Малая социальная группа: характеристика, классификация и социально-психологические процессы. Научная электронная библиотека Малая группа которая отличается


Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.

Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.

Чаще всего указываются следующие признаки малой группы:

1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний - 2. Если группа превышает "критическую массу", то распадается на подгруппы, группировки, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает не более 7 человек.

2. Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

3. Внутренняя структура включает систему неформальных ролей и статусов, механизм самоутверждения индивида и социального контроля, санкции, нормы и правила поведения, которые часто устанавливаются самой группой или ее лидером.

4. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 10 человек.

5. Размеры группы зависят от характера социальной активности ее представителей и направленности самой группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.

6. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов, осуществить самоутверждение. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число непосредственных и жизненно важных индивидуальных потребностей человека в общении и поведении. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже желаемого уровня, индивид покидает ее.

Основные результаты в исследовании малых групп были по лучены на трех основных направленияях:

1.социометрическое;

2.социологическое;

3.школа групповой динамики. основывается на следующих взглядах. Все напряжения и конфликты имеют своей причиной несовпадение микро- и макроструктур социальной среды; то есть система симпатий и антипатий индивида не совпадает с рамками макроструктуры, а ближайшим окружением оказываются люди, неприемлемые для него в психологическом отношении. Следовательно, достаточно только перестроить макроструктуру в соответствии с микроструктурой, и конфликты исчезнут.

Теория наивная, но популярная. Основным результатом ее является социометрия - методика изучения эмоциональных отношений в малой группе (измеряется уровень позитивных и негативнрых оценок, которые дает индивид членам группы, и на этой основе выделяютя звезды, отверженные и др.).

Принципиальные недостатки такой методики:

Оценивает только эмоциональные отношения, но не совместную деятельность;

Не учитывает мотивы выбора.

2. Социологическое направление (концепция Мейо, 1928) ставит своей целью выявить внутри формальной группы структуру неформальных отношений и использовать ее в интересах организаций. На базе этих рекомендаций возникла доктрина "человеческих отношений", которая является официальной программой управления и преподается в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса.

3. Школа групповой динамики (Курт Левин, 1950) изучала процессы, происходящие в группе, и на этой основе исследовала проблемы внутригрупповых конфликтов, эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений и т.д. Именно это направление сейчас развивается активнее всего. Его результаты мы и будем рассматривать далее.

7. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее чей-то индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее он стимулирует других поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он устраняется из группы.

8. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных или интересных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой, хотя эта польза может иметь негативное содержание и направленность.

Классификация малых групп

1.Формальные / неформальные группы

В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.). Другими словами, формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, заранее не предписаны ни роли, ни статусы.

Неформальная группа может создаваться внутри формальной (группировки в классе) или сама по себе (компания, играющая в пляжный волейбол; компания друзей, работающих в разных местах, и т.д.).

Основная и достаточно успешная исследовательская работа в рамках этой классификации проводилась по такому направлению - как использовать неформальную структуру отношений в интересах организации.

2.Группы членства / референтные группы.

Экспериментально показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то другой, на которую они ориентируются.

Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, называются референтными.

Другими словами, референтная группа образует систему отсчета, которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц.

Второй вариант определения, также принятый в литературе - референтная группа как значимый круг общения (круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида). При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой членства, становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты значимым кругом общения.

Пример: подросток, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда и др., начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (сомнительная компания с улицы и др.). Это, скорее всего, означает, что группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Однако, как ни прискорбно, пока в рамках социальной психологии еще нет ответа на вопрос - почему так произошло, то есть почему именно эта группа потеряла, а именно та приобрела для него важное значение.

Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня:

· Номинальная группа.

· Кооперация.

· Коллектив.

Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

· Диффузная группа.

· Ассоциация.

· Корпорация.

· Коллектив.

Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней:

· Конгломерат

· Номинальная группа

· Ассоциация

· Кооператив

· Автономия

· Коллектив

Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив.

Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развита» группы, опираясь на три главных критерия:

· общность целей совместной деятельности;

· четкость структуры группы;

· динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates – собранный, скопившийся) – это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis – именной, существующий только по названию) – это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников является сервисной, обслуживающей деятельность других групп рабочих, которые выполняют основную работу по производству продукции.

Номинальная группа может остаться группой – конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор – один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, – это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассигнация (лат. associatio – соединение) – это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера – делового или популярного.

Характерной особенностью группы – ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи.

В терминах индустриальной социальной психологии ассоциацию можно обозначить как группу работников.

Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые, процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т.е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учете собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности.

Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников – людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.

Автономия (от греч. autonomia) – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа – автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников.

На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Таким образом достигаются состояния сплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы.

Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

обособленностью, закрытостыо от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;

внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу;

внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы, во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т.е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом наказан (от самой жесткой меры – исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.).

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация (лат. corporatio – объединение, сообщество) – это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив (от лат. collectivus) – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных.

Достижение уровня коллектива – трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив – это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время работать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических черт коллектива необходимо группе прежде всего в трудных конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень - автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа достигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором она привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа снова может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровня. Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в нет необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов могут быстро иссякнуть.

В терминах организационной социальной психологии коллектив можно охарактеризовать как группу единомышленников.

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру , которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Если мы хотим дать оценку группе, прогнозировать ее развитие, то обязательно надо рассмотреть и проанализировать динамику развития социальной группы с психологических позиций. Статусно-ролевые отношения отражают систему взаимосвязей, которая складывается в группе. Каждый человек занимает определенное социальное положение в своей группе: по вертикали - руководство и подчинение (начальник и подчиненный), по горизонтали - сотрудничество (сотрудник). Это отражается на статусе каждого члена группы.

Статус же человека раскрывается в целом наборе ролей, которые он играет в данной группе. Роль - это социально-психологический феномен, связанный с выполнением, вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими психологическими возможностями. Она является связующим звеном между социальными явлениями и психологическими особенностями человека.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Первое, что при этом нужно сделать, - определить, насколько он отвечает представлению об идеале руководителя, ролевому ожиданию. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие - более строгого и авторитарного (в производственных группах). Далее роль передается человеку и очень важным становится фактор его личности и индивидуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

После того, как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить, как не соответствующую его индивидуально-психическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. В этот момент человеку нужно знание о себе, знание своего психологического портрета, умение использовать свои плюсы и нейтрализовать минусы. Надо дать время человеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это применимо не только к деловым отношениям, но и к личным. Следующий этап в системе ролевого поведения - исполнение роли - имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последняя производится как самим человеком, в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому, как говорят: сверху (начальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненными). Когда составляют специальные экспертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценка другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется иметь все время как бы обратную связь, т. е. интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают «сверху, сбоку и снизу», и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Мы говорили, что в системе ролевого поведения можно найти источники конфликтов. Где же их искать? Оказывается, они могут возникнуть буквально на всех ключевых моментах: человек может не понять роль, не принять ее, плохо ее исполнять и не оправдывать ожиданий группы. Чтобы помочь человеку, надо найти главный источник внутриролевого конфликта, а не действовать по принципам Питера - «ударная возгонка», «пас в сторону» и т. д.

Второй «кит» в социальной структуре группы - профессионально-квалификационные характеристики. В них включаются образование, профессия и уровень квалификации членов группы. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.

Третий «кит» - половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения, ибо, как мы уже говорили, каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности (начало или завершение) и зрелости.

Особенности мужской и женской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, иногда даже жестоки, рациональны, но и ригидны (инертны) прагматичны, т. е. имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам.

Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

До сих пор мы говорили о социальной структуре группы, которая формируется официально. Но в любой группе независимо от нашего желания и желания руководства складывается невидимая на первый взгляд внутренняя социально-психологическая структура. Как же она возникает, из чего состоит?

Давайте рассмотрим ее возникновение на примере новой группы, только что сформировавшейся. С чего все начинается? В группе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.

Психологи А. А. Бодалев, В. Н. Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку - это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. Например, если женщина надевает парик и долго его носит, стоит ей появиться без парика - она становится неузнаваемой. Обычно экстравагантная мода, особенно среди молодежи, начинается с прически, вспомним панков, хиппи и других. Это резко выделяет их на фоне других людей. Практический совет: если вы хотите, чтобы на вас обратили внимание в обществе смените прическу. И еще: всегда следите (особенно женщины) за своей прической, чтобы производить хорошее впечатление.

После прически мы обращаем внимание на глаза человека, которые, как известно, зеркало души. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно, если она добрая и приветливая, а не злая, натянутая. Не зря известный американский специалист по общению Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хорошего общения провозгласил: если хотите понравиться человеку - улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.

В целом, выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других - бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности.

Каждого-человека отличают также определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. Интересно, что, когда люди долго не видятся (допустим, сокурсники встречаются через 30 лет после окончания института), они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере движения. Один как-то особенно пожимал плечами, другой размахивал руками, третий вздергивал головой.

Когда мы начинаем с человеком говорить, то в речи выделяются две стороны: сам текст (слова) - что говорится, и подтекст - как говорится, с какой интонацией. Одно и то же слово: «да», «здравствуйте» - можно произнести приветливо, уважительно, а можно - зло и сердито. Интонация является могучим выразительным средством, она всегда богаче, полнее и сложнее текста. Для людей чувствительных часто более значимо не что говорят, а как говорят.

Руководители не всегда это понимают. «Ведь я никаких обидных слов не сказал», - жалуются они. А обидеть можно и без слов, не текстом, а подтекстом. Последите, пожалуйста, за своими интонациями, и вы увидите, как сразу изменится отношение к вам людей.

Внешнее впечатление составлено. Можно добавить: одежда человека тоже влияет на его восприятие, не зря существует пословица «по одежке встречают, по делу провожают». Но в «одежду», по нашему мнению, включается все внешнее впечатление от человека.

А дальше мы уже присматриваемся к личностным качествам. Кто он? Что из себя представляет? Можно ли довериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека и, конечно, уровень психологической культуры в части умения воспринимать и оценивать другого.

Пример социального стереотипа: многие люди считают, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви.

Внешние признаки: большой лоб - умный, квадратный подбородок - сильная воля, полные люди - добродушные, худые - сердитые и замкнутые.

Встречая нового человека, мы сразу относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом.

Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке.

Позиция члена малой группы - устойчивая система ее отношений к внутригрупповым явлениям. Зрелость позиции определяется ее устойчивостью, непротиворечивостью и социальной значимостью.

Статус члена группы (групповой статус) - положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе.

Роль - выполняемая индивидом социальная функция, способ поведения индивида в системе межличностных отношений (роль лидера, аутсайдера и др.).

Малую группу характеризуют как статические (состав, границы, композиция), так и динамические процессы. Главной задачей социально-психологических исследований является изучение динамических процессов. В результате этих исследований выявляются общие закономерности общения и взаимодействия, реализуемые в малой группе; раскрываются механизмы связи с общественными отношениями и доведения до личности общественных норм, ценностей, установок. Важный аспект исследования – это изучение процесса развития группы, изменения групповых свойств на различных этапах становления группы, а также, каким образом активность личности реализует усвоенные влияния и осуществляет их отдачу.

Понятие групповая динамика может употребляться в трех значениях:

2) обозначение методик, используемых при изучении малых групп, разработанных в школе К. Левина (особый вид лабораторного эксперимента);

3) совокупность процессов, которые происходят в малой группе.

Групповая динамика – совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования.

Важнейшими динамическими процессами являются: образование малых групп (способы формирования групп, психологические групповые механизмы: феномен группового давления, развитие групповой сплоченности); групповая сплоченность; лидерство; принятие группового решения; эффективность группы.

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Конформизм - изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

Групповое давление -процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

Совместимость - это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость.

Сработанность - это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность, взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность - результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. В туристской группе тоже существует сработанность, которая проявляется в момент каких-либо совместных усилий: борьба с течением при гребле, преодоление горных хребтов в связке и т. д.

Сплоченность - это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов. Она предстает как динамическая характеристика развития внутри групповых связей, которые нужно изучать на трех уровнях: эмоциональной привлекательности, ценностно-ориентационного единства, устойчивости к деструктивным (разрушающим) воздействиям.

Социально-психологический климат – степень удовлетворенности основных социальных потребностей членов спортивного коллектива. (СНОСКА: См.: Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М., 1983.)

Социально-психологическую атмосферу определяет прежде всего характер нигде не зафиксированных, но достаточно высоких требований, предъявляемых коллективом к личности, содержание нравственных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. Другими словами, в каждой группе существует коллективное мнение, которое призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, искоренять антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Тренеру следует контролировать коллективное мнение.

Благоприятный социально-психологический климат группы складывается из:

1. наличия уз товарищества;

2. взаимопонимания;

3. доброжелательности и поддержки (что формирует у спортсменов чувство уверенности, стимулирует проявление положительных эмоций);

Понятие «малая группа» и ее признаки

Определение 1

Малая группа выступает в качестве устойчивого объединения людей (в отличие от обширных социальных групп), где каждый индивид связан с остальными участниками достаточно сильными и взаимными контактами. Что касается размеров малой социальной группы, то это – немногочисленная группа людей в количестве от трех до пятнадцати человек. Их объединяет общая цель, а также деятельность. Обсуждение и выделение ключевых актуальных проблем и задач происходит при непосредственном контакте (общении и дискуссии), что также способствует появлению эмоциональных отношений и привязанности друг к другу.

Если в группе количество человек превышает пятнадцать, то она способна распадаться на подгруппы, где будут присутствовать все те же компоненты, способствующие связям и общению участников друг с другом. Отметим также, что малые социальные группы обладают рядом специфических признаков, которые отличают их от групп иных типов. Итак, к признакам следует отнести следующие:

  1. Соприсутствие людей, причем как временное, так и пространственное – благодаря такому соприсутствию возможно налаживание как можно большего количество личных контактов, что позволит укрепить межличностные отношения в рамках одной малой социальной группы;
  2. Наличие четко обозначенной постоянной цели, которая будет мотивировать участников малой социальной группы к совместной деятельности. Зачастую именно вокруг цели и обозначена вся их деятельность и пребывание в компании друг друга;
  3. Наличие в группе руководства, того организующего начала, которое будет регулировать процессы внутри малой группы. По сути, это лидерство. Оно может быть персонифицировано, а может быть обозначено негласно, не обозначено в конкретном формальном документе. Во втором случае функция руководства будет распределена между многими членами малой социальной группы;
  4. Наличие крепких эмоциональных связей и отношений между членами малой социальной группы. Эти отношения будут оказывать непосредственное влияние на групповую активность, а также на то, с какой скоростью и успехом будут достигаться необходимые и четко обозначенные цели и задачи.

Классификация малых социальных групп

Малые группы – это неоднородные образования, и их развитие может происходить совершенно в разных сферах и под влиянием различных условий. Таким образом, и типология малых социальных групп довольно-таки разнообразна. В классическом научном знании исследователями принято выделять две группы малых социальных групп:

  • Формальные социальные группы;
  • Неформальные социальные группы.

Формальные социальные группы – это объединения, где каждый человек осознает официальную цель группы. К тому же, они имеют регламентированную структуру, которая очень важна для достижения поставленных целей и их выполнение.

Что касается неформальных социальных групп, то они, в отличие от формальных, не имеют официально закрепленной структуры. Также, взаимодействия, которые обосновываются между членами неформальной группы, обладают такими характеристиками, как стихийность и спонтанность. Это значит, что во главе стоит личное отношение участника группы к проблемам.

Замечание 1

Тем не менее, в неформальных группах, так же, как и в формальных, есть общая система ценностей, которая регламентирует общность идей и мировоззрения участников группы.

Малые социальные группы могут быть референтными. Иными словами, это эталонные группы, чьи ценностные ориентиры и нормы признаются наиболее ценными в сравнении с нормативно-правовыми и ценностными установками иных видов социальных групп. Например, специалист может ориентироваться на деятельность и философию определенной группы для того, чтобы самостоятельно достичь успеха в той или иной сфере, полагаясь на их наглядный пример. К наиболее распространенным областям можно отнести спорт, профессиональный коллектив или группу коллег, своих товарищей и даже родителей.

Тем не менее, особенность социальной группы заключается в том, что она может не только усиливать возможности отдельного индивида или более широкого круга людей, но и подавлять их. Такой процесс группового подавления имеет официальное название – «ингибиция». Например, любая асоциальная подгруппа, девиантная общность может оказывать достаточно негативное, а в некотором смысле и роковое влияние на судьбу человека, который еще не успел завершить процесс своей социализации. На неокрепшую психику влияет абсолютно все, и в особой степени она впитывает именно те негативные воздействия, которые исходят со стороны социальной группы.

Именно по причине такого негативного воздействия со стороны некоторых социальных групп наиболее эффективное развитие личности человека определяется его ориентацией на противоположные группы – элитарные социальные общности. Это группы, имеющие высокий статус, получившие всеобщее признание и оказывающие особое влияние на принятие решений в различных социальных институтах, которые играют важную роль в жизнедеятельности человека.

Также отметим, что социальные группы, независимо от их направленности, могут занимать очень разные позиции, если вопрос касается базовых социальных потребностей индивида или социальной группы. В таком случае, их деятельность может быть социально-ориентированной, асоциальной или резко антисоциальной:

  • Социально-ориентированная деятельность выражается в положительном влиянии на производственные, образовательные, общественные и культурные отношения.
  • Асоциальная ориентация направлена на удовлетворение потребностей лишь членов какой-либо конкретной обособленной группы (при этом интересы и потребности иных групп попросту не учитываются).
  • Антисоциальная направленность выражается в деятельности преступных групп, где основная цель – нанести ущерб некоторым социальным объединениям, которые не разделяют их интересов и взглядов.

Такая разнонаправленность дает нам право сделать вывод о том, что малые социальные группы – это очень многогранные образования, которые могут удовлетворять интересы и потребности самых разнообразных социальных групп и отдельных индивидов.

Количество членов группы является важной переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. В социальной психологии установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть либо слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. Вопрос о количественных границах малой группы окончательно не решен.

Существуют мнения о том, что диада не может считаться группой. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы - 2-3 человека, максимальная - от 25 до 40 человек. Сложность вызывает определение оптимальной численности. Здесь эмпирически определены три критических момента. Первый момент составляет количество 7±2 члена группы.

Наиболее распространены три классификации:

· деление малых групп на «первичные» и «вторичные» (Ч. Кули).

Основной характеристикой первичных групп является непосредственность контактов. Вторичными группами считаются те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» (например, в виде средств связи).

· деление их на «формальные» «неформальные» (Э.Мэйо).

Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Неформальная группа может возникать стихийно внутри формальной группы или сама по себе.

· деление на «группы членства» и «референтные группы»(Г.Хаймен).

Группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.

Функциями референтной группы по Дж.Келли являются:

  • 1. сравнительная: принятые в группе стандарты поведения, установки выступают для личности в качестве некоторых образцов, на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;
  • 2. нормативная: позволяет личность понимать, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.
  • · открытые и закрытые, стационарные и временные группы.

Структура группы - это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности.

Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений. Соответственно структура группы характеризуется расположением статусов в ней.

Неформальная структура группы также представляет собой иерархическую систему, но не жесткую. Эта система формируется на основе межличностных взаимоотношений и состоит из следующих статусных позиций:

  • · лидер;
  • · принятые;
  • · изолированные;
  • · отвергнутые.

Охарактеризуем каждую из позиций.

Принятые - члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу.

Изолированные - члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).

Отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем.

Р. Шиндлер (1957) выделил четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну, встречающуюся реже:

  • · лидер - импонирует группе, побуждает ее к действиям, формирует программу действий;
  • · эксперт - имеет специальные знания, способности, навыки, которые группе всегда требуются или которые она уважает;
  • · пассивно и легко приспосабливающиеся члены - стараются сохранить свою анонимность;
  • · самый «крайний» член группы - отстает ото всех из-за бездарности, отличия от остальных или страха;
  • · противник - оппозиционер, активно выступающий против лидера.

Могут встречаться и другие роли: мученик, моралист, агрессор, любимчик, жертва, нытик и пр.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

41. Малая группа, ее признаки и параметры

Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.

Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.

Признаки малой группы:

1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;

2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;

3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;

4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;

5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;

6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;

7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;

8) организованность – способность группы к самоуправлению;

9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;

10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:

а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;

б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);

в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;

11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;

12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;

13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);

14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.

Параметры малой группы:

1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди других групп;

2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений;

3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.);

4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения;

5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей);

6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;

7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.

Из книги Человек перед лицом смерти автора Гроф Станислав

4. ПАРАМЕТРЫ СОЗНАНИЯ: КАРТОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ Для понимания глубокого воздействия психоделической психотерапии на умирающих следует принять во внимание природу и особые характеристики переживаний, вызываемых ЛСД. Клинические исследования препарата в

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

2. Малая группа и коллектив 1. Понятие малой группы и коллектива.2. Структура малых групп.3. Межличностные отношения в группах и коллективах.4. Эффективность групповой сплоченности.1. В социальной среде, которая окружает личность, функционирует большое количество

Из книги Покажи мне свою сумочку – и я скажу, кто ты. 32 фокуса визуальной психодиагностики автора Щеголев Илья

Приложение Черты характера и соответствующие им физические параметры ААвторитет – Длинный нос, сбалансированный с другими чертами лицаАвантюризм – Высокие, мясистые, круглые скулы, ноздри в виде наклонного эллипсаАгрессивность – Костлявый нос с горбинкой и большим

Из книги Имидж – путь к успеху автора Вемъ Александр

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Критические параметры При вычленении глубинного опыта из поверхностных событий иногда бывает полезным прием критических параметров. Этот прием замечателен тем, что он также хорошо работает в одиночку, как и при помощи консультанта. Однако он позволяет лишь подтолкнуть

Из книги Мужские сексуальные страхи, хитрости и уловки в начале любовных отношений автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 10. Что делать, если малая сексуальная активность – черта его психофизиологического типа Развенчав в предшествующей главе миф о все усиливающейся и усиливающейся с возрастом мужской сексуальности, в этой главе мы поговорим о другой причине возникновения уже

Из книги Мужчина моей мечты – кто он? Полезные тесты для женщин автора Автор неизвестен

Тест «Ловись, рыбка, большая и малая...» Любая женщина мечтает узнать, как она выглядит со стороны, и, естественно, в большей мере ее интересует мнение мужчин. Это вполне понятно – женщина с самого рождения стремится нравиться представителям сильного пола, причем с

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

3. Семья как социальный институт и малая группа Соотношение понятий «брак» и «семья»Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Семья - малая Церковь Тайна семьи, о которой говорил апостол Павел, есть вообще тайна духовного расширения, которое рождается из самых недр семейной жизни. Конечно, глубочайшее значение имеет здесь рождение детей, которое не только несет с собой радость, но и реализует

Из книги АнтиЛох: не дайте себя провести автора Мерзлякова Елена

Согласование понимания ситуации: основные параметры Параметр смыслового содержанияЭтот параметр предполагает, что вы верно понимаете то, каким образом представляет человек имеющуюся на данный момент ситуацию и то, какие ситуационные изменения для него желательны.

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Параметры характера или формула удачи Берн предложил описывать характер человека по трем параметрам: Я (отношение к себе); ВЫ (отношение к близким); ОНИ (отношение к людям).Известный российский психотерапевт М. Литвак добавил к этим трем параметрам еще один - ТРУД

Из книги Истоки нейро-лингвистического программирования автора Гриндер Джон

IV. Групповые импровизации: основная и малая сцены, используемые для репетиций пьесы Первая репетицияКраткое введение в гештальт и работу Перлза, которое я привожу в этой части эпилога, должно помочь читателю немного ознакомиться с предысторией. Платформой, на которой

Из книги Мужчина нарасхват автора Шереметьев Егор

Параметры речи Когда ты волнуешься и не знаешь, о чем говорить, то начинаешь тараторить. Обычно сбивчивая и насыщенная речь проявляется в те моменты, когда ты боишься неловких пауз в разговоре. Контролируй себя точно так же, как я во Вьетнаме контролировал кайт. Отпусти

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Только параметры Каждое утро, в семь тридцать утра, Ричарду Грассо вручали пачку бумаг. Через несколько мгновений он поднимался из-за стола и звонил в колокольчик. Этот ритуал, напоминающий момент открытия боксерского матча, был частью его работы в качестве председателя

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Даже самая малая крупинка ваших надежд не затеряется в песке В самом начале своей карьеры, когда ее еще не преследовали толпы поклонников, Мадонна, по всей видимости, была в довольно незавидном положении и в поисках поддержки, совета и, возможно, полезных связей для

Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса социологических и психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Европе и России. Множество подходов, определений, постановок проблемы – и еще больше критики в адрес оппонентов. Сегодня невозможно представить систему социологического знания без раздела о структуре, динамике и культуре малой группы. Но было время, когда социологи обходились без него: XIX в. прошел при доминировании проблематики общества, понятого в глобальном масштабе, и индивида, которым по традиции занималась психология.

Правда, Макс Вебер пытался вернуть индивида социологии, рассматривая его как социального актора. Считающийся основателем социальной психологии Габриэль Тард также не обращал внимания на группу. Общественные процессы он объяснял действием психологического механизма подражания, а элементарным фактом социальной жизни считал отношения между нашим и другим "Я". Другой лидер европейской социологии, Эмиль Дюркгейм, писал не столько об индивиде, сколько о коллективном сознании общества и также обошел вниманием группу. Немецкий социолог Георг Зиммель хотя и занимался изучением группы, она осталась скорее на периферии его обширного философско-культурного знания. Настоящее открытие социальной группы принадлежит практичным американцам, в частности Чарльзу Кули и Джорджу Миду. Они сконцентрировали внимание на межличностном взаимодействии – "интеракции", поэтому направление, в рамках которого изучалась группа, называется символическим интеракционизмом. Случилось это в начале XX столетия.

Открытие группового феномена произвело в мировой социологии подлинную революцию. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и др.

Малая группа послужила между индивидом, большими группами и обществом соединительным мостиком, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Роль соединительного звена в научном знании выполняла также социальная психология – пограничная дисциплина, вобравшая в себя все лучшее от психологии и социологии. В социальной психологии место анкеты занял тест (особый измерительный инструмент), место полевого исследования – лабораторный эксперимент. За последние десятилетия социальным психологам удалось провести немало интереснейших экспериментов, в которых изучалось оказываемое на индивида давление малой группы.

Малой группой обычно называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Примеры: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.

Существует огромное количество определений малой группы (около сотни). При знакомстве с ними бросается в глаза их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.

Наибольшую известность получили следующие определения малой группы:

  • некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно небольшое, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников (Дж. Хомане);
  • немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений (Г. М. Андреева);
  • совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность и считаются членами данной группы с точки зрения других (Р. Мертон);
  • некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его (Р. Бейлз).

Список признаков и требований, которым должна отвечать совокупность людей для того, чтобы именоваться малой группой, сегодня превышает список лауреатов Нобелевской премии, а он, как мы знаем, весьма немаленький.

Так, А. И. Донцов выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе .

  • 1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
  • 2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
  • 3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
  • 4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.
  • 5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.
  • 6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
  • 7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
  • 8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Признаки малой группы, которые чаще всего указывают ученые.

  • 1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний – два. Если группа превышает "критическую массу", то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам большинство малых групп включает не более семи человек.
  • 2. Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.
  • 3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.
  • 4. Число связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как количество членов группы возрастает в арифметической прогрессии. Так, в группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек – 11, а в группе из 7 – 120 связей.
  • 5. Чем меньше размеры группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. Например, в группе из пяти человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из семи. Группа из пяти – семи человек считается оптимальной.
  • 6. Размер группы зависит от характера ее деятельности. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из шести-семи человек, а парламентские комитеты, запятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14–15 человек.
  • 7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.
  • 8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимул других поступать так же. Если кто-то перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, он изгоняется из группы.
  • 9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Со свойствами малой группы тесно связаны элементы ее структуры . К ним относят:

  • 1) предмет, цели, задачи совместной деятельности;
  • 2) характер и содержание деятельности;
  • 3) систему статусов и ролей, формирующих межличностные отношения.

Структура малой группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики . Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 1940-х гг. под влиянием работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейлза и др.

В поле зрения ученых сегодня находятся вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и решения конфликтов, модификации поведения, групповых норм, ценностей и целей.

Групповая структура – это своеобразная иерархия престижей и статусов членов группы. В социометрической практике она определяется по количеству взаимных выборов в малой группе.

Групповой эффект представляет собой влияние неформальной группы на поведение отдельных индивидов. Он заключается в том положительном, что привносит группа в работу индивида, в частности, достижение таких результатов, которые не под силу сумме разрозненных индивидов. Важной составляющей группового эффекта является психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества.

Групповые нормы – это совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом, организацией) и играющих важную роль в регулировании поведения членов данной группы, формировании характера их взаимоотношений. Подобные нормы – специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и общества в целом. Групповые нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного своего участника с выработанными эталонами и осуществлять достаточно эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе эталона. Они выполняют функции социального контроля над деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы. Вместе с тем групповые нормы могут блокировать восприятие группой нового и препятствовать перестройке всей деятельности в изменившихся условиях.

  • См., например: Донцов А. И. О понятии "группа" в социальной психологии // Социальная психология: хрестоматия. М., 2003. С. 175–182.