Тип «С» IX-бис серии. Подводные лодки кригсмарине (тип vii) Основные модификации торпед подлодок Типа VII


Подводные лодки Типа VII

Исторические данные

Энергетическая установка

Вооружение

U-Boot Type VII - серия средних дизель-электрических немецких подводных лодок. Состояли на вооружении Кригсмарине . Всего было построено 703 лодки в семи модификациях. Принимали активное участие во Второй мировой войне . В сумме, субмарины Типа VII потопили 6 авианосцев (два были сданы на слом из-за серьёзных повреждений), 2 линкора, 5 крейсеров, 52 эсминца и эскортных миноносцев, а так же десятки других боевых кораблей и тысячи транспортных судов. Всего было потеряно 546 лодок, не считая затопленных своими экипажами в конце войны.

Общие сведения

История создания

На стратегию борьбы на море, повлияло использование подводных лодок в Первой Мировой войне. Урон, нанесенный торговому судоходству стран Антанты от немецких подлодок был огромен. Из-за атак подводных лодок Германии, страны Антанты потеряли 12 миллионов тонн транспортного тоннажа. По Версальскому мирному договору Германии запрещалось иметь подводные лодки, но в середине 20-х годов XX века, руководство рейхсмарине начало строительство средних и малых субмарин. В планах было использовать наиболее удачные проекты подлодок Первой мировой - тип UB III, UC II и UB II.

В 1922 году фирмами «Вулкан», «Германия» и «Везер» создаётся конструкторское бюро под руководством Г.Техеля и штатом в 30 инженеров. Задача этого бюро- создание новых типов подлодок. Рассматривалась возможность создания минных заградителей, которые кроме торпед несли бы и мины. Так же, рассматривалось строительство субмарин водоизмещением 1500 тонн, плавмастерских и лодок с двигателем Вальтера. В этот перечень была включена однокорпусная субмарина с внутренним расположением топливных баков, этой серии было присвоено наименование VII. 10 января 1935 года был утвержден заказ на разработку новой подлодки. Характеристики VII типа:

  • Надводное водоизмещение - 550 т.
  • Глубина погружения - 100 м.
  • Двигатели - 2 дизеля по 1050 л.с каждый.
  • Макс. скорость надводного/подводного хода - 16-17/8-9 узлов.
  • Дальность плавания надводная/подводная - 6000 миль при 8 узлах/75 миль при 4 узлах.

Постройка и испытания

В середине 1935 года случилось сразу два знаменательных события, 18 июля было подписано англо-германское соглашение и в январе 1936 года на пост главнокомандующего подводным флотом был назначен Карл Дёниц . Строительство немецкого подводного флота стало узаконенным, но при этом получило ограничение не более 45 % от тоннажа субмарин вo флоте Великобритании .

Описание конструкции

Модификации

Субмарины Типа VII существовали в семи модификациях:

Тип субмарины Тип VIIA Тип VIIB Тип VIIC Тип VII/C 41 Тип VII/C 42 Тип VIID Тип VIIF
Годы проектирования 1933-1934 гг. 1934-1935 гг. 1937-1938 гг. 1941 гг. 1942-1943 гг. 1939-1940 гг. н.д.
Годы постройки 1935-1937 гг. 1937-1941 гг. 1938-1944 гг. 1941-1945 гг. н.д. 1940-1942 гг. 1941-1943 гг.
Водоизмещение т, надводное/подводное 626/915 753/1040 769/1070 759/1070 999/1369 965/1285 1084/1345
Размеры в м, длина/ширина/осадка 64,5/ 5,9/ 4,4 66,5/ 6,2/ 4,7 67,1/ 6,2/ 4,7 67,23/ 6,2/ 4,7 68,7/ 6,9/ 5,1 76,9/ 6,4/ 5 77,6/ 7,3/ 4.9
Прочный корпус, длина/диаметр в м. 45,5/ 4,7 48,8/ 4,7 49,4/ 4,7 49,4/ 4,7 50,9/ 5 59,8/ 4,7 60,4/ 4,7
Толщина прочного корпуса в мм 16 16 18,5 21,5 28 20,5 20,5
Мощность в л.с., дизелей/электромоторов 2320/ 750 2800/ 750 2800/ 750 2800/ 750 4400/ 750 2800/ 750 2800/ 750
Скорость хода, надводная/подводная 16/ 8 17/ 8 17/ 7,6 17/ 7,6 18,6/ 7,6 16/ 7,3 16,9/ 7,3
Глубина погружения в м, рабочая/предельная 100/ 100 100/ 100 100/ 165 120/ 200 300/ 300 100/ 100 100/ 100
Время погружения в с., срочное/нормальное 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50
Запас топлива в т., нормальный/полный 58,6/ 67 99,7/ 108,3 105,3/ 113,5 105,3/ 113,5 105/ 159 155,2/ 169,4 198,8/ -
Дальность плавания маршевой скоростью в милях 6200 8700 8500 8500 12 600 11 200 14 700
Экипаж, чел. 44 44 44 44 45 44 46

Вооружение

Артиллерийское вооружение

На начало войны артиллерийское вооружение состояло из 88 мм пушки SKC/35 с длиной ствола в 45 калибров и одноствольная зенитная пушка Flak 30 на установке C30/37. Боекомплект для SKC/35 состоял из 220 снарядов, из артпогреба снаряды подавались на палубу вручную, по цепочке. Боезапас для Flak 30 состоял из 1500 снарядов.

В первые месяцы войны, когда немецкие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, активно использовалась артиллерия субмарин. Но уже 26 сентября 1939 года, британское адмиралтейство объявило об планах установки артиллерии на все торговые суда. Спустя месяц, была введена инструкция, в соответствии с которой, экипажу лодки не следовало досматривать торговое судно, а после изучения бумаг доставленных на шлюпке, при наличии контрабанды топить остановленный корабль торпедой.

К тому же, сведение торговых судов в конвои, лишало артиллеристов показать свои навыки стрельбы. В последующем применение артиллерии было разовым. Последний такой случай произошёл 19 сентября 1942 года. У мыса Гаттерас лодка U-701 в ожесточённом надводном бою, потопила американский вооружённый траулер YP-389. 14 ноября 1942 года поступило распоряжение о демонтаже 88 мм орудий.

Это распоряжение было выполнено не сразу и не во всех флотилиях. В первую очередь, модернизации зенитного вооружения со снятием палубной пушки, подвергались лодки дислоцированные на Западе Франции. Многие лодки которые находились на испытаниях и действовали в Норвегии, сохраняли свои орудия до конца 19944 года. Известен такой случай, когда в августе 1944 года, U-745 прибыла из Киля для действий в Финском заливе и ей пришлось вернуться в Готенхафен для демонтажа палубного орудия.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение субмарин Типа VII постоянно наращивалось. На первых модификациях зенитный автомат располагался на палубе позади рубки, но уже в первые месяцы войны он был поднят за ограждение рубки. В начальный период войны авиация союзников не представляла угрозы для немецких подлодок, до конца 1941 года она смогла потопить всего лишь 4 лодки.

В связи с началом воздушного патрулирования Бискайского залива британцами, летом 1942 года были предприняты первые шаги по наращиванию зенитного вооружения на подлодках. Позади стандартного ограждения рубки монтировалась невысокая дополнительная платформа (у немецких подводников она получила прозвище Wintergarten ) для размещения спаренной Flak 30 . Одноствольное орудие на верхней заменялось на двух ствольный 20 мм зенитный автомат MG 151/22 , он отличался меньшими габаритами, начальной скоростью и дальностью стрельбы.

Но с декабря 1942 года, Командование подводного флота, убедившись в не эффективности MG 151/20, отдало распоряжение устанавливать более скорострельные 20 мм пушки Flak 38 . Такая конструкция получила название «рубка 2», («рубка 1»- так именовалась схема с одинарными зенитными автоматами Flak 30 ) одновременно с этим, на релингах мостика монтировались четыре обычных пулемёта MG 34 калибра 7.92 мм.

Уже первые поединки подлодок с самолётами показали, что обилие стволов малого калибра не гарантирует победы над четырёхмоторной летающей лодкой или бомбардировщиком. Новые надежды связывались с поступлением на вооружение 37 мм автоматических пушек, спаренных и счетверенных пушек Flak 38 . В 1943 году был утвержден состав зенитного оружия под названием «рубка 4», он предусматривал установку двух спаренных Flak 38 на верхней платформе и Flakvierling 38 на нижней.

8 июня 1943 года лодка U-758 с «рубкой 4» выиграла бой у восьми самолётов с американского авианосца, хотя субмарина получила серьезные повреждения и 11 членов экипажа были убиты и ранены, американцам не удалось ни загнать лодку под воду, ни потопить её. 30 июня Командование подводным флотом издали приказ, согласно которому в поход выпускались только те субмарины, которые получили «рубку 4».

Пока обычные подлодки ожидали переоборудования, было решено создать специальные «зенитные» лодки-ловушки для самолётов. Первой такой лодкой-ловушкой стала U-441. Она получила два Flakvierling 38, спереди и позади рубки и 37 мм полуавтомат SKC/30 в «зимнем саду» . 24 мая на вторые судки похода вела бой с британской летающей лодкой, и потеряв одну из счетверенных установок, смогла сбить её. После этого лодка отправилась на 2-ух месячный ремонт. И уже 12 июля U-441 вышла в Бискайский залив, в бою с британскими самолётами лодка потеряла весь личный состав верхней вахты. В конце 1943 года Командование подводным флотом отдало распоряжение на переоборудование лодок-ловушек в обычные.

В боях весны-лета 1943 года выяснилось что 20 мм автоматы могут причинить фатальные повреждения патрульному самолёту, но не раньше его атаки, которая при упорстве пилота, могла стать фатальной для субмарины. Для того чтобы остановить атакующий самолёт требовалось более дальнобойное оружие. И этим оружием стала автоматическая 37 мм зенитная пушка Flak 42 , она поступила на вооружение в середине 1943 года.

К 1 декабря 1943 года 18 подлодок сменили Flakvierling на Flak 42. Боекомплект к 37 мм пушке составлял 1195 снарядов, к 20 мм- 4260 снарядов. Дальнейшее совершенствование вооружение прекратилось после принятия на вооружение шнорхеля. На этом противоборство субмарин с самолётами закончилось. Наибольших успехов в борьбе с самолётами добились U-333, U-648 которые сбили по 3 самолёта каждая и U-256 которая одержала победы над 4 самолётами.

Торпедное вооружение

Главным оружием субмарин Типа VII являлись торпеды . Для их пуска имелись четыре носовых и один кормовой торпедный аппарат диаметром 533 мм каждый. Лодки модификации А в запасе имели 6 торпед, на следующих модификациях запас торпед возрос благодаря размещению одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и ещё двух торпед в надстройке, но от них отказались в начале 1943 года по причине их частого повреждения в результате атак эскортных кораблей союзников.

Сами торпедные аппараты имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них производилось с помощью специального пневматического поршня, а не сжатого воздуха, это значительно упрощало систему беспузырной стрельбы. Так же, изменение глубины ходи и поворота гироскопа торпед могло осуществляться прямо в торпедных аппаратах через СРП в командной рубке. Ещё одна особенность этих торпедных аппаратов- возможность постановки из них неконтактных мин.

Конструкция аппарата обеспечивала выход торпед на глубинах до 22 метров. Перезарядка аппаратов занимало сравнительно не много времени, всего от 10 до 20 минут для торпед которые хранились внутри прочного корпуса.

Основные модификации торпед подлодок Типа VII

Название Дата поступления на вооружение Взрыватель Прибор самонаведения или маневрирования Прочие изменения
G7a Т1 Начало 20-х годов KHB Pi1 (могла оснащаться KHB Pi3 с октября 1943 по октябрь 1944 года) Могла оснащаться ПМ FAT I (с ноября 1942 года) или LUT (с лета 1944 года) Нет
G7e Т2 1929 год KHB Pi1 Нет Нет
G7e Т3 Декабрь 1942 года KHB Pi2 Могла быть оснащена ПМ FAT II (с мая 1943 года) Нет
G7e Т3а Середина 1943 года KHB Pi2 Могла оснащаться ПМ с FAT II (с мая 1943 года) или LUT (с мая 1944 года) Дальность хода 7,5 км при 29 узлах
G7e Т4 Falke Февраль 1943 года KHB Pi2 ПС Вес 1937 кг. Дальность хода 7,5 км при 20 узлах.
G7e Т5 Zaunkönig Октябрь 1943 года KHB Pi4 ПС «Амсель» Вес 1497 кг, вес ВВ 274 кг. Дальность хода 5,7 км при 24-25 узлах.
G7e Т5b Начало 1944 года KHB Pi4 ПС «Амсель» Дальность хода 8 км при 22 узлах
G7e T11 Zaunkönig II Апрель 1944 года KHB Pi4 Усовершенствованный ПС «Амсель» Нет

Коротковолновое считалось важнейшим, поскольку оно обеспечивало связь со штабом. Оно включало в себя приемник Е-437-S и два передатчика, 200 ваттный S-400-S и запасной 40 ваттный 40-К-39а, и выдвижную антенну в левом крыле ограждения мостика, если антенна отсутствовала, то роль антенн выполняли оцинкованные сетеотводы, изолированные от корпуса и натянутые талрепами. Приёмник Е-437-S использовался и для приёма СДВ сигналов.

Средневолновое оборудование предназначалось для связи между подлодками. Оно состояло из приемника E-381-S, 150 ваттного передатчика Spez-2113-S и небольшой выдвижной антенны с круглым вибратором в правом крыле мостика. Это же антенна была пеленгатором СВ диапазона. Для кодирования и декодирования использовалась шифровальная машинка «Энигма».

Гидроакустическое оборудование

Наиболее важной составляющей гидроакустического оборудования лодок Типа VII являлась аппаратура GHG , представлявшая из себя 11, а позднее 24 гидрофона, они размещались в носу легкого корпуса полукругом вокруг баллера носовых горизонтальных рулей и соединялись с приёмником во втором отсеке субмарины.

Для повышения точности пеленгования в начале войны использовалась система KDB, из себя она представляла вращающеюся Т-образную антенну с 6 гидрофонами, антенна размещалась на верхней палубе, но поскольку была мало живучей к середине войны от неё отказались. На некторых лодках построенных в последние месяцы войны схема размещения гидрофонов усовершенствовали. 24 гидрофона размещались на выдвигаемой снизу круглой платформе в носовой части. Это схема имела большую точность пеленгования источника шума,(она даже была механически присоединена к СРП) кроме узкого 60 градусной области прямо по корме. Но эта схема не была распространена на Тип VII, поскольку разработана была для лодок Типа XXI .

Радиолокационные станции

Радарами поступавшими во флот, в весьма ограниченном количестве, в первую очередь оснащались лодки типа IX , поэтому их получили считанные лодки Типа VII. Первая РЛС испытанная в Германии в начале 1939 года- FuMO29 «Гема».

Длина волны станции FuMO 29- 80 см., перед рубкой размещалась специальная мачта с антенной матрасного типа в 2х3 м., но от установки такого громоздкого радара на серийных лодках отказались. К этой идеи вернулись в 1941 году, антенные диполи монтировались уже на саму рубку в два ряда по шесть диполей, верхний ряд- приёмный, а нижний передающий. Дальность обнаружения корабля станцией FuMO29- 6-8 км, самолёта на высоте в 500 м- до 15 км.

В 1942 году начался выпуск FuMO-30 усовершенствованной версии FuMO-29, от последней она отличалась антенной матрасного типа в 1х1,5 м, антенна находилась в левом крыле рубки на месте выдвижной антенны КВ диапазона. В 1944 году на вооружение поступила FuMO-61, которая являлась морским вариантом радара ночных истребителей FuMG-200 «Хохентвиль». Имея несколько меньшую длину волны в 54-58 см и антенну, почти идентичную антенне станции FuMO-30, станция имела дальность обнаружения кораблей 8-10 км,а самолётов в 15-20 км.

Станции радиотехнической разведки

Весной 1942 года на территории французского Туниса разбился английский патрульный самолёт, у немцев полностью отпали сомнения в том, что британцы могут использовать для поиска лодок радары. В обломках этого самолёта был обнаружен малоповрежденный комплект станции ASV I. Участившиеся ночные атаки на лодки самолётами Берегового командования заставили Командование Кригсмарине искать выход.

К июлю 1942 года немцы получили первый образец станции радиотехнической разведки FuMB1, в честь французской фирмы сконструировавшей эту станцию её назвали «Метокс» . 26 августа Командование Кригсмарине приказало оснастить этими станциями все лодки.

Сам «Метокс» представлял из себя простейший приёмник, он фиксировал сигнал с длиной волны 1,3-2,6 метра. Он соединялся со внутрилодочной системой связи и сигнал тревоги слышал весь экипаж, немного позднее появился экран показывавший направление на источник излучения. Вращение антенны по горизонтали осуществлялось вручную, к тому же установка этой станции не предусматривалась изначально, поэтому антенна хранилась внутри прочного корпуса и при всплытии выносилась на мостик и подключалась к приёмнику кабелем. Применение «Метокса» позволило на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж.

13 августа 1943 года, Командование Кригсмарине запретило использование «Метоксов», потому как новая британская РЛС ASV III фиксировала излучение «Метокса». Одновременно в производство была пущена станция FuMB9 «Ванц», антенна этой станции представляла собой цилиндр диаметром 20 см и высотой 10 см., она фиксировала излучение во всех направлениях. В ноябре 1943 года появилась вторая неизлучающая модификация FuMB9, и станция FuMB10 «Боркум». Рабочий диапозон РЛС ASV III был закрыт станцией FuMB7 «Наксос».

В дальнейшем на лодках устанавливали «Наксос» и «Боркум» (либо «Ванц»). В апреле 1944 года их заменила FuMB 24 «Фляйге». Из-за появления американских летающих лодок с радарами APS-3 и APS-4, была создана станция FuMB25 «Мюке». В мае 1944 года станции FuMB24 и FuMB25 были объединены в комплекс FuMB26 «Тунис». Но со внедрением шнорхелей, необходимость в станциях радиотехнической разведки отпала.

Командиры

Асы-подводники воевавшие на Типе VII и потопившие более 100 000 тонн транспортного тоннажа:

Имя, Фамилия Даты боевой деятельности Подлодка Количество боевых походов Кол-во потопленных кораблей/ тоннаж Повреждено кораблей/ тоннаж
Отто Кречмер U-99 16 40/ 208 954 5/ 37 965
Эрих Топп Июнь 1940 - Август 1942 года U-552 12 35/ 197 4/ 32 217
Генрих Лемман-Виленброк Ноябрь 1939 - Апрель 1942 года, Сентябрь - Ноябрь 1944 года U-96, U-256 10 24/ 170 237 2/ 15 864
Герберт Шульце Сентябрь 1939 - Июнь 1942 года U-48 8 26/ 169 709 1/ 9456
Гюнтер Прин Сентябрь 1939 - Март 1941 года U-47 10 30/ 162 769 8/ 62 751
Иоахим Шепке Сентябрь 1939 - Март 1941 года U-100 14 36/ 153 677 4/ 17 229
Генрих Блейхродт Сентябрь 1940 - Январь 1943 года U-48 8 24/ 151 260 2/ 11 684
Роберт Гисайе Ноябрь 1940 - ноябрь 1943 года U-98 8 24/ 136 266 1/ 2588
Ганс Йениш Февраль 1940 - Ноябрь 1940 года U-32 6 17/ 110 139 2/ 14 749

Известные лодки

Самые результативные подлодки Типа VII :

11 февраля 1720 года русский изобретатель Ефим Никонов начал строить «потаенное судно», ставшее первой русской подводной лодкой. С того дня субмарины сильно изменились, но в каждой из категорий всегда были первые подлодки.

Первая лодка, осуществившая торпедную атаку

Первая попытка атаковать противника торпедами была предпринята во время русско-японской войны подводной лодкой «Сом» 29 апреля 1905 года в 70 милях от Владивостока. Лодка была замечена двумя японскими миноносцами, под обстрелом быстро погрузилась и предприняла попытку выйти в атаку. Однако туман и высокая скорость кораблей противника не позволили осуществить пуск торпеды. Но сам факт наличия в русском флоте подводных лодок послужил хорошим сдерживающим фактором для японского флота относительно нападения на Владивосток. Во время Первой мировой войны «Сом» по железной дороге был перебазирован на Балтику, где подводная лодка погибла в 1916 году при столкновении с шведским пароходом.

Первая атомная подводная лодка, уничтожившая надводный корабль

Первой атомной подводной лодкой, потопившей торпедами корабль противника является английская лодка Conqueror, которая 2 мая 1982 года в ходе Фолклендского конфликта атаковала группу аргентинских кораблей. Основной целью был выбран второй по величине корабль Аргентины – крейсер «Генерал Бельграно» (бывший американский «Феникс», 1938 года постройки). И, хотя аргентинская эскадра находилась вне объявленной самой же Великобританией 200-мильной зоны конфликта, Conqueror получил личное распоряжение Маргарет Тэтчер атаковать крейсер. Из трех выпущенных торпед две поразили «Генерал Бельграно» и спустя 20 минут крейсер затонул, унося с собой 328 членов экипажа. По иронии судьбы, корабль, уцелевший в Перл-Харборе в 1941 году и Второй мировой войне, погиб спустя 40 лет от торпед бывшего союзника.

Первая атомная подводная лодка

21 января 1954 года в США была спущена на воду первая атомная подводная лодка в мире «Наутилус», имеющая большую по тем временам автономность плавания и способная совершать длительные переходы в подводном положении. Лодка имела водоизмещение 4222 тонн, скорость – 23 узла. Вооружение состояло из шести торпедных аппаратов. «Наутилусу» принадлежит первенство в покорении Северного полюса в 1958 году, поскольку эта лодка является первым кораблем, достигшим полюса. Хотя следует отметить, что служба субмарины проходила далеко не идеально и была связана с целым рядом аварий и происшествий. 3 марта 1980 года «Наутилус» был исключен из состава ВМФ и пять лет спустя превращен в музей подводного флота США.

Самый курьезный случай потопления подводной лодки

Самый курьезный случай гибели подводной лодки был отмечен 2 сентября 1917 года, когда немецкая субмарина U-28 была потоплена… английским грузовиком. U-28 задержала у мыса Нордкап в Баренцевом море английский транспорт Olive Branch, следовавший в Архангельск с грузом боеприпасов и техники, и, дав возможность команде судна пересесть в шлюпки, открыла по транспорту артиллерийский огонь. Один из снарядов вызвал взрыв находившихся на судне боеприпасов. Взрывной волной один из грузовиков был сброшен с верхней палубы и, пролетев значительное расстояние, угодил точно в U-28, которая затонула через несколько минут. Насколько правдоподобна эта история, сказать сложно… О ней известно лишь со слов экипажа Olive Branch, который отказал немецким подводникам в спасении и вполне вероятно, что эта история является лишь частью легенд британского флота.

Первая по результативности

Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

Первая отечественная дизельная подводная лодка

Опыт русско-японской войны показал, что бензиновые двигатели являются на подводных лодках ненадежными и пожароопасными. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны флоты ведущих мировых держав начинают пополняться дизельными подводными лодками. В России идея оснащения субмарин дизельными двигателями принадлежала генерал-майору профессору Ивану Григорьевичу Бубнову. Построенная по его проекту «Минога» прошла успешные испытания и послужила прототипом для целой серии более совершенных дизельных подводных лодок. В годы Первой мировой войны «Минога» несла дозорную службу на Центральной минно-артиллерийской позиции, правда, побед не имела. Во время Гражданской войны лодка была переведена на Каспийское море, где продолжала оставаться до конца своей службы в 1926 году.

Первая цельнометаллическая подводная лодка

Первая цельнометаллическая подводная лодка была построена в России в 1834 году по проекту инженера Шильдера. Лодка приводилась в движение мускульной силой экипажа, и ее скорость была невелика. Вооружение состояло из гальванической мины и установок с зажигательными ракетами. К сожалению, отличавшийся оригинальностью проект не получил необходимой поддержки и дальнейшего развития, а сам создатель лодки позднее погиб в Крымской войне при осаде русскими войсками Силистрии.

По этой же теме:

Подводная война в Первую мировую: как это было Видео: 7 самых странных заброшенных подводных лодок и баз

1.3. ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КРИГСМАРИНЕ (тип VII)

Тип VII (средние)

«Семерки» - лодки типа VII - имели водоизмещение от 600 до 1000 тонн. Их скорость хода в надводном положении 16-17 узлов, в подводном - 8 узлов. Это были уникальные субмарины, как по количеству - 718 лодок, построенных за девять лет, - так и по некоторым своим характеристикам. «Семерки» оказались высокоманевренными и с хорошей мореходностью. Большинство немецких асов-подводников первых лет войны добились своих успехов и славы за штурвалами лодок типа VII-B, а самой крупносерийной лодкой для своего времени стала «семерка» серии С. На воду было спущено более 600 этих субмарин и еще немалое количество находилось на стапелях в момент окончания войны. Хотя к концу войны этот тип лодок основательно устарел, в момент своего появления VII-C была достаточно мощным и маневренным кораблем, более чем подходящим для операций в Атлантическом океане, и относительно простым в постройке. Она превратилась в типовую модель, сконцентрировавшую в себе все достижения немецких конструкторов. причем с течением времени корабль постоянно совершенствовался, изменяясь под влиянием приобретенного боевого опыта.
Субмарины типа VII стали самыми знаменитыми ПЛ Второй мировой войны и самой массовой серией ПЛ в истории. Руководству Кригсмарине они представлялись практически идеальным типом подводной лодки, сочетая в себе мощное для своих размеров вооружение, превосходные маневренные качества, очень малое время погружения (25–20 с), значительную дальность плавания и относительную дешевизну постройки.
Спроектированы на основе прибрежной ПЛ типа UB-III периода Первой мировой войны, но с использованием теоретического чертежа лодки II серии, размеры которой были увеличены линейным преобразованием.Эти лодки были однокорпусные, с добавлением булей для улучшения надводной плавучести и внутренним расположением топливных цистерн. Толщина прочного корпуса достигала 18,5 мм, что обеспечивало рабочую глубину погружения до 100 м и предельную - до 200 м.
Лодки серии VIIA (10 ед.) отличало размещение кормового ТА в легком корпусе выше ватерлинии. Их подводная маневренность и дальность плавания считались недостаточными.
На серии VIIB (24 ед.) вертикальный руль заменили двойным и увеличили запас топлива, для чего корпус удлинили на 2 м и оборудовали под хранилища соляра часть булевых цистерн. Кормовой ТА устанавливался в прочном корпусе и располагался между рулями, а 20-мм автомат был перенесен с палубы на ограждение мостика. Одним из немногих недостатков проекта считалась слабая система вентиляции, но во время войны большинство ПЛ оборудовали дополнительными вентиляционными трубами, проходившими снаружи рубки.
Самой многочисленной была серия VIIC. Ее особенность - удлиненный на 0,6 м корпус под планируемое оснащение всех ПЛ гидролокаторами. Прирост водоизмещения вызвал незначительное снижение скорости хода, но позволил увеличить запас топлива. В середине 1941 г. появился модифицированный проект VIIC/41, в котором увеличение толщины корпуса до 21,5 мм позволило довести рабочую глубину погружения до 120 м, а предельную - до 250. Всего, включая модификации, был выдан заказ на постройку 1006 лодок; в строй вступили 572 единицы типа VIIC и 87 - типа VIIC/41, еще 5 (U-474, U-902, U-906, U-996, U-1026) были уничтожены после спуска на воду, не успев войти в строй флота.
Дальнейшим развитием проекта должны были стать ПЛ серий VIIC/42 и VIIC/43, но их так и не воплотили в металле. Осталась «на бумаге» и серия VIIE, спроектированная под мощный облегченный дизель «Deutz» с V-образным расположением цилиндров. Кроме того, существовало две специальных модификации VII серии: тип VIID - подводный минный заградитель; тип VIIF - транспортная ПЛ. Они будут рассмотрены ниже.
Вместо торпед «семерки» могли принимать 24 мины ТМА или 36 мин ТМВ. На последние ПЛ серии VIIC/41 оборудование для минных постановок не устанавливалось. В связи с отставанием производства вооружения, 5 ПЛ (U-72, U-78, U-80, U-554, U-555) вступили в строй всего с двумя носовыми ТА и использовались только в качестве учебных, еще 7 ПЛ (U-83, U-203, U-331, U-351, U-401, U-431, U-651) не имели кормового ТА.
В конце 1942 г. было принято решение о демонтаже 88-мм орудия со всех лодок VII серии, но часть из них, особенно учебные и действовавшие на второстепенных театрах, сохранили его до конца войны. С лета 1942 г. началось усиление зенитного вооружения. Позади ограждения рубки монтировалась невысокая платформа (так называемый «Wintergarten») с 1x2, затем 1x4 20-мм автоматом; позади мостика ставились 2x1 или 2x2 20-мм автомата. На ПЛ, действовавших на Средиземном море, устанавливались итальянские спаренные 13,2-мм пулеметы. Наиболее необычным проектом стали «зенитные» ПЛ - ловушки для самолетов. Первой в мае 1943 г. таким образом переоборудовали U-441 (кодовое обозначение проекта «U-Flak-1»), получившую 1x1 37-мм и 2x4 20-мм автомата; затем аналогичным образом перевооружили U-256, U-621 и U-953; однако идея себя не оправдала, и вскоре все ПЛ перевели в обычные, а начатые работы на U-211, U-263 и U-271 отменили. К концу войны стандартное артиллерийское вооружение ПЛ VII серии состояло из 1x1 37-мм и 2x2 20-мм автоматов. С начала 1944 г. лодки стали оснащать «шнорхелем» (первой его получила U-264).
Заказ на первые 6 ед. серии VIIA был выдан 1.4.1935; на последние лодки серии VIIC/42–17.4.1943, но из-за запрета руководства Кригсмарине на закладку новых ПЛ типа VII их строительство даже не начиналось. U-428, U-746, U-747, U-429, U-748, U-430, U-749, U-1161, U-750 в июне 1943

Подлодка Даты боевой деятельности Кол-во походов Дней в море всего Потоплено судов всего/ тоннаж Повреждено кораблей/ тоннаж
U-48 Сентябрь 1939 - Июнь 1944 года 12 314 51/ 306 875 3/ 20 480
U-99 Июнь 1940 - Март 1941 года 8 119 35/ 198 218 5/ 37 965
U-96 Декабрь 1940 - Март 1943 года 11 414 27/ 181 206 4/ 33 043
U-552 Февраль 1940 - Апрель 1944 года 15 600 30/ 163 756 3/ 26 910
U-47 Сентябрь 1939 - Март 1941 года 10 228 30/ 162 769 8/ 62 751
U-94 Ноябрь 1940 - Август 1942 года 10 358 26/ 141 852 1/ 8022
U-100 Август 1940 - Март 1941 года 6 106 25/ 135 614 4/ 17 229
U-32 Сентябрь 1939- Ноябрь 1940 года 9 172 20/ 116 836 U-96

Н-7, С-7

Тип «С» IX-бис серии


фотография:



ПЛ С-7 типа "С" IX-бис серии в Кронштадте. 1942 год.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина".


историческая справка:


1936 год 14 декабря
Заложена в г.Горький на заводе "Красное Сормово" (с 1937 - завод №112) под литерным обозначентем "Н-7" ;

1940 год
Совершила переход по Мариинской водной системе с завода №112 (г.Горький) в Ленинград в доке;

1940 год 30 июня (7 августа?)
Вступила в строй. По другим данным - 07.08.1940 (возможно это дата утверждения приемного акта);

1940 год 23 июля
Вошла в состав Балтийского флота. Зачислена в состав 16-й(?) ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;

1941 год 19 - 24 июня
С 19.6 находилась в дозоре на западных подходах к Ирбенскому проливу (позиция №8). 22.6 в 00.55 командир получил сигнал о переводе всего флота в оперативную готовность №1, а в 15.45 получил радиограмму "Перейти на несение дозора по военному времени". О начале войны с Германией командир лодки узнал в 19.59. В 20.00 обнаружила рубку ПЛ (возможно германской "U 144"). Около 00.30 24.6 на расстоянии 7-8 каб. были обнаружены 2 ТКА (германские "S-35" и "S-60"), которые дали наши опознавательные. Сблизившись на расстояние 2 каб., ТКА выпустили по ПЛ 2 торпеды, которые прошли по левому борту на расстоянии 1-2 м, одновременно обстреляв ее пушечно-пулеметным огнем. ПЛ срочно погрузилась. Катера сбросили 4 глб. В VII отсеке возникло возгорание, которое было быстро ликвидировано. В результате обстрела легкие повреждения получили ограждение рубки, надстройка и обшивка балластной цистерны №6. Около 5 ч лодка всплыла и в 08.00 прибыла в Виндаву;

1941 год 25 июня - 2 июля
25.6 перешла в Усть-Двинск. 27.6 - в Куйвасте, 1 или 2.7 - в Рохукюла;

1941 год 3 - 21 июля
Боевой поход. В 20.00 3.7 вышла в район Либавы (позиция №20). Выведена через пролив Соэлавяйн ТЩ-297, 2 СКА и 2 КАТЩ. Патрулировала на позиции с 6 по 20.7. Вечером 13.7 и днем 17.7 обнаруживала в аванпорту Виндавы корабли противника, но не смогла атаковать их из-за малых глубин. Днем 18.7 командир отказался от атаки 7 ТЩ из-за их малой осадки. Вечером 19.7 не смог атаковать 2 ПЛБ в охранении 3 ММ из-за невыгодного КУ. В 13.48 21.7 ПЛ прибыла в Триги;

1941 год 21 июля - сентябрь
21-22.7 перешла в Таллин, 23-24.7 - в Кронштадт. 24.7-7.8 прошла докование и подготовлена к переходу по ББК на СФ. В начале сентября возвращена в боеготовое состояние и 11.9 перешла из Ленинграда в Кронштадт. В середине сентября готовилась к прорыву через пролив Эресунд (операция отменена);

1941 год 28 сентября - 21 октября
В 22.15 28.9 перешла к о. Лавенсари для скрытого базирования. В 05.00 21.10 вернулась в Кронштадт;

1941 год 27 октября - 16 ноября
Боевой поход. В 18.00 27.10 вышла в Нарвскую бухту (позиция №5/6). В вечерние часы 28.10 выпустила 44 100-мм и 92 45-мм снаряда по ст. Иеве и сел. Ведаете. В дальнейшем в вечерние часы ПЛ произвела еще несколько обстрелов объектов на берегу Нарвского залива: 30.10 ст. Вайвара (54 100-мм), 2.11 завода в сел. Асери (30 100-мм и 3 осветительных), 6.11 г. Нарва и ст. Нарва-Иыесу (71 100-мм, 90 45-мм и 3 осветительных) и утром 15.11 сел. Тойва (22 100-мм и 3 осветительных). Контактов с кораблями противника не имела. В 03.31 16.11 вернулась в Кронштадт;

1941 год 16 декабря
Во время стоянки у Дворцового моста легко повреждена осколками артиллерийского снаряда, взорвавшегося в 8-10 м от левого борта VII отсека - перебита топливная магистраль в надстройке;

1942 год 2 июля - 11 августа
Боевой поход. В 23.30 2.7 - 09.04 3.7 перешла к о. Лавенсари (переход обеспечивал 1 СКА). В 23.15 4.7 вышла в Норчёпингскую бухту (позиция №4). В 05.32 5.7 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа мины (кроме того имела еще одну мнимую встречу) - взрыва не последовало. Днем 7.7 при форсировании в подводном положении заграждения "Апольда" коснулась минрепа минного защитника. В 19.30 завершила форсирование Финского залива и в 16.15 8.7 прибыла на позицию в районе м-ка Ландсорт. Вечером не смогла атаковать ОТР, скрывшийся в шхерах. В 03.05 9.7 во время зарядки АБ атакована шведским самолетом, сбросившим на ПЛ 2 бомбы. Утром 9.7 командир ПЛ обнаружил и начал преследование КОН (8 ТР, 1 ЭМ, 2 СКР), в ходе которого в 16.17 вышел в торпедную атаку на ОТР (ТР? т, атака=подв/ви/2,12 каб., ТР отвернул в сторону - безуспешно атакован шведский ТР "Норег"). Попытка атаковать КОН, предпринятая в 16.51-17.33, сорвалась из-за угрозы тарана шведским СКР. В 19.29 ПЛ произвела торпедную атаку ОТР (ТР 7000 т, атака=подв/пр/1, хвостовой стопор зажат в ТА - торпеда не вышла). В 19.42 ПЛ всплыла и, догнав ТР в позиционном положении, в 19.58 вновь атаковала его в точке 58°26" с.ш./17°13" в.д. (атака=надв/пр/1, д=4 каб., торпеда попала в район мостика, ТР затонул - потоплен шведский ТР "Margareta" ("Маргарета"), 1272 брт, с грузом угля для Швеции, +14). 10.7 перешла к северному входу в пролив Кальмарзунд (позиция №3). Утром 11.7 обнаружила КОН, атака которого сорвалась из-за большой дистанции. В 16.58 произвела торпедную атаку КОН (16 ТР, 2 СКР) (последовательно атаковала ТР 12000 и 8000 т, атака=подв/пр/2, д=8 каб., услышаны два взрыва - в точке 57°45" с.ш./17°00" в.д. потоплен шведский ТР "Lulea" ("Лулео"), 5611 брт, с грузом руды для Германии, +8). Шведский СКР "Снаппханен" и "Ягарен" сбросили на ПЛ 26 глб, не причинивших ей повреждений. Днем 13.7 у северной оконечности о. Эланд обнаружила КОН, но в атаку не вышла. В 12.23 14.7 атаковала ОТР (ТР? т под финским флагом, атака=подв/пр/1, д=4 каб., ТР уклонился от торпеды - зарубежных данных нет). В 14.38 произвела торпедную атаку КОН (17 ТР, 2 ЭМ, 2 СКР) (ТР? т, атака=подв/пр/1, д=10 каб., промах - зарубежных данных нет), при попытке повторной атаки момент залпа пропущен из-за угрозы тарана ЭМ. Днем 15.7 не смогла атаковать обнаруженный КОН, из-за неудобства атаки из кормовых ТА (в носовых ТА торпед не осталось). В течение ночи и дня 16.7 несколько раз обнаруживала шведские корабли и самолеты ПЛО. Утром 17.7 ПЛ не удалось атаковать КОН из-за невыгодного КУ. В ночь на 19.7 по приказу командования начала переход в район м-к Ужава - м. Ристна (позиция №7) и в 08.35 19.7 прибыла на позицию. 22.7 осмотрела аванпорт Виндавы, но кораблей противника не обнаружила. Утром 24.7 не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции и ОТР - из-за малых глубин. В 08.45 27.7 ПЛ произвела торпедную атаку ОТР юж. Виндавы (ТР? т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., промах). После всплытия ПЛ догнала ТР и в 09.43 с дистанции 40 каб. открыла артиллерийский огонь из 100-мм орудия. После второго выстрела у орудия заклинил замок (лопнул и сместился лейнер). Германский ТР "Ellen Larsen" ("Эллен Ларсен") (1938 брт) выбросился на мель (впоследствии снят и отремонтирован). В ночь на 28.7 ПЛ перешла в район м. Акменрагс. Утром 29.7 обнаружила КОН, который не смогла атаковать из-за малых глубин. В 08.45 30.7 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (4 ТР) у м. Акменрагс (ТР 8000 т и? т, атака=надв/пр/1+1, д=6 каб., 1-я торпеда попала в ТР, от другой ТР уклонился - в точке 56°53"5 с.ш./21°09" в.д. потоплен германский ТР "Kathe" ("Кате"), 1599 брт, совершал рейс Штеттин - Рига со штучным грузом, +6, -4). 31.7 перешла в район м-ка Вильсанди (о. Сарема). Днем 1.8 обнаружила КОН, но в атаку не выходила из-за малой осадки целей. В ночь на 2.8 перешла в район м. Ристна, в ночь на 4.8 - в район Виндавы. В 10.15 5.8 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 1000 т, атака=надв/пр/1, д=6 каб., торпеда сошла с курса), которая затем была продолжена артиллерией. В 10.21-11.57 (с перерывами) ПЛ обстреляла ТР из 45-мм орудия (всего израсходовано 380 снарядов) - в точке 5742" с.ш./21°20" в.д. потоплен финский ТР "Pohjanlahti" ("Похьянлахти") (682 брт; шел с грузом картофеля в Финляндию, +0, капитан и 1 матрос взяты в плен). В ночь на 6.8 перешла к м. Ристна, где оставалась до вечера 8.8. Днем 9.8 начала форсирование Финского залива. В 12.05 в районе о. Осмусаар коснулась трубки КА мины ЕМС - взрыва не последовало. Днем 10.8 западнее м. Юминда имела мнимую встречу с минрепом. В 20.30 11.8 встречена северо-западнее о. Лавенсари СКА "МО №107" и в 21.49 прибыла в бухту Норре-Каппельлахт;

1942 год 11 - 12 августа
22.25 11.8 - 04.00 12.8 в сопровождении БТЩ-215, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт, где прошла межпоходовый ремонт;

1942 год 17 - 21 октября
Боевой поход. В 20.05 17.10 - 04.25 18.10 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -215, -218 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 01.00 19.10 вышла в точку погружения, в 03.10 погрузилась и начала переход на позицию в южной части Ботнического залива (позиция №8). В 04.00 21.10 донесла об окончании форсирования Финского залива. В 20.43 в точке 59°50"7 с.ш./19°32"2 в.д. торпедирована и потоплена финской ПЛ "Vesihiisi" ("Весихииси"). 42 члена экипажа погибло, 4 (командир С.П. Лисин, матросы В.С. Субботин, А.К. Оленин, В.И. Куница, находящихся в момент взрыва на мостике) - попали в плен. Спасенные были доставлены на Аландские острова и находились в финском плену до выхода Финляндии из войны в 1944 году. С.П. Лисин о присвоении ему звания Героя Советского Союза узнал, уже находясь в плену;

1998 год
Обнаружена в территориальных водах Швеции в районе маяка Седерарм на глубине 30-40 метров и частично обследована на дне шведскими аквалангистами С.Хюльквистом, А.Яллаем, П.Хедлюнгом и Ю.Санде;

2012 год
На начало года к подъему не планировалась.


командиры:


1. Лисин С.П. (02.10.1938-21.10.1942)


список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Газета "Страж Балтики" 11.08.1998г.
9. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
12. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.

подводная лодка IX-бис серии

    Заложена 14 декабря 1936 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 236 и литерным обозначением «Н-7». 5 апреля 1937 года подводная лодка спущена на воду. 20 октября 1937 года корабль получил литерное обозначение «С-7». 30 июня 1940 года субмарина вступила в строй и 23 июля 1940 года вошла в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ Краснознаменного Балтийского флота.

    Еще 19 июня 1941 года «С-7» под командованием капитан-лейтенанта Сергея Прокофьевича Лисина вышла в море для несения дозора в западной части Ирбенского пролива. В 00.55 22 июня командир субмарины получил сигнал о переводе флота на оперативную готовность № 1, а в 15.45 поступил приказ «о несении дозора по военному времени». О начале войны экипаж «С-7» узнал только в 19.59 22 июня. Около 23.00 23 июня «С-7» обнаружила два торпедных катера, которые дали советские опознавательные сигналы, вероятно, захваченные на одном из постов СНиС (Службы наблюдения и связи). Это были германские шнельботы «S-60» и «S-35» из состава 3-й катерной флотилии. Подводная лодка не погружалась, так как командир хотел передать на катера больного краснофлотца. Сблизившись с «С-7» шнельботы практически в упор – с 2 кабельтовых атаковали ее торпедами. Только своевременные и правильные действия верхней вахты спасли корабль от гибели, торпеды прошли в метре от левого борта субмарины. Подводная лодка погрузилась. Катера тем временем вели огонь из зенитных автоматов, а затем сбросили 4 глубинных бомбы. (Через 4,5 часа, после часового боя, эти шнельботы потопили ПЛ «С-3» , которая уходила из Либавы.) Несмотря на то, что подлодка получила повреждения, а в VII отсеке возник пожар, который был быстро потушен, она благополучно дошла до Виндавы.

    3 июля «С-7» вышла в район между Виндавой и Либавой (позиция № 20). После безрезультатных поисков (хотя, вечером 19 июля у Виндавы подводная лодка обнаружила немецкий конвой, но из-за мелководья не атаковала), субмарина 22 июля вернулась в бухту Триги.

    В конце месяца «С-7» перешла в Ленинград, где в составе 2-го эшелона ЭОН-15 (Экспедиция особого назначения) начала подготовку к перебазированию на Север, но 31 августа немцы вышли к Неве, что сделало переход невозможным. Самоубийственный прорыв через Балтийские проливы (предполагалось движение через Эресунд, где несколько часов подводная лодка должна идти в районе с глубинами до 8 м в надводном положении), в сентябре 1941 года скоро тоже быстро отставили.

Командир «С-7» С.П. Лисин.
Командир «С-7» С.П.Лисин и военком В.С. Гусев на мостике.

    С 30 сентября по 21октября 1941 года, когда советское командование ожидало появление крупных немецких кораблей у Кронштадта, «С-7» безрезультатно находилась на «позиции ожидания» между Лавенсари и Гогландом. 27 октября подводная лодка вышла в Нарвскую бухту (позиция № 5/6) с задачей артобстрела береговых целей в районе Нарвы. Для этой цели «С-7» приняла усиленный артбоезапас, набив снарядными ящиками I и VII отсеки. (За два дня до этого артналет на Нарву должна была произвести «П-2» , но из-за неправильных действий экипажа и полученных вследствие этого повреждений, подводная лодка была вынуждена прервать выполнение задачи). Вечером следующего дня «С-7» подвергла артобстрелу ряд береговых объектов на станции Иеве и в селе Веласте. (Выпущено 44 100-мм и 92 45-мм снаряда). В дальнейшем подводная лодка неоднократно (30 октября, 2, 6 и 15 ноября), подвергала артобстрелу береговые объекты в районе железнодорожной станции Вайвара, сланцевого завода в Асери, Нарвы, Нарвы-Йысуу и Тойлы. (Всего израсходовано 272-100-мм и 184-45-мм снаряда). Результаты обстрелов остались неизвестными, только 6 ноября при обстреле Нарвы с подводной лодки наблюдали сильный взрыв. Контактов с кораблями противника лодка не имела и 16 ноября вернулась в Кронштадт.

    Всю первую военную зиму «С-7» провела в Ленинграде, где 16 декабря при стоянке у Дворцового моста получила незначительные повреждения от близкого разрыва трех снарядов.

Командный состав «С-7» на мостике: помощник командира А.И. Домбровский, командир подлодки С.П. Лисин и военком В.С. Гусев.

Командный состав «С-7» после награждения.
    Сидят (слева направо): помощник командира капитан-лейтенант А.И. Думбровский, старшина группы электриков мичман П.И. Ляшенко, командир лодки капитан-лейтенант С.П. Лисин, военком старший политрук В.С. Гусев, командир БЧ-1 старший лейтенант М.Т. Хрусталев; стоят: старшина группы радистов главстаршина А.А. Антифеев, командир отделения трюмных.старшина 1-й ст. П.А. Скачко, командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант О.Г. Брянский, боцман главстаршина П.В. Пятибратов, старший лейтенант командир БЧ-3 Г.А. Новиков, лекпом, старший военфельдшер Ф.М. Шкурко, мичман старшина группы торпедистов А.Ф. Винокуров, старшина группы трюмных главстаршина В.И. Нахимчук.

Механик 5-го дивизиона ПЛ инженер-капитан 3 ранга В.Е. Крож, в качестве командира БЧ-5 принимавший участие в июльском 1942 года походе «С-7». Его перу принадлежит книга воспоминаний «Запас прочности» .

Электромоторный отсек «С-7». Старшина группы электриков мичман П.И. Ляшенко (справа) и трюмный старший краснофлотец В.И. Куница (слева).

    Кампанию 1942 года «С-7» начала 2 июля. Прибыв в Кронштадт, пройдя размагничивание и догрузившись припасами, подводная лодка уже 5 июля покинула Лавенсари. Ночью в надводном положении благополучно форсировав минное заграждение «Юминда» она 7 июля направилась в район к западу от острова Готланд в Норчёпингскую бухту (позиция № 4) с задачей «уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли за исключением военных кораблей шведского флота». Утром 9 июля подлодку атаковал шведский патрульный самолет, когда субмарина находилась в международных водах. Вечером того же дня «С-7» неудачно атаковала двумя торпедами пароход «Норег» («Noreg»), принадлежащий Швеции. Через 4 часа подводная лодка торпедой потопила шведский транспорт «Маргарета» («Margareta», в 1.272брт, по другим данным «Принцесса Маргарита») с грузом угля из Германии. При выстреле хвостовой стопор первой торпеды был зажат в торпедном аппарате. Подводной лодке пришлось всплывать и догонять судно. Вторая атака была успешной, и транспорт затонул в точке 58°26" с.ш./17°13" в.д. 14 человек из его экипажа погибли. 11 июля ко дну пошел шведский рудовоз «Лулео» («Lulea», 5.611 брт), шедший в охранении сторожевиков «Снаппханен» и «Ягарен», которые безрезультатно сбросили на лодку 26 глубинных бомб. 14 июля «С-7» дважды выходила в атаку, но выпущенные торпеды прошли мимо цели.

    Одна из жертв подводной лодки «С-7» шведский рудовоз «Lulea».
    11 июля 1942 года. Последние минуты парохода «Lulea» (2.3)
    Пароход «Pohjanlahti», потопленный 5 августа 1942 года.
    Первые пленные балтийских подводников. Краснофлотец конвоирует доставленных подводной лодкой «С-7» капитана Лайнио Кутоса Кайнио финского транспорта «Pohjanlahti» и кочегара Коснинен Анимо Вильгельма.

    В силу того, что, по заявлению МИД Швеции, оба транспорта были потоплены в пределах 6-мильной зоны территориальных вод Швеции, «С-7» была отозвана с позиции, чтобы не обострять международные отношения, и направлена в район Виндавы. (Оба судна потоплены за пределами 6-мильной зоны). Утром 27 июля лодка атаковала германский транспорт «Ellen Larsen» («Эллен Ларсен», 1.938 брт). Торпеды прошли мимо, и всплывшая субмарина попыталась уничтожить его артиллерией, но на втором залпе вышло из строя 100-мм орудие (замок заклинил лопнувший и сместившийся лейнер). Тем временем транспорт выбросился на отмель, и подоспевшие сторожевые катера не дали его добить. (Впоследствии судно было восстановлено).

    30 июля в условиях малых глубин у Павилосты «С-7» двумя торпедами из позиционного положения на глазах у береговых наблюдателей был дерзко потоплен транспорт «Кате» («Kate», 1.559 брт). Последняя оставшаяся торпеда была использована для атаки одиночного судна у мыса Стейнорт утром 5 августа. Им оказался финский пароход «Похьянлахти» («Pohjanlahti», 1898 г., 682 брт), шедший с грузом картофеля из Риги в Мянтилуотто (из-за угрозы подводных лодок судну было приказано срочно повернуть на Либаву). Торпеда прошла мимо, и командир подводной лодки решил уничтожить судно артиллерией. Необходимо отметить, что экипаж субмарины сильно рисковал, так как 100-мм орудие было неисправно, а огонь из 45-мм пушки не имел должного разрушительного эффекта. (Большую часть боезапаса составляли зенитные осколочно-трассирующие снаряды). На «Похьянлахти» пришлось потратить 380 снарядов и более получаса времени. Наконец, превращенный в решето транспорт загорелся и медленно начал погружаться. От гибнущего судна отвалили две шлюпки, в одной из них был капитан парохода с комплектом судовых документов и карт. Взяв на борт «языков», 11 августа «С-7» благополучно вернулась в базу, завершив тем самым едва ли не самый удачный поход советской подводной лодки в Великую Отечественную войну – потоплено 4 судна (9.164 брт), один транспорт (1.938 брт) поврежден. Весь экипаж подводной лодки был удостоен государственных наград, командир был представлен к званию Героя Советского Союза, а «С-7» скоро должна была стать гвардейским кораблем.

    В свой последний поход подводная лодка вышла 17 октября 1942 года. Он готовился основательно: БЧ-1 и группа движения были продублированы офицерами. В состав экипажа дополнительно были включены штурман с «П-3» старший лейтенант Смирнов Б.Н. и командир БЧ-5 с «С-13» капитан-лейтенант Брянский О.Г. 21 октября «С-7» благополучно форсировала противолодочные заграждения, и вечером того же дня дала краткую радиограмму о выходе в Балтийское море. Согласно Таблице условных сигналов сообщение состояло всего из пяти слов, передатчик лодки был в эфире меньше минуты. Но и этого стало достаточно для службы радиоперехвата противника. Из Мариенхамна вышли на охоту финские субмарины. Ночью 5 милях западнее (по другим данным в 10-15 милях севернее) маяка Содерарм в Аландском море «С-7» была обнаружена и атакована финской подводной лодкой «Весихииси» («Vesihiisi», командир капитан-лейтенант Олави Айтолла). В 20.41 финская подводная лодка выпустила торпеду. Командир «финки» уже посчитал, что промахнулся (так как неверно оценил дистанцию) и приказал открыть артиллерийский огонь, как спустя три минуты торпеда попала в район VII отсека «С-7», и советская подводная лодка мгновенно затонула. 42 человека погибли . Четверых человек, в том числе и командира, финны сумели спасти. (Это были С.П. Лисин, краснофлотцы В.С. Субботин, А.К. Оленин и В.И. Куница) Уже находясь в плену, командир «С-7» С.П. Лисин узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

Командиры финских подводных лодок, победители советских субмарин. Слева направо: O.Aittola («Vesihiisi») и A.Leino («Vetehinen»).

    В 1993 году «С-7» была найдена на месте своей гибели на глубине 30-40 м и обследована шведскими водолазами С.Хюльквистом, А.Яллаем, П.Хедлюнгом и Ю. Санде.