Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум. Зеленый шум Стихотворение «Зеленый шум»


Идет-гудет Зеленый Шум*,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала глупая,
Типун ей на язык!

В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит - молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть - так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей, изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Сосвди наплюют!..»
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася..

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна — и лесу, и лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится
Прощай, пока прощается,
И — бог тебе судья!»
_________________
* Так народ называет пробуждение природы весной. (Прим. Н.А.Некрасова.)

Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова

Некрасов редко обращался к чистой пейзажной лирике. В его стихотворениях есть фрагменты, посвященные описанию природы, но они не являются главными. Поэта прежде всего интересовали социальные проблемы. Он считал восторженное описание природы бесполезным занятием, которое только отвлекает людей от реальности. В отличие от представителей «чистого» искусства Некрасов не понимал, каким образом пейзаж может оказать воздействие на поведение человека. Исключением из правила выглядит стихотворение «Зеленый шум» (1863 г.). Считается, что поэт написал его под впечатлением от украинских песен и использовал в качестве названия и рефрена традиционный народный эпитет – зеленый шум.

Естественно, Некрасов не мог обойтись без крестьянской темы. В основе сюжета лежит грустная история мужика, который уезжал из деревни на заработки в Петербург. В его отсутствие жена изменила с другим, но в приступе раскаяния во всем призналась мужу. В деревенском обществе разводы случались крайне редко, так как развал семьи серьезно сказывался на совместном хозяйстве. Поэтому главный герой вынужден продолжать жить с женой, затаив злость. В тяжелых раздумьях он готовит страшную месть своей супруге и ее любовнику («припас я вострый нож»).

Некрасов признает влияние природы на размышления мужика. «Зима-косматая» каждый день нашептывает ему страшные мысли о позоре перед соседями и о поруганной мужской чести. «Дума лютая» все больше завладевает сознанием обманутого мужа. Запертый морозами в своей избе наедине с женой, он просто не может переключиться на другие мысли.

Спасением для женщины становится «зеленый шум». Наступившая весна выпустила людей на свободу, пробудила новые надежды и мечты. «Теплое солнышко» и расцветающая природа вытеснили из души мужа зловещие мысли. Он невольно отказывается от мести и прощает свою неверную супругу. Окружающие природные звуки сливаются в его сознании в песню, смысл которой заключается в простых словах: «люби», «терпи» и «прощай». Крестьянин осознает, что человеческие законы – ничто по сравнению с высшей божественной правдой. Одной из составляющих этой вечной правды является прощение грехов.

Стихотворение «Зеленый шум» стоит особняком во всем творчестве Некрасова. Поэт не только признает влияние природы на человека, но и видит разрешение социальной проблемы в божественном суде. Он часто повторял, что с детства испытывает злость и ненависть к несправедливости. Однако в этом случае сам поддался радостному чувству и пришел к пониманию необходимости прощения.

Стихотворение «Зелёный шум» было написано в 1863 г. и опубликовано в «Современнике» № 3 за 1863 г., затем включено в сборник 1864 г.

С образом зелёного шума Некрасов познакомился, прочитав в 1856 г. украинскую песню с комментариями Максимовича. В них было описано, как Днепр, к которому девушки обращались в песне, и всё пространство вокруг заволакивалось зеленью, поднимался ветер, появлялись облака цветочной пыльцы. Эти образы Некрасов использовал в стихотворении.

Стихотворение «Зелёный шум» было неоднократно положено на музыку (его пейзажная часть).

Литературное направление, жанр

Стихотворение можно отнести к ролевой лирике. Эпический герой – крестьянин, приехавший с заработков в Питере и узнавший об измене жены. Некрасов подражает жанру семейно-бытовых песен о любви и измене. Писатели-реалисты очень ценили народные песни этого жанра, считая, что они говорят о том, что бывает в жизни, что типично.

Тема, основная мысль и композиция

Тема – муж переживает измену жены и удерживается от убийства, поддавшись влиянию весеннего обновления.

Основная мысль: победа жизни (весны) над смертью (зимой), прощения над мщеньем. Возрождение природы после зимней спячки и освобождение человека от обиды, непрощения и всего, что убивает душу.

Стихотворение построено на психологическом параллелизме (обновление природы и человеческой души). Композиционно оно делится на 4 части с двумя чередующимися темами. Первая и третья части повествуют о приходе весны и об изменениях в природе, её украшении и обновлении. Четыре раза повторяется рефрен.

Вторая и четвёртая части посвящены сюжету о крестьянине и его изменнице-жене. Некрасов использует пейзаж как рамку для описания драматических событий в семье эпического героя и его исповеди. В первой эпической части он рассказывает об измене жены, о своих колебаниях в том, как же поступить, о замысле убить изменницу, созревшем за долгую зиму. Первая эпическая часть заканчивается приходом перемен: «Но тут весна подкралася». Во второй эпической части состояние природы и человека приходит в гармонию, эпический герой как будто получает от самой природы, из песни, которая звучит отовсюду, дар мудрости и прощения, Божий дар.

Тропы и образы

Пейзаж Некрасова деятельный и динамичный. «Идёт-гудёт зелёный шум» – это олицетворение пришедшей весны и символ нового начала, перемены, оживления природы и души. В этом фольклорном образе, который Некрасов заимствовал из песни, о чём честно сказал в примечании, соединяются свежий цвет и беспокойный звук. Зелёный шум – метонимия (шум зелени). В стихотворении олицетворяется верховой ветер (сильный весенний ветер), который «играючи, расходится ». С помощью олицетворений описываются деревья: сосновые леса повеселелые , липа и берёзонька лепечут песню , у берёзы зелёная коса . Весенний пейзаж содержит сравнения: зелёная цветочная ольховая пыль подобна облаку, сады вишнёвые как будто облиты молоком .

В пейзажной части Некрасов употребляет постоянные фольклорные эпитеты: весенний шум, тёплое солнышко, липа бледнолистая, белая берёзонька, зелёная коса, тростинка малая, высокий клён . Повторение слова или однокоренных слов акцентируют внимание на слове: зелёный шум, шумит тростинка, шумит клён, шумят по-новому, новая зелень, новая песня .

В эпической части тоже используются эпитеты и метафорические эпитеты: скромна хозяюшка, глаза суровые, дума лютая, зима косматая, долгая ноченька, глаза бесстыжие, песня-вьюга зимняя, вострый нож . Это постоянные фольклорные эпитеты или эпитеты, связанные с зимним состоянием природы и сердца человека. Чтобы ещё более связать зиму в природе и в сердце, Некрасов использует олицетворения: зима заперла супругов в избе и день и ночь ревёт, требуя убить изменницу и злодея.

Речь эпического героя сумбурна, изобилует незаконченными фразами. Некрасов подражает разговорной речи с неполными предложениями, фразеологизмами («водой не замутит» - тихая, скромная, «типун ей на язык», наплевать в бесстыжие глаза). Эпический герой называет жену по имени-отчеству не из особого уважения, а по русской традиции. Он досадует на то, что жена рассказала ему об измене, нарушив привычную гармонию, называет её глупой. Слова об измене эпический герой даже не может произнести, заменяя их перифразом: «С ней беда случилася».

Слово Некрасова точно и ёмко. Фраза «жаль её, сердечную » выявляет любовь героя к жене. Сделав свой нравственный выбор, герой принимает любовь, терпение и прощение, а всё худшее в сердце, что символизирует побеждённая зима, отдаёт на суд Божий.

Размер и рифмовка

Размер стихотворения похож на четырёхстопный ямб, но многочисленные пиррихии приближают его к тоническому песенному стиху. Стихотворение не имеет рифмы (белый стих).

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

Н. Некрасов редко писал пейзажную лирику, так как считал, что это пустая трата времени, ибо настоящий поэт должен посвящать себя социальной тематике. Тем не менее, многие его стихотворения дополняются пейзажными зарисовками. Произведение «Зеленый шум» Н. Некрасов написал в 1863 году, вдохновленный украинскими народными песнями. Поэта поразило образное выражение «Зеленый Шум», которым украинцы называли приход весны и пробуждение природы. Это явление Некрасов делает главным образом своего творенья. Позже этот образ стал основой одноименной песни.

Тема стихотворения – приход весны и ее влияние на все живое. Автор показывает, как «зеленый шум» преображает природу, насыщая ее жизнью и весельем, утверждает, что такие изменения способны умягчить сердца людей, заставить их отказаться от злых помыслов.

Начинается стихотворение с упоминания главного образа – зеленого шума. Автор не оставляет его без объяснения, рассказывая, как тот играет с кустарниками и деревьями, на которых появилась молодая листва. Зеленый шум, символизирующий весну, возвещает, что настало прекрасное время года.

Лирическое вступление занимает всего несколько строк, после чего Н. Некрасов обращается к социальной теме, рисуя картины сельского быта. Его внимание сосредотачивается на любовном треугольнике. Супруга изменила мужу, пока он ездил на заработки в Питер. Вернулся супруг зимой и, оказавшись запертым лютым временем года в избе, подумывал убить изменницу. Его жалость боролась со страшными мыслями, но желание усиливалось с каждым днем. Вдруг пришла весна. Зеленое время года осветлило душу мужика, солнечные лучи отогнали от него мрачные мысли. Зеленый Шум вернул в дом любовь и расставил все по своим местам, очистив сердце от скверны. Муж не только простил супругу, но и сказал: «Люби, покуда любится, … // Прощай, пока прощается». Завершающая речь мужика – ключевая мысль произведения, обращение ко всем его читателям.

Для того чтобы в одном произведении соединить пейзажные и бытовые зарисовки, автор использует художественные средства. Главную роль играют метафоры («пыль цветочная», «все зелено: и воздух, и вода») и эпитеты (жена «глупая», «сердечная», глаза «суровые»). Эмоциональный накал усиливается использованием олицетворения «зима нас заперла». К сельскому быту автор приближается при помощи народной фразеологии («водой не замутит», «типун ей на язык»).

Стихотворение Н. Некрасова «Зеленый Шум» состоит из девяти строф, имеющих разное количество строк, не рифмующихся между собой. Строчки автор объединяет в соответствии с содержанием. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Привлекает внимание двустишье «Идет-гудет Зеленый Шум, // Зеленый Шум, весенний шум!». Оно является рефреном, повторяясь несколько раз, усиливает идейное звучание стиха. Радостное настроение звонкой весны передается с помощью восклицательных предложений, а угрюмые зимние мысли – оборванными синтаксическими конструкциями.

Произведение «Зеленый Шум» показывает взаимосвязь человека и природы, удачно объединяя социальные мотивы и пейзажные зарисовки.

Читать стих «Зеленый шум» Некрасова Николая Алексеевича, как правило,предлагается ученикам на уроке литературы в 8 классе. Учителя сначала анализируют с детьми произведение, а затем задают учить его полностью наизусть.

Текст стихотворения Некрасова «Зеленый шум» был написан в 1863 году. Николай Алексеевич редко писал пейзажную лирику. Он считал, что в ней нет необходимости. Она не ставит никакие серьезные вопросы и тем самым не дает на них ответы, не решает никакие социально значимые проблемы. Стих он написал после прослушивания украинских песен. Именно в них весне дают такую характеристику, как «зеленый шум». Произведение Николая Алексеевича имеет кольцевую композицию. Он начинает его с описания природы и заканчивает им же, добавляя лишь нравоучительные наставления. Однако в стихотворение писатель описывает не только природу. Также он рассказывает историю одной сельской семейной пары. Жена изменила мужу, пока тот был на заработках в Петербурге. Наступила зима. Из-за холодов они не могут разойтись, и им приходится жить вместе. Долгое время герой хочет убить ее. Он не может простить ей предательство. Но потом наступает весна. Гнев мужчины ослабевает, и он все же прощает неверную супругу.

Можно бесплатно скачать стих на нашем сайте или прочитать его в режиме «онлайн».

Идет-гудет Зеленый Шум*,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала глупая,
Типун ей на язык!

В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит - молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть - так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
“Убей, убей, изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Сосвди наплюют!..”
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая –
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася..

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна – и лесу, и лугу:
“Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится
Прощай, пока прощается,
И – бог тебе судья!”

* Так народ называет пробуждение
природы весной. (Прим. Н.А.Некрасова.)

Николай Некрасов – весьма интересный автор. Его крайне сложно назвать любителем некой пейзажной лирики, но одновременно с этим, во многих его произведениях присутствуют целые главы, полностью посвященные описанию природы. В большинстве своем автор сосредоточен на остросоциальных темах, что, впрочем, является своеобразной аксиомой для многих творцов того времени, так как все они, так или иначе, затрагивали тему социума. Интересно само отношение писателя к авторам, которые посвящают целые стихи лугам и лесам в своих произведениях. По его мнению, такие творцы попросту растрачивают свои силы и талант, на описание каких-то вполне естественных, обыденных вещей.

В 1863 Николай Алексеевич создает стихотворение «Зеленый шум». Оно было навеяно автору украинскими народными песнями. Следует отметить, что столь красочным и в некотором роде удивительным эпитетом на Украине описывают весну. Почему весну называли именно «Зеленый шум»? Все довольно просто – весна несет собой преображение, обновление природы, все вокруг зеленеет, становится ярче и красочнее. Ветер гуляет по просторам, отчего юная листва шумит. Такое сочетание зелёного цвета и игры ветра в обновлении природы даёт красивый эпитет «Зелёный шум».

Образное выражение украинского народа поистине вдохновило поэта на создание одноименного произведения. Он сделал его ключевым в своем произведении, использовав в качестве своеобразного рефрена. В дальнейшем, как известно, некоторые строки из произведения Некрасова легли в основу одноименной песни.

Стихотворение «Зеленый шум»

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако,- всё зелено:
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала, глупая,
Типун ей на язык!
В избе сам-друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит - молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть - так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Соседи наплюют!..»
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая -
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И всё мне песня слышится
Одна - в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И - бог тебе судья!»

Анализ произведения

Само стихотворение начинается с фразы: «идет-гудет Зеленый шум». Из-за того, что Некрасов был по жизни педантичным человеком, он сразу же дает расшифровку строки читателю, чтобы тот понял, о чем идет речь – «играючи, расходится вдруг ветер верховой». Он осторожно, нежно пробегает своими волнами по верхушкам кустарников, деревьев, которые буквально только покрылись молодой листвой. Вот он - этот Зеленый шум. Его невозможно спутать ни с чем другим, он единственный в своем роде, такой пронизывающий своей удивительной красотой. «Зеленый шум» - символ весны, тот самый восхитительный момент, когда наступает лучшая пора года, то время, «как облако, - все делено, и воздух, и вода!».

Несмотря на то что начало произведения весьма лирическое и не очень похожее на то, что раньше делал и создавал писатель, дальше он входит в свое привычное русло – затрагивает социальную тему. Он использует малозначительные, практически незаметные штрихи, но добивается своего – воссоздает в своем произведении картину обыденной сельской жизни.

В контексте этого произведения автор рассматривает любовный треугольник. В центре повествования, как обычно, женщина. Пока ее муж был на заработках в Петербурге, она ему изменила. Лютая зима заперла супругов в четырех стенах и вселила в сердце мужчины крайне неблагочестивые помыслы. Он не может стерпеть такого обмана, как измена, считая, что «так силы нет». Его одолевают самые мрачные намерения, он хочет убить женщину. В результате уже заточен нож, а сама мысль, кажется, становится все больше явью, которая вот-вот свершится.

Зеленый шум сумел развеять это наваждение. Наступившая весна будто дала возможность посмотреть на жизнь под другим углом. Вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса».

Писатель говорит читателям о том, что, когда на душе светло, то и все негативные помыслы буквально уходят в небытие, а тот самый Зеленый шум способен расставить все на свои места, сделать людей счастливыми, несмотря ни на что, очистить душу и сердце человека от скопившейся скверны.

Заключение

Описывая Зеленый шум, весну, как время года, Некрасов пытается намекнуть нам на то, что эта пора действительно прекрасна, причем не только своим внешним видом, но и своими подарками. Благодаря Зеленому шуму все расцветает не только снаружи, на деревьях, но и внутри каждого из нас.
Весна – пора, которая олицетворяет собой божественную, чистую энергию любви, добра, тепла и света, время, когда и на душе, и вокруг любого человека все светло. В произведении Некрасова она символизирует пробуждение природы от долгой зимней спячки, является символом возрождения русской натуры, символом преображения человеческой души. Мысли и намерения героя изменяются в мгновение ока, тогда, когда, казалось бы, вот он уже согрешит. На место безумных планов приходят терпение, милосердие и любовь к своей женщине. Он оставляет право судить только Богу, понимая, что делать это может только он.

«Зеленый шум» Некрасова буквально испещрен различного рода выразительными средствами, которые только сильнее позволяют читателю прочувствовать все эмоции, то, что чувствовал муж после измены и во время наступления весны. Писателю удалось не что иное, как найти строфическую и ритмическую структуру, которая подстегивает читателя, вовлекает в процесс. В дальнейшем он еще раз пользуется подобной «схемой изложения» своих мыслей, когда пишет произведение «Кому на Руси жить хорошо». Зеленый шум в одноименном произведении являет собой некого судью, который решил, что у семейной пары вполне может быть другая, новая жизнь, а это решение, которое в результате принимает муж изменницы – есть тот самый мостик, необходимый им обоим. Таким образом, в произведении, традиционно для множества других писателей присутствуют силы добра и зла. В данном случае Некрасов описывает зло в образе зимы, которая рассорила семейную пару, а добро в образе весны.

В стихотворении присутствует уникальное стилевое своеобразие, которое заключается в идеальном объединении нескольких форм поэтического отражения действительности. С одной стороны, Некрасов использует сказовую форму, когда в произведении появляется речь главного героя, повествование от его лица и лирическая, когда мы смотрим на ситуацию со стороны. В результате, когда мы читаем, у нас появляется возможность оценить ситуацию со стороны всех действующих лиц. В этом и состоит уникальность стихотворения.