Сергей есенин. «Сергей Есенин. Жизнь и судьба "Герой нашего времени" - главные герои


На долю поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За талант – плата особая. Опутанная недомолвками и пересудами судьба великого русского поэта Сергея Есенина – тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, романтическую жизнь он пробуждал у окружающих бурные, противоречивые страсти и сам разрывался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже больше семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «Есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним сталкивалось. Есенин в нашей литературе фигура своего рода культовая. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и другое. Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром (На лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна. В одном только не повезло Есенину.

Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины. Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на этом и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации вида поэта, удивительным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно большой: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, восклицания «Мать моя – родина, я большевик» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающийся от ГПУ и наконец захваченного этим ГПУ в гостинице «Англетер». «Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, она почему-то неинтересна, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один исследователь, изучающий Есенина, – англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Итак, Маквей выразил интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает знаменитых рок-звезд, которые рано ушли из жизни, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархический. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, какие бы не были объективные исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего – политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями.

Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивы и не точны, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более – в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который сможет осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эту тему, попробую вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, – писал Есенин в автобиографии, – С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери…». Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковную школу. Но, закончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом. На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, при этом работал в разных местах, чтобы заработать на жизнь. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья.

Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы посетить Анну и сына. «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно наскочил в Петербург. Там меня приняли довольно радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». «Наскочил» он в Петербург робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадью стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов – завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, ставшим другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «литературные» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, – к его огромному таланту. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы никогда. Поэту был 21 год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м году, он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Во время революции 1917 года Есенин снова дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП (б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам». Октябрь зацепил в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал одним из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голуби», книгу раскупили за несколько дней. А незадолго до этого, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, служившей секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей – дочь Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным – летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они расторгли брак в 1921 году). В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа.


Страница: [ 1 ]

Есенин Сергей Александрович — Судьба поэта Сергея Есенина

Судьба поэта Сергея Есенина

Истоки.

Москва.

Петроград.

Отношение к революции.

Прозрение.

Неудачи в личной жизни.

Самоубийство. Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

sudba-poeta-sergeya-eseninaсудьба поэта сергея есенина

Истоки. (Отец — приказчик в мясной лавке замоскворецкого купца. До восьмилетнего возраста Сергей воспитывается в доме деда по матери — старообрядца. Начал читать с пятилетнего возраста, знал наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Закончил начальную школу в родном селе, затем была церковно-учительская школа в Спас-Клепиках.)

Москва. (В 17 лет уезжает в Москву. Работает конторщиком, затем корректором в типографии известного издателя Сытина, участвует в литературно-музыкальном кружке. В детских иллюстрированных журналах появляются первые стихи Есенина.)

Петроград. (В Петрограде становится членом группы «Краса», которую возглавлял акмеист Сергей Городецкий, сближается с крестьянскими поэтами Клюевым и Клычковым (расстрелянными в 1937 году). В 1916 году выходит первый сборник стихов — «Радуница» (день поминовения усопших). Творчество этого периода испытало влияние символистов. Есенин был призван на военную службу, но во время Февральской революции дезертировал из армии Керенского.)

Отношение к революции. (Есенин сочувственно принял Февральскую революцию, с верой в Крестьянскую Республику — страну Хлеба и Молока. Он создает цикл революционных поэм, основная идея которых: «Не губить пришли мы в мире, / А любить и верить».)

Прозрение. (Наступает прозрение: «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего». Поэт одержим предчувствием бедствий, «перед которыми померкнет все, что мы испытываем теперь». В поэме «Инония» (1918) воплощена его мечта о мужицком «рае», где все ино, то есть мирно и ладно.)

Неудачи в личной жизни. (Личная жизнь поэта не складывается. Он женится на актрисе Зинаиде Райх, разводится с ней, женится на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, которая, по словам Горького, была олицетворением всего, что не нужно было поэту. Последняя жена Есенина — Софья Толстая, внучка великого писателя.)

Самоубийство. (Есенин совершает поездку в Батум и Грузию, создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина». Но желанного спасения нет: «я чувствую всю трагедию, которая произошла с Россией». Он пишет: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года его жизнь завершилась в петроградской гостинице «Англетер». Версия о самоубийстве поэта до сих пор подвергается сомнению.)

Как получить сочинение? Жми и сохраняй. И у вас уже есть готовое домашнее задание.

Категории

Помощь в написании домашних заданий

Литературные эссе

Ваше время стоит дорого?

Все произведения

Рейтинг сочинений

Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.

Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 - 27 июня 1831) - французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.

1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание - это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.

«Новый год» Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.

Вариант I 1. Выберите верное утверждение. А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только. Все эссе.

Рейтинг сочинений

Авторские материалы

Литературные события

Статистика программы

Исследования, критика, решебники по литературным жанрам. Справочник по русской литературе.

Судьба поэта Сергея Есенина

Судьба поэта Сергея Есенина

Истоки.
Москва.
Петроград.
Отношение к революции.
Крах несбывшихся надежд.

Прозрение.
Неудачи в личной жизни.
Самоубийство. Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

sudba-poeta-sergeya-eseninaсудьба поэта сергея есенина
Истоки. (Отец — приказчик в мясной лавке замоскворецкого купца. До восьмилетнего возраста Сергей воспитывается в доме деда по матери — старообрядца. Начал читать с пятилетнего возраста, знал наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Закончил начальную школу в родном селе, затем была церковно-учительская школа в Спас-Клепиках.)
Москва. (В 17 лет уезжает в Москву. Работает конторщиком, затем корректором в типографии известного издателя Сытина, участвует в литературно-музыкальном кружке. В детских иллюстрированных журналах появляются первые стихи Есенина.)
Петроград. (В Петрограде становится членом группы «Краса», которую возглавлял акмеист Сергей Городецкий, сближается с крестьянскими поэтами Клюевым и Клычковым (расстрелянными в 1937 году). В 1916 году выходит первый сборник стихов — «Радуница» (день поминовения усопших). Творчество этого периода испытало влияние символистов. Есенин был призван на военную службу, но во время Февральской революции дезертировал из армии Керенского.)
Отношение к революции. (Есенин сочувственно принял Февральскую революцию, с верой в Крестьянскую Республику — страну Хлеба и Молока. Он создает цикл революционных поэм, основная идея которых: «Не губить пришли мы в мире, / А любить и верить».)
Крах несбывшихся надежд.

Прозрение. (Наступает прозрение: «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего». Поэт одержим предчувствием бедствий, «перед которыми померкнет все, что мы испытываем теперь». В поэме «Инония» (1918) воплощена его мечта о мужицком «рае», где все ино, то есть мирно и ладно.)
Неудачи в личной жизни. (Личная жизнь поэта не складывается. Он женится на актрисе Зинаиде Райх, разводится с ней, женится на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, которая, по словам Горького, была олицетворением всего, что не нужно было поэту. Последняя жена Есенина — Софья Толстая, внучка великого писателя.)
Самоубийство. (Есенин совершает поездку в Батум и Грузию, создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина». Но желанного спасения нет: «я чувствую всю трагедию, которая произошла с Россией». Он пишет: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года его жизнь завершилась в петроградской гостинице «Англетер». Версия о самоубийстве поэта до сих пор подвергается сомнению.)

Сочинение

На долю поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За талант – плата особая. Опутанная недомолвками и пересудами судьба великого русского поэта Сергея Есенина – тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, романтическую жизнь он пробуждал у окружающих бурные, противоречивые страсти и сам разрывался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже больше семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «Есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним сталкивалось. Есенин в нашей литературе фигура своего рода культовая. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и другое. Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром (На лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна. В одном только не повезло Есенину.

Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины. Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на этом и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации вида поэта, удивительным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно большой: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, восклицания «Мать моя – родина, я большевик» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающийся от ГПУ и наконец захваченного этим ГПУ в гостинице «Англетер». «Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, она почему-то неинтересна, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один исследователь, изучающий Есенина, – англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Итак, Маквей выразил интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает знаменитых рок-звезд, которые рано ушли из жизни, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархический. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, какие бы не были объективные исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего – политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями.

Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивы и не точны, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более – в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который сможет осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эту тему, попробую вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, – писал Есенин в автобиографии, – С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери…». Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковную школу. Но, закончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом. На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, при этом работал в разных местах, чтобы заработать на жизнь. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья.

Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы посетить Анну и сына. «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно наскочил в Петербург. Там меня приняли довольно радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». «Наскочил» он в Петербург робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадью стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов – завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, ставшим другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «литературные» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, – к его огромному таланту. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы никогда. Поэту был 21 год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м году, он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Во время революции 1917 года Есенин снова дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП (б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам». Октябрь зацепил в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал одним из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голуби», книгу раскупили за несколько дней. А незадолго до этого, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, служившей секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей – дочь Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным – летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они расторгли брак в 1921 году). В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа. Ее инициаторы называли себя имажинистами. В нее входили Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и другие молодые поэты. Школе нужна была центральная фигура, яркое, сильное поэтическое имя. Взяли Есенина. И это был главный и единственный козырь имажинистов. Без Есенина школа была бы пустым местом. А самому Есенину имажинизм совсем не был нужен. В 1919 году в Москве начали открываться одна за другой книжные лавки писателей. Писатели сами торговали книгами и своими писательскими автографами. Поэты читали свои стихи в кафе и клубах, получая за выступление гонорар. Открыли свою книжную лавку и поэты-имажинисты. Умудряясь издавать свои стихи (а время было тяжелое и бумаги не хватало), они продавали их в своей книжной лавке. Книги их, и особенно стихи Есенина, расходились быстро. Как жилось в эти годы Есенину? Писал он много и легко, а печатался больше и чаще других. Нередко выступал со своими стихами в различных кафе, в том числе – в имажинистском «стойло Пегаса». Да и зарабатывал больше других. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем другим. Совсем не легко, и не весело. Питался он плохо. И к тому же у него не было своего угла. Время от времени находился то в Пролеткульте на Воздвиженке, то на Знаменке, то на Красной Пресне жил у скульптора Сергея Коненкова, то у других друзей и знакомых – как у мужчин, так и у женщин. У кого приходилось… Потом стал квартировать в Богословском вместе с Мариенгоф, которого считал своим лучшим другом. Так и жил Есенин бродячей, кочевой жизнью, подчеркнуто богемной. Впрочем, и в последующие годы, до самой своей смерти, он так и не нашел постоянного пристанища. Годы войны и революции наложили на Есенина определенный отпечаток.
В семнадцать лет он по религиозным соображениям стал вегетарианцем и трезвенником. В армии пристрастился к выпивке и, хотя бросил пить. Вернувшись в Москву, Есенин вновь стал жить бездомной, кочевой жизнью, с роями собутыльников и дармоедов, которые постоянно вились вокруг него. Он задыхался в этой нездоровой атмосфере. Он погибал, вдыхая ее пьяный угар. Стал задиристый, легко затевал ссоры и часто вспыхивал, иногда по пустякам. Так шли дни за днями, и вдруг – новая сенсация: после головокружительной связи с Айседорой Дункан Есенин женился на Софье Андреевне Толстой! Она, конечно же, его любила – это внучка Льва Толстого, но он ее так и не смог полюбить. А она тем временем собралась выступить в роли спасительницы великого поэта, всеми силами стараясь вырвать его из среды шинкарей дармоедов, создать нормальные условия для работы, избавить от кочевой жизни… Но сделать это ей оказалось не под силу. Спасение не удалось. Есенин вновь оказался в «стойле Пегаса». В это время были написаны поэма «Черный человек» и надрывные стихи «Москва шинкарей». А в октябре 25-го Есенин попал в психиатрическую больницу, чтобы пройти там двухмесячный курс лечения. Не выдержал – сбежал через месяц. Дальнейшее хорошо известно, хотя «темных пятен» в гибели поэта предостаточно. Поехал в Ленинград. Надеялся там найти квартиру, начать издавать журнал… 29 декабря 1925 года вечерние ленинградские газеты, а на следующий день газеты всей страны, сообщили, что в ночь с 27 на 28 декабря в гостинице «Англетер» поэт «обратил вокруг своей шеи два раза веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаковскую площадь ». Такова официальная версия его смерти. Самоубийство.

Существует и другая версия, согласно которой он был убит по указанию ГПУ. До сих пор не утихают споры: самоубийство? .. или же убийство? .. Это тайна, разгадку которой Сергей Есенин унес с собой в могилу. В любом случае смерть его – среди многих других трагических смертей одна из самых страшных: висельник, залитый кровью, вылившейся из перерезанных вен… Так трагически закончилась жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. И мы не вправе судить, хороший или плохой он был в этой своей переполненной страданиями жизни. Ведь к поэтам нельзя относиться с обычной меркой. Они имеют права, которых попросту нет у обывателя, поскольку стоят несказанно выше и вместе с тем… несказанно ниже каждого из обычных смертных. Почему? Потому что это бессознательной существо, и в то же время – это такой поэт, который встречается один раз в столетие. Примерно так сказал Анатоль Франс о Верлене. Современники Есенина считали, что это высказывание применено и к нему.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) - русский поэт. Сергей Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. Весной 1915 года он приехал в Петроград, где познакомился с А. Блоком, Н. Клюевым. В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его известным. В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. В начале 1919 года Есенин с группой писателей и поэтов создали группу имажинистов. В 1917 познакомился и обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 г. Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном Константином Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. В 1921 г. был официально оформлен развод. Появляются сборники «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924).

Немаловажным событием в жизни Есенина стала встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан осенью 1921 г. Через полгода они поженились. Совместное путешествие молодоженов по Европе и Америке (май 1922 – август 1923) сопровождалось шумными скандалами, по возвращении в Россию они расстались. В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения и поэмы. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах, в очередной раз он попытался начать семейную жизнь, но его союз с С. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 измученный поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек». Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой. Версии о других обстоятельствах смерти поэта активно обсуждались, но специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила ни одной из них. Похоронен Сергей Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище.

5. Творч. Цветаевой. Лирика,поэмы,проза.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) писать стихи начала рано. Первая ее книга «Вечерний альбом» вышла в 1910 году. В дореволюционном творчестве Цветаевой можно выделить два периода: период ранних стихов, «полудетских», «девичьих признаний» (сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», 1912; «Из двух книг», 1913) и период 1915-1917 гг.

Одним из первых на поэзию Цветаевой обратил внимание В. Брюсов, считая ее «несомненно талантливой» и при этом отмечая «жуткую интимность» ее стихов. Но по-настоящему поэтесса обрела свой подлинный поэтический голос в 1917-1916 гг., когда ею были созданы стихотворения, составившие циклы «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин» и другие. Много ярких стихотворений было посвящено поэтам-современникам - Ахматовой, Блоку. Стихи 1915-1917 гг. (лучшее, что написано Цветаевой до революции) печатались в журналах и альманахах, но отдельной книгой они вышли только в 1921 году («Версты»).

Цветаева много работала в жанре поэмы («Царь-Девица», 1920; «На Красном Коне», 1921; «Поэма Горы», 1924; «Поэма Конца», 1924; «Крысолов», 1925; и другие). Значительную часть литературного наследия Цветаевой составляет ее проза, среди которой воспоминания о родных (отце - И. В. Цветаеве, основателе Myзея изобразительных искусств, и матери), о поэтах-современниках (М. Волошине, М. Кузмине и других).

Судьба Марины Цветаевой была нелегкой. Она не смогла понять и принять Октябрьскую революцию и в 1922 году уехала за границу. В эмиграции была трудная жизнь материальных лишений, душевного прозрения. В 1939 году поэтесса возвращается на родину. Живет на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево)

27 августа 1939 года была арестована дочь Ариадна, 10 октября - муж, Сергей Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года, после перенесенных лишений, покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой.

В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой (отпевание состоялась в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.