоимения-существительные ; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);

какой? чей? который? - местоимения-прилагательные , изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);

сколько? - местоимение-числительное ; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.);

где? когда? куда? откуда? зачем? и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.

Знаешь, что дано человеку, и только ему? Смеяться и плакать. (Э.М. Ремарк)
Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда ты, куда ты гонишься? (С. А. Есенин)
Что такое закон? / Закон - на улице натянутый канат, / Чтоб останавливать прохожих средь дороги <...> (В.А. Жуковский)

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги. Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

В предложении, в зависимости от заменяемой ими части речи, могут выступать в разных синтаксических ролях.

Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят! (Ф.М. Достоевский)
Людям всегда будет что находить, открывать, изобретать, потому что сам источник этих знаний неисчерпаем. (И.А. Гончаров)
Откровенная злоба отталкивает куда меньше, чем притворство доброты. (Л.Н. Толстой)
Радость можно сравнить с маслом в лампе: когда масла в лампе мало, то быстро сгорает фитиль и свет от лампы сменяется черным дымом. (Л.Н. Толстой)

6. Неопределённые местоимения : некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и другие - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь: кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

Можно наговорить много глупостей, следуя лишь желанию сказать что-либо. (Вольтер)
Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную… (Ф.М. Достоевский)
Едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов. (Н. С. Лесков)

7. Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и другие - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

Старую правду никогда не смутить новой — она поставит это бремя на свои плечи. Лишь болеющее, отжившее боится сделать шаг вперед. (И.А. Гончаров)
Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. (А. П. Чехов)
Никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами. Это - одно из самых мудрых правил жизни. Применять его на деле очень трудно. Особенно интеллигентам и романтикам. (Э. М. Ремарк)
У философов и у детей есть одна благородная черта - они не придают значения никаким различиям между людьми - ни социальным, ни умственным, ни внешним. (А.Т. Аверченко)

8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие - это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

Тот, этот, сей, оный, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.);

Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего. (Ф.М. Достоевский)
Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет. (Ф.М. Достоевский)
Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце. (М. Твен)
Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел. (Л.Н. Толстой)

Столько - местоимение-числительное ; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.);

И. п. сколько

Р. п. скольких

Д. п. скольким

В. п. сколько

Т. п. сколькими

П. п. скольких.

Там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие - местоименные наречия ; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и другие - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);

Всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

Каждый, кто перестает учиться — стареет, неважно в 20 или 80 лет, а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни - это сохранить мозг молодым. (Г. Форд)
Один хороший друг стоит больше всех благ этого мира. (Вольтер)
Даже самая откровенная мысль, самая чистая и ясно переданная фантазия, будь то правда или же вымысел, не может вызвать искреннего сочувствия. (Л.Н. Толстой)
Мы не нуждаемся в магии, чтобы изменить этот мир — внутри нас уже есть всё, что нам нужно для этого: мы мысленно можем представлять лучшее… (Дж. К. Роулинг)

А также! Взаимные местоимения служат, чтобы выражать отношение к двум и более лицам и объектам.

Их число в русском языке очень велико за счет множества предлогов, благодаря которым для каждого взаимного местоимения находится большое число вариативных форм. Например, друг другу, друг о друге, друг в друге, друг для друга, один у другого, один для другого, один из-под другого, друг за дружкой, в конце концов, от конца к началу, от первого ко второму, от случая к случаю, раз за разом, от этого к тому - и это еще далеко не полный список.

В предложении они играют роль дополнений.

Люди притиснуты друг к другу, как крысы в клетке, их злость друг на друга естественна для одиноких царей. (А.В. Королев)
В плохую погоду или просто тогда, когда нам захочется, мы развлекаемся, рассматривая содержимое жестяных коробок. Осторожно разворачиваем пакеты из вощеной бумаги и показываем друг другу то, что делает нас такими, какие мы есть. (Г.Петрович)

Обобщительные местоимения служат в речи для указания на объекты, которые объединяются по любым признакам, не выражающим качество. Например, объекты речи, объединенные в пары (оба; и тот, и другой ), или идентичные (тот же самый, такой же ), или целое множество (каждый, всякий, весь ) и т.п.

Местоимения в русском языке - таблица разрядов по соотношению с частями речи

Разряд по грамматическим признакам

Примеры местоимений

1. Местоимения-существительные он, она, оно, они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие
2. Местоимения-прилагательные мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие
3. Местоимения-числительные столько, сколько, несколько, сколь-то, сколько-нибудь
4. Местоимения-наречия там, куда, где, когда, так

Морфологический разбор местоимения

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (и. п., ед. ч.).
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные признаки: а) разряд по значению, б) лицо (у личных местоимений), в) число (у местоимений я, ты, вы)
2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ
На галерее какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке «Одна тысяча рублей»... Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить (М. А. Булгаков).

I. Какой-то (какой?) — местоимение, начальная форма какой-то.

непостоянные признаки: в муж. роде, ед. числе, И. п.

III. Гражданин (какой?) какой-то (определение).

I. (У) себя (у кого?) — местоимение, начальная форма себя (Р. п.)

II. Постоянные признаки: возвратное;

непостоянные признаки: в Р. п.

III. Обнаружил (где?) у себя (обстоятельство).

I. Несколько (сколько?) — местоимение, начальная форма несколько.

II. Постоянные признаки: неопределенное;

непостоянные признаки: в В. п..

III. Достиг (когда?) через несколько секунд (обстоятельство).

Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей - они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился, тот и прав (Ф.М. Достоевский).


Морфологические признаки: постоянные - личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные - именительный падеж, множественное число.

(у) них

Местоимение; указывает на объект речи, прямо не называя его, н.ф. - они.
Морфологические признаки: постоянные - личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные - родительный падеж, множественное число.
Роль в предложении: дополнение.

Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. - кто.
Морфологические признаки: постоянные - относительное, местоимение-существительное; непостоянные - именительный падеж.
В предложении играет роль подлежащего.

Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. - тот.
Морфологические признаки: постоянные - указательное, местоимение-прилагательное; непостоянные - именительный падеж, единственное число, мужской род.
Роль в предложении: подлежащее.

Сказка "Местоимение"

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.

Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители живут на улице Личное. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на - МЫ. На улице Культурное живут воспитанные взрослые - ВЫ и их озорные детки - ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их интересное животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто - ОНИ. Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья - себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. Третий город - Притяжательный. В нём живут очень дружные жители - местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны. В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ. Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название Вопросительный. А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: "Ах, в который раз ты не слушаешься меня...” В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересные, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ. Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: "Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».Самый последний город в Стране Местоимений - это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: "В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами это не покажет…”. Жили они хорошо, ходили друг к другу в гости, приглашали своих зарубежных друзей к себе в гости. И вот однажды, приехали к ним из страны Существительное и Глагол муж и жена фамилия их Грамматическая основа.Жену звали Подлежащее, а мужа Сказуемое. Сказуемый устал все время служить подлежащей и решил сказать ей об этом, а когда сказал ей, она разозлилась на него, и начала с ним ссору, еще сказала что больше она с ним жить не будет, а тогда не будет Грамматической основы. Город Личный узнал о ссоре и не мог допустить расспада Грамматической основы, и решил помочь. На следующий день местоимения пошли к ним в дом, чтобы сообщить о том,что они хотят помочь им. Сначала Подлежащее отказалось от этого предложения, но подумав, оно согласилось. И теперь со Сказуемым образовывали Грамматическую основу Личные местоимения. А Подлежащее собрало все свои вещи и ушло.Оно сидело дома и ему было скучно, и поняло, что нужно извиниться перед Сказуемым, и пошло к нему. Когда оно дошло до дома Сказуемого,там были и Личные местоимения. Оно извинилось перед Сказуемым и перед местоимениями. Подлежащее попросило Личных местоимений, что б его они хотя бы иногда подменяли в Грамматической основе потому, что она поняла, что дети не хотели читать, так как было много повторений. И жили они счастливо!!!

Написала: Ситдикова Регина

Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть ре­чи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не

называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам. Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению: ,.,

1 . Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

1. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, назван­ному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

    Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притя­ жательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

    Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количест-

во предметов.

    Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, дру­ гой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Во­ просительные местоимения указывают на лиц, предметы, признаки и количество и служат вопросительными словами в вопросительных

предложениях.

    Относительные: те же, что и вопросительные, но использующие­ ся для связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

    Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. От­ рицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

    Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений по грамматическим признакам

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с су­ществительными, прилагательными и числительными. Местоименные

существительные указывают на лицо или предмет, местоименные при­лагательные - на признак предмета, местоименные числительные - на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные место­имения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и об­разованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, не­ кого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

относятся все притяжательные, все определительные, указательные вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, не­ кий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

В комплексе 2 к местоимениям относятся также местоимения-на­речия, то есть слова, которые указывают на признак действий (где, ко­ гда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды опре­делительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопроситель­ных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

С одной стороны, есть основание для такого объединения всех ме­стоименных слов: действительно, местоимение как часть речи не обла­дает грамматическим единством и выделено на основании своей отсы­лочной функции: местоименные слова не называют предметов, призна­ков, количеств, обстоятельств, а указывают на них, отсылая нас либо к внеязыковой действительности, речевой ситуации (местоимение я на­зывает того, кто в данный момент является говорящим, фраза Дай мне ту книгу может быть понята при указании рукой на определенную кни­гу), либо к предшествующему или последующему тексту (Вот стол. Он (=стол) деревянный. Человек, который (^человек) мне нужен, не при­ шел - отсылка к предшествующему контексту. Я хочу сказать о том, что не приду - отсылка к последующему контексту).

С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция от­носить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», то есть вместо существитель­ного, прилагательного или числительного. Именно этот подход отражен в комплексах 1 и 2.

Грамматические признаки местоимений-существительных

К местоименным существительным относятся следующие ме­стоимения: личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, возвратное себя, вопро­сительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные

и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то,1 кое-что, что-либо и др.). ,

Эти местоимения обладают грамматическими признаками, сходны­ми с грамматическими признаками существительных, однако имеют и определенные отличия от знаменательных существительных. К ним можно задать вопросы кто? или что?, в предложении эти слова высту­пают преимущественно как подлежащие или дополнения.

Рассмотрим морфологические признаки местоимений-существи­тельных.

Личные местоимения имеют морфологический признак лица:

    лицо: я, мы,

    лицо: ты, вы, ;

    лицо: он, она, оно, они.

Морфологический признак лица местоимений выражается внеслов-но - личными окончаниями глагола в настоящем или будущем време­ни изъявительного наклонения и формами повелительного наклонения глагола, то есть теми глагольными формами, которые имеют морфоло­гический признак лица:

    лицо: я ид-у, мы ид-ем, "

    лицо: ты ид-ешь, ид-и-0, вы ид-ете, ид-и-те, <,

    лицо: он, она, оно ид-ет, пусть идет, они.ид-ут, пусть идут.

У остальных местоимений-существительных, а также у всех знаме­нательных существительных лицо определять не принято.

У личных местоимений есть морфологический признак числа. Лич­ные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множе­ственного (мы, вы, они) числа. При перечислении личных местоимений все три комплекса приводят эти восемь слов, из чего можно сделать вывод, что каждое из восьми личных местоимений - самостоятельное слово. Однако в отношении трактовки признака числа в комплексах есть разногласия. В комплексе 1 ничего не сказано об изменении лич­ных местоимений по числам, однако в плане морфологического разбора местоимения число помещено в непостоянные признаки. В комплексе 2 сказано, что личные местоимения «бывают ед. и мн. числа». В комплек­се 3 указано, что местоимения 1 и 2 лица не изменяются по числам (то есть я и мы - разные слова), а местоимения 3 лица - изменяются (то есть он и они - это формы одного слова).

В лингвистике обычно считается, что число - постоянный признак местоимений-существительных, то есть местоимения я и мы, ты и вы, он, она, оно и они - разные слова. Это связано с тем, что между слова­ми я и мы, ты и вы нет нормального для изменения по числу соотноше­ния «один предмет - множество предметов, каждый из которых назы-

вается формой единственного числа», то есть нельзя сказать, что мы - это много я, поскольку мы - это я (говорящий) и еще кто-то.

Таким образом, мы будем описывать личные местоимения как слова с постоянным признаком единственного или множественного числа.

Местоимения-существительные имеют постоянный признак рода. Этот вопрос, как и вопрос о числе, в школьных учебниках освещен сла­бо. С одной стороны, как уже было сказано, в списке личных местоиме­ний приводится 8 слов, то есть слова он, она и оно считаются разными словами. С другой стороны, в комплексах 1 и 3 сказано, что местоиме­ния 3 лица изменяются по родам. О роде остальных личных местоиме­ний не сказано.

Целесообразно исходить из следующих положений. Все личные ме­стоимения имеют постоянный признак рода, который, как и у знамена-I тельных существительных, выражается внесловно.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел-и -я, ты пришл-а. Местоимение он мужского рода: он пришел-0. Местоимение она женского рода: она пришл-а. Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактери-| зованы по роду.

Можно говорить об одушевленности личных местоимений, посколь-I ку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя - вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам, то есть скло­няются. Склоняются личные местоимения особым образом, причем формы их косвенных падежей образованы от другой основы (то есть супплетивно):

Р. п. Д. п. В. п.

меня

тебя

мне меня

тебе

тебя

Т.п. П. п.

мной / мною

тобой/ тобою

нами

вами

(обо) мне

(°), тебе

(о) нем

(о) нем

(о) ней

(о) нас

(о) вас

(о) них

В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавля-тся н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производ-~"". предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря и, согласно ему.

Возвратное местоимение-существительное себя не имеет рода и числа. Уклоняется оно так же, как личное местоимение ты, за исключением того, то местоимение себя не имеет формы И. п.

Вопросительно-относительные местоимения кто и что в школь­ных учебниках не охарактеризованы с точки зрения рода и числа, одна­ко можно отметить, что местоимение кто мужского рода единственного числа (кто пришел-0, но не *кто пришл-а или *кто пришл-и), а место­имение что - среднего рода единственного числа (что произошл-о).

Склоняются эти местоимения следующим образом:

кого

чего

кому

чему

кого

(о) ком

(о) чем

Образованные от местоимений кто и что отрицательные и неоп­ределенные местоимения обладают теми же признаками, что и место­имения кто и что. Особенностью неопределенных местоимений некто и нечто является то, что некто имеет форму только И. п., а нечто - И. п. и В. п. Отрицательные местоимения некого и нечего, наоборот, не имеют формы И. п., а нечего - и В. п.

Отрицательные и неопределенные местоимения с приставками не- и ни- при их употреблении с предлогами «пропускают» предлог внутрь себя: не у кого, ни с кем.

Грамматические признаки местоимений-прилагательных

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их), все определительные (сам, са­ мый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк, всяческий), указа­тельные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относи­тельные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и не­определенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

Местоимения-прилагательные обладают грамматическими признака­ми, сходными с признаками знаменательных прилагательных: они имеют непостоянные признаки рода, числа и падежа, в которых согласуются с существительным, к которому они относятся, склоняются местоимения-прилагательные по адъективному и смешанному склонению, в пред­ложении бывают определением или (редко) именной частью сказуемого.

Отдельного упоминания заслуживают притяжательные местоимения его, ее и их. В отличие от слов мой, твой, наш, ваш местоимения его, ее и их неизменяемы (ср.: его дом, парта, окно; его дома, парты, окна). Неизменяемость является их постоянным признаком (о другой интер­ претации этих лексем см. далее, с. 354). }

Местоимения-прилагательные каков и таков не изменяются по па­дежам и употребляются только в функции сказуемого.

Грамматические признаки местоимений-числительных

Местоимения-числительные немногочисленны. Это слова сколько, столько и образованные от них местоимения несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

Как и знаменательные числительные, эти слова не имеют морфоло­гических признаков рода и числа, изменяются по падежам и особым образом сочетаются с существительными: управляют Р. п. мн. числа существительного в И. п. и В. п. и согласуются с существительным в косвенных падежах. Склоняются эти слова одинаково:

И. п.сколько

Р. п. скольких

Д. п. скольким

В. п. сколько

Т. п. сколькими

П. п. скольких.

Слово нисколько обычно относят не к местоимениям, а к наречиям, так как оно неизменяемо.

Местоимение как часть речи имеет следующие особенности пред­ставления в учебных комплексах.

Комплекс 1 выделяет описанные выше 9 разрядов местоимений по значению, причем личных - 6 (он, она и оно объявляются формами одного слова, а местоимение он соответственно изменяется по родам). О местоимениях кто и что сказано, что они «не изменяются по родам и числам», но не сказано, что они имеют постоянный признак рода и числа, что будет иметь соответствующие последствия при разборе этих лексем. Вообще, главным недостатком рассмотрения местоиме­ний в комплексе 1 является то, что местоимения в нем не соотнесены со знаменательными частями речи в их грамматических признаках, что влечет туманные формулировки типа «некоторые местоимения изменя­ются по родам и числам»; отсутствие четкого грамматического описа­ния местоимений очень затрудняет выработку умения правильного мор­фологического разбора слов этой части речи.

Комплекс 2 имеет следующие особенности представления место­имения как части речи. Во-первых, как уже было сказано, комплекс 2 включает в число местоимений также и местоимения-наречия, которые в комплексах 1 и 3 рассмотрены как разряд наречий. Безусловным досто­инством комплекса 2 является соотнесение местоимений с другими час­тями речи, что позволяет четко определить постоянные и непостоянные признаки местоимений разных групп. В связи с этой четкой грамма-

тической характеристикой местоимений выделяется 8 личных место­имений с постоянным признаком числа, но зато неизменяемость притя­жательных его, ее и их приводит авторов учебника к следующему реше­нию: они выделяют 4 притяжательных местоимения мой, твой, ваш и наш, изменяющихся, как прилагательные, далее утверждается, что «в значении притяжательных местоимений используются личные место­имения в форме род. п.: его, ее, их». Большое внимание уделено склоне­нию и правописанию местоимений разных разрядов.

Комплекс 3 в начальном параграфе о местоимении не вполне кор­ректно формулирует обобщенное значение местоимения как части речи: «Местоимения ничего не называют, а лишь обозначают лицо или ука­зывают на предмет, признак, количество «вообще», неконкретно (абст­рактно), «беспредметно». Думается, что такая формулировка не пояснит особенности семантики местоимений, а запутает учащихся. В комплек­се выделено 8 разрядов местоимений: вопросительные и относительные объединены в один разряд. Соотнесение со знаменательными частями речи в комплексе 3, как и в комплексе 1, не производится, что мешает четкому осознанию грамматических различий между местоимениями. Личные я, ты, мы, вы объявлены разными словами, а она, она, оно и они объединены в одну лексему, то есть слово он изменяется по родам и числам. Притяжательные местоимения рассмотрены непоследователь­но: в одном из заданий предлагается с местоимениями его, ее и их со­ставить предложения так, что «в одном случае это было бы личное ме­стоимение 3 лица, а в другом - притяжательное». Иными словами, в комплексе 3, как и в комплексе 2, предлагается интерпретировать эти слова как личные местоимения он, она и они в Р. п., употребляемые в функции притяжательных местоимений, причем эта позиция утвержда­ется непоследовательно. Большое внимание в комплексе 3 уделено упот­реблению и произношению местоимений.

Вы уже знаете, что именные части речи в случае необходимости можно заменить местоимением. Но делать это нужно очень аккуратно. Несмотря на то что местоимения только указывают на предметы и признаки, они несут в себе определенное значение. На какие разряды по значению делятся местоимения, вы узнаете на этом уроке.

1. Вспомним изученное

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды . Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов , объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы ), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они ).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём ?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. - я ) - на самого говорящего,

о нём (н. ф. - он ) - либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово - местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя !

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой .

Рассмотрите пример.

- Это твой карандаш?

- Нет, не мой . Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её . Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу - собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах - кто, который, сколько . Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое- , а также ударную приставку не- . К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько , которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений - с приставкой не- (это слова некого, нечего ) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей ).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего .

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких .

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей , оный , таковой , этакий .

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения - на признак предмета, столько из третьего - на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий .

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые .

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений ()

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Licey.net ().

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.

В 6 классе изучаем местоимения. Вроде бы все разряды усвоили, но нет-нет да и ошибёмся невзначай.

Уж очень похожи местоимения на существительные, прилагательные, числительные и наречия. Как тут не запутаться! Действительно, трудно.

Попробуем для начала понять, зачем они нужны, эти местоимения. Во-первых, без местоимений мы не смогли бы связать предложения в тексте. Во-вторых, не избавились от повторов одних и тех же слов.

Наконец, не передали бы все те лексические значения слов, которые помогают точнее выразить наши мысли.

А теперь прочитайте первый абзац ещё раз и посчитайте, сколько мне потребовалось местоимений, чтобы высказаться о пользе местоимений. Конечно, их восемь: все, они, эти, мы, тех, те, которые, наши. Некоторые из них заменяют существительные - они, мы (это личные местоимения), другие - прилагательные (все, эти, тех, те, которые, наши). В начале текста-рассуждения я использовала больше местоимений-прилагательных, потому что перечисляла их признаки. В тексте рассказа, наоборот, много местоимений-существительных.

Итак, местоимение указывает на какой-то предмет, или признак, или количество, но не называет его. Это определение нужно хорошенько помнить, ведь его придётся писать в первой части морфологического разбора каждый раз, когда мы будем разбирать местоимения.

Давайте выучим разряды местоимений. Местоимения-существительные по своим свойствам и роли в предложении ведут себя как существительные. Это хорошо видно в таблице.

Обратим внимание на приставку КОЕ-, которая содержит указание на известность лица или предмета при нежелании его уточнять. Суффикс -ТО указывает не только на неизвестность, но и на несущественность лица (вас кто-то искал; кто-то ведь должен работать). Суффикс -НИБУДЬ подчёркивает как неизвестность (меня кто-нибудь искал), так и безразличие при выборе лица (пусть кто-нибудь купит).

Местоимения, заменяющие имена существительные

Возвратные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Себя, себе, собой

Некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо

Никто, ничто, некого, нечего, некому, нечему, никого, ничего, никому, ничему

Указывают на лицо или предмет

Указывают на тождество

Указывают на неопределённое лицо или предмет

Указывают на отсутствие лица или предмета

Нет Им.падежа

Некто имеет только Им.п.

Нечто имеет только Им.-Вин. падежи

Некого-нечего не имеют Им.падежа

Есть число и падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Подлежащее, дополнение

Дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Со словами пишутся раздельно.

После предлогов добавляется [Н]

Входит в состав фразеологизмов, пословиц

Стоят в начале простого вопросительного предложения

Стоят в середине сложного повествова-тельного предложения

Кое, то, либо, нибудь - чёрточку не забудь!

Приставка НЕ всегда ударная.

Если у глагола есть частица НЕ, пиши приставку НИ.

Есть предлог - пиши в три слова!

Надо мной, у неё, у него

Вместо себя оставила.

Кто забыл ключ?

Кого нет?

Я знал, кто забыл ключ.

Мне сказали, кого нет.

Кое-кто, что-то, кое у кого, кое с чем

Некого винить.

Никого НЕ винить.

Не у кого жить, ни у кого НЕ жить.

Местоимения-прилагательные обладают практически всеми признаками имён прилагательных.

Можно перепутать притяжательные местоимения его, её, их с личными. Отличить легко, если определить главное слово и задать вопрос: от глагола всегда зависят личные местоимения (увидел кого? - его, её, их - дополнение), от существительного - притяжательные (дом чей? - его, её, их - определение). Сравните: Я был у него дома (у кого?). Я был у его брата (чьего?).

Указательные местоимения ближнего действия (этот, эта, это, эти) часто сочетаются с указательной частицей ВОТ (Я возьму вот этот нож.), указывают на одновременность действия (Я встал, и в этот момент раздался смех.), заменяют впереди стоящее предложение (Его долго не было дома. Это беспокоило всех без исключения.).

Указательные местоимения дальнего действия (тот, та, то, те) сочетаются с частицей ВОН (Я жил вон в том доме.), указывают на какие-либо моменты в прошлом (С тех пор я здесь живу.), находятся в главной части СПП (Я отдал то, о чём ты просила.).

Указательное слово ТАКОЙ выделяет качества предмета (Такие письма я получал давно.), бо′льшую степень признака (Такого смешного случая я не припомню.), используется с вопросительными местоимениями (Кто вы такая?) и замещает качества предметов в смежных предложениях (Я ищу плотную бумагу. Но такой бумаги я здесь не вижу.).

Как различить определительные местоимения САМ и САМЫЙ?

САМ имеет ударные окончания - самогО′ себя ругаю. Подчёркивает предмет, который непосредственно совершает действие - ты САМ виноват. Говорит о самостоятельности лица - я САМ решу пример. Показывает чью-то значительность - САМ директор меня узнал.

САМЫЙ обычно сочетается с существительными или прилагательными и указывает на границу времени и места (у СА′МОГО берега стояла хата, с СА′МОГО утра шёл дождь), выделяет что-то особенное (СА′МОЕ главное - это притаиться и ждать) и участвует в образовании превосходной степени (САМЫЙ сильный ветер). Кстати, некоторые лингвисты считают, что в последнем примере местоимение САМЫЙ переходит в разряд формообразующих частиц.

И ещё немного надо сказать об особенностях определительных местоимений. Слова ВЕСЬ, ВСЕ, ВСЁ обозначают полный охват предмета (ВЕСЬ класс в сборе, ВСЁ готово к уроку). КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ указывают на множество однородных предметов (КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ человек это любит). ВСЯКИЙ употребляется в значении разный (я люблю ВСЯКИЕ книги). ЛЮБОЙ имеет два значения: множество разнородных предметов (купи в ЛЮБОМ магазине) и указывает на предпочтение одного предмета (бери ЛЮБУЮ ручку).

Местоимения, заменяющие имена прилагательные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

Какой? Который? Чей?

Какой? Который? Чей?

Какой? Который? Чей?

Какой? Чей?

Указывают на вопрос в вопроси-тельном предложении

Соединяют части СПП, относятся к придаточной части

Указывают на неопределённый признак

Указывают на отсутствие признака

Указывают на принадлежность предмета лицу

Указывают на ближний-дальний предмет, на качество или степень признака

Указывают на определённый признак

Какой, который, чей, каков

Какой, который, чей, каков

Кое-какой, кое-чей, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, какой-либо, чей-либо, некоторый

Никакой, ничей, ни к какому, ни о каком, ни с какими, ни с чьими, ни о чьём

Мой, твой, свой, наш, ваш, их, его, её

Этот, этакий, тот, такой, таков

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Определение

Определение, подлежащее, дополнение, сказуемое

Определение

Определение

Определение

Определение, подлежащее, сказуемое

Определение, подлежащее, дополнение

Дефис, контакт

Контакт, пробел

Какой сегодня день?

Который час?

Каков гусь?

Я не знал, какой сегодня день.

Спросил, который час.

Какого-то человека я видела.

Некоторые птицы уже улетели.

Никакого уговора не было.

Ни с какими уговорами не подходи!

Мой друг болен.

В своём доме не хозяин.

Его помощь была кстати.

Этот дом роднее.

Тот человек ушёл. Таковы люди.

Я сам решил задачу.

У самого леса жил старик. Есть другие темы и дела.

Местоимения-числительные похожи на имена числительные, поэтому их легко заменяют. Местоимения СКОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО не изменяются по родам и числам, но имеют окончание О. Склоняясь, местоимения требуют ставить ударение на первый слог (скО′льким, стО′льких).

Местоимённые наречия очень похожи на местоимения, но нужно знать главный способ отличия - неизменяемость, вопросы и вид словосочетания. У наречий НЕТ ОКОНЧАНИЯ. Вопросы: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Вид словосочетания - ПРИМЫКАНИЕ.

Назовём только часто встречающиеся наречия. Но подробнее о них в другой раз.

Вопросительно-относительные: где, когда, куда, откуда, как, зачем, почему.

Неопределённые: некогда, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, где-то, где-нибудь, где-либо, кое-когда, кое-где, кое-куда, зачем-то, зачем-нибудь, откуда-то, откуда-нибудь, кое-откуда, почему-то, почему-нибудь.

Отрицательные: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, негде, некуда, неоткуда, незачем.

Указательные: так, там, тут, туда, оттуда, сюда, отсюда, тогда, затем, потому, поэтому.

Определительные: всегда, всячески, всяко, иногда, всюду, отовсюду, повсюду, везде.

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. "Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?"

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика - для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени...

2. Подчеркните местоимения как члены предложения и укажите их разряд.

Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме: "Мне снова легко дышится... Снова легко!" И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.

Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, - птичьей лечебницей.

Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе . Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. - 2 изд., доп. и перераб. - М.: Высшая школа, 1964. - С. 212-220.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). - 2 изд., стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 293-303.

3. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993. - С. 107-121, 190.

4. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова, Н.А. Герасименко и др. - 2 изд. - М.: Дрофа, 1999. - С. 61-67.

5. Вознюк Л.В. Начинаем изучать местоимение/ Русский язык в школе.- 2009. - № 10. - С. 14-17.

Местоимения, заменяющие имена числительные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Указательные

Указывают на вопрос в вопросительном предложении

Соединяют части СПП, относятся к придаточной части

Указывают на неопределённое количество

Указывают на отсутствие количества

Указывают на количество

Сколько, насколько

Несколько, сколько-то, сколько-нибудь

Нисколько

Столько, настолько

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Обстоятельство, дополнение

Обстоятельство,

Обстоятельство, подлежащее

Обстоятельство

Обстоятельство