Что такое сутки? Беседы о времени. Конспект занятия по математике на тему "части суток" в средней группе Части суток конспект занятия в средней группе


Поговорите с ребенком о сутках.

Знаете ли вы, из чего складываются сутки?

Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?

Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.

На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.

Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь.

Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.

Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".

Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра
Засыпает детвора.

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Можно ли разделить сутки на четыре части?

Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.

Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Чтобы образно предствить эту картинку, послушайте стихотворение "Утренние лучи",

Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: "Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!"

Луч второй упал на зайку,
Встрепенулся вмиг косой,
Поскакал он на лужайку
За росистою травой.

Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!

На насесте, наверху
Пробудился петушок.
ОН запел: "Ку-ка-ре-ку",
Поднял алый гребешок.

Луч четвертый поднял пчел.
Им сказал: "Цветок расцвел!"

Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене
И шепнул: "Пора вставать".

Давайте вспомним, что мы делаем утром?

Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.
После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день
День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.

Что мы делает по вечерам?

Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.

Послушайте колыбельную песню.

Стали звездочки ясней,
Засыпай, сынок, скорей.

Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок.
Засыпай скорей, сынок!
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик.
Звездный хор поет: "Бай-бай!"
Спи, сыночек, засыпай!

Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта - дни и ночи равны.

Послушайте стихотворение "Столько ж света, сколько тьмы!"

Идет красная девица,
Несет в ведрах не водицу.

Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.

Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!

Старший дошкольник должен понимать вопрос: "Какое время суток?". Можно связать время суток с распорядком дня: мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью. Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.

Вопросы и задания:

  1. Сколько часов в сутках?
  2. На какие две части можно разделить сутки?
  3. На какие четыре части можно разделить сутки?
  4. Какое время суток самое светлое?
  5. Какое время суток самое темное?
  6. Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.
  7. Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
  8. В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
  9. Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
  10. Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
  11. Скажи наоборот: утро-..; день - ..;
  12. Что такое равноденствие?

Скрипкина Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д/сад № 21"
Населённый пункт: г. Ачинск Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ФЭМП Части суток
Дата публикации: 14.12.2017
Раздел: дошкольное образование

«Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».

Программное содержание:

Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают

дети утром, днем, вечером, ночью;

Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;

Учить имитировать действия;

Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;

Продолжать учить различать цвета;

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве,

различать лево, право, низ, верх;

Продолжать учить отгадывать загадки;

Закреплять умение наклеивать;

Воспитывать аккуратность;

Продолжать следить за осанкой детей.

Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание

загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части

суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С

добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит

Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что

Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи,

загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги

для детей, подбор музыки.

Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка –

петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного,

серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки

меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные,

кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульях полукругом.

Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг

другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?

(Ответы детей)

Почему вам здесь нравится?

(Ответы детей)

А кто вас будит по утрам?

(Ответы детей)

А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?

(Ответы детей)

Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.

Как вы думаете, почему часам дали такое название?

(Ответы детей)

Кто еще будит людей по утрам?

(Ответы детей)

Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка!

Деткам спать не даешь?

А есть ли у кого дома петушок? (нет!)

Где живут петухи? (В деревне)

Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить,

как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.

Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.

Дети читают загадки:

Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем!

Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит.

Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром.

Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.

Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а

воспитатель угадывает.

После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.

Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)

Какое время года сейчас? (Весна)

Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.

Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)

Как называется еда по утрам? (Завтрак)

ак называется еда по утрам? (Завтрак)

Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло.

Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с

прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за

А как называется еда днем? (Обед)

После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись,

пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.

Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за

дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей

садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).

Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна.

День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.

Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)

Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого

ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого

размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.

Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)

Раннее утро? (Серым)

Середину дня? (Синим)

Вечер? (Фиолетовым)

Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.

Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет

отмечать части суток.

Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.

Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.

Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.

Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.

Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время

наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с

клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.

Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал,

давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.

Тик-так, тик-так,

А потом вот так,

А потом вот так,

Тик-так, тик-так.

Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток –

утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали

потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их

разными цветами, сделали волшебный будильник.

Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».

Программное содержание:

    Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;

    Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;

    Учить имитировать действия;

    Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;

    Продолжать учить различать цвета;

    Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево, право, низ, верх;

    Продолжать учить отгадывать загадки;

    Закреплять умение наклеивать;

    Воспитывать аккуратность;

    Продолжать следить за осанкой детей.

Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».

Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».

Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи, загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги для детей, подбор музыки.

Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного, серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные, кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульях полукругом.

Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?

(Ответы детей)

Почему вам здесь нравится?

(Ответы детей)

А кто вас будит по утрам?

(Ответы детей)

А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?

(Ответы детей)

Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.

Как вы думаете, почему часам дали такое название?

(Ответы детей)

Кто еще будит людей по утрам?

(Ответы детей)

Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка!

Деткам спать не даешь?

А есть ли у кого дома петушок? (нет!)

Где живут петухи? (В деревне)

Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить, как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.

Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.

Дети читают загадки:

    Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

    Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем!

    Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

    В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит.

Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.

Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает.

После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.

Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)

Какое время года сейчас? (Весна)

Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.

Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)

Как называется еда по утрам? (Завтрак)

Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.

А как называется еда днем? (Обед)

После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.

Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).

Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.

Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)

Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.

Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)

Раннее утро? (Серым)

Середину дня? (Синим)

Вечер? (Фиолетовым)

Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.

Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет отмечать части суток.

Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.

Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.

Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.

Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.

Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.

Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.

Тик-так, тик-так,

А потом вот так,

А потом вот так,

Тик-так, тик-так.

Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, сделали волшебный будильник.

А еще мы часто вспоминали про солнышко, и оно дарит вам свою частицу.

Выходите на ковер, становитесь в круг.

(Воспитатель раздает детям шаблон солнышка).

Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».

Программное содержание:

    Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;

    Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;

    Учить имитировать действия;

    Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;

    Продолжать учить различать цвета;

    Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево, право, низ, верх;

    Продолжать учить отгадывать загадки;

    Закреплять умение наклеивать;

    Воспитывать аккуратность;

    Продолжать следить за осанкой детей.

Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».

Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».

Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи, загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги для детей, подбор музыки.

Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного, серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные, кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульях полукругом.

Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?

(Ответы детей)

Почему вам здесь нравится?

(Ответы детей)

А кто вас будит по утрам?

(Ответы детей)

А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?

(Ответы детей)

Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.

Как вы думаете, почему часам дали такое название?

(Ответы детей)

Кто еще будит людей по утрам?

(Ответы детей)

Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка!

Деткам спать не даешь?

А есть ли у кого дома петушок? (нет!)

Где живут петухи? (В деревне)

Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить, как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.

Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.

Дети читают загадки:

    Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

    Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем!

    Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

    В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит.

Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.

Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает.

После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.

Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)

Какое время года сейчас? (Весна)

Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.

Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)

Как называется еда по утрам? (Завтрак)

Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.

А как называется еда днем? (Обед)

После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.

Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).

Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.

Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)

Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.

Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)

Раннее утро? (Серым)

Середину дня? (Синим)

Вечер? (Фиолетовым)

Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.

Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет отмечать части суток.

Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.

Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.

Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.

Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.

Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.

Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.

Тик-так, тик-так,

А потом вот так,

А потом вот так,

Тик-так, тик-так.

Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, сделали волшебный будильник.

А еще мы часто вспоминали про солнышко, и оно дарит вам свою частицу.

Выходите на ковер, становитесь в круг.

(Воспитатель раздает детям шаблон солнышка).

Конспект занятия по математике для детей средней группы:

«Формирование представлений о частях и времени суток».

Программные задачи:

Учить определять части суток по разнообразной деятельности человека и по объективным показателям;

Закреплять знания детей о последовательности частей суток;

Формировать представление о временном промежутке «сутки»;

Формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня»,

«завтра».

Оборудование: игрушечная белка, модель «сутки» с вращающейся стрелкой, модели-карточки с изображением деятельности человека в различное время суток (для показа воспитанникам) и изображение различных частей суток на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл сегодня в гости!

(Дети обращают внимание на игрушку в руках воспитателя- белочку).

- Белочка! (отвечают дети).

Она запуталась в частях суток, и просит нас помочь ей разобраться в том, когда наступает «утро», «день», «вечер», «ночь»? Что значит «вчера», «сегодня», «завтра». Поможем ей?

Да (отвечают воспитанники).

Основная часть.

Тогда поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?». Я буду вам читать стихи про части суток, а вы будете отгадывать, когда это бывает, только нужно обязательно внимательно слушать задание. Итак, начнём.

Дети просыпаются, в детский садик собираются,
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой, завтракают и играют,
Все растения поливают (утро).
- Гуляют, и играют, все игрушки собирают,
Повар сделал 100 котлет - приглашает на обед (день).
- Солнышко садится, всех зовёт угомонится.
Хочется посмотреть в тиши: «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)
- Дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладко – сладко.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко малыши (ночь).

Молодцы, ребятки, вы быстро и правильно справились с заданием!

А теперь я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Назови верно». Я вам буду задавать вопросы, а вам нужно будет подумать и дать правильный ответ. Договорились?

Да!

Тогда слушайте первый вопрос:

Когда мы рисовали?

Что мы видели сегодня (вчера)?

Куда мы пойдем завтра?

Какое у нас сегодня было занятие?

Кого вчера не было в детском саду?

А сегодня эти дети пришли?

Какую сказку мы прочитали вчера?

Какую сказку вы хотите послышать сегодня?

А завтра какую сказку вам прочесть?

Какие вы у меня внимательные! Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется «Весёлые зверята».

Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки»

По болоту и по кочкам. из ладоней.

Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несёт бельчатам – деткам.

Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав

Катится колючий ёжик. круглые спинки.

(Н. Нищева).

А теперь, ребята, выполним следующее задание. Мы знаем, что день начинается утром, затем идёт какое время суток, Катя? Я попрошу подойти к доске Веронику и показать часть суток, которая идёт после дня… Амалию показать какая часть суток идёт после вечера… Антона какая часть суток идёт после ночи… А затем снова начинается новый день, новые сутки.

Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того чтобы наша белочка запомнила последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение:

«Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь».

Заключительная часть.

Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. Я буду показывать вам картинку с изображением деятельности человека, а вы определите, в какую часть суток это бывает, и поднимите соответствующую карточку.

Молодцы, ребята! Я думаю, что белочка запомнила последовательность частей суток и поняла, что значит «сегодня», «вчера», «завтра». Вы ей в этом очень помогли. Белочка благодарит вас и с нетерпением ждёт новой встречи с вами!

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. ...

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...

Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....