Система оценивания образовательных результатов освоения фгос спо в гбоу спо рх "техникум коммунального хозяйства и сервиса" (из опыта работы). Среднее профессиональное образование


Среднее профессиональное образование в России

Образовательные учреждения СПО

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи . В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах . Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) :

7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112 (в редакции от 18.05.2006 ). С 1 января 2010 года . при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355 .

Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием

Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение) .

  1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
  2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
  3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Среднее профессиональное образование" в других словарях:

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Среднее профессиональное образование - 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального… … Официальная терминология

    Среднее профессиональное образование - среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего или начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. С.п.о. имеет целью… … Педагогический терминологический словарь

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Среднее профессиональное образование - образование на базе основногообщего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иныхобразовательных учреждениях среднего профессионального… …

    Среднее профессиональное образование - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования,… … Словарь юридических понятий

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс подготовки специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширений образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; является частью… … Профессиональное образование. Словарь

    Образование,которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Среднее профессиональное образование повышенного уровня - Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной … Словарь юридических понятий

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА - в целях подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в области финансов и кредита Минобразование РФ ввело в действие с 17 июня 1997 государственный стандарт для специалистов со средним образованием по специальностям: 060100 –… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Методика преподавания русского языка (начальные классы). Учебник , Е. С. Антонова , С. В. Боброва , Учебник может быть использован при освоении профессионального мо­дуля ПМ. 01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВА­НИЯ (МДК. 01. 01- 01. 08) по специальности 050146 -… Серия: Среднее профессиональное образование Издатель: Среднее профессиональное образование ,
  • Электротехнические изменения Практикум учебное пособие Среднее профессиональное образование Хрусталева З Кнорус ,

В данной статье представлен опыт работы по разработке системы оценивания образовательных результатов освоения ФГОС СПО в ГБОУ СПО РХ "ТКХиС". Даны ответы на вопросы: что оцениваем? когда оцениваем? чем оцениваем? как оцениваем? кто оценивает7

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

образовательных результатов освоения

ФГОС СПО в ГБОУ СПО РХ

«Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

«Оценка – это правильное кровообращение

без неё неизбежны застои и болезненные явления»

Н. Островский

В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций студентов не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.

Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: студенты, преподаватели, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

Оценивание-это контроль качества образования.

Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого преподаватель определяет уровень подготовленности студента.

Оценивание, как и все процессы, имеет свои функции: образовательную, стимулирующую, аналитико – корректирующую, воспитывающую, развивающую, контрольную:

Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

Стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность студента, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

Аналитико - корректирующая функция связана с педагогической рефлексией преподавателя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и студента, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;

Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера;

Наконец, контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) СПО оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) в техникуме включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию студентов.

Конкретные формы – зачет, дифференцированный зачет, экзамен – и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю определяются учебным планом по каждой программе и доводятся до сведения студентов в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для оценки качества подготовки студентов и выпускников, которая осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций студентов, разработаны комплекты КОС.

2. Что оцениваем?

Разработку оценочных средств начали с определения основных показателей оценки результата (далее – ОПОР) как комплексов умений, знаний и практического опыта в соответствии с программами учебных дисциплин и профессиональных модулей ОПОП.

ОПОР определяются по следующим правилам:

1) разделение по технологическому циклу работ: планирование –подготовка – выполнение работ – контроль и исправление ошибок в процессе работ – результат – контроль качества результата;

2) формулирование в виде коротких предложений с заглавным отглагольным существительным, при этом формулировки могут охватывать как комплекс деятельности, так и выполнение отдельных действий;

общих компетенций (ОК)

Основные показатели оценки результатов освоения профессиональных компетенций (ПК) представили в декомпозиции ОПОР до элементарных знаний и умений и элементов практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО путем кодирования, обозначающего логические связи: знание – умение – практический опыт – компетенция.

Профессиональ

ные

компетенции по

ФГОС

Код

и наименование

основных

показателей

оценки

результатов

(ОПОР)

Код

и наименование

элемента

практического

опыта

Код

и наименование

элемента умений

Код

и наименование

элемента знаний

ПК2.1Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания.

1. оборудования систем водоснабжения, водоотведения;

ПО1 Выполнение ремонтных работ зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления жилищно-коммунального хозяйства

ПО2 Оформление регламентной документации

У1 Определение причины и устранение неисправности оборудования систем водоснабжения, водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;

З1 Сущность, назначение и содержание технического обслуживания и ремонта оборудования систем водоснабжения, водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;

З6 Виды технического обслуживания: текущее (внутрисменное) обслуживание, профилактические осмотры, периодические осмотры, надзор;

1.2 Проведение слесарных работ

1.3 Выполнение электрогазосварочные работы при ремонте систем В и В

У3 Проведение испытания отремонтированных систем и оборудования жилищно-коммунального хозяйства;

З2 Знание нормативно-технической документации

З11 Ремонтная документация

З13 Общие принципы технологии ремонта

ОП.01 Техническое черчение

Профессиональные

компетенции по

ФГОС

Код

и наименование

основных

показателей оценки

результатов

(ОПОР)

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Код

и наименование элемента умений

Код

и наименование

элемента знаний

ПК 1.1. Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания.

1. Чтение чертежей и эскизов водоснабжения и водоотведения.

2. Выполнение чертежей и эскизов водоснабжения и водоотведения.

3. Чтение технической и конструкторско-технической документации.

У2 выполнять чертежи и эскизы

З1 требования единой системы конструкторской документации

З2 основные правила построения чертежей

З3 виды нормативно-технической документации

З4 правила чтения технической и конструкторско-технической документации.

3. Когда оцениваем?

Следующим этапом является разделение ОПОР для текущего контроля, промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации.

Профессиональные компетенции

по ФГОС

Основные показатели

оценки

результатов

Виды аттестации

«внутренняя» система оценки

«внешняя» система оценки

Текущий

контроль

Промежуточная аттестация

Государст-венная

(итоговая)

аттеста-ция

Теоре-тичес-кий

экзамен

Практика

учебная

Производст-венная

(преддипломная)

ПК 1.1.

Обеспечивать эксплуатацию системы водо-снабжения и водоотведения здания.

1. 1. Диагностика опреде-ления признаков неисправ-ностей при эксплуатации зданий, сооружений, конст-рукций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения здания.

1.2 .Проведение плановых осмотров зданий, сору-жений, конструкций, обо-рудования систем водо-снабжения, водоотведения, отопления жилищно-коммунального хозяйства

ПМ02 Выполнение ремонтных работ зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных систем жилищно-коммунального хозяйства

Профессиональные компетенции

по ФГОС

Основные показатели оценки

результатов

Виды аттестации

Текущий

контроль

Промежуточная аттестация

Государстве

нная

(итоговая)

аттестация

Теоретич

еский

экзамен

Практика

учебная

производственная

ПК1Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания.

1.1 Грамотное заключение по результатам диагностирования оборудования систем водоснабжения, водоотведения

ОП.01 Техническое черчение

Код и наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий

контроль

Промежуточная

аттестация

У2 -выполнять чертежи и эскизы

З 1 - требования единой системы конструкторской документации

4. Чем оцениваем?

В соответствии с требованиями ФГОС для каждой основной профессиональной образовательной программы создается фонд оценочных средств (далее – ФОС), содержащий оценочные материалы по видам контроля:

текущий контроль, осуществляемый преподавателем в процессе изучения студентами учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и т.п.);

Промежуточная аттестация, осуществляемая аттестационной/экзаменационной комиссией после изучения теоретического материала учебной дисциплины/ профессионального модуля, прохождения учебной/производственной практики и т.п.;

Государственная (итоговая) аттестация, проводимая государственной аттестационной комиссией.

Оценочные средства распределяются на виды по их функциональной принадлежности и кодируются.

По компетентностному признаку оценочные средства отнесены к определенному виду профессиональной деятельности и профессиональной компетенции по ФГОС.

В ФОС предусмотрена классификация оценочных средств по объектам контроля и оценки: компетенции; способности (по основному показателю оценки результата подготовки); практический опыт (по основному показателю оценки результата подготовки); продуктивные умения; репродуктивные умения и знания.

Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации разделяются на контрольные задания, показатели выполнения, критерии оценки.

По сложности контрольные задания разделяются на простые и комплексные контрольные задания. Простые (элементарные) контрольные задания предполагают решение в одно или два действие. К ним можно отнести: тестовые задания с выбором варианта ответа, на установление соответствие, или на установление правильной последовательности; простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием; несложные задания по воспроизведению текста, решения или мануального действия.

Комплексные контрольные задания требуют многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. тестовые, и задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение лабораторных работ или практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п. Комплексные контрольные задания применяются для проверки комплексных умений или компетенций студента.

Критерии оценки необходимы для определения численного эквивалента за неправильно или правильно выполненное (решенное) контрольное задание. Для простых контрольных заданий это, как правило, бинарный признак правильности ответа (решения): дихотомическая оценка – 1 (правильно/ да), 0 – (неправильно/ нет). Для комплексных контрольных заданий используются либо бинарная либо оценка, предполагающая выставление балльной оценки (по возрастающей) за каждый промежуточный правильный ответ, решение или правильно выполненное действие.

Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации выпускников техникума включают: задание на выполнение, основные показатели оценки результатов и критерии оценки результатов выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы содержит тему ВКР и краткое описание: действий (деятельности) аттестуемого и/или планируемого результата работ; условий, используемых материалов, инструментов и приборов (аппаратов) и, при необходимости, проект наряда-допуска на проведение работ установленного образца, определенных нормативными документами. Выполнение аттестуемым письменной экзаменационной работы оценивается по основным показателям оценки результатов в соответствии с определенными критериями в части описания разработанного процесса выполнения выпускной практической квалификационной работы, используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, параметров и режимов ведения процесса.

В соответствии с кодификатором оценочных средств оформили содержательно-компетентностные матрицы оценочных средств отдельно для текущего контроля, контроля результатов учебной/производственной практики, промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций, в которых содержится информация по распределению типов и количества оценочных средств либо по элементам знаний и умений, либо по ОПОР в контексте содержания учебного материала.

Комплекты контрольно-оценочных средств (КОС) создаются для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины, в которых отражаются: назначение, структура, контингент аттестуемых, условия применения, требования к проведению аттестации и др. На основании спецификации разрабатывают варианты ОС конкретного типа, включая исходные данные, необходимые для решения заданий, условия, материалы и т.п.

Спецификация оценочного средства

  1. Назначение

Спецификацией устанавливаются требования к содержанию, оформлению вариантов оценочного средства.

Экзаменационное задание входит в состав комплекта контрольно-оценочных средств и предназначено для промежуточной аттестации и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих основным показателям оценки результатов по программе учебной дисциплины «Техническое черчение» основной профессиональной образовательной программы 270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства.

  1. Контингент аттестуемых: студенты группы ЖКХсс-11 ГБОУ СПО РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
  2. Условия аттестации: аттестация проводится в форме письменного экзамена по завершению освоения учебного материала

Экзаменационный билет по учебной дисциплине «Техническое черчение»

Наименование объектов контроля и оценки

Уровень усвоения

Количество контрольных задач в билете

З1- требования единой системы конструкторской документации

З2- основные правила построения чертежей

З3- виды нормативно-технической документации

З4- правила чтения технической и конструкторско-технической документации.

У2-выполнять чертежи и эскизы

Итого:

  1. Как оцениваем?

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

отлично

80 ÷ 89

хорошо

70 ÷ 79

удовлетворительно

менее 70

не удовлетворительно

Универсальная шкала оценки образовательных достижений

а). Матрица оценок образовательных достижений студентов по результатам текущего контроля

Оценка образовательных достижений студентов по результатам текущего контроля освоения программы профессионального модуля

учебного материала

по программе ПМ

Оценки образовательных достижений студента ______________________________

ПК 1.1.

ПК n.n

ОПОР 1.1

ОПОР 1.n

ОПОР n.n

…….

Раздел 1. Тема 1.1.………………

…….

Раздел 1. Тема 1.2. ………….

…….

Раздел 2. Тема 2.1.……………….

…….

Раздел 2. Тема 2.2.…………….

…….

…………………….

…….

Раздел n. Тема n.1 ……

…….

Интегральная оценка (медиана) элементов ОПОР по текущему контролю

Процент положительных оценок

Оценка уровня подготовки

Оценка достижений студентов по результатам текущего контроля освоения программы учебной дисциплины

учебного материала

по программе УД

Оценки образовательных достижений студента ______________________________

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

Знания

Умения

З n.

У n

Тема 1.1.………………

…….

Тема 1.2. ………….

…….

Тема 1.3.………….

…….

Тема 1.4…………….

…….

Тема 1.5……………….

…….

Тема 2.1.……………….

…….

Тема 2.2.…………….

…….

…………………….

…….

Тема n.1 ……

…….

Процент положительных оценок

Оценка уровня подготовки

б). Матрица оценок достижений студентов по результатам учебной или производственной (преддипломной) практики

Ф.И.О. членов

аттестационной комиссии по практике

Оценки образовательных достижений студента ______________________________ по практике

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

ПК 1.1. (ОК 1)

ПК n.n (ОК n )

ОПОР 1.1

ОПОР 1.2

ОПОР n.n

ОПОР n.1

ОПОР n.n

Сидоров

Смирнов

Процент положительных оценок

Оценка уровня подготовки

в). Матрица оценок образовательных достижений студентов по результатам промежуточной аттестации

Оценка образовательных достижений студентов по результатам промежуточной аттестации по программе профессионального модуля

Оценки образовательных достижений студента ______________________________ по результатам промежуточной аттестации по программе профессионального модуля

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК n.n

ОК 1

ОПОР 1.1

ОПОР 1.2

ОПОР 1.3

ОПОР n.n

ОПОР 2.1

ОПОР 2.2

ОПОР n.n

ОПОР n.1

ОПОР n.n

ОПОР 1.n.

ОПОР n.n

Сидоров

….

Смирнов

….

… …

….

… …

….

… …

….

Интегральная оценка (медиана) ОПОР по текущему контролю

Интегральная оценка (медиана) ОПОР по практике

Интегральная оценка (медиана) ОПОР по промежуточной аттестации

Интегральная оценка (медиана) компетенций

Процент положительных оценок

86

Ф.И.О. членов аттестационной комиссии

Оценки образовательных достижений студента ______________________________ по результатам промежуточной аттестации по программе учебной дисциплины

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

знания

умения

З1

З2

З3

З n.

У1

У2

У n

Сидоров

1

1

0

1

1

0

1

Смирнов

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

Процент положительных оценок

86

Оценка уровня подготовки (по универсальной шкале)

4

г).Матрица оценок достижений студентов по результатам выполнения и защиты ВКР.

На этапе государственной (итоговой) аттестации государственная

аттестационная комиссия формирует матрицу оценок достижений

студентов по результатам выполнения и защиты выпускной

квалификационной работы (ВКР). При этом учитываются оценки рецензента

и руководителя, сделанные по основным показателям оценки результатов.

Интегральная оценка результатов выполнения и защиты ВКР определяется

как медиана по каждому из основных показателей оценки результатов.

6. Кто оценивает?

Оценка компетенций выпускников техникума проводится государственной аттестационной комиссией поэтапно с учетом оценок:

общих и профессиональных компетенций выпускников, продемонстрированных при защите выпускных квалификационных работ (оценка (владеет/не владеет) сделана членами государственной итоговой аттестации по показателям и критериям оценки результата защиты выпускной квалификационной работы);

общих и профессиональных компетенций, сделанных специалистами техникума, на основании результатов промежуточной аттестации по учебным дисциплинам (определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»)) и профессиональным модулям (в форме владеет/не владеет), которые выставляются специалистами техникума и указываются в приложении к диплому;

компетенций выпускников, сделанных членами государственной аттестационной комиссии, на основании содержания документов, характеризующих их образовательные достижения, полученные вне рамок основной профессиональной образовательной программы.

На этапе государственной (итоговой) аттестации государственная аттестационная комиссия формирует матрицу оценок достижений студентов по результатам освоения общих и профессиональных компетенций ОПОП.

Код и наименование

компетенций

Оценка (положительная – 1/ отрицательная – 0)

Интегральная

оценка ОПОР

как результат

ИГА

Интегральная оценка

ОПОР по

промежуточной

аттестации

Интегральная

оценка ОПОР по

результатам

неформального

обучения

Интегральная

оценка компетенций

Процент

положительных

оценок

Уровень

владения

компетенцией

ПК 1.1.

Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания.

1

1

1

90

5

ПК1.2

Обеспечивать эксплуатацию системы отопления здания.

1

1

1

92

5

ПК1.4.Обеспечивать эксплуатацию конструктивных элементов здания из различных видов материалов (лестничные пролеты, окна, двери, крыша и др.)

1

1

89

4

ПК 2.1 Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания.

1

1

93

5

ПК2.2 Осуществлять ремонт системы отопления здания.

1

1

88

4

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1

1

1

80

4

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

1

1

1

95

5

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

1

1

1

91

5

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

1

1

1

93

5

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

1

1

1

95

5

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

1

1

1

83

4

91

5

Оценка уровня подготовки по результатам освоения основной профессиональной образовательной программы определяется государственной аттестационной комиссией по универсальной шкале оценки образовательных достижений.


Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования, особенности функционирования среднего профессионального учебного заведения.

План ответа:

1. Основные документы

2. Задачи нормативно-правового обеспечения.

3. ГОССт уровня среднего профессионального образования.

4. Особенности функционирования среднегопрофессионального учебного заведения

1) 1. Конституция – право на образование.

2. Закон об образовании.

3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

5. федеральная программа развития образования – служит организационной основой гос. политики РФ в области образования.

6. государственные образовательные тандарты – определяется в обязательном порядке минимальное содержание основных образовательных программ, максимум учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

7. Типовое положение об образовательном учрежденииСПО.

2) Задачи нормативно – правового обеспечения.

1. Разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образования различных уровней.

2. Обеспечение и защита конституционного права на образование.

3. Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.

4. Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

3) Одной из современных тенденций развития содержания образования является стандартизация.

Она вызвана 2 обстоятельствами:

1.необходимо создать в стране единого пед образ пространства для обеспечения единого ур общего образования

2.вхождение России в систему мировой культуры

Основное назначение стандарта состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребность общества.



Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности, отражающий общественный идеал, и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (В.С. Леднев )

ГОССт развивает и конкретизирует такие характеристики, как:

Компоненты ГОССт:

1.Федеральный – те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического права России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

2.Национально-региональный – содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и т.д.

3.Компонент конкретного образовательного учреждения – то, что образовательное учреждение может само определять, что важно для подготовки.

ГОССт включает квалификационную характеристику выпускника.

Принципы ГОС СПО:

1.открытость

2.приоритетные качества подготовки специалистов

3.усиление проф направленности содержания образования

4.проверка измерений и оценка качесва подготовки выпускника, создание системы контр, основных показ качесва образования

5. соответсвие содержания СПО современным тенденциям развития образования

6. гуманитаризация

7.практико-ориентированное СПО – вводятся л/р, практикумы…

8.гибкость и вариативность образования

9.непрерывность образования

ГОССт СПО представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов.

Разработаны и утверждены новые государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ССУЗа. Существует ГОССт 2х поколений.

В новом поколении (стандарт введен в 2003-2004гг)

Введены новые программы дополнительной подготовки и специализации.

Определена инвариантная составляющая общая для всех специализаций профиля

Вариативная состовляющая, определяющая специфику деятельности педагога по конкретной специальности.

Усилеие практической направленности обучения и введение дисциплины психолого-педагогический практикум.

Предусмотрены дисциплины - экономика ОУ, менеджмент, правовое обеспечение профессиональной деятельности, т.е. формирование экономической и правовой культуры.

Высокая открытость ГОССта СПО.

Вводится объем времени на реализацию дисциплин национально-регионального компонента.

Выделяют базовый и повышенный уровни ГОССта СПО.

Базовый уровень – приобретается учащимися в СПО по основной профессиональной обучающей программе (все 3и цикла дисциплин + специальные дисциплины + профессиональная практика), нормативный срок обучения не более 4х лет.

Повышенный уровень – получают обучающиеся в рамках основной общеобразовательной подготовке и программ дополнительной подготовки. Объем не более 1го года (производственная практика, углубленная теоретическая и практическая подготовка по отдельным дисциплинам).

Обучение по обоим уровням заканчивается итоговой аттестацией (выпускная, квалификационная дипломная работа с присвоением соответствующей квалификации специалистам).

5 ступеней квалификации:

1 и 2 – на базе основного общего образования (9 лет школы) – ускоренная профессиональная подготовка – 1я ступень., 2 ступень – начальное профессиональное образование.

3 – 5 – на базе полного среднего общего образования.

3 – начальное проф. обр-е

4 – среднее или повышенное проф. обр-е

5 – высшее проф. обр-е и возможность послевузовского образования.

Программы ССУЗов дают возможность получения 3х ступеней квалификации (2,3 и 4).

4) Среднее профессиональное (специальное) учебное заведение - основной тип образовательного учреждения по реализации об­щих образовательных программ среднего профессионального обра­зования.

В своей деятельности все виды ОУ СПО руководствуются феде­ральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, решениями федерального органа управления образованием, органов государственной власти, органов местного самоуправления и типовым положением.

Основными задачами СПУЗа являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения сред­него профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

в) формирование у обучающихся гражданской позиции и тру­долюбия, развитие ответственности, самостоятельности и твор­ческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Кроме этого, благодаря своей многофункциональности СПУЗ может решать задачи органи­зации и проведения методических, научно-методических, опыт­но-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кад­рового обеспечения; заниматься переподготовкой и повышением квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров; рас­пространять педагогические знания среди населения для повы­шения его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

СПУЗ создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством РФ федеральным органом гос. власти, если это федеральное ОУ; или органом гос. власти субъекта РФ, если это региональный техникум или кол­ледж; или органом местного самоуправления, если это муниципальное учреждение.

СПУЗ может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лабора­тории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяй­ства, учебные полигоны, структурные подразделения дополнитель­ного проф. обр-ия, общежития и т.д.

Филиал государственного образовательного учреждения сред­него профессионального образования - это обособленное под­разделение такого учреждения, расположенное вне места его на­хождения. Филиал не является юридическим лицом. В филиале может создаваться в соответствии с уставом выбранный предста­вительный орган - совет филиала. СПУЗ самостоятельно в формировании структуры своего филиала, но его созданием, реорганизацией, переименованием и ликвидацией занимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится СПУЗ. Создание филиала для веде­ния образовательной деятельности осуществляется при наличии учебно-материальной базы, кадрового состава, информационного и социально-бытового обеспечения, соответствующих требовани­ям, предъявляемым к ОУ этого типа. Филиал может иметь в своей структуре отделения, подготови­тельные курсы, другие подразделения, зафиксированные в уставе колледжа. С согласия директора колледжа филиал может иметь печать, штамп, бланк со своим наименованием. Филиал осуществ­ляет образовательную деятельность по одной или нескольким обра­зовательным программам, по различным формам обучения, имея на это соответствующую лицензию.

Представительство ССУЗа создается, реорганизуется, переименовывается самостоятельно по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства.

В СПУЗе могут реализовываться основные профессиональные образовательные програм­мы НПО и дополнитель­ные образовательные программы СПО и НПО

Согласно ГОССту СПО, принятому в 2001 г, боль­шинство средних профессиональных учреждений осуществляют повышенный уровень образования и им присваивается статус колледжа. Присвоение статуса колледжа осуществляется государствен­но-общественной комиссией по аккредитации СПУЗов на основе объек­тивного анализа и оценок.

Основанием для присвоения статуса колледжа является:

Наличие высококвалифицированного состава преподавате­лей, в том числе докторов и кандидатов наук;

Обеспечение повышенного уровня подготовки специалистов по самостоятельно разработанной и научно обоснованной учеб­но-программной документации;

Наличие учебно-материальной базы, обеспечивающей усло­вия для повышенного уровня подготовки специалистов.

Каждые пять лет ОУ СПО проходит аккредитацию, подтверж­дающую его тип и вид.

Среди показателей гос. аккредитации по типу «образова­тельное учреждение СПО» выделяют:

2)качество подготовки: организация образовательного процесса; со­ответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ГОС СПО; си­стема управления и контроля в образовательном учреждении; востребо­ванность выпускников;

3) информационно-методическое обеспечение образовательного про­цесса: состояние библиотечного фонда, состояние учебно-информацион­ного фонда;

4) материально-техническое обеспечение образовательного процесса: наличие лабораторной базы, специализированных кабинетов, производ­ственного оборудования и ТСО в соответствии с требованиями ГОС СПО, позволяющими реализовывать профессиональные образовательные про­граммы;

5)социальную поддержку студентов: наличие условий для прожива­ния студентов в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, для занятий спортом, внеучебной работой.

Среди показателей, определяющих вид образовательного учреждения среднего профессионального образования (техникум/училище, колледж), выделяют:

1) реализуемые образовательные программы, причем для колледжей это наличие образовательных программ, обеспечивающих повышенный уровень квалификации;

2)информатизацию образовательного учреждения. Для колледжа коли­чество ЭВМ на 100 студентов при очной форме обучения составляет 5 шт.;

3)качественный состав педагогических кадров. Для колледжей про­цент преподавателей с высшим образованием составляет 95, а процент преподавателей с квалификационными категориями - 54; процент пре­подавателей с учеными степенями и званиями - 18;

4)учебную и учебно-методическую работу. Для колледжей объем в печатных листах учебных и учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМК, НМК, приходящихся на единицу приведенного штата, составляет 0,25 %.

Свою деятельность СПУЗ осуществляет согласно основным нормативным документам РФ: Закону РФ «Об образовании», локальным актам, касающимся организационной, управленческой, образовательной деятельности колледжа или училища, Типовому положению о среднем профессиональном (специальном) учебном заведении, Уставу среднего профессионального образовательного учреждения. Устав - главный локальный акт, на основе которого формируются приказы, распоряжения, решения, правила, поло­жения, инструкции, договора колледжа. Описанная в Уставе фи­нансово-хозяйственная деятельность является основой для разре­шения различных гражданских и налоговых споров колледжа как юридического лица. Сам Устав и все изменения или дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) работни­ков и обучающихся, а утверждаются органом гос. вла­сти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится ССУЗ.

Управление средним профессиональным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Выборный представительный орган - совет среднего профессионального учебного заведения. В состав сове­та входят директор колледжа, представители всех категорий ра­ботников, обучающихся, а также заинтересованных предприя­тий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор. Другие члены собрания избираются общим советом (конференцией). Срок полномочия совета не может превышать 5 лет.

В среднем профессиональном учебном заведении могут созда­ваться и иные органы самоуправления: педагогические и методи­ческие советы, попечительские советы и т.д.

Так, педагогический совет - постоянно действующий совеща­тельный орган при директоре образовательного учреждения, име­ющий не менее 4 человек. Он обсуждает мероприятия по улучше­нию учебно-воспитательного процесса.

Попечительский совет является формой самоуправления. В его состав могут входить участники образовательного процесса, а также иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности этого учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Работа совета на­правлена на привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения; содействие улучшению условий труда всех категорий работников колледжа; совершенствование материально-технической базы среднего про­фессионального учреждения, благоустройство его помещений и территории; организацию и проведение массовых культурных и спортивных мероприятий, конкурсов профессионального мастер­ства и т.д.; оказание материальной поддержки остронуждающимся студентам. Попечительский совет рассматривает все вопросы, входящие в его компетенцию, согласно уставу колледжа.

Разграничение полномочий между советом и директором опре­деляется Уставом среднего профессионального учебного заведения.

Непосредственное управление средним профессиональным учебным заведением осуществляет директор, прошедший соот­ветствующую аттестацию. Порядок занятия должности директора определяется уставом учебного заведения в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Директор действует от имени среднего профессионального учебного заведения, представ­ляет его во всех организациях, заключает договоры, трудовые кон­тракты, выдает доверенности, открывает счета в банке; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязатель­ные для всех работников и обучающихся.

Директор создает необходимые условия для повышения квали­фикации работников.

В соответствии с законодательством Российской Федерации директор назначает и освобождает от должности работников, оп­ределяет их должностные обязанности. К работникам среднего специального учебного заведения относятся руководящие и педа­гогические работники, учебно-вспомогательный и иной персонал.

К категории руководящих работников относятся заместители директора по учебной работе, по воспитательной работе, по науч­но-методической деятельности, учебно-производственной работе, заведующие отделениями, заведующие практикой, заведующий методическим кабинетом и др. 1 . Категорию педагогических работников составляет преподавательский состав. Учебно-вспомогатель­ный и иной персонал - это заместитель директора по администра­тивно-хозяйственной части, лаборанты кабинетов, медицинские работники, работники столовой, технический персонал и т.д.

Принципы работы базового колледжа:

1.системности – взаимосвязь и взаимодействие всех субъектов образовательного пространства.

2.интеграции и дифференциации – способ объедин усилий различных институтов по решению модернизации образования, обеспечивающих вариативность подходов к содержанию образования и организации образовательного процесса

3.открытости – формирование доступности инф пространства и проведение единой образовательной политики

4.колегиальности – коллективное обсуждение всех направления сотрудн, выработка и принятие общих решений.

5. непрерывности образования – преемственность с др образ учреждениями

Перечислим основные направления деятельности базового педагогического колледжа и кратко рассмот­рим их содержание.

Информационно-аналитическая деятельность:

Изучение соответствия государственных требований к миниму­му содержания и уровню подготовки выпускников по специаль­ностям среднего профессионального образования педагогического профиля федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования;

Изучение соответствия государственных требований к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускников по специ­альностям среднего профессионального образования педагогиче­ского профиля содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направле­ниям и специальностям педагогического профиля;

Анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики педагогических колледжей по актуальным направлени­ям модернизации образования и ознакомление образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности;

Участие в определении региональных потребностей в педа­гогических кадрах;

Создание банка данных элитного кадрового потенциала систе­мы среднего профессионального образования педагогического про­филя;

Создание информационного портала в системе среднего про­фессионального образования педагогического профиля;

Информирование педагогических колледжей и училищ о но­вых направлениях в развитии образования, новых примерных про­граммах по учебным дисциплинам учебно-методической и нор­мативно-правовой документации.

Научно-методическая деятельность:

Участие в определении направлений развития педагогиче­ского образования, в том числе в соответствии с европейскими процессами;

Организация и разработка (корректировка) проектов госу­дарственных требований к минимуму содержания и уровню под­готовки выпускников по специальностям среднего профессиональ­ного образования педагогического профиля;

Организация и разработка содержания регионального (на­ционально-регионального) компонента, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся в общеобразователь­ных учреждениях;

Участие в разработке проектов государственных образова­тельных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического профиля;

Разработка, экспертиза и апробация учебно-программной и учебно-методической документации по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля в усло­виях модернизации образования;

Организация и разработка примерных программ учебных дис­циплин по специальностям среднего профессионального образо­вания педагогического профиля;

Организация и разработка системы менеджмента качества среднего профессионального образования;

Организация и разработка модели формирования профессио­нальной компетенции специалиста со средним профессиональ­ным образованием педагогического профиля;

Организация и разработка программ повышения квалифика­ции педагогических кадров со средним профессиональным обра­зованием педагогического профиля в соответствии с современны­ми требованиями модернизации образования;

Организация и разработка модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования;

Участие в разработке региональных программ развития об­разования;

Содействие в выполнении целевых федеральных, региональ­ных и муниципальных программ развития образования, воспита­ния, молодежной политики и др.;

Научно-методическая поддержка и сопровождение иннова­ционных процессов в региональной образовательной системе.

Организационно-методическая деятельность:

- оказание помощи общеобразовательным учреждениям в освое­нии и введении в действие федерального компонента Государст­венного стандарта общего образования;

Обобщение и распространение инновационного педагоги­ческого опыта педагогических колледжей и училищ;

Организация мониторинга качества среднего профессиональ­ного образования;

Оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

Осуществление редакционно-издательской деятельности;

Оказание помощи в развитии творческого потенциала педа­гогических работников образовательных учреждений;

Повышение квалификации педагогических работников со средним профессиональным образованием;

Организация и проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по актуальным вопросам педагогического образования;

Организация и проведение на местах повышения квалифи­кации педагогических кадров со средним профессиональным об­разованием, проведение выездных совещаний, семинаров, кон­ференций, конкурсов и др.;

Организация и оказание консультативной помощи образова­тельным учреждениям дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Работа среднего профессионального (специального) учебного заведения осуществляется по нескольким направлениям, обозна­ченным в уставе учреждения: это экономическая, международ­ная, образовательная, научно-исследовательская, инновационная деятельность и т.д. Остановимся на содержании каждого вида.

Направления работы ССУЗА:

1.Колледжу дано право заниматься экономической деятельностью. Колледж является собственником здания, сооружений, находя­щихся на его территории, оборудования, с помощью которого осуществляется педагогический процесс, а также иного необхо­димого имущества потребительского, социального, культурного назначения. Он может также выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества. Земельные участки закрепляются за кол­леджем в бессрочное бесплатное пользование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом колледж может осуществлять платную образовательную деятельность. Этот вид деятельности не может быть осуществлен взамен и(или) в рамках образовательной деятельности, финансируе­мой за счет бюджетных средств. Размер платных образовательных услуг устанавливается директором в соответствии с утвержденной сметой расходов. Сверх финансируемых за счет бюджетных средств студентов колледж может осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лица­ми с оплатой ими стоимости обучения. Он может также оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх соответ­ствующих образовательных программ и Государственного образова­тельного стандарта по договорам с физическими и юридическими лицами, в том числе студентами, обучающимися за счет бюджет­ных средств (на добровольной основе). Колледж вправе вести пред­принимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.Колледж имеет возможность заниматься международной и внешнеэкономической деятельностью в области образовательной, научной и т.д. деятельности в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

3.Центральное место среди прочих занимает его образовательная деятельность.

Образовательная деятельность строится с учетом современных требований к модернизации системы среднего профессионально­го образования.

4.научно-исследовательская

5.инновационная деятельность

Предметно-цикловая комиссия – объединение преподавателей определенных дисциплин или близких м/д собой предметов.

В рамках образовательной работы колледжа и как самостоя­тельное ее направление в рамках системы непрерывного образо­вания выделяют научно-методическую деятельность колледжа. Она представляет собой совокупность мероприятий, проводимых ад­министрацией колледжа, преподавателями в целях овладения ме­тодами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на учебных занятиях и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации для проведения и обеспечения образователь­ного процесса, внедрения передового педагогического опыта, повы­шения теоретического уровня и профессиональной квалифика­ции преподавателей и руководства образовательного учреждения.

Основными задачами научно-методической деятельности среднего профессионального учеб­ного заведения являются:

Совершенствование учебных планов и программ;

Отработка и обновление содержания учебных предметов;

Совершенствование методики, повышение эффективности всех видов учебных занятий;

Подготовка пособий и других учебно-методических матери­алов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям педагогики и психологии;

Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового опыта, новых информационных технологий;

Совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Научные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы;

Координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисципли­нам;

Обсуждение проблем информатизации образования, повы­шение качества профессиональной подготовки преподавателей на основе широкого использования средств вычислительной и ин­формационной техники;

Анализ и коррекция подготовки студентов по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посе­щений занятий;

Организация лекций для администрации и педагогов по про­блемам обучения и воспитания студентов, технологии проведе­ния отдельных видов учебных занятий в соответствии с новыми достижениями в педагогической науке;

Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдель­ных преподавателей;

Изучение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической деятельности других колледжей.

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом . В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.