Жизнь и судьба. Сергей Есенин. Жизнь и судьба Столица городов русских: начало новой жизни


Сочинение

На долю поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За талант – плата особая. Опутанная недомолвками и пересудами судьба великого русского поэта Сергея Есенина – тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, романтическую жизнь он пробуждал у окружающих бурные, противоречивые страсти и сам разрывался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже больше семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «Есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним сталкивалось. Есенин в нашей литературе фигура своего рода культовая. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и другое. Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром (На лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна. В одном только не повезло Есенину.

Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины. Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на этом и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации вида поэта, удивительным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно большой: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, восклицания «Мать моя – родина, я большевик» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающийся от ГПУ и наконец захваченного этим ГПУ в гостинице «Англетер». «Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, она почему-то неинтересна, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один исследователь, изучающий Есенина, – англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Итак, Маквей выразил интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает знаменитых рок-звезд, которые рано ушли из жизни, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархический. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, какие бы не были объективные исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего – политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями.

Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивы и не точны, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более – в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который сможет осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эту тему, попробую вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, – писал Есенин в автобиографии, – С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери…». Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковную школу. Но, закончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом. На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, при этом работал в разных местах, чтобы заработать на жизнь. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья.

Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы посетить Анну и сына. «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно наскочил в Петербург. Там меня приняли довольно радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». «Наскочил» он в Петербург робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадью стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов – завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, ставшим другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «литературные» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, – к его огромному таланту. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы никогда. Поэту был 21 год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м году, он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Во время революции 1917 года Есенин снова дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП (б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам». Октябрь зацепил в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал одним из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голуби», книгу раскупили за несколько дней. А незадолго до этого, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, служившей секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей – дочь Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным – летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они расторгли брак в 1921 году). В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа. Ее инициаторы называли себя имажинистами. В нее входили Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и другие молодые поэты. Школе нужна была центральная фигура, яркое, сильное поэтическое имя. Взяли Есенина. И это был главный и единственный козырь имажинистов. Без Есенина школа была бы пустым местом. А самому Есенину имажинизм совсем не был нужен. В 1919 году в Москве начали открываться одна за другой книжные лавки писателей. Писатели сами торговали книгами и своими писательскими автографами. Поэты читали свои стихи в кафе и клубах, получая за выступление гонорар. Открыли свою книжную лавку и поэты-имажинисты. Умудряясь издавать свои стихи (а время было тяжелое и бумаги не хватало), они продавали их в своей книжной лавке. Книги их, и особенно стихи Есенина, расходились быстро. Как жилось в эти годы Есенину? Писал он много и легко, а печатался больше и чаще других. Нередко выступал со своими стихами в различных кафе, в том числе – в имажинистском «стойло Пегаса». Да и зарабатывал больше других. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем другим. Совсем не легко, и не весело. Питался он плохо. И к тому же у него не было своего угла. Время от времени находился то в Пролеткульте на Воздвиженке, то на Знаменке, то на Красной Пресне жил у скульптора Сергея Коненкова, то у других друзей и знакомых – как у мужчин, так и у женщин. У кого приходилось… Потом стал квартировать в Богословском вместе с Мариенгоф, которого считал своим лучшим другом. Так и жил Есенин бродячей, кочевой жизнью, подчеркнуто богемной. Впрочем, и в последующие годы, до самой своей смерти, он так и не нашел постоянного пристанища. Годы войны и революции наложили на Есенина определенный отпечаток.
В семнадцать лет он по религиозным соображениям стал вегетарианцем и трезвенником. В армии пристрастился к выпивке и, хотя бросил пить. Вернувшись в Москву, Есенин вновь стал жить бездомной, кочевой жизнью, с роями собутыльников и дармоедов, которые постоянно вились вокруг него. Он задыхался в этой нездоровой атмосфере. Он погибал, вдыхая ее пьяный угар. Стал задиристый, легко затевал ссоры и часто вспыхивал, иногда по пустякам. Так шли дни за днями, и вдруг – новая сенсация: после головокружительной связи с Айседорой Дункан Есенин женился на Софье Андреевне Толстой! Она, конечно же, его любила – это внучка Льва Толстого, но он ее так и не смог полюбить. А она тем временем собралась выступить в роли спасительницы великого поэта, всеми силами стараясь вырвать его из среды шинкарей дармоедов, создать нормальные условия для работы, избавить от кочевой жизни… Но сделать это ей оказалось не под силу. Спасение не удалось. Есенин вновь оказался в «стойле Пегаса». В это время были написаны поэма «Черный человек» и надрывные стихи «Москва шинкарей». А в октябре 25-го Есенин попал в психиатрическую больницу, чтобы пройти там двухмесячный курс лечения. Не выдержал – сбежал через месяц. Дальнейшее хорошо известно, хотя «темных пятен» в гибели поэта предостаточно. Поехал в Ленинград. Надеялся там найти квартиру, начать издавать журнал… 29 декабря 1925 года вечерние ленинградские газеты, а на следующий день газеты всей страны, сообщили, что в ночь с 27 на 28 декабря в гостинице «Англетер» поэт «обратил вокруг своей шеи два раза веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаковскую площадь ». Такова официальная версия его смерти. Самоубийство.

Существует и другая версия, согласно которой он был убит по указанию ГПУ. До сих пор не утихают споры: самоубийство? .. или же убийство? .. Это тайна, разгадку которой Сергей Есенин унес с собой в могилу. В любом случае смерть его – среди многих других трагических смертей одна из самых страшных: висельник, залитый кровью, вылившейся из перерезанных вен… Так трагически закончилась жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. И мы не вправе судить, хороший или плохой он был в этой своей переполненной страданиями жизни. Ведь к поэтам нельзя относиться с обычной меркой. Они имеют права, которых попросту нет у обывателя, поскольку стоят несказанно выше и вместе с тем… несказанно ниже каждого из обычных смертных. Почему? Потому что это бессознательной существо, и в то же время – это такой поэт, который встречается один раз в столетие. Примерно так сказал Анатоль Франс о Верлене. Современники Есенина считали, что это высказывание применено и к нему.

Текст сочинения:

На долю истинного поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходиҭся платить. За дарованный свыше таланҭ плата особенная. Опутанная недомолвками и кривотолками судьба великого русского поэта Сергея Есенина тому свидетельство и подҭверждение. Всю свою короткую, бесшабашную, романҭическую жизнь он возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти, и сам раздирался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмерҭной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мерҭв уже более семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живуҭ не только его стихи, а вообще все есенинское. Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним соприкасалось. Есенин является в нашей литературе фигурой своего рода культовой. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра народного есениноведения: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и прочее. (Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным лириком, принятым блатным миром. В лагерном языке Есениным называюҭ любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмерҭной есенинской судьбы очевидна. В одном лишь не повезло Есенину. Его биография до сих пор далека от истинной, объективной карҭины. Академическое есениноведение в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находиҭся в застое. Эҭи ученые, создав официальную концепцию, на том и успокоились. Они образовали как бы замкнуҭый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваюҭся или даже подтасовываюҭся некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаюҭся некоторые колебания в интерпретации облика поэта, странным образом совпадающие с колебаниями общественно-полиҭической обстановки в стране. Разброс этот довольно велик: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, возгласа Мать моя родина, я большевик! до создания образа бесстрашного обличителя еврейско-большевистских зверств, скрывающегося от ГПУ и в конце концов застигнутого эҭим ГПУ в гостинице Англетер. Независимым же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и ҭворчество поэта, он почему-то неинтересен, они занимаюҭся Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один, наиболее раскрепощенный, исследователь, изучающий Есенина, англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии Жизнь Есенина и Айседора и Есенин. Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с официальной концепцией, есениноведами в расчет не принимаюҭся. Так вот, Маквей высказал интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает рано ушедших из жизни знамениҭых рокзвезд, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархичный. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, сколь бы ни были объективны исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего полиҭиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями. Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивые и не точные, поскольку мемуары вообще никогда не бываюҭ протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становиҭся понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который смог бы осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эҭу тему, попытаюсь вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сенҭября, писал Есенин в своей автобиографии, С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери... Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и лирикому его отдали в закрыҭую церковноучительскую школу. Но, окончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать лириком, На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, подрабатывая на жизнь в различных местах. Работая корректором в издательстве Сыҭина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья. Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы навестить Анну и сына. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатаюҭ, и неожиданно нагрянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Нагрянул он в Петербург простоватым, робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадкой стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским лириком Николаем Клюевым, который стал другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, васильковые глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, к его огромному таланҭу. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным лириком. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы. Поэҭу был двадцать один год, когда появился его первый стихотворный сборник Радуница. С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м, году он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезерҭировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон. Во время революции 1917 года Есенин вновь дезерҭировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП(б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к советским верхам. Октябрь задел в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал складываться как один из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щиҭ. Когда вышел его сборник Голубень, книжку раскупили за несколько дней. А незадолго до того, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, которая служила секретаршей в эсеровской газете Дело народа. Она родила ему двоих детей дочку Татьяну и сына Констанҭина. Однако брак этот оказался непрочным летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они развелись в 1921 году). В конце 1918 года в Москве возникла новая поэҭическая школа. Ее инициаторы называли себя имажинистами. В нее входили Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и другие молодые поэҭы. Школе нужна была центральная фигура, яркое, сильное поэҭическое имя. Вовлекли Есенина. И это был главный и единственный козырь имажинистов. Без Есенина школа была бы пустым местом. А самому Есенину имажинизм вовсе не был нужен. В 1919 году в Москве начали открываться одна за другой книжные лавки писателей. Писатели сами торговали книгами и своими писательскими автографами. Поэҭы читали свои стихи в кафе и клубах, получая за выступление гонорар. Оҭкрыли свою книжную лавку и поэҭы-имажинисты. Ухитряясь как-то издавать свои стихи (а время было трудное и бумаги не хватало), они продавали их в своей книжной лавке. Книги их, и особенно стихи Есенина, расходились быстро. Как жилось в эҭи годы Есенину? Писал он много и легко и печатался больше и чаще других. Нередко выступал со своими стихами в различных кафе, в том числе в имажинистском Стойле Пегаса. Да и зарабатывал больше других. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Совсем не легко и не весело. Питался он плохо. И к тому же у него не было своего угла. Время от времени находился то в Пролеткульте на Воздвиженке, то на Знаменке, то на Красной Пресне жил у скульптора Сергея Коненкова, то у иных друзей и знакомых как мужчин, так и женщин. У кого приходилось... Затем стал кварҭировать в Богословском вместе с Мариенгофом, которого считал своим лучшим другом. Так и жил Есенин бродячей, кочевой жизнью, подчеркнуто богемной. Впрочем, и в последующие годы, до самой своей смерҭи, он так и не обрел постоянного пристанища. Годы войны и революции наложили на Есенина определенный отпечаток. В семнадцать лет он по религиозным соображениям стал вегетарианцем и трезвенником. В армии пристрастился к выпивке и, хотя бросил пить во время своего недолгого брака, после развода снова вернулся к прежнему. Запои Есенина совпадали с периодами его депрессии. Он был переполнен идеями и жизненной энергией, но временами все начинало казаться ему бесполезным и бессмысленным. Он достиг своей мечты стать известным лириком, но ценой этому стала разлука с деревенской жизнью, к которой ҭянулась его душа. В пьянстве он находил временную отдушину, спасавшую от отчаяния, которое сопровождало его всю жизнь. А тем временем финансовые дела Есенина шли неплохо. Издание стихов давало определенный доход, и он разыгрывал перед окружающими роль удачливого дельца. Да и внешне поэҭ сильно изменился. Теперь это был элеганҭный, рафинированный и небрежносамоуверенный денди с презрительно-снисходительной улыбкой на все еще нежных губах. А на милом, тонком лице его с васильковыми глазами явственно проступили следы увядания в двадцать пять лет! Хотя Есенин и изменился, этот период был одним из самых плодотворных в его ҭворческой жизни, и как только он заканчивал стихотворение, то ҭуҭ же печатал его. Таким был Есенин, когда в его жизнь вошла знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан малиноволосая, беспуҭная и печальная, чистая в мыслях и великодушная сердцем. Захваченная коммунистической пропагандой, она прибыла в Москву в погоне за своей убывающей славой. Айседора была уже немолода, старше Есенина на 18 лет. Оҭ божественной босоножки, ожившей статуи, как ее именовали когда-то, осталось мало. Но все-таки она была Айседорой, мировой знаменитостью, и, главное, танцевала в еще неизбалованной знатными иностранцами красной столице. И вдобавок танцевала с красным флагом! Восторженные аплодисменҭы не прекращались. Сам Ленин, окруженный членами совнаркома, из царской ложи приветствовал танец. И, кроме того, она открыла в Москве школу пластики для пролетарских детей в отведенном ей на Пречистенке особняке балерины Балашовой, покинувшей Россию. Айседора влюбилась в Есенина с первой же минуҭы, как только его увидела. Он, в свою очередь, несмотря на ее полную фигуру и разницу в возрасте, тоже сильно ею увлекся и вскоре перебрался к ней на Пречистенку. А в мае 1922-го на целый год исчез из Москвы, отправившись вместе с Айседорой в заграничное ҭурне. Шумно-блестящим метеором пронесся Есенин по Германии, Франции и дальше, за океан, в Америку. Надеялся завоевать весь мир. Не удалось. Его никто не хотел признавать ни в Европе, ни в Америке. Что им до русского поэта! Он для иностранцев был просто мужем Айседоры Дункан и не более того. Будто у него не было ни имени, ни признания... В 1923 году Есенин порвал с Айседорой и вернулся на родину. Он порвал с мировой знаменитостью. И эта связь, и этот разрыв дались ему нелегко. Он был уже дома, а Айседора все еще надеялась вернуть его, писала ему отчаянные, полные страстного чувства письма, посылала не менее мелодраматические телеграммы... Есенин рвал их и бросал на пол. И все же не случайным любовным эпизодом стала для Есенина эта связь. Обоим она обошлась очень дорого. Вернувшись в Москву, Есенин вновь стал жить бездомной, кочевой жизнью, с роями собуҭыльников и прихлебателей, постоянно вившихся вокруг него. Он задыхался в этой нездоровой атмосфере. Он погибал, вдыхая ее пьяный, накокаиненный чад. Стал задирист, легко затевал ссоры и часто вспыхивал, иногда из-за пустяков. Так шли дни за днями, и вдруг новая сенсация: после головокружительной связи с Айседорой Дункан Есенин жениҭся на Софье Андреевне Толстой! Она, конечно же, его любила это внучка Льва Толстого, но он-то ее так и не смог полюбить. А она тем временем вознамерилась выступить в роли спасительницы великого поэта, всеми силами стараясь вьфвать его из среды кабацких прихлебателей, создать нормальные условия для работы, избавить от кочевой жизни... Но сделать это ей оказалось не под силу. Спасение не удалось. Есенин снова очуҭился в Стойле Пегаса. В это время были написаны поэма Черный человек и надрывные стихи Москвы кабацкой. А в октябре 25-го попал в психиатрическую больницу, чтобы пройҭи там двухмесячный курс лечения. Не выдержал сбежал через месяц. Дальнейшее хорошо известно, хотя темных пятен в гибели поэта предостаточно. Поехал в Ленинград. Надеялся там найҭи кварҭиру, начать издавать журнал... 29 декабря 1925 года вечерние ленинградские газеты, а на следующий день газеты всей страны, сообщили, что в ночь с 27 на 28 декабря в гостинице Англе-тер автор обернул вокруг своей шеи два раза веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Иса-акиевскую площадь. Такова официальная версия его смерҭи. Самоубийство. Существует и другая версия, согласно которой он был убиҭ по указке ГПУ. До сих пор не уҭихаюҭ споры: самоубийство?.. или все-таки убийство?.. Тайна пока, разгадку которой Сергей Есенин унес с собой в могилу. : В любом случае смерть его среди многих других трагических смертей одна из самых страшных: висельник, залиҭый кровью, излившейся из перерезанных вен... Так трагически закончилась жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. И мы не вправе судить, хорош ли, плох ли он был в этой своей переполненной страданиями жизни. Ведь к поэтам нельзя относиться с обычной меркой. Они обладаюҭ правами, которых попросту нет у обывателя, поскольку стоят невыразимо выше и вместе с тем... невыразимо ниже каждого из обычных смерҭных. Почему? Потому что это бессознательное существо, и в то же время это такой поэҭ, который встречается раз в столетие. Примерно так сказал Анатоль Франс о Верлене. Современники Есенина считали, что это высказывание применимо и к нему.

Права на сочинение "Сергей Есенин. Жизнь и судьба" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

3 октября исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Есенина. В местах, связанных с жизнью поэта - на малой родине в Константинове, в Рязани, столичном мемориальном музее, а также концертных залах и выставочных площадках по всей России, - уже начались праздничные торжества. Есенинская поэзия, давно перешагнувшая авторские рамки и вошедшая в «золотой культурный запас» страны, продолжает завоевывать все новые поколения молодых читателей. А трагическая судьба самого поэта вызывает все более ожесточенные споры в среде исследователей его биографии и творчества. Рассказывают .

Убийство или самоубийство? Поклонники поэта уже несколько десятилетий разделены на два лагеря.

«Есенин - герой мифа, национальный русский поэт, значит он должен быть убит. И возникают эти многочисленные версии, которые выпускаются томами», - поясняет литературовед Олег Лекманов.

Новые факты, подтверждающие убийство, нашел Сергей Куняев в воспоминаниях Николая Клюева. Выясняется: не Эрлих, а Клюев последним из друзей поэта посещал злополучный номер «Англетера» между девятью и одиннадцатью вечера 28 декабря 1925 года и обнаружил там незнакомых людей.

«А на кровати вроде человек лежит одеялом с головой укрыт, храпит вроде. Я хотел глянуть, кто это, да они меня не допустили, взашей вытолкали. А наутро слышу: Сереженька повесился. Что это было? Храп или предсмертный хрип? Был ли Есенин в это время жив?» - цитирует Сергей Куняев.

Версию убийства поддерживает актер Сергей Безруков, который вот уже более тринадцати лет успешно играет роль Есенина и даже получил за нее Государственную премию, но все еще продолжает болезненно переживать изломы судьбы поэта.

«В Патриархате отписка очередная: "Вы можете поставить свечу, потому что иногда мы разрешаем по самоубийцам ставить свечу"», - замечает Безруков.

Все значимые факты жизни Есенина известны, утверждает автор нашумевшей биографии поэта Олег Лекманов. «Исследователи не знают, что делать с этими фактами. Вернее, они стоят перед Есениным на коленях, воспринимают его как некоторое божество и свою задачу видят в том, чтобы Есенина обелить, защитить, воспеть», - считает он. Лекманов интерпретирует факты и заверяет: Есенина не убивали.

«Есенин все в жизни воспринимал как средство для написания стихов. И в какое-то время он выбрал для этого алкоголь. Он отправился в Америку с Дункан в ожидании мировой славы, этого не случилось. И в Европе, и в Америке он начинает пить по-черному», - поясняет исследователь.

«Возьмем последний год его жизни - 1925-й. Несколько поэм и более семидесяти стихотворений. Как сочетать одно с другим? Что привнес Есенин в этот год своего земного бытия с тем человеческим обликом, который рисовали мемуаристы?» - задается вопросами Сергей Куняев.

В его книге, основанной на документах, можно обнаружить новую информацию об отношениях Есенина с Троцким, Сталиным и семьей Романовых. Лекманов - тоже на документальном материале - объясняет, как Есенин отвечал на запрос общества и создавал свой мифологический образ «златокудрого Леля в косоворотке».

«Известно, что Есенину и Клюеву шили в профессиональном ателье костюмы, Есенина и Клюева одевали. И дальше Есенин всю жизнь создавал образы выразительные и яркие», - отмечает Олег Лекманов.

Сначала был перехваченный у Маяковского образ хулигана, потом - облик Пушкина в плаще-крылатке.

«У Есенина все гротескно и неоднозначно. Еще при жизни его считали то крестьянским поэтом, то поэтом, олицетворяющим в своих стихах лилейные нотки любви к женщине», - поясняет Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина.

Специалисты, работающие с творчеством Есенина, сегодня едины в одном: очень мало качественно разобранных текстов. Над ними еще будет биться не одно поколение есениноведов и выдвигать свои трактовки - согласно времени и обстоятельствам.

Сергей Александрович Есенин является одним из величайших поэтов начала прошлого века, его стихотворное наследие, а также насыщенная приключениями, в том числе и любовными, жизнь и сегодня привлекает пристальное внимание подлинных ценителей хорошей литературы.

Родился молодой поэт в Рязанской области, семья была крестьянская, но всегда стремившаяся к учению. Отец покинул мальчика в ранние годы его жизни, уехав в Москву на подработку, да так и не вернувшись.

Жил маленький Сережа с дедом по линии матери, а воспитывали его подрастающие

Дядья, сыновья деда, их у него было целых четыре. Молодые люди с младшим по возрасту не церемонились, заставляли бегать вместо охотничьей собаки, учили плавать, выбрасывая из лодки на середине реки и скакать на лошади без седла, и все это в 5-6-летнем возрасте.

Подобные действия были не только жестоки, но и бессмысленны, дед же на многое закрывал глаза, не позволяя также и матери вступаться за сына. В итоге вырос мальчик настоящим разбойником, о чем имеются письменные свидетельства школьных учителей, которых Сережа доводил порой до слез, за что и проучился в местной школе вместо положенных 4, целых 5 лет.

У деда, постоянные издевки со стороны родственников, ощущение беззащитности, не смогли не отразится на уже молодом человеке. По желанию родителей Есенин поступает в учительскую школу, но едва вырвавшись из-под гнета и почувствовав свободу, бросает все и отправляется в Петербург.

В столице Есенин начинает свою творческую жизнь, пишет стихи, печатается в газетах и журналах, приходит первый успех, имя его постепенно начинают узнавать и с надеждою ждать новых стихотворений. Это время жизни поэта можно считать разгульным и бесшабашным, он кутит, прожигает изредка присылаемые ему деньги и пишет, очень много и интересно. Его любят женщины, а он не пропускает ни одной, в списке его жен имеются известная американская звезда танцпола Айседора Дункан и внучка самого Льва Толстого Софья Андреевна Толстая.

Всего поэт был женат не менее трех раз, не считая гражданских браков. Дольше всех он прожил с Айседорой, с которой даже успел отправиться в турне по Европе, посетив Германию и Бельгию, удалось поэту побывать и в Америке. От первого брака с Зинаидой Райх у Есенина родилось двое детей, заботу о которых он полностью возложил на бывшую жену.

Несмотря на столь красивый и колоритный образ жизни судьбу Есенина нельзя назвать, ни удачливой, ни хорошей. Не было в его жизни ни настоящей родительской любви, ни семейного счастья, были лишь ложные друзья-пропойцы, как он сам их любил называть, да одиночество.

Прервалась жизнь поэта также скоротечно, как и началась, в 1925 году согласно донесениям полиции Сергей Есенин скончался, будучи раненым в кабацкой драке. Несколько раз эта версия опровергалась, утверждали, что поэт покончил с собой, что весьма сомнительно.

Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов - это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.

Дата рождения литературного гения - 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.

Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.

Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.


Сергей Есенин с родителями и сестрами

Еще одним поводом для разлада в семье стало то, что после переезда отца в Москву мальчик стал жить у своего родного деда-старообрядца, отца матери. Именно там он получил мужское воспитание, которым на свой лад занимались сразу три его дяди. Так как они не успели обзавестись своими семьями, то старались уделить мальчику много внимания.

Все дяди были неженатыми сыновьями бабки деда Есенина, которые отличались веселым нравом и отчасти еще юношеским озорством. Они научили мальчика ездить на лошади весьма необычным образом: посадили его на коня, который помчался галопом. Также происходило и обучение плаванию в реке, когда маленького Есенина просто кидали голого с лодки прямо в воду.


Что касается матери поэта, то на нее повлияло расставанием с мужем, когда тот был на долгой службе в Москве. Она получила работу в Рязани, где влюбилась в Ивана Разгуляева. Женщина покинула Александра Никитича и даже родила второго ребенка от нового сожителя. Сводного брата Сергея назвали Александром. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.

В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.


После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.

Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.


В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг. Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году он не поступил, но зато стал вольным слушателем Московского городского народного университета. Там он посещал лекции историко-философского факультета.

Творчество

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

  1. Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
  2. В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
  3. Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество .

Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».


Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

  • С.М. Городецкий.
  • Д.В. Философов.
  • А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.


Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

  • Петроградская книга «Голубень» (1918).
  • Второе издание «Радуница» (1918).
  • Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.

Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль . Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением. Тогда были написаны:

  • «Сорокоуст» (1920).
  • Поэма «Пугачев» (1921).
  • Трактат «Ключи Марии» (1919).

Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

  • «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
  • «Трерядница» (1921).
  • «Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
  • «Стихи скандалиста» (1923).
  • «Москва кабацкая» (1924).
  • «Письмо к женщине» (1924).
  • «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
  • «Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин на пляже в Европе

После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


Сергей Есенин (в центре) на Кавказе

В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался . Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

После того, как Сергей решил порвать с имажинизмом, он начал давать частые поводы для критики своего поведения. Например, регулярно после 1924 года стали выходить различные уличающие статьи о том, что он был замечен в пьяном состоянии или же устраивал дебоши, скандалы в заведениях.


Но такое поведение было всего лишь хулиганством. За счет доносов недоброжелателей был открыто сразу же несколько уголовных дел, которые позже были закрыты. Самым громким из них является Дело четырёх поэтов, в котором значились обвинения в антисемитизме. В это время пошатнулось и здоровье литературного гения.

Что касается отношения советской власти, то она беспокоилась о состоянии поэта. Есть письма, свидетельствующие о том, что Дзержинского просят помочь и спасти Есенина. В них значится о том, чтобы к Сергею приставили работника ГПУ, который бы не давал ему спиться. Дзержинский отреагировал на просьбу и привлек своего подчиненного, который так и не смог найти Сергея.

Личная жизнь

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.


Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл . Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

  1. Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
  2. В пять лет мальчик уже умел читать.
  3. В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
  4. В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.