Роль коллективного труда в возникновении сознания человека. Происхождение сознания и его сущность. Роль труда в возникновении сознания. Воздействие труда на формирование сознания человека


Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Поскольку человек развивался не в порядке биологической эволюции, а в процессе истории человеческих обществ, «сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (3). Человек рождается, не имея сознания, но уже имея индивидуальные особенности своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности его психика развивается и становится сознанием. Все психические явления у человека сознательны, так как проявляют его сознание, но не все могут быть осознанными в равной степени. Неосознанными действиями называются высокоавтоматизированные навыки, некоторые привычки, идеомоторные и вызванные эмоциями импульсивные действия.
В развитии сознания решающую роль сыграл труд. Труд - «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека», - писал Ф. Энгельс. Труд - особый вид взаимодействия человека и природы, в котором человек осуществляет сознательно поставленную цель.
Трудовая деятельность - не приспосабливание человека к природе, которое присуще животному, а изменение ее.
Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом -- не психологическая, а социальная категория. В своих основных общественных закономерностях он предмет не психологии, а общественных наук. Предметом психологического изучения является поэтому никак не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности. К.Маркс в своих работах характеризует труд как сознательную целенаправленную деятельность, которая направляется на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной Целью. Направленный по своей основной установке на создание определенного, результата, труд -- это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам он формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.
Связующее звено между человеком и природой - орудия его труда. Во время общения в совместном труде у людей появилась потребность что-либо сказать друг другу. Эта потребность, породившая язык, создала понятия как силу, непосредственно влияющую на развитие сознания. Благодаря языку человек стал обладать не только индивидуальным опытом, но и опытом ранее существовавших поколений. Вместе с тем труд развивал и продолжает развивать самосознание человека.
В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознании людей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться - значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Таким образом, особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры.

3.1. Роль труда в формировании сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.


В т.ч. и в России. Но в отечественной историографии имеются и совершенно самостоятельные работы, во многом перекликающиеся по теме и идеям с трудами французских историков, но возникшие совершенно независимо и имеющие черты глубокой оригинальности. К вопросам, связанным с изучением общественного сознания русские исследователи стали обращаться еще в дореволюционное время. В качестве одного из...

Философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на...

И сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент. Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного...

Лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях, нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений. 1 Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых...

Как отмечает К. Маркс, "люди начинают с производства", ибо только оно обеспечивает человеку удовлетворение его материальных потребностей. Труд, как известно, есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ. На основе материальной деятельности вырастает человеческое сознание. Формирование сознания в первую очередь связано с возникновением в ходе трудовой деятельности специфически человеческого отношения к внешнему миру, которое опосредствуется новыми мотивами, стимулами к деятельности.

Все поведение животных имеет для него смысл лишь постольку, поскольку оно так или иначе направлено на удовлетворение биологических потребностей - пищевых, половых, оборонительных. Правда, у некоторых животных, в особенности у человекообразных обезьян, можно заметить развитую ориентировочно-исследовательскую деятельность. Если обезьяне нечего делать, то она начинает ощупывать окружающие ее предметы. Налицо казалось бы поведение, которое не мотивируется биологической потребностью. Однако это не так: в естественных условиях такие действия способствуют обнаружению биологически важных для организма признаков, они, следовательно, носят приспособленческий характер. Имея в виду эту черту, Маркс подчеркивал, что животное производит тоже. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т. д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш.

Конечно, и человек биологическое существо. Для того.чтобы жить, он должен есть, пить, продолжать род и т. д. Но биологические потребности у него потеряли чисто животный характер. Так, потребляемая человеком пища должна быть не только калорийной, но и быть специально приготовленной. У человека в ходе общественной жизни возникают и развиваются качественно новые потребности. К их числу прежде всего относится потребность в трудовой деятельности, изменении предметов, а значит и в самих орудиях труда. Все это приводит к формированию принципиально новых отношений человека к окружающему миру. Значимыми для человека становятся не только те явления, которые прямо связаны с удовлетворением непосредственной материальной или биологической потребности, но и такие, которые этим потребностям служат опосредствованно. Уже производство орудий труда само по себе есть созидание таких предметов, которые прямо в систему удовлетворения непосредственных потребностей не включены.

На основе развития специфически общественных материальных потребностей у человека формируется система, так сказать, неутилитарных потребностей. Это потребность в общении, познании истины, эстетическая потребность и т. д. В связи с этим возникает специфическое теоретическое, эстетическое и т. д. отношение человека к своему объекту. Поскольку труд человека осуществим только при наличии общественных отношений и осознании человеком своей функции в целостной системе, своего отношения с другими людьми, постольку и сам человек становится объектом познания. Познавая внешний мир, люди вынуждены перейти и к осознанию самих себя, своей практической и духовной деятельности. Сознание становится и самосознанием.

Общественные потребности не только определяют круг подлежащих познанию предметов, но выступают как определители значимости объектов, их роли для человека. Все дело в том, что предметы познания и деятельности, будучи включенными в сферу человеческой деятельности, выступают для него не только со стороны природны~ свойств, но и как общественно значимые, обладающие ценностью. Ценность (практически-утилитарная, эстетическая и т. д.) есть определенная функция, которую объект приобретает в ходе деятельности человека, служа удовлетворению каких-то потребностей. Как видно, ценность хотя и является особенностью предметов, связанной с их природными характеристиками, но к ним она не сводится; она является как бы вторым, уже общественным бытием вещи. Поэтому в процессе познания объект раскрывается субъектом и как природное явление, и как значимое для его деятельности. Это означает, что фактором познания объекта становится оценочная деятельность. Оценочное отношение, в ходе которого раскрывается значение предмета для субъекта, выявляется внутренняя его связь с теми или иными человеческими потребностями, и составляет специфическую сторону человеческого отношения к внешнему миру. Человек, другими словами, осуществляет познание, прилагая к ним определенные общественно выработанные мерки - практические, теоретические, эстетические, нравственные и т. д.

Перестройка сферы познавательной деятельности и системы общественных отношений осуществляется под влиянием трудовой деятельности человека, связана с формированием способности целеполагания. Постановка целей - специфическая черта человека, рождающаяся у него в процессе труда, на основе потребностей и характеризующая особенность сознания. Это вытекает из того, что удовлетворение потребностей у человека осуществляется в ходе изменения явлений внешнего мира. Представление результатов деятельности в виде образа, подлежащего созданию предмета, и является главным содержанием цели. Цель есть отражение действительности в сознании человека в том виде, какой она должна стать в процессе практики. Постановка цели означает не только формирование идеального результата деятельности, но и определенных условий, средств и форм деятельности. Подчеркивая связь всех этих компонентов, К. Маркс отмечал, что результат труда должен был присутствовать в голове человека "идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель" *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, 12, стр. 718.

В формировании плана деятельности раскрывается творческая природа сознания. Если субъект создает некоторый продукт, вещь, предмет, то прежде всего в процессе идеальной деятельности субъект формирует образ создаваемого в виде наглядного представления, которое объективируется им в схемах, чертежах, планах-изображениях, в знаковых системах. Создаваемые модели или образы будущего далеко выходят за пределы настоящего, прошлого, а следовательно, за границы воспроизводящих представлений.

Творческая деятельность сознания дает возможность воспроизвести динамику объекта. В случае целеполагания речь идет о воспроизведении динамики объекта в ходе практической деятельности; ставя предметы в связь с орудиями труда, субъект вызывает в них изменения, позволяющие наиболее полно познать их природу.

В целеполагании результат деятельности определен в его отношении к объективным свойствам изменяемых объектов, а также к самому изменению, поскольку здесь он всегда дается в единстве с определенными средствами и формами деятельности. Если в результате деятельности правильно учтены объективные законы, которым подчиняется предмет деятельности, подобраны нужные средства и определены адекватные формы деятельности, то и создаваемый план будет адекватным будущему результату. Адекватным в этом случае будет и мысленное преобразование предмета в ходе создания плана, выражающего конечный результат действий людей.

Предпосылки возникновения . Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития является совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Инстинктивное общение предков человека внутри стада заменялось общением на основе производственной деятельности. Совместная деятельность способствовала превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания наших предков было возникновение труда и образование общества . В труде развивалось и сознание человека - наивысшая форма отражения. Животное живет в мире случайных вещей, человек создает себе мир постоянных предметов. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. Под влиянием труда закрепились новые функции руки и развилось прямохождение. Это оказало влияние на развитие мозга. Одной из потребностей человека как члена общества стала потребность в общении, что привело к формированию речи .(реферат)

Гипотеза о происхождении со­знания человека (А. Н. Леонтьев)

Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней субъекта.

Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти.

1. Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий + Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью, которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия (операции становятся действиями для индивида) . Предпосылки:

1) совместный характер деят-ти высших животных

2) выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление, которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз определяется пространственными, вещными отношениями

Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо понимание смысла действия!!

Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели.

Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях коллективной трудовой деят-ти.

Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели.

Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например, идея пищи).

2. Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия.



1) Орудие труда объективно отражает свойства предмета труда. Орудие есть носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции .

2) Орудие есть общественный предмет – имеет определенный способ употребления, который общественно выработан и общественно закреплен. У животных операция не фиксируется в орудии – нет надобности в его хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки.

Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления становится самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней, умственной.

3. Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия на других (общение). Жест – движение, отделенное от своего результата. Переход от жеста к звукам голоса – речь. Язык становится формой сознательного обобщения действительности. Сначала непосредственная связь с трудовой деят-ю. Затем – абстракция словесных значений от реального предмета – возможность существования значения в качестве мысли (идеально).

Сознание – совместное знание.

Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения .

Выводы:

1) возникновение сознания возможно лишь, когда отношение человека к природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими людьми

2) сознание возможно лишь в условиях активного воздействия на природу (трудовая деят-ть посредством орудий)

3) сознание возможно лишь в условиях существования языка

4) индивидуальное сознание возможно лишь в условиях существования сознания общественного.

Базовая роль в возникновении такого явления, как сознание, а, следовательно, и самого человека, в полной мере принадлежит труду. Говоря о предпосылках возникновения самого труда, стоит отметить биологические виды изменений, которые в свое время произошли у предков человека по причине:
Перехода обезьяны от стандартного обитания на деревьях на землю, являющихся переходом к прямохождению;
Постепенный переход от пищи чисто растительной к комбинированной мясо-растительной, за счет чего существенному развитию подвергся головной мозг;
Активное применение огня, за счет чего процесс усвоения пищи местного характера существенно ускорился и улучшился.

Труд, как фактор возникновения биологических предпосылок и сознания

Именно труд считается фактором, который исполнил главную роль в первичном возникновении сознания человечества. Труд стартовал с изготовления первых орудий труда, которые поначалу были примитивными. Впоследствии роль труда в появлении человеческого сознания детально раскрыл Энгельс, посвятив этой тематике свою работу под названием «Работа труда в процессе развития обезьяны в человека». Он также считал, что множественные биологические предпосылки сознания были «подстегнуты» именно трудом, который смог сделать из обезьяны Человека Разумного, Homo Sapiens.

Воздействие труда на формирование сознания человека

В древние времена сознание являлось точкой опоры человечества и позволяло ему, под воздействием определенных факторов, каждый раз достигать новых успехов. В то время полезные лайфхаки не были столь распространены, и людям приходилось самостоятельно, путем проб и ошибок, развивать в себе нужные качества и особенности. Сами того не ведая, древние люди, под воздействием труда, постепенно развились в невероятно умных и разносторонне развитых личностей, коими мы являемся сегодня. Ученые выяснили, что труд повлиял не только на развитие прямохождения человека, но также оказал определенное воздействие на:
Структуры головного мозга древнего человека и возможность абстрактно мыслить;
Все органы чувств;
Развитость рук;
Речевые способности.

Поначалу лишь труд, а впоследствии, вместе с ним и понятная членораздельная речь, выступили в качестве двух важнейших и ценнейших факторов, которые позволили в кратчайшее время превратить мозг животного, — обезьяны, в мозг разумного человека.

Какие функции выполнял язык? Среди них были функции:
Точного выражения мыслей;
Последовательной передачи этих мыслей;
Закрепления полезных мыслей и последующего накопления знаний, а также передачи их из поколения в поколение.

Трудовая деятельность развивалась в непосредственной связи с развитием языка, а также, постепенным расширением знаний древних людей о мире.