Развитие научных знаний древних египтян. Материально-культурная деятельность древних египтян Какие знания были у египтян


1. Материальная культура Египта

1.1 Архитектура

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много - и практически ничего. Очень много - потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало - потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества - храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения - древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье - собственно погребальную камеру с одной, реже - с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид - сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы - усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех - пирамида Хеопса - представляет собой сооружение высотой сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.

Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса (изображение приведено на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота пирамиды - 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды - 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление - от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков - два миллиона триста тысяч. Срок строительства - двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду - по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на «царских работах».

То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.

В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению - проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.

Наконец, эпоха Нового царства явила собой вершину пышности и великолепия в архитектуре. Речь уже не идет только о заупокойных сооружениях. Храмы и дворцы, возводившиеся живыми для живых в эти времена невиданного расцвета и богатства Кеми, поистине великолепны. Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями.

Последующие века уже не привнесли ничего принципиально нового в архитектуру - ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней.

Живопись и рельефы

Правильнее было бы сказать «рельефы и живопись», так как изобразительное искусство древних египтян началось с рельефов на камне. В этой области египетские художники вырабатывали основные приемы, легшие в изобразительный канон, не менявшийся на протяжение всей истории Кеми.

Первые рельефы, дошедшие до нас - шиферные таблички-палетки, служившие для растирания красок, использовавшихся в ритуалах. Сами по себе эти пластинки из серо-зеленоватого камня могут быть названы произведениями искусства. Многие таблички, которым более шести тысяч лет, весьма тщательно вырезаны в форме животных. Знаменитая на весь мир «табличка Нармера» как раз и представляет собой образчик дощечки для растирания красок. Углубление для краски в ней решено в художественном плане невероятно изящно. На лицевой стороне пластинки изображены два хищника, переплетающие необычно длинные шеи. Кольцо, образованное шеями, служит бортиком углубления для красок. Рельеф с изображением фараона и иероглифическим сообщением об объединении Нармером страны - оборотная сторона таблички, служившей, по-видимому, скорее изящным сувениром, чем реальным культовым предметом.

Этот самый рельеф, древнейший из дошедших до нас, уже поражает мастерством неведомого резчика, сумевшего аккуратно и искусно вырезать на небольшой (64 см в высоту) каменной пластине целое повествование, полное символических изображений.

Становление искусства высокого и низкого рельефа происходит в Египте в эпоху Древнего царства. Стены всех гробниц этой эпохи покрыты великолепными рельефами, вырезанными в камне с необычайным тщанием. Технически рельефы Древнего царства делились на выпуклые и врезные. Сюжеты этих рельефов сводятся к двум темам - сцены из загробной жизни и сцены хозяйственной деятельности.

Искусство рельефа носило глубоко символический, магический характер. Все элементы и фигуры изображались не просто так, а в соответствии с четкой логикой. Художник должен был изобразить вельможу в наиболее характерной для него позе, земледельца - так, чтобы сразу было ясно, что это земледелец, а не ремесленник. Фигуры в рельефах Древнего царства - более символы, чем жанровые сценки. Их истинное назначение - указывать на явление, а не изображать его впрямую. Лишь со временем этот канон несколько смягчится. Уже в эпоху Среднего царства, не говоря уже о новодинастических изображениях, в жанровых сценках появляется живость изображения. Рядом со сборщиками плодов в саду можно увидеть мальчика, просящего угощения, женщина из «дома госпожи» глядится в круглое зеркальце, подкрашивая губы кисточкой, позы танцовщиц более пластичны, чем на древних изображениях.

Важная цель рельефов - служить летописью царствования фараона или историей беспорочной службы чиновника. Но и в этом плане - если раннединастические рельефы довольно скупо сообщают о событии, то рельефы Нового царства снабжают его массой деталей. В новодинастических рельефах масса мелких деталей, многофигурные сцены (например, сцены военных походов или строительства гробницы, к которой сотни крошечных фигур работников тянут громадную статую).

Изначальная символичность изобразительного искусства сказалась на очень быстром формировании канона. Уже раннединастические рельефы обладают всеми обязательными чертами, без которых не обходится ни одно изображение поздних времен. Во-первых, четкое пропорциональное соотношение фигур. Фараон на рельефе уступает высотой божеству, военачальник примерно вдвое ниже фараона, а рядовой египтянин и вовсе почти незаметен. Во-вторых, характерная манера изображать человека: ноги в профиль, туловище анфас, лицо в профиль, глаза анфас. Это позволяет понять важный нюанс древнеегипетского искусства. Египтяне изображали мир объективно, а не субъективно - каким он был, а не каким представлялся. От каждого изображаемого элемента бралось самое характерное, и характерные детали объединялись в пусть не вполне характерное, зато узнаваемое изображение.

Зачастую такой подход нарушает примитивный временной принцип - скажем, в рельефах, посвященных хозяйству «пер джет», крестьяне, сеющие зерно, вспахивающие землю и собирающие урожай, изображались не в трех разных местах, а в одной полоске последовательных, ничем не разделенных рисунков - это наилучшим образом передавало идею непрерывности земледельческих работ.

Довольно долгое время рельефы оставались просто вырубленными в камне картинами. Лишь начиная с самого конца эпохи Древнего царства их начали раскрашивать. Постепенно появился и новый тип изображений - росписи на стенах гробниц, соседствующие с раскрашенными рельефами. Особенно много росписей осталось от эпохи Нового царства. Что касается тематики и особенностей росписей, то к ним применимо все то, что было сказано выше о рельефах.

Существенной композиционной характеристикой гробничных изображений была их линейность. Все подчинялось вертикальным столбцам, в которых мастера писали тексты - летописи и «исповеди», могущие понадобиться покойнику на суде Осириса. Сюжетные сценки имели второстепенное по сравнению с текстами значение, иллюстрируя их.

Символичность изображений проявлялась в идеализировании предмета изображения. Фараон или номарх на всех росписях и рельефах на голову или больше превосходят всех остальных участников сценки, они воплощают физическое совершенство и силу. Это, несомненно, было требованием магической стороны изобразительного искусства, чрезвычайно важной для его понимания.

Канон изобразительного искусства не менялся никогда. Даже фараон-реформатор Эхнатон, чьи сохранившиеся до наших дней изображения передают облик довольно болезненного человека со скорее женственной фигурой и большим животом, не затронул своими указами в области изобразительного искусства относительной пропорциональности фигур сообразно их значимости, не отменил линейность изображения. Таким изобразительное искусство Древнего Египта и дошло до наших дней.

Скульптура

Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое значение, были обнаружены уже в захоронениях времен Раннего царства.

Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его ка беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). Еще с древнейших, додинастических времен существовал обычай класть в гробницу несколько десятков мелких фигурок, символизировавших рабов и слуг. Обычай хоронить жен и слуг вместе с покойным существовал лишь в самых богатых захоронениях, причем сравнительно поздней эпохи.

Таким образом, культовое предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. Форма и материал, значимые изобразительные элементы, обладающие символической важностью, диктовались именно культовыми соображениями. Уже в статуях Раннего царства складываются канонические элементы древнеегипетской скульптуры. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Все без исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве случаев прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны не столь подробно, сколь спереди.

Позы у статуй - правильные, симметричные. Характерная особенность египетской скульптуры (заметим в скобках, как и всей древневосточной) - выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях фараонов. Довольно быстро сложились два основных положения скульптурных изображений - ростовое и сидячее, так называемая «поза пирамиды». Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода - фараоны и их жены, чьи деревянные статуи «сидели» на тронах в гробнице.

У ростовых скульптур - спокойная, устойчивая осанка, придавая которую, скульпторы стремились передать уверенность и силу. Особенно хорошо это выражено в деревянных статуях черных воинов, охранявших вход в гробницу Тутанхамона (Новое царство). Ростовые статуи отличаются также преувеличенно ярко переданной физической силой и совершенством, великолепно проработанной, хотя и несколько условной мускулатурой.

Среди статуй в «позе пирамиды» наиболее известна статуя писца, изображающая вельможу, служившего писцом при одном из фараонов Древнего царства. Знатный царедворец изображен в позе, наиболее характерно обозначающей его профессию - скрещенные ноги, на коленях - лист папируса, в руке перо для письма, взгляд устремлен прямо перед собой, внимание как бы сконцентрировано на том, чтобы поймать из уст правителя слова, которые тот продиктует. «Позой пирамиды» подобная поза называется за соответствующие пропорции - в плоскостном плане статуя писца и подобные ей точно вписываются в пирамиду - геометрическую фигуру, столь любимую древнеегипетскими художниками за устойчивость. Как видим, подобно архитектуре, символизм был одним из наиболее важных элементов скульптуры древних египтян.

Символична и симметрия в изображениях, передающая идею гармонии и совершенства, и основные изобразительные детали. Так, выдвинутая вперед левая нога, по мнению большинства современных исследователей древнеегипетского искусства (в основном, на Западе), символизирует попрание сил зла. Данный элемент является общим практически для всех древнейших культур, причем везде ему сообщается один и тот же смысл. Недаром чаще всего выдвинутая вперед левая нога - непременная деталь всех скульптурных изображений правителей в различных областях Древнего Мира.

Статуи, как правило, раскрашивали, причем в окраске соблюдался такой же строгий канон, как и в самой скульптуре. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские - в светло-желтый тон. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Инкрустация глаз статуй - отдельная тема для исследований в египтологии. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла. И действительно, инкрустированные глаза древнеегипетских статуй - своего рода шедевры. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя. Под кусочек хрусталя, изображавший зрачок, мастер нередко подкладывал отполированный кусок темного дерева. Свет, отражаясь от дерева и преломляясь в хрустале, создавал оптический эффект живого взгляда статуи. Инкрустированные глаза - визитная карточка египетских статуй, их неповторимая деталь. К сожалению, статуй с целыми глазами сохранилось до наших дней не так много.

Портретная сторона скульптурных изображений развилась уже после того, как оформился весь канон искусства. Статуи Древнего царства портретны еще несколько условно, подлинная портретность появляется лишь начиная с эпохи Среднего царства и достигает наивысшего уровня в эпоху Нового царства. Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Очевидно, трансформации заупокойного культа были в этот период таковы, что статуи стали играть в нем ведущую роль, а следовательно, надлежало делать портрет как можно более близким к оригиналу. Индивидуальные черты внешности проявляются на этих портретах в той же степени, что и характерные детали облика, присущие изображаемому по роду деятельности или согласно художественному канону.

Мелкая скульптура - статуэтки, укладывавшиеся в гроб вместе с усопшим - очень быстро сформировалась в особый жанр характерных фигурок-ушебти. Поскольку назначением статуэток было символизировать слуг и работников, занимающихся строго определенным делом, им придавали форму, долженствовавшую максимально ясно передать принадлежность изображаемого персонажа к тому или иному ремеслу - позы, выражения лиц оказались раз навсегда канонизированы. Это, впрочем, не мешало художникам придавать статуэткам естественные черты, создавать скульптурные композиции, «оживляя» персонажей. Ушебти - «ответчик», статуэтка, чья роль заключалась в символической «помощи» усопшему в загробной жизни.

Начиная с эпохи Нового царства, когда культ фараона приобретает особую значимость, появляется новая область скульптурного искусства. Статуи правителя устанавливают в храмах, посвященных фараону, вдоль дорог, ведущих к храму. Появились скульптуры, несшие не только художественную, но и дополнительную архитектурную нагрузку, выступавшие в качестве опорных элементов строений. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт.

В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). Уже на очень ранних этапах египетские художники стремились уловить и передать общее через частное, выразить в фигурке писца всю суть его профессии, предельно четко через упрощенную статуэтку ремесленника передать его ремесло, в статуе фараона или верховного жреца воплотить саму идею божественной власти правителя и безграничность этой власти.

Реализм - и в технике изображения. Египетские статуи обладают совершенными пропорциями (как сидячие, так и ростовые), скульптурные портреты лишены упрощенности и условности. Единственная, пожалуй, уступка условности - уже отмечавшаяся выше тенденция гипертрофии физического совершенства. Так, у статуй, сидящих на стульях или тронах, пространство между голенями закрашивали черным цветом. не акцентируя внимание зрителя на реальной толщине ног и визуально укрупняя их. То же относится и к передаче рук мужчин.

Идеализация в скульптуре исчезла лишь во времена фараона Эхнатона. При нем скульптурные портреты были максимально приближены к реальности. Особенно хорошо это заметно на портретах самого фараона. Те немногие статуи, что уцелели от эпохи беспощадной борьбы наследников фараона-солнцепоколонника с его культом и с его личностью, рисуют облик болезненного и физически неразвитого молодого человека. Эта скульптурная школа - подчеркнуто, где-то даже гротесково натуралистическая (известная как амарнская - от названия селения Эль-Амарна, стоящего на месте древней столицы царства Эхнатона) оказала существенное влияние на манеру скульпторов более поздних веков как в самом Египте, так и за его пределами.

После окончания Нового царства египетская скульптура уже не переживала сколько-нибудь серьезных изменений с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они повторяют и развивают новодинастические тенденции.

Уже после того, как Египетское царство перестало существовать и было поглощено более молодой греко-римской цивилизацией, основные художественные принципы древнеегипетского искусства сохранились в искусстве коптских общин - раннехристианских поселений на территории Египта, в значительной степени обособленных от греко-арамейской христианской культуры и по языковому признаку, и по художественной традиции.

Насколько развитой была наука древнего Египта можно только догадываться по тем обрывистым и порой противоречивым сведениям, дошедшим до наших дней. О существовании высокой цивилизации на берегах Нила говорит хотя бы тот факт, что некоторыми её творениями современные люди пользуются до сих пор, а некоторые даже остаются непонятными для нынешней науки.

Развитая медицина, передовые технологии изготовления стекла и фаянса, строительство кораблей, математические расчёты, календарь и астрономические наблюдения… иногда даже не верится в то, что всё это было известно человечеству ещё 5 тысячелетий назад. Что интересно, большинство достижений древнеегипетской цивилизации были известны ещё в начале династического периода, а часть и в додинастический период.

Письменность

Так, ещё в период Раннего царства, 3000 лет до нашей эры, египтяне уже имели письменность. Отдельный иероглиф мог обозначать слово или звук и в зависимости от контекста иметь разное значение. Письмо в Древнем Египте было двух видов: одно для официальных текстов, росписи гробниц или высечения на монументах и обелисках (иероглифическое), другое - для ежедневных записей, ведения учёта, скорописное (иератическое).

Весткарский папирус 18-16 века до нашей эры. Хранится в музее египетских древностей в Берлине. Фото: Keith Schengili-Roberts/en.wikipedia.org

Древнейшие записи, которые сохранились до наших дней, были найдены в гробницах - благодаря чрезвычайно высокому вниманию древних людей к загробной жизни в тогдашних мавзолеях было законсервировано всё или почти всё, что окружало фараона при жизни. На табличках и папирусах в гробницах перечислялось то, что было положено вместе с захоронением - тогдашние египтяне были добросовестными бухгалтерами.

Более поздние тексты включают в себя сказки, стихи, поучения, биографии фараонов и знати, а также описания природных катаклизмов и социальных потрясений (папирус Ипувера). Были у древних египтян и рассказы о приключениях благородных людей и купцов. Встречались также летописи, в которых рассказывалось о божественных и удивительных вещах - такие истории содержит Весткарский папирус. В нём пишется в частности о волшебнике, который предвидел будущее и даже мог приставить отрубленную голову существа назад к его телу и оживить его.

Скульптура писаря. 25-24 века до нашей эры. Фото: Zerida/en.wikipedia

Медицина Древнего Египта

Врачебное дело в Древнем Египте делилось на многие специальности: одни были стоматологами, другие лечили болезни глаз, третьи - пищеварительной системы, четвертые - головы. Люди того времени считали, что каждый человек состоит из своего тела, тени, души, жизненной силы и имени. Древние египтяне чувствовали, что орган, в котором появляются их мысли - это сердце. Обучение медиков проводилось в «Домах Жизни».

С одной стороны медицинские трактаты того времени показывают, что древние египтяне обладали эмпирическими знаниями анатомии, травм, и что у них был разработан комплекс практических процедур. С другой - широко распространённой была практика использования заклинаний и заговоров в лечении болезней. Развивалась фармацевтика.

Чтобы раны затягивались быстрее, древнеегипетские врачи прикладывали к ним сырое мясо, умели делать перевязки льняной тканью, накладывать швы. Для обработки раны и для того, чтобы в неё не попала инфекция, использовался мёд. Опиум облегчал больным боль. Чеснок и лук присутствовали в повседневном рационе для укрепления организма и облегчения симптомов астмы.

Древнеегипетские врачи умели также ампутировать больные конечности и фиксировать переломы. Но некоторые ранения они относили к таким серьёзным, что свою задачу видели в том, чтобы облегчить боль пациенту, пока тот не скончается.

Несмотря на то, что знать и фараоны на стенах гробниц изображаются стройными, в реальности они имели лишний вес. Поскольку они могли позволить себе есть сладости, у них были ещё и проблемы с зубами. У простых людей такие проблемы также были, но преимущественно из-за того, что в пищу им попадал песок, из-за которого стирались зубы.

Нежный протез, который изготавливали человеку для захоронения - для путешествия в загробный мир все недостающие органы (глаза, конечности) заменялись протезами. Фото: Jon Bodsworth/en.wikipedia.org

Очень развитая наука бальзамирования тела играла важную роль при захоронении. В то время как бедные египтяне хоронили своих родственников в пустыне, где их тела мумифицировались естественным образом, состоятельные люди прибегали к искусственному бальзамированию. При такой процедуре через нос удалялся мозг, а тело высушивалось в смеси солей. Затем его обворачивали льняной материей и укладывали в саркофаг такой формы, которая напоминала очертания человека. Вся процедура длилась около 70 дней.

Математика

Древнеегипетская цивилизация использовала 10-тичную систему исчисления, которая несколько отличается от современной. Цифры были известны людям, населявшим берега Нила, ещё в додинастический период.

Единицы у них изображались палочками, а для обозначения десятков, сотен, тысяч, десятков и сотен тысяч, а также миллионов существовали свои обозначения - иероглифы.

Однако для обозначения двух, трёх и более десятков или сотен специального символа не существовало - они записывались как сумма десятков, сотен и тысяч. К примеру, число пять тысяч сорок древние египтяне обозначали как пять знаков тысячи и четыре знака десяти.

В повседневной жизни они выполняли много математических операций: вели учёт земли, рабочей силы, скота и зерна.

Учёт скота. Над каждым видом животных стоят цифры, показывающие их количество у зажиточного хозяина. Фото: Lepsius

Люди Древней Египетской цивилизации умели вычислять площади прямоугольника, треугольника и круга. Формула для вычисления площади круга у них была довольно точная, рассчитывали они её как восемь девятых частей диаметра в квадрате: S=(8/9D)², что равно S=3,16r².

Древние египтяне имели понятия о тангенсах, знали прямоугольный треугольник со сторонами 3:4:5, умели решать простые множества уравнений. Позже у них встречаются даже квадратичные уравнения. При обучении используются сборники задач с ответами.

И, конечно же, древние египтяне умели вычислять объёмы параллелепипеда и пирамиды…

контрольная работа

1. Научные знания Древнего Египта

В период Древнего царства образование централизованного раннерабовладельческого государства и развитие ремесел (деревообделочного, металлургического, камнеобделочного, гончарного и др.) способствовали накоплению первых естественно-научных знаний. В большой мере этому способствовало развитие искусственного орошения, ирригации, которое было первым условием развития земледелия в Египте. Несмотря на безраздельное господство религии, египтяне достигли значительного уровня развития астрономических и математических знаний. Накопление астрономических знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность создать календарь. Наблюдение над разливами Нила сопровождались наблюдением за движением небесных светил. Было отмечено, что ранний утренний восход звезды Сириус совпадает с началом подъема воды в Ниле, что промежуток между этими восходами Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился египтянами на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось 5 дней Введение в культурологию под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995 г. .

О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производили обычным способом. Для умножения двух чисел одно из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8,16 и т.д., затем, пользуясь таблицами, находили произведение другого числа на числа этого ряда и таким образом сводили умножение данных двух чисел к сложению этих произведений. При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен писцом Ахмесом (около 2000 до н. э), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом без знака сложения. Исключением были 2/3 и редко встречавшееся 3/4. C дробями также производились все арифметические действия.

Виды скульптурных рельефов

В искусстве рабовладельческого общества скульптуры выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптуры древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма...

Искусство древнего Египта

История прически и косметики Древнего Египта

Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью...

История художественной культуры

1. Художественные доминанты египетского искусства 2. 27 2. Виды и жанры искусства Древнего Египта 27 3...

Культура Древнего Египта

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки. а) архитектура Выдающимися архитектурными постройками Египта...

Культура Древнего Египта

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее...

Культура Древнего Египта

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности...

Культура Древнего Египта. Концепция исторического процесса развития общества К. Ясперса

Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней...

Культура Древнего мира

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем...

Культура и искусство Древнего Египта

Египетская магия, возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны...

Культура империи Майя

Основные научные знания майя в астрономии, математике, письменности и календаре тесно связаны между собой. Исходя из потребностей земледелия и настоятельной необходимости точно знать самое выгодное для посевов время...

Культура косметики разных народов

Древний Египет является родиной современной косметики. Секретами изготовления косметических средств из различных растений владели жрецы. В Древнем Египте ухаживать за лицом и телом было позволено не каждому...

Культура Мезоамерики

Храмы были настоящими исследовательскими центрами древних майя. Основы математики, астрономии, письменности они переняли у ольмеков. В то время эти науки были тесно связаны между собой...

Культура цивилизаций Востока

Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. - Александром Македонским, а в I в. до н. э...

Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства (3200–2400 г.г. до н.э.)

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды...

"Для начала - уясни себе твердо: изменить отношение мира к тебе возможно лишь изменив собственное отношение к миру. Получить Силу, Знание и здоровье от мира возможно лишь подготовив себя к этому получению..." "Научись следить за своим телом и за своей осанкой. Превратив... невозможно". "Будь терпелив, но терпение не есть покорность и смирение. Это усердие, кропотливость и спокойствие в любом деянии". "Чти древние обычаи, ибо им Праотцы и Праматери наши научились от Богов наших светлых".

https://www.сайт/religion/16524

знаний научных знаний

https://www..html

Человека. Несколько позднее к аналогичным выводам приходит и Б.Ф. Ломов, подчеркивавший, что общей тенденцией развития научного знания стало возрастание роли проблемы человека и его развития. Из зарубежных исследователей, предсказавшим наступление эры наук... самих ученых! Скорее этот интерес обусловлен какими-то закономерностями, объективно действующими в процессе развития научного знания . И только провидческая мудрость некоторых ученых позволила им по слабо уловимым проявлениям заметить действие...

https://www.сайт/psychology/17395

Никаким «врожденным интуициям», а наоборот, помогают вполне телеологическим образом объяснить болезни, протухание продуктов и др. Однако большая часть знаний все-таки не принимается без доказательств ни детьми, ни взрослыми. Когда дело касается научных знаний , даже взрослые люди - а о детях и говорить нечего - почти ничего не могут проверить сами по причине некомпетентности. В этом случае...

https://www.сайт/journal/18460

Медицинское и ритуальное значение. Современные ученые считают, что эти меры в условиях засушливого и пыльного климата страны спасали египтян от различных инфекций и защищали кожу от преждевременного старения. Как утверждают ученые-историки, древние египтяне отличались высокой чистоплотностью. Как зажиточные, так и бедные - все пользовались специальной жидкостью для мытья рук «нечерет...

https://www.сайт/journal/120752

Исследования более чем 3 тыс. египетских мумий, проведенные за последние 30 лет, и пришли к неутешительному выводу. Здоровье древних египтян было плохим, но хуже всего дела у них обстояли с зубами. Результаты первого полного медицинского осмотра, ... начиная с 1977 года, когда была впервые для этих целей применена компьютерная томография. Снимки мумий древних египтян позволили выявить впечатляющий букет болезней. Чаще всего встречались заболевания костей, воспаления и травмы, но больше...

https://www.сайт/journal/122751

Земли радиоактивными отходами? Биотехнологиями? К чему всё это приведёт нас? Пока, все проблемы, решаемые научным путём порождали только ещё большие проблемы, – чем дальше в лес, тем темнее перспективы, сужается... если с малышами ещё можно как-то договориться и быстро погасить враждебность, то с подростками и взрослыми, носителями иной системы знаний , возникают весьма значительные проблемы. Как сглаживать эти конфликты, как искать взаимопонимание? Вот тут в очередной раз выступает нравственность...

Все значительные культурные открытия египтяне сделали первыми в мире. Им не было у кого учиться. У них рано появилось представление обо всех основных отраслях знаний. Об этом говорит создание первой в мире энциклопедии около 3 тысяч лет назад. Она имела разделы: небо, вода, растения, животные, города, иностранные народы. До нашего времени сохранились труды по медицине, астрономии, математике. Первым и главным достижением египтян было открытие письменности.
Письменность Древнего Египта . Уже в IV тысячелетии до н. э. было известно так много полезных знаний, что их нельзя было удержать в памяти. Появилась необходимость в их сохранении и передаче последующим поколениям. Это и привело к созданию одной из самых древних систем письма.
Сначала египтяне больше рисовали, чем писали. Когда нужно было обозначить определенное слово, делали маленький рисунок. Всем были понятны нарисованные фигурки льва, орла, пирамиды, плуга. Таким образом записывали и более сложные понятия. Так, человеческий глаз со слезами значил «плакать», а человек со связанными руками - «пленный». Горизонтальная полоска со звездой над ней читалась как «ночь».
Потом письмо значительно упростилось. Отдельные знаки-рисунки стали читать как слоги с двумя или тремя звуками. Затем появились знаки-буквы, которые означали на письме только один согласный звук. Египтяне пропускали гласные звуки.
Отдельные знаки-рисунки называются иероглифами. На письме употреблялось около 750 иероглифов. Чаще всего иероглифические надписи можно видеть вырезанными на стенах дворцов и храмов, на скульптурах и других предметах из камня.
Египтяне первыми открыли удобный материал для письма, похожий на бумагу. Его делали из тростника под названием папирус. Он густо рос по берегам Нила, на болотах дельты, достигая в высоту 3-6 м. Стебли папируса резали на длинные узкие полоски, накладывали их краями одна на другую и склеивали в листы, которые сушили. Для записи больших текстов листы папирусов склеивали в длинные полосы. Длина самых известных ученым папирусов колеблется от 10 до 45 м. Гибкие листы и полосы папируса свертывали в трубки. Их обычно хранили в глиняных кувшинах. Писали чернилами с помощью тростинки или кисточки из тростника.
Нужно помнить, что белорусское слово «папера» происходит от древнеегипетского «папирус».
Медицина в Египте. Особенно уважали в странах древнего мира египетских врачей. Их приглашали на работу в другие страны.
У египтян были врачи по различным болезням. Это заметил уже грек Геродот, когда был в Египте: «Каждый врач лечит только одну болезнь. Поэтому везде у них много врачей. Одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые - внутренние болезни». Египетские врачи правильно поняли важную роль сердца. Они имели знания о ходе «сердца, из которого идут сосуды для любой части тела».
Врачей учили в «домах жизни», которые были при храмах. Там ученики переписывали папирусы медицинского содержания, такие, как «Книга сердца», «Книга болезней глаз».
Лечение начинали с опроса больного, потом осматривали его, измеряли пульс. Врач был обязан искренне сказать больному следующее: 1) «Это болезнь, которую я буду лечить», или 2) «Это болезнь, с которой я буду бороться», или 3) «Эту болезнь нельзя вылечить».
Математика. Возникнув в глубокой древности, египетская математика значительно повлияла на математику других древних народов. Историк Геродот писал: «Полагаю, что в Египте была изобретена геометрия и оттуда она пришла в Грецию». Известный греческий математик Архимед много лет учился в Египте.
Математика зародилась из практических нужд. С возникновением государства по деревням ходили чиновники с помощниками. Они пересчитывали животных, измеряли засеянные поля, чтобы вычислить величину налога с каждого крестьянина. Так возникла потребность в арифметике. При возведении оросительных систем нужны были свои измерения. Это способствовало возникновению геометрии.
Сохранились сборники египетских математических задач. В условии одной из них сказано о 7 домах, о 7 кошках в каждом доме, о 7 мышках, съеденных каждой кошкой, о 7 колосках, съеденных каждой мышкой, о 7 мерах зерна, которые дает каждый колос. Задача: сколько мер зерна спасли кошки? Ответ: 19 507.

Астрономия. Ею стали заниматься для улучшения календаря с развитием земледелия. Также необходимо было точно определять начало разлива Нила, который наступает ровно через год. Египтяне составили карту звездного неба. По звездам находили путь в море и пустыню. Созвездие «Большая Медведица» египтяне называли «Бычья нога».
Египетский календарь составлен на астрономической основе. Год, который насчитывал 365 дней, они разделили на 12 месяцев. Ночь состояла из 12 часов. День также делился на 12 часов.
Египтяне изобрели солнечные и водяные часы.
Школа. Время сохранило много египетских надписей и папирусов. Это говорит о высоком уровне грамотности у египтян. Единой системы обучения не было. Школы находились при храмах и государственных учреждениях, отдельных школьных зданий не строили. Известны примеры, когда дети начинали ходить в школу в возрасте пяти лет.
Сначала учили писать и читать. Младшим школьникам для упражнений в письме выдавали разлинеенные глиняные черепки или плоские каменные дощечки. Ценный папирус получали только учащиеся старшего возраста. Каждый ученик самостоятельно готовил чернила черного и красного цвета. Основной текст писали черным цветом, а красным - заглавия и первые строки.
Учителей по отдельным предметам не было. Учили в основном писцы. Обязательным было заучивание наизусть стихов, религиозных произведений.
Существовали высшие школы для будущих военных и послов в другие страны. В них учащиеся обязаны были быстро отвечать на такие, например, вопросы: «Сколько нужно кирпичей для сооружения площадки определенных размеров? Как поставить на основание большую скульптуру? Сколько нужно работников для перевозки колонны определенной длины и веса?» В таких школах учили музыке, плаванию, прыжкам, бегу. В окружении фараона были чиновники с хорошим знанием иностранных языков.
Таким образом, древние египтяне одни из первых самостоятельно создали совершенную для своего времени письменность, достигли значительных успехов в медицине, математике, астрономии. Их календарь почти не отличается от того, каким пользуемся мы. Они умели воспитывать образованных людей.

Как были прочитаны египетские иероглифы
Язык и письмо древних египтян были забыты много столетий тому назад. Многие ученые пытались раскрыть эту тайну, но успех не приходил.
В начале XIX в. в Европу доставили из Египта очень интересную надпись. Она была высечена на большом камне сразу на двух древних языках - египетском и греческом. Ее стал изучать способный молодой ученый Шомпольон, который до этого быстро выучил много языков. Хорошо знал он и древнегреческий язык.
В этой надписи имена царей и цариц были обведены округлой рамкой. Шомпольон первым в мире в 1822 г. прочел такие известные в истории имена, как Клеопатра, Тутмос. Вскоре он напечатал первый учебник и словарь древнеегипетского языка. Шомпольона справедливо считают основателем современной науки об истории и культуре Древнего Египта.